Дело № 2-1264/2016
Кизеловского городского суда
Пермского края
Р Е Ш Е Н И Е
И м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и
22 июля 2016 года город Кизел
Кизеловский