Судья Иргит Н.Б. Дело № 33-201/2016
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Кызыл 16 февраля 2016 года
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Тыва в составе:
председательствующего Болат-оол А.В.,
судей Бады-Сагаана А.В., Баутдинова М.Т.,
при секретаре Сумба Ч.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Болат-оол А.В. гражданское дело по исковому заявлению Сегбе О.Л-С. к Министерству труда и социальной политики Республики Тыва об установлении размера ежемесячной доплаты к трудовой пенсии, взыскании задолженности по доплате к трудовой пенсии по апелляционной жалобе Сегбе Оюмы Лопсан-Сереновны на решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 06 октября 2015 года,
УСТАНОВИЛА:
Сегбе О.Л-С. обратилась в суд с исковым заявлением к Министерству труда и социальной политики Республики Тыва об установлении размера ежемесячной доплаты к трудовой пенсии, взыскании задолженности по доплате к трудовой пенсии, указывая на то, что решением Министерства труда и социальной политики Республики Тыва от 16 апреля 2007 года ** ей с 11 апреля 2007 года была установлена доплата к государственной пенсии по государственной должности **. Указанное решение было принято в соответствии с действовавшими на тот период Указом Президента Республики Тыва от 03 сентября 1997 года № 78 «О некоторых социальных гарантиях лиц, замещавших государственные должности Республики Тыва и должности государственной гражданской службы Республики Тыва» и Указом Президента Республики Тыва от 24 января 2001 года № 841 о внесении изменений и дополнений в Указ Президента Республики Тыва от 03 сентября 1997 года № 78. Позднее данные Указы были признаны утратившими силу в связи с принятием Указа Председателя Правительства Республики Тыва от 12 ноября 2007 года №205 «О некоторых социальных гарантиях лиц, замещавших государственные должности Республики Тыва и должности государственной гражданской службы Республики Тыва». В порядке реализации Указа Председателя Правительства Республики Тыва от 12 ноября 2007 года было принято постановление Правительства Республики Тыва от 07 февраля 2008 года № 60. Ежемесячная доплата к государственной пенсии была установлена в размере ** руб. ** коп., исходя из общей суммы государственной пенсии и доплаты к ней в размере ** руб. ** коп. Начиная с 01 февраля 2014 года, по настоящее время размер выплачиваемой истцу ежемесячной доплаты к трудовой пенсии меньше фиксированного базового размера трудовой пенсии по старости. Согласно справкам о назначенной истцу трудовой пенсии по старости, представленных Управлением Пенсионного фонда РФ по Республике Тыва, фиксированный базовый размер трудовой пенсии за февраль-март 2014 года составлял ** руб. ** коп., а ежемесячная доплата была ** руб. ** коп., что на ** руб. ** коп. меньше, чем фиксированный базовый размер трудовой пенсии. За апрель-декабрь 2014 года и январь 2015 года фиксированный базовый размер трудовой пенсии составлял ** руб. ** коп., доплата - ** руб. ** коп., что на ** руб. ** коп. меньше. С 01 февраля 2015 года фиксированный базовый размер трудовой пенсии составляет ** руб. ** коп., а размер доплаты - ** руб. ** коп., что на ** руб. ** коп. меньше, чем фиксированный базовый размер трудовой пенсии. Это вызвано тем, что доплата к пенсии не индексируется, а, наоборот, уменьшается на сумму увеличения пенсии по старости, которое Правительство Российской Федерации проводило дважды в год: с 01 февраля и с 01 апреля (в 2015 году увеличение пенсии было только в феврале месяце). Именно поэтому, учитывая вышеуказанный факт, в нормативно-правовых актах Российской Федерации и Республики Тыва предусмотрены меры, гарантирующие минимальную доплату к трудовой пенсии в размере не ниже установленной законодательством Российской Федерации базовой части трудовой пенсии по старости. Итого общая сумма разницы между ежемесячной доплатой и фиксированной базовой частью трудовой пенсии и задолженность по доплате с февраля 2014 года по июль 2015 года составляет ** руб. ** коп. Полагает, что Министерство труда и социальной политики Республики Тыва ущемляет её право на получение ежемесячной доплаты к трудовой пенсии в размере не ниже фиксированного базового размера трудовой пенсии по старости, предусмотренное постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 1999 года №1233 (в ред. от 25 марта 2013 года) и Указом Председателя Правительства Республики Тыва от 12 ноября 2007 года № 205, чем ухудшает её положение. Просила суд обязать Министерство труда и социальной политики Республики Тыва: установить и выплачивать ей ежемесячную доплату к трудовой пенсии по старости в размере не ниже фиксированного базового размера трудовой пенсии по старости, определенной с учетом районного коэффициента к месячной заработной плате, действующей в Республике Тыва, в соответствии с Указом Председателя Правительства Республики Тыва от 12 ноября 2007 года №205 и постановлением Правительства Республики Тыва от 7 февраля 2008 года №60; выплатить задолженность по доплате за период с февраля 2014 года по июль 2015 года в сумме ** руб. ** коп.
