Решение по делу № 2а-4517/2017 ~ М-4641/2017 от 13.10.2017

Дело № 2а-4517/2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г.Йошкар-Ола 20 октября 2017 года

Йошкар-Олинский городской суд Республики Марий Эл в составе: председательствующего судьи Юмановой Е.В.,

при секретаре Малининой А.Л.,

с участием административного истца Паршакова С.Л.,

представителя административного истца Чепайкиной Е.А.,

представителя административного ответчика Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Марий Эл Зайкова А.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Паршакова С.Л. к Министерству юстиции Российской Федерации по Республике Марий о признании незаконными, необоснованными и отмене уведомлений об отказе в согласовании пикетирования,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец Паршаков С.Л. обратился в суд с административным исковым заявлением к Министерству юстиции Республики Марий о признании незаконными, необоснованными отмене уведомлений от 02 октября 2017 года , от 05 октября 2017 года об отказе в согласовании запланированного Паршаковым С.Л. на 07 октября 2017 года пикетирования группой лиц с использованием быстровозводимой сборно-разборной конструкции.

В обоснование заявления административный истец указал, что 02 октября 2017 года Паршаков С.Л. направил в Министерство юстиции Республики Марий Эл уведомление о проведении публичного мероприятия в форме пикетирования, проводимого несколькими участниками (тридцать человек) с использованием быстровозводимой сборно-разборной конструкции, запланированного на 07 октября 2017 года с 18 час. до 21час. Местом проведения публичного мероприятия в уведомлении была указана «площадь им. Никонова в г. Йошкар-Оле или на бульваре Чавайна перед памятником Котомкину А.Е.». 02 октября 2017 года от Министерства юстиции Республики Марий Эл Паршакову С.Л. направлено письмо с сообщением, что запрошенная площадка уже согласована иному лицу для проведения рекламных акций по продаже товаров местных производителей. Административным ответчиком Паршакову С.Л. предложено изменить заявленное им место проведения запланированного пикетирования на территорию перед домом 95 по улице Строителей (Мебельград) в городе Йошкар-Оле. 05 октября 2017 года Паршакову С.Л. направлено дополнительное уведомление от Министерства юстиции Республики Марий Эл.

Однако оснований для отказа в согласовании места проведения пикетирования у административного ответчика не имелось, поскольку заявленное Паршаковым С.Л. место планируемого проведения публичного мероприятия не относится к числу мест, в которых запрещено проведение таких мероприятий. Закон не содержит запрета на проведение нескольких публичных мероприятий в одном месте при обеспечении соблюдения установленных законом принципов и обеспечении возможности достижения цели публичных мероприятий. Ответы Министерства юстиции Республики Марий Эл не содержали информации о времени проведения запланированного рекламного мероприятия, в связи с чем Паршаков С.Л. был вынужден направлять в адрес административного ответчика дополнительный запрос, на который получил ответ, что рекламные акции согласованы к проведению 07 октября 2017 года с 08 час. До 21 час. Действующий закон не содержит такого вида публичного мероприятия, как рекламная акция. Фактически 07 октября 2017 года рекламные акции на площади им. Никонова перед театром им. Константинова не проводились. С учетом изложенного административный истец полагает незаконными и необоснованными уведомления Министерства юстиции Республики Марий Эл от 02 октября 2017 года , от 05 октября 2017 года .

В судебном заседании административный истец Паршаков С.Л., его представитель по доверенности Чепайкина Е.А. административное исковое заявление поддержали в полном объеме по основаниям, указанным в административном исковом заявлении.

Представитель административного ответчика – Министерства юстиции республики Марий Эл Зайков А.Н. административный иск не признал, просил отказать в удовлетворении административного искового заявления.

Свидетель ФИО10 в судебном заседании пояснил, что 07 октября 2017 года проходил по площади Никонова г. Йошкар-Олы после 14.00, а также около 17.00, не видел, чтобы проводились рекламные акции, что отразил на фотографиях.

Рассмотрев по существу административное дело, выслушав лиц, участвующих в деле, показания свидетеля, исследовав представленные сторонами доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 31 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.

Для обеспечения реализации указанного права принят Федеральный закон от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (далее – Федеральный закон №54-ФЗ).

