Дело № 2-7319/2014
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
09 декабря 2014 года город Уфа
Октябрьский районный суд города Уфы Республики Башкортостан в составе
председательствующего судьи Шафиковой Е.С.
при секретаре Аскаровой Е.Ф.,
с участием заявителя Распопова С.В.; представителя заинтересованного лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан – Иркабаева А.М., действующего на основании доверенности№ от ДД.ММ.ГГГГ, удостоверенной руководителем Управления ФИО6, сроком действия в течение одного года,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлениюРаспопова С.В. о признании недействительным решения об отказе в государственной регистрации права собственности, обязании зарегистрировать переход права собственности,
у с т а н о в и л:
Распопов С.В. в порядке главы 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обратился в суд с заявлением и просил признать недействительным решение об отказе в государственной регистрации права собственности, обязать зарегистрировать переход права собственности.
В обоснование требований указано, что ДД.ММ.ГГГГ им с СПК «<данные изъяты>» (ИНН №) были заключены:
- договор купли-продажи нежилой недвижимости, согласно которому продавец (СПК «<данные изъяты>») обязался передать в собственность заявителя, а заявитель обязался принять и оплатить 21 объект недвижимого имущества;
- договор купли-продажи, согласно которому продавец (СПК «<данные изъяты>») обязался продать, а заявитель обязался оплатить и демонтировать 19 объектов недвижимого имущества; здание лечебницы для скота
- договор, согласно которому продавец (СПК «<данные изъяты>») обязался продать, а заявитель обязался оплатить и демонтировать металлолом.
Имущество было передано продавцом (СПК «<данные изъяты>») заявителю, что подтверждается актами приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ.
Договоры купли-продажи зарегистрированы не были в связи с тем, что ДД.ММ.ГГГГ решением арбитражного суда Республики Башкортостан в отношении СПК «<данные изъяты>» было завершено конкурсное производство. ДД.ММ.ГГГГ в Единый государственный реестр юридических лиц в отношении СПК «<данные изъяты>» была внесена запись о прекращении деятельности.
Сообщением от ДД.ММ.ГГГГ № Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан отказано в государственной регистрации права собственности на следующее имущество:
- здание санпропуска по адресу: <адрес>, кадастровый номер: №;
- Правление по адресу: <адрес>, кадастровый номер: №;
- лечебница для скота по адресу: <адрес>, кадастровый номер: №;
- крытый ток по адресу: <адрес>, кадастровый номер: №;
- склад фуражный по адресу: <адрес>, кадастровый номер: №;
- кузница по адресу: <адрес>, кадастровый номер: №;
- гараж по адресу: <адрес>, кадастровый номер: №.
Причинами отказа указано то, что правообладателем не представлено заявление и иные необходимые документы на государственную регистрацию ранее возникшего права продавца (сельскохозяйственный производственный кооператив «<данные изъяты>») на отчуждаемые объекты недвижимого имущества.
С вынесенным государственным органом ненормативным правовым актом сообщением об отказе в государственной регистрации по делу правоустанавливающих документов от ДД.ММ.ГГГГ № заявитель не согласен. Заявитель полагает, что единственным основанием для отказа в государственной регистрации перехода права собственности на заявителя является отсутствие продавца, так как только продавец уполномочен на подачу заявления о государственной регистрации права собственности, что не может быть сделано в связи с прекращением деятельности продавца. Факт исполнения продавцом (СПК «<данные изъяты>») обязанности по передаче имущества покупателю (заявителю) подтверждается актами приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ. Факт исполнения покупателем (заявителем) обязанности по оплате подтверждается квитанцией от ДД.ММ.ГГГГ.
Заявитель полагает, что сообщением об отказе в государственной регистрации по делу правоустанавливающих документов от ДД.ММ.ГГГГ № нарушено его право собственности на указанные выше недвижимые имущества, в связи с чем, просил признать недействительным решение об отказе в государственной регистрации права собственности, изложенного в сообщении об отказе в государственной регистрации по делу правоустанавливающих документов от ДД.ММ.ГГГГ № и обязать Управление Росреестра по РБ зарегистрировать переход права собственности.