В ходе производства по делу Сегбе О.Л-С. уточнила исковые требования, просила обязать Министерство труда и социальной политики Республики Тыва: установить и выплачивать ей ежемесячную доплату к трудовой пенсии по старости истцу в размере не ниже фиксированного базового размера трудовой пенсии по старости с 1 февраля 2014 года; выплатить образовавшуюся разницу между фактически выплаченной доплатой и фиксированным базовым размером трудовой пенсии за период с 1 февраля 2014 года по январь 2014 года включительно в сумме ** руб. ** коп. и задолженность по ежемесячной доплате с февраля по октябрь 2015 года в сумме ** руб. ** коп.
Решением суда от 06 октября 2015 года в удовлетворении искового заявления Сегбе О.Л-С. отказано.
Не согласившись с решением суда, Сегбе О.Л-С. подала апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новое решение, ссылаясь на то, что судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела. Так, суд фактически приравнял ранее рассмотренное судом требование о возобновлении выплаты доплаты к трудовой пенсии по старости с требованием об установлении размера выплачиваемой доплаты к трудовой пенсии не ниже фиксированного базового размера трудовой пенсии по старости. Суд не указал, по каким основаниям отказывает в установлении фиксированного базового размера трудовой пенсии по старости, фактически не рассмотрел исковое заявление по изложенным в нем требованиям. Решение суда от 19 декабря 2014 года в части возобновления с 01 января 2015 года выплаты доплаты к трудовой пенсии Министерством труда и социальной политики Республики Тыва не выполнено, вновь образовалась задолженность. Общая задолженность по выплате доплаты к трудовой пенсии в период с января 2015 года по 01 ноября 2015 года составляет ** руб. ** коп. Суд не учел, что в расчете ответчика содержится ошибка, поскольку с августа 2012 года по январь 2014 года расчет доплаты производится исходя из фиксированного базового размера трудовой пенсии по старости, а с февраля по декабрь 2014 года эта сумма незаконно стала уменьшаться на величину повышения пенсии по старости, и доплата стала значительно меньше фиксированного базового размера трудовой пенсии по старости.
В возражениях относительно апелляционной жалобы Министерство труда и социальной политики Республики Тыва просит отказать в удовлетворении апелляционной жалобы, ссылаясь на отсутствие нормативных правовых актов, регулирующих порядок выплаты доплаты к пенсии государственным служащим.
В судебном заседании Сегбе О.Л-С. апелляционную жалобу по изложенным в ней доводам поддержала.
Представитель ответчика – Министерства труда и социальной политики Республики Тыва Ховалыг Д.С. с апелляционной жалобой не согласилась и просила в удовлетворении жалобы отказать.
Выслушав стороны, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений относительно апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу п. 4 ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», п. 5 ст. 1 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счёт средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.
Как следует из материалов дела, на основании Указа Президента Республики Тыва от 24 января 2001 года №841 «О внесении изменений и дополнений в Указ Президента Республики Тыва от 03 сентября 1997 года № 78 «О некоторых социальных гарантиях лиц, замещающих государственные должности Республики Тыва и государственные должности государственной службы Республики Тыва» решением Министерства труда и социальной политики Республики Тыва от 16 апреля 2007 года ** Сегбе О.Л-С. была назначена ежемесячная доплата к государственной пенсии с 01 апреля 2007 года.