Согласно пункту 6 статьи 2 Федерального закона №54-ФЗ пикетирование – это форма публичного выражения мнений, осуществляемого без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации, а также быстровозводимые сборно-разборные конструкции.

В части 4 статьи 5 Федерального закона №54-ФЗ предусмотрено, что организатор публичного мероприятия обязан подать в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления уведомление о проведении публичного мероприятия в порядке, установленном статьей 7 настоящего Федерального закона.

В статье 2 Закона Республики Марий Эл от 01 октября 2004 года № 36-З «О регулировании отдельных вопросов, связанных с проведением публичных мероприятий на территории Республики Марий Эл» (далее – Закон Республики Марий Эл № 36-З) предусмотрено, что уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником без использования быстровозводимой сборно-разборной конструкции) подается его организатором в письменной форме в Правительство Республики Марий Эл либо уполномоченный им орган исполнительной власти Республики Марий Эл (далее - орган исполнительной власти) или в администрацию соответствующего муниципального образования в срок не ранее 15 дней и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия.

В случае определения в уведомлении местом проведения публичного мероприятия территории, непосредственно прилегающей к месту расположения органа (органов) государственной власти, государственных предприятий, учреждений, организаций, уведомление направляется в Правительство Республики Марий Эл или уполномоченный им орган исполнительной власти.

В случае определения в уведомлении местом проведения публичного мероприятия территории муниципального образования, за исключением перечисленной в части второй настоящей статьи, уведомление направляется в администрацию муниципального образования.

Поскольку местом проведения публичного мероприятия административным истцом была указана территория, на которую распространяется действие части 2 статьи 2 Закона Республики Марий Эл от 01 октября 2004 года № 36-З, органом, уполномоченным рассматривать уведомление о проведении публичного мероприятия, является Министерство юстиции Республики Марий Эл.

Нормой части 3 статьи 7 Федерального закона №54-ФЗ предусмотрено, какие сведения должны содержаться в уведомлении о проведении публичного мероприятия.

02 октября 2017 года Паршаков С.Л. обратился в Министерство юстиции Республики Марий Эл с уведомлением о проведении публичного мероприятия в форме пикетирования с применением средств наглядной агитации, проводимого несколькими участниками с использованием быстровозводимой сборно-разборной конструкции, запланированного на 07 октября 2017 года с 18 час. до 21 час. Место проведения публичного мероприятия – территория перед театром им. Константинова по адресу: республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, пл. Никонова, д. 1 либо, если проведение по данному адресу публичного мероприятия обоснованно невозможно – Бульвар Чавайна на территории перед памятником Котомкину (Савинскому) (находящемуся между строениями по адресам: Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, пл. Никонова, д.1 и ул. Вознесенская, д. 76).

Частью 1 статьи 8 Федерального закона №54-ФЗ установлено, что публичное мероприятие может проводиться в любых пригодных для целей данного мероприятия местах в случае, если его проведение не создает угрозы обрушения зданий и сооружений или иной угрозы безопасности участников данного публичного мероприятия. Условия запрета или ограничения проведения публичного мероприятия в отдельных местах могут быть конкретизированы федеральными законами.

В соответствии с ч. 6 ст. 4.2 Закона Республики Марий Эл N 36-З в случае направления организаторами нескольких публичных мероприятий уведомлений о проведении публичных мероприятий в специально отведенных местах в одно и то же время очередность использования специально отведенных мест определяется исходя из времени получения соответствующего уведомления органом исполнительной власти или администрацией соответствующего муниципального образования.

Согласно пункту 2 части 1 ст. 12 Федерального закона 54-ФЗ орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления после получения уведомления о проведении публичного мероприятия обязан довести до сведения организатора публичного мероприятия в течение трех дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия (а при подаче уведомления о проведении пикетирования группой лиц менее чем за пять дней до дня его проведения - в день его получения) обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, а также предложения об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям настоящего Федерального закона.

