Дело № 2-539/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
01 февраля 2017 года город Омск
Центральный районный суд г. Омска в составе председательствующего судьи Вагнер Е.А. при секретаре судебного заседания Ресенчук Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Лебедева А.В. к Министерству имущественных отношений Омской области о предоставлении жилого помещения,
у с т а н о в и л :
Истец обратился в суд с иском к ответчику Министерству имущественных отношений Омской области о предоставлении жилого помещения. В обоснование исковых требований указал, что он относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей<данные изъяты> <данные изъяты> Он включен в список детей-сирот, нуждающихся в предоставлении жилья. До настоящего времени жилое помещение не предоставлено. Со ссылкой на положения Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» просит суд предоставить ему жилое помещение (л.д. 4-6).
В судебном заседании истец поддержал исковые требования по основаниям, изложенным в иске. Указал, что фактического закрепления не было, после смерти бабушки Лебедевой А.В. дом находится в собственности его дяди по завещанию.
Представитель ответчика Министерства имущественных отношений Омской области в судебное заседание не явился. О дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом (л.д. 26). Причины неявки суду не сообщил, не ходатайствовал об отложении дела. Представил возражения, согласно которым ответчик считает, что требования истца удовлетворению не подлежат, поскольку действующим порядком предусмотрено предоставление жилых помещений детям-сиротам по списку. Предоставление жилого помещения без учета списка нарушает права и законные интересы лиц, состоящих в списке ранее (л.д. 52-53).
Представитель третьего лица Министерства образования Омской области в судебное заседание не явился. О дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом (л.д. 27).
Выслушав истца, исследовав материалы гражданского дела, оценив совокупность представленных доказательств с позиции их относимости, допустимости и достаточности, суд приходит к следующему выводу.
В судебном заседании установлено, что родителями истца Лебедева А.В. , ДД.ММ.ГГГГ года рождения, согласно свидетельству о рождении являются мать Л.Н.П. , отец Л.В.А. (л.д. 31).
Решением Омского районного суда Омской области от ДД.ММ.ГГГГ Л.Н.П. лишена родительских прав в отношении сына Лебедева А.В. , ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д. 33-34).
Согласно справке ЗАГС отец записан со слов матери ребенка (л.д. 32).
Постановлением Главы Омского муниципального образования от ДД.ММ.ГГГГ № Леюедев А.В. , ДД.ММ.ГГГГ года рождения, определен в детское государственное учреждение на полное государственное обеспечение (л.д. 35). При этом, за несовершеннолетним жилое помещение было закреплено, расположенное по адресу: <адрес>.
Согласно документам указанное домовладение числится за Л,А.В. (л.д. 46).
Со слов истца Лебедева А.В. являлась <данные изъяты>
Таким образом, фактически закрепления жилого помещения не произошло. Доказательств обратному в суд не представлено.
Соответственно, в силу ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» истец относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку, когда он был в возрасте до 18 лет, мать лишена родительских прав, а сведения об отце записаны со слов матери.
Согласно информации Министерства образования Омской области истец на основании Распоряжения Министерства образования омской области от 29.12.2012 № 4084 включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, которые относились в категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 23 лет, чье право на обеспечение жилым помещением не реализовано, которые подлежат обеспечению жилым помещением в соответствии с ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» на территории муниципального образования городской округ город Омск Омской области (л.д. 28, 40-42).
Согласно сведениям государственного предприятия Омской области «Омский центр технической инвентаризации и землеустройства» и Управления Росреестра по Омской области истец в числе собственников объектов недвижимого имущества не значится, нанимателем жилого помещения не является (л.д. 13, 17, 37, 38, 45).
Из представленных документов следует, что на момент принятия истца на учет для предоставления жилья его возраст составлял менее 23 лет. Ответчиком не оспаривалось, что до настоящего времени истец жилое помещение по договору социального или специализированного найма не получил, закрепленного жилого помещения не имеет. Не оспаривалось ответчиком и право истца состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Учитывая, что истец относится к категории дети, оставшиеся без попечения родителей, то он имеет право на меры социальной поддержки, предусмотренные Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Положениями статьи 8 вышеназванного Федерального закона установлено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Указанная статья закона является специальной нормой, определяющей основания и порядок предоставления жилой площади детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии с ч.2 ст.4 Федерального закона от 29.02.2012 № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» действие положений статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
В судебном заседании установлено, что истец включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые имеют право на предоставление благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. При этом в судебном заседании никто не оспаривал право истца стоять в списке по категории дети-сироты.