12 ноября 2007 года принят Указ Председателя Правительства Республики Тыва № 205 «О некоторых социальных гарантиях лиц, замещавших государственные должности Республики Тыва и должности государственных гражданских служащих Республики Тыва», п. 2 которого было предусмотрено, что лица, замещавшие должности государственных гражданских служащих Республики Тыва, при наличии стажа государственной службы не менее 15 лет имеют право на ежемесячную доплату к государственной пенсии при увольнении с государственной должности вследствие сокращения штата государственных гражданских служащих Республики Тыва в органах государственной власти, их аппаратах, иных государственных органах, образованных в соответствии с Конституцией Республики Тыва и законами Республики Тыва.
П. 2 Указа Председателя Правительства Республики Тыва от 12 ноября 2007 года №205 также было предусмотрено, что ежемесячная доплата к государственной пенсии при наличии стажа государственной гражданской службы 15 лет устанавливается в таком размере, чтобы сумма государственной пенсии и ежемесячной доплаты к ней составляла 45 процентов месячного денежного содержания государственного гражданского служащего Республики Тыва. Размер ежемесячной доплаты увеличивается на 3 процента месячного денежного содержания государственного гражданского служащего Республики Тыва за каждый полный год стажа государственной гражданской службы свыше 15 лет. При этом сумма государственной пенсии и ежемесячной доплаты к ней не может превышать 75 процентов месячного денежного содержания государственного гражданского служащего Республики Тыва. Размер выплачиваемой ежемесячной доплаты к государственной пенсии не может быть ниже установленной законодательством Российской Федерации базовой части трудовой пенсии по старости, определенной с учетом районного коэффициента к месячной заработной плате, действующей в Республике Тыва.
Постановлением Правительства Республики Тыва от 07 февраля 2008 года №60 было утверждено Положение об установлении, выплате и перерасчете размера ежемесячной доплаты к государственной пенсии лицам, замещавшим государственные должности Республики Тыва и должности государственных гражданских служащих Республики Тыва, в котором имелась норма аналогичного содержания о гарантированном минимальном размере ежемесячной доплаты (п. 9).
Указом Главы - Председателя Правительства Республики Тыва от 04 мая 2012 года № 145 «О некоторых социальных гарантиях лиц, замещавших государственные должности Республики Тыва и должности государственной гражданской службы Республики Тыва», вступившим в силу 22 мая 2012 года, Указ Председателя Правительства Республики Тыва от 12 ноября 2007 года № 205 признан утратившим силу.
Пунктом 2 Указа Главы - Председателя Правительства Республики Тыва от 04 мая 2012 года № 145 было предусмотрено, что лица, замещавшие должности государственной гражданской службы Республики Тыва, при наличии стажа государственной службы не менее 20 лет и имеющие государственные награды Российской Федерации и (или) государственные награды Республики Тыва, имеют право на ежемесячную доплату к трудовой пенсии, назначенной в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» либо досрочно оформленной в соответствии с Законом Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации», при увольнении с государственной гражданской службы Республики Тыва. Ежемесячная доплата к трудовой пенсии при наличии стажа государственной гражданской службы 20 лет устанавливается в таком размере, чтобы сумма трудовой пенсии и ежемесячной доплаты к ней составляла 45 процентов месячного денежного содержания государственного гражданского служащего Республики Тыва. Размер ежемесячной доплаты увеличивается на 3 процента месячного денежного содержания государственного гражданского служащего Республики Тыва за каждый полный год стажа государственной гражданской службы свыше 20 лет. При этом сумма трудовой пенсии и ежемесячной доплаты к ней не может превышать 75 процентов месячного денежного содержания государственного гражданского служащего Республики Тыва.
Постановлением Правительства Республики Тыва от 18 сентября 2012 года № 511 в целях реализации Указа Главы - Председателя Правительства Республики Тыва от 04 мая 2012 года №145 утверждено Положение об установлении, выплате и перерасчете размера ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости (по инвалидности) лицам, замещавшим государственные должности Республики Тыва и должности государственной гражданской службы Республики Тыва, в котором условие о гарантированном минимальном размере ежемесячной доплаты также отсутствует.