Как указано в определении Конституционного суда Российской Федерации от 18 июля 2017 года №1730-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Степанова Игоря Николаевича на нарушение его конституционных прав положением пункта 2 части 1 статьи 12 федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», орган публичной власти вправе лишь предложить изменить место и (или) время его проведения, причем такое предложение должно быть мотивированным и вызываться либо необходимостью сохранения нормального и бесперебойного функционирования жизненно важных объектов коммунальной или транспортной инфраструктуры, либо необходимостью поддержания общественного порядка, обеспечения безопасности граждан (как участников публичного мероприятия, так и лиц, которые могут находиться в месте его проведения в заявленное организатором время), либо иными подобными причинами, исчерпывающее законодательное закрепление перечня которых необоснованно ограничивало бы дискрецию органов публичной власти по реализации своих конституционных обязанностей.

02 октября 2017 года Министерством юстиции Республики Марий Эл Паршакову С.Л. направлено письмо , в котором сообщено, что по информации Администрации городского округа «Город Йошкар-Ола», 07 октября 2017 года на площади им. Никонова перед театром им. Константинова, а также на Бульваре Чавайна перед памятником Котомкину будет проводиться рекламная акция по продаже товаров местных производителей, в связи с чем Министерство юстиции Республики
Марий Эл вносит предложение об изменении места и (или) времени проведения заявленного Паршаковым С.Л. публичного мероприятия. Для проведения публичного мероприятия рекомендовано использовать специально отведенные места, входящие в Перечень единых специально отведенных или приспособленных мест для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера, утвержденный постановлением Правительства Республики Марий ЭЛ от 06 декабря 2012 года № 455.

04 октября 2017 года Паршаков С.Л. направил в Министерство юстиции Республики Марий Эл письмо с требованием дополнить ранее данный ответ копией решения Администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» о проведении 07 октября 2017 года рекламной акции по продаже товаров местных производителей или сообщить о временных и территориальных границах для обеспечения Паршакову С.Л. возможности выбрать другое свободное место на бульваре Чавайна.

05 октября 2017 года Министерство юстиции Республики Марий Эл направило Паршакову С.Л. письмо , в котором сообщило, что согласно письмам Администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» от 02 октября 2017 года , от 04 октября 2017 года , 07 октября 2017 года с 08 час. по 21 час в соответствии с согласованными заявками на территории перед театром им. Константинова, находящейся по адресу: площадь им. Никонова, д. 1, а также на пешеходной части бульвара Чавайна, в том числе, на территории перед памятником А.Е. Котомкину (Савинскому), находящейся между строениями по адресам: площадь им Никонова, д. 1 и ул. Вознесенская, д. 76, заинтересованными лицами будут проводиться рекламные акции, в том числе, по продаже товаров местных производителей (изделий народных художественных промыслов).

В направленных Паршакову С.Л. письмах от 02 октября 2017 года, от 04 октября 2017 года предложение изменить место проведения публичного мероприятия Министерством юстиции Республики Марий Эл обосновано обстоятельством согласования проведения в указанную заявителем дату иного мероприятия по выбранным адресам. Таким образом, административным ответчиком приведены мотивы предложения изменить место проведения пикетирования в соответствии с требованием пункта 2 части 1 ст. 12 Федерального Закона 54-ФЗ, а также предложено иное место для проведения публичного мероприятия в городе Йошкар-Оле.

Довод административного истца о направлении административным ответчиком немотивированного ответа при таких обстоятельствах несостоятелен.

При этом Министерство юстиции Республики Марий Эл исполнило свою обязанность по направлению запроса в Администрацию городского округа «Город Йошкар-Ола» для выяснения, не запланировано ли на заявленной территории в указанное время проведение иных массовых мероприятий.

Обстоятельство согласования Администрацией городского округа «Город Йошкар-Ола» проведения рекламного мероприятия, запланированного на 07 октября 2017 года, подтверждается представленными суду доказательствами.

Письмом от 02 октября 2017 года Администрация городского округа «Город Йошкар-Ола» в ответ на запрос Министерства юстиции Республики Марий Эл сообщила, что на 07 октября 2017 года на территории перед театром Константинова, находящейся по адресу: г. Йошкар-Ола, пл. Никонова, д.1, Администрацией городского округа «Город Йошкар-Ола» согласовано проведение рекламной акции по продаже товаров местных производителей (изделий художественных промыслов). Также на пешеходной части бул. Чавайна Администрацией Городского округа «Город Йошкар-Ола» согласовано проведение рекламной акции, в том числе, на бул. Чавайна, на территории перед памятником А.Е. Котомкину (Савинскому) (находящейся между строениями по адресам: Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, пл. Никонова, д. 1 и ул. Вознесенская, д. 76), которая проводится АО «Эр -Телеком Холдинг» ежедневно с 01 по 31 октября 2017 года.