В судебном заседании Распопов С.В. поддержал требования о признании незаконным решения Управления Росреестра по РБ об отказе в государственной регистрации перехода права собственности и обязании зарегистрировать переход права собственности.
Представитель заинтересованного лица, чьи действия обжалуются, - Управления Росреестра по РБ Иркабаев А.М. просил отказать в удовлетворении требований заявителя по основаниям, изложенным в письменном отзыве.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, материалы дела правоустанавливающих документов, суд находит заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В силу статьи 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
В соответствии со статьей 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Согласно статье 255 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных органов или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся решения, действия (бездействие, в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Под действиями и решениями понимаются как фактические действия органов и должностных лиц, государственных и муниципальных служащих по выполнению возложенных на них функций государственного управления, так и акты, содержащиеся государственно-властное повелевание, предписание в отношении заявителя, которыми нарушены права и свободы заявителя.
Как разъяснено в пункте 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 года № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» исходя из положений статьи 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
Судом установлено, что по договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ Распопов С.В. приобрел у сельскохозяйственного производственного кооператива «<данные изъяты>» за <данные изъяты> рублей следующие объекты недвижимости:
- здание правления по адресу: <адрес>;
- здание зернохранилища по адресу: <адрес>;
- здание зернохранилища по адресу: <адрес>;
- овощехранилище по адресу: <адрес>а;
- здание <данные изъяты> по адресу: <адрес>;
- здание <данные изъяты> по адресу: <адрес>;
- здание лечебницы для скота по адресу: <адрес>;
- здание крытого тока по адресу: <адрес>;
- здание автозаправочной станции по адресу: <адрес>;
- здание склада травяной муки по адресу: <адрес>;
- здание склада фуражного по адресу: <адрес>;
- здание кузницы по адресу: <адрес>;
- здание гаража по адресу: <адрес>;
- здание склада запчастей по адресу: <адрес>;
- здание коровника по адресу: <адрес>;
- здание телятника по адресу: <адрес>;
- здание свинарника по адресу: <адрес>;
- здание конюшни по адресу: <адрес>;
- здание автовесов на 30т по адресу: <адрес>;
- здание пекарни по адресу: <адрес>;
- пасека по адресу: <адрес>.
По договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ Распопов С.В. приобрел у сельскохозяйственного производственного кооператива «<данные изъяты>» за <данные изъяты> рублей следующие объекты недвижимости:
- здание гаража для тракторов по адресу: <адрес>
- здание весовой кормоцеха по адресу: <адрес>;
- здание красного уголка по адресу: <адрес>;
- здание кормоцеха по адресу: <адрес>;
- здание коровника № по адресу: <адрес>;
- здание коровника № по адресу: <адрес>;
- здание коровника № по адресу: <адрес>;
- здание телятника на 600 голов по адресу: <адрес>
- здание котельной по адресу: <адрес>;
- здание лечебницы для скота по адресу: <адрес>;
- здание насосной по адресу: <адрес>;
- здание станции мазутной по адресу: <адрес>;
- здание санпропуска по адресу: <адрес>;
- здание склада башенного 2 шт по адресу: <адрес>;
- здание склада башенного 1 шт по адресу: <адрес>;
- водонапорная башня ДД.ММ.ГГГГ;
- водонапорная башня ДД.ММ.ГГГГ;
- навозосборник 2 шт;
- летний лагерь КРС.
По актам приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ вышеназванные объекты недвижимости переданы Распопову С.В.
Также по договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ Распопов С.В. приобрел у СПК «<данные изъяты>» трубы бывшей мелиорации, находящиеся под землей, в количестве 500 метров, диаметром 530 мм, стенка 6 мм, стоимостью <данные изъяты> рублей.
Определением Арбитражного суда Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ в отношении СПК «<данные изъяты>» было завершено конкурсное производство.
ДД.ММ.ГГГГ в Единый государственный реестр юридических лиц в отношении СПК «<данные изъяты>» была внесена запись о прекращении деятельности.
Распопов С.В. обратился в Управление Росреестра по РБ для регистрации права собственности на вышеназванные объекты недвижимости.