Таким образом, Указом Главы - Председателя Правительства Республики Тыва от 04 мая 2012 года № 145 и постановлением Правительства Республики Тыва от 18 сентября 2012 года №511, в частности, отменено положение о гарантированном минимальном размере ежемесячной доплаты, соответствующем базовой части трудовой пенсии по старости, определенной с учетом районного коэффициента к месячной заработной плате, действующей в Республике Тыва, которое было предусмотрено Указом Председателя Правительства Республики Тыва от 12 ноября 2007 года № 205 и постановлением Правительства Республики Тыва от 07 февраля 2008 года № 60.
В силу п. 2 ст. 61 Гражданского процессуального кодекса РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, вступившим в законную силу решением Кызылского городского суда от 19 декабря 2014 года удовлетворено исковое заявление Сегбе О.Л-С. о взыскании с Министерства труда и социальной политики Республики Тыва доплаты к трудовой пенсии по старости. Судом с Министерства труда и социальной политики Республики Тыва в пользу Сегбе О.Л-С. взыскано ** руб. ** коп. в счет доплаты к трудовой пенсии по старости за период с августа 2012 года по декабрь 2014 года, также на Министерство труда и социальной политики Республики Тыва возложена обязанность возобновить выплату доплаты к трудовой пенсии Сегбе О.Л-С. с января 2015 года.
Решением суда от 19 декабря 2014 года, в частности, установлено, что стаж государственной гражданской службы Сегбе О.Л-С. составляет 1,5 года, который и по новым правилам, установленным Указом Главы-Председателя Правительства Республики Тыва от 04 мая 2012 года № 145, достаточен для установления истцу трудовой пенсии и ежемесячной доплаты к ней, соответствующим месячного денежного содержания. Снижение размера доплаты с 22 мая 2012 года, а также прекращение ее выплаты с апреля 2013 года связано с отменой Указом Главы-Председателя Правительства Республики Тыва от 04 мая 2012 года N 145 положения о гарантии минимального размера ежемесячной доплаты, соответствующем базовой части трудовой пенсии по старости, определенной с учетом районного коэффициента к месячной заработной плате, действующей в Республике Тыва, а также увеличением размера ее трудовой пенсии, превысившей 75% ее месячного денежного содержания.
При рассмотрении указанного дела истцом суду был представлен расчет задолженности по доплате к трудовой пенсии, основанный на изменении с августа 2012 года по декабрь 2014 года фиксированного базового размера трудовой пенсии по старости, что, как указал суд в решении, корреспондирует базовой части трудовой пенсии по старости, определенной с учетом районного коэффициента к месячной заработной плате, действующей в Республике Тыва.
Удовлетворяя исковые требования Сегбе О.Л-С., суд в решении от 19 декабря 2014 года исходил из того, что представленный стороной ответчика расчет истцом не оспаривался, и присудил ко взысканию с ответчика в пользу Сегбе О.Л-С. ** руб. ** коп. в счет доплаты к трудовой пенсии по старости за период с августа 2012 года по декабрь 2014 года, а также обязал ответчика возобновить выплату доплаты к трудовой пенсии Сегбе О.Л-С. с января 2015 года.
Правильно определив обстоятельства, имеющие значение для дела, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что требования истца по настоящему делу фактически направлены на изменение установленных ранее судом сумм. Суд указал также на то, что доказательств, подтверждающих необходимость изменения размера доплаты к государственной пенсии, истцом не представлено, ранее в ходе судебного разбирательства он был согласен с расчетом ответчика.
С таким выводом судебная коллегия согласна, поскольку требования истца, действительно, фактически направлены на изменение размера доплаты к трудовой пенсии по старости, установленной вступившим в законную силу решением суда, тогда как размер указанной доплаты и задолженности по доплате за период с августа 2012 года по декабрь 2014 года судом был установлен, в том числе с учетом доводов истца об установлении размера доплаты с учетом фиксированного базового размера трудовой пенсии по старости.
Суд первой инстанции правильно применил норм материального и процессуального права, дал надлежащую оценку представленным доказательствам и пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении искового заявления Сегбе О.Л-С.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неправильном толковании норм процессуального права, фактически сводятся к несогласию с выводами суда, изложенными в решении, и не могут служить основанием для отмены решения суда.
При таких обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 06 октября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 19 февраля 2016 года.
Председательствующий
Судьи