Письмом от 04 октября 2017 года Администрация городского округа «Город Йошкар-Ола» в ответ на запрос Министерства юстиции Республики Марий Эл сообщила, что в соответствии с заявкой на территории перед театром им. Константинова, находящейся по адресу: г. Йошкар-Ола, пл. Никонова, д. 1, планируется проведение заинтересованным лицом рекламной акции по продаже товаров местных производителей (изделий художественных промыслов) 07 октября 2017 года с 10 час. до
20 час. В соответствии с согласованной Администрацией городского округа «Город Йошкар-Ола» заявкой на пешеходной части бул. ФИО3, в том числе, на бул. Чавайна, на территории перед памятником А.Е. Котомкину (Савинскому) (находящейся между строениями по адресам: Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, пл. Никонова, д. 1 и ул. Вознесенская, д. 76), 07 октября 2017 года запланировано проведение заинтересованной организацией рекламной акции с 08 час. до 21 час.

Как следует из материалов дела, 28 сентября 2017 года Акционерным обществом «Эр – Телеком Холдинг» в лице филиала в г. Йошкар-Оле в Администрацию городского округа «Город Йошкар-Ола» направлено письмо с просьбой согласовать проведение массовых рекламных акций в период с 01 по 31 октября 2017 года на указанных территориях города Йошкар-Олы, в том числе, на пешеходной части Бульвара Чавайна и бульвара Победы, пешеходной части улицы Первомайской на протяжении от улицы Красноармейской до Ленинского проспекта.

29 сентября 2017 года Администрация городского округа «Город Йошкар-Ола» направила Акционерному обществу «Эр – Телеком Холдинг» в лице филиала в г. Йошкар-Оле письмо с согласованием проведения рекламных акций на заявленных территориях в период с 01 октября по 31 октября 2017 года с установлением времени проведения акций с 08 часов до 21 часа.

По пояснению в судебном заседании представителя административного ответчика, поскольку Администрация городского округа «Город Йошкар-Ола» вправе согласовывать на территории города
Йошкар-Олы проведение массовых мероприятий, Министерством юстиции Республики Марий Эл после получения уведомления Паршакова С.Л. о проведении публичного мероприятия, направлен запрос в орган местного самоуправления для проверки, не согласовано ли на заявленной Паршаковым С.Л. территории проведение иного массового мероприятия.

Суд принимает во внимание пояснения представителя административного ответчика.

Поскольку Министерством юстиции Республики Марий Эл получены ответы Администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» о проведении на указанной территории массовых мероприятий с определением времени проведения таких мероприятий, Паршакова С.Л. направлено предложение изменить место проведения пикетирования.

Суд, исследовав представленные доказательства, приходит к убеждению, что административным ответчиком доказано соблюдение им требований Федерального закона № 57-ФЗ. При направлении предложения об изменении места проведения публичного мероприятия Министерством юстиции Республики Марий Эл принята во внимание необходимость поддержания общественного порядка и обеспечения безопасности граждан.

В постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 14 февраля 2013 года N 4-П «По делу о проверке конституционности Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы и жалобой гражданина Э.В. Савенко» определено, что при согласовании публичного мероприятия уполномоченные представители публичной власти должны, в том числе, предложить организаторам публичного мероприятия такой вариант, который позволял бы реализовать его цели, включая свободное формирование и выдвижение участниками публичного мероприятия своих требований, в том числе политических, и их доведение до соответствующих адресатов. Организаторы публичного мероприятия, в свою очередь, должны предпринимать разумные и достаточные усилия по достижению возможного компромисса на основе баланса интересов, с тем чтобы реализовать свое конституционное право на свободу мирных собраний. Аналогичного подхода при оценке процедуры согласования публичного мероприятия и обязанностей сторон такого согласования придерживается Европейский Суд по правам человека, по мнению которого в ситуации, когда власти не запрещают публичное мероприятие, а предлагают альтернативное место проведения, его организаторы не могут отвергать без каких-либо убедительных причин предложение властей, позволяющее им провести свое мероприятие в другом месте, в особенности, если оно находится в центре города и явно больше по размерам (постановление от 10 июля 2012 года по делу «Берладир и другие против России») (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 14 февраля 2013 года N 4-П).