Сообщением за № от ДД.ММ.ГГГГ заявителю отказано в государственной регистрации по делу правоустанавливающих документов на:
- здание санпропуска по адресу: <адрес>, кадастровый номер: №;
- правление по адресу: <адрес>, кадастровый номер: №;
- лечебница для скота по адресу: <адрес>, кадастровый номер: №;
- крытый ток по адресу: <адрес>, кадастровый номер: №;
- склад фуражный по адресу: <адрес>, кадастровый номер: №;
- кузница по адресу: <адрес>, кадастровый номер: №;
- гараж по адресу: <адрес>, кадастровый номер: №.
В обоснование отказа в государственной регистрации Управление Росреестра по РБ указало на то, что документы, подтверждающие ранее возникшее право собственности продавца (СПК «<данные изъяты>») на отчуждаемые объекты недвижимости не представлено, а в ЕГРП отсутствуют записи о регистрации данных прав.
Не согласившись с отказом в государственной регистрации права собственности, заявитель обратился в суд.
Суд приходит к выводу, что отказ в государственной регистрации прав является правомерным.
Как установлено судом, для государственной регистрации заявителем представлены договора купли-продажи нежилой недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ, заключенные между СПК «<данные изъяты>» и Распоповым С.В.
В соответствии с пунктом 2 статьи 6 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», государственная регистрация возникшего до введения в действие Закона о регистрации права на объект недвижимого имущества требуется при государственной регистрации возникшего после введения в действие Закона о регистрации перехода данного права.
В силу абзаца 1 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», государственная регистрация прав доводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности.
Согласно пункту 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ними. Права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», признаются юридически действительными. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.
Однако, государственная регистрация возникшего до введения в действие Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» права на объект недвижимого имущества требуется при государственной регистрации возникших после введения в действие Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» перехода данного права, его ограничения (обременения) или совершенной после введения в действие закона сделки с объектом недвижимого имущества (абзац 1 пункта 1, абзац 2 пункта 2 статьи 6 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»).
Документы, подтверждающие ранее возникшее право собственности продавца (СПК «<данные изъяты>») на отчуждаемые объекты недвижимости не представлены, а в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют записи о регистрации данных прав.
Исходя из вышеизложенного, суд приходит к выводу, что для государственной регистрации права заявителя на указанные объекты недвижимого имущества, необходима первоначальная регистрация права СПК «Уныш» с представлением всех необходимых документов, предусмотренных законодательством. Основания для государственной регистрации права собственности предусмотрены статьей 17 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
Как разъяснено в пункте 62 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 года № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», покупатель недвижимого имущества, которому было передано владение во исполнение договора купли-продажи, вправе обратиться за регистрацией перехода права собственности. Отказ государственного регистратора зарегистрировать переход права собственности в связи с отсутствием заявления продавца может быть обжалован в суд по правилам главы 25 ГПК РФ.
Рассматривая такое требование покупателя, суд проверяет исполнение продавцом обязанности по передаче и исполнение покупателем обязанности по оплате. Если единственным препятствием для регистрации перехода права собственности к покупателю является отсутствие продавца, суд удовлетворяет соответствующее требование покупателя.
Судом установлено, что право СПК «<данные изъяты>» на спорные объекты недвижимости ранее не было зарегистрировано в ЕГРП, в связи с чем оснований для удовлетворения заявленных требований о признании незаконным отказа в государственной регистрации не имеется.
Как указано в части 4 статьи 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствий с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
При названных обстоятельствах суд приходит к выводу, что действия органа государственной власти совершены в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» в пределах предоставленных полномочий, нарушения прав и свобод заявителя со стороны Управления Росреестра по РБ не имеется, препятствий по реализации гарантированных Конституцией Российской Федерации и другими федеральными законами прав заявителю не создано, а поэтому в удовлетворении требований Распопова С.В. о признании недействительным решения об отказе в государственной регистрации права собственности, обязании зарегистрировать переход права собственности, суд отказывает.
Руководствуясь ст.ст. 12, 194-198, 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд
р е ш и л:
в удовлетворении заявленияРаспопова С.В. о признании недействительным решения об отказе в государственной регистрации права собственности, обязании зарегистрировать переход права собственности - отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан через районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий: Е.С. Шафикова