Таким образом, суд считает, что истец имеет право на обеспечение жилой площадью в соответствии со ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
До настоящего времени жилое помещение истцу не предоставлено.
Согласно ст. 5 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства Омской области от 19.12.2012 № 284-п утвержден Порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений и договорам социального найма жилых помещений жилищного фонда Омской области.
Согласно выше названному порядку жилые помещения приобретаются Министерством имущественных отношений Омской области по договорам купли-продажи, Министерством строительства, транспорта и жилищно-коммунального комплекса Омской области - путем строительства (участия в долевом строительстве).
Жилые помещения предоставляются детям-сиротам по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии с решением Министерства имущественных отношений Омской области, принимаемым на основании сведений о детях-сиротах, представляемых Министерством образования.
Сведения о детях-сиротах с учетом дат рождения детей-сирот, состоящих в списке и зарегистрированных по месту жительства в соответствующем муниципальном образовании, представляются Министерством образования в течение 2 рабочих дней со дня получения запроса Министерства имущественных отношений Омской области.
Решение о предоставлении детям-сиротам жилого помещения принимается Министерством имущественных отношений Омской области в течение 10 рабочих дней с момента получения сведений о детях-сиротах, представляемых Министерством образования Омской области.
Договор найма специализированного жилого помещения заключается Министерством имущественных отношений Омской области в течение 10 рабочих дней с момента принятия решения о предоставлении детям-сиротам жилого помещения.
При обеспечении детей-сирот жилыми помещениями в соответствии со статьей 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» норма предоставления площади жилого помещения составляет 33 кв.м. независимо от состава семьи (п. 5 Порядка).
Поскольку до настоящего времени жилое помещение истцу не предоставлено, суд полагает, что исковые требования являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Учитывая нереализованное право истца на получение жилого помещения, а так же, учитывая Порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений и договорам социального найма жилых помещений жилищного фонда Омской области, утвержденный постановлением Правительства Омской области от 19.12.2012 № 284-п, суд полагает, что обязанность по предоставлению жилого помещения истцу по договору найма специализированного жилого помещения следует возложить на Министерство имущественных отношений Омской области, которое является надлежащим ответчиком по делу.
Статьей 88 ГПК РФ установлено, что судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
Истец при обращении в суд оплатил государственную пошлину в размере 300 рублей 00 копеек (л.д. 3). В соответствии со ст. 333.19 НК РФ размер государственной пошлины рассчитан верно.
Согласно ст. 94 ГПК РФ к издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся суммы, подлежащие выплате свидетелям, экспертам, специалистам и переводчикам; расходы на проезд и проживание сторон и третьих лиц, понесенные ими в связи с явкой в суд; расходы на оплату услуг представителей, расходы на производство осмотра на месте, компенсация за фактическую потерю времени в соответствии со статьей 99 настоящего Кодекса, связанные с рассмотрением дела почтовые расходы, понесенные сторонами, другие признанные судом необходимыми расходы.
Истец понес расходы по оплате услуг за составление искового заявления в размере 2 500 рублей 00 копеек, что подтверждается соответствующим договором и квитанцией к приходному кассовому ордеру (л.д. 19-20, 21).
Представленные доказательства не оспорены второй стороной в соответствии с правилами ст. 56 ГПК РФ. Оснований не доверять указанным документам у суда не имеется.
При вынесении определения суд учитывает, что вышеуказанные расходы истца связаны с рассмотрением настоящего гражданского дела и являются судебными расходами, которые подлежат возмещению.
Поскольку исковые требования удовлетворены полностью, применяя правила ст. 98 ГПК РФ, суд считает обоснованным взыскать с ответчика в пользу истца судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей 00 копеек, расходы за составление искового заявления 2 500 рублей 00 копеек, а всего 2 800 рублей 00 копеек.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 300 ░░░░░░ 00 ░░░░░░, ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ 2 500 ░░░░░░ 00 ░░░░░░, ░░░░░ 2 800 (░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░) ░░░░░░ 00 ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░