В данном случае Министерством юстиции Республики Марий Эл организатору публичного мероприятия предложено проведение пикетирования по иному адресу в городе Йошкар-Оле из специально отведенных мест, входящих в Перечень единых специально отведенных или приспособленных мест для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера, утвержденный постановлением Правительства Республики Марий Эл от 6 декабря 2012г. №455.

В указанном Перечне в качестве такого специально отведенного или приспособленного места для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера указана территория по адресу: г. Йошкар-Ола, территория перед д.95 по ул.Строителей («Мебельград»).

Административным органом не допущено запрета на проведение публичного мероприятия и приняты достаточные меры обеспечения права заявителя на проведение публичного мероприятия.

Доказательств невозможности достижения участниками публичного мероприятия поставленных ими целей в случае проведения пикетирования в предложенном административным органом месте не имеется.

Довод административного ответчика о том, что при проведении пикетирования по предложенному адресу не будут достигнуты цели проведения публичного мероприятия, основан на предположении.

Согласно ст. 2 Федерального закона №54-ФЗ публичное мероприятие - открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики или информирование избирателей о своей деятельности при встрече депутата законодательного (представительного) органа государственной власти, депутата представительного органа муниципального образования с избирателями.

Исходя из указанного правового регулирования, цели публичного мероприятия могут быть достигнуты при проведении публичного мероприятия в любом специально отведенном, приспособленном месте или ином месте, отвечающем требованиям закона, в том числе, и не в центральных районах города.

С учетом выполнения Министерством юстиции Республики Марий Эл требований Федерального закона №54-ФЗ, довод административного истца о том, что свидетель не обнаружил проведение рекламной акции, правового значения для разрешения данного дела не имеет. Административным ответчиком установлено обстоятельство согласования органом местного самоуправления проведения массового мероприятия. Об отмене проведения мероприятия административному ответчику не сообщалось.

Определение мест для проведения публичных мероприятий, как специально отведенных или приспособленных для этого, так и иных мест, где такие мероприятия проводятся по предварительному согласованию, осуществляется в целях реализации гарантированного статьей 31 Конституции Российской Федерации права граждан Российской Федерации с соблюдением при этом прав иных лиц на функционирование объектов жизнеобеспечения, обеспечение свободного пешеходного и транспортного передвижения, обеспечением общественного порядка и безопасности.

Организатор публичного мероприятия в данном случае при наличии у него возможности организации пикетирования не принял мер к реализации своего права.

С учетом изложенного, суд приходит к убеждению, что административным ответчиком не допущено нарушения прав, свобод законных интересов административного истца, требований закона.
Паршакову С.Л. не было отказано в согласовании проведения пикетирования, в связи с чем оснований для удовлетворения административного искового заявления Паршакова С.Л. к Министерству юстиции Республики Марий Эл о признании незаконными, необоснованными отмене уведомлений от 02 октября 2017 года , от 05 октября 2017 года об отказе в согласовании запланированного Паршаковым С.Л. на 07 октября 2017 года пикетирования группой лиц с использованием быстровозводимой сборно-разборной конструкции не имеется.

Руководствуясь статьями 175-177, 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

РЕШИЛ:

отказать в удовлетворении административного искового заявления Паршакова С.Л. к Министерству юстиции Российской Федерации по Республике Марий о признании незаконными, необоснованными и отмене уведомлений об отказе в согласовании пикетирования в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Марий Эл через Йошкар-Олинский городской суд Республики Марий Эл в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Е.В.Юманова

решение в окончательной форме составлено 24 октября 2017 года

2а-4517/2017 ~ М-4641/2017

Категория:
Административные
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Паршаков Сергей Леонидович
Ответчики
Министерство юстиции Российской Федерации по РМЭ
Суд
Йошкар-Олинский городской суд
Судья
Юманова Екатерина Владимировна
13.10.2017[Адм.] Регистрация административного искового заявления
13.10.2017[Адм.] Передача материалов судье
13.10.2017[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
13.10.2017[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.10.2017[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
19.10.2017[Адм.] Судебное заседание
20.10.2017[Адм.] Судебное заседание
24.10.2017[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
25.10.2017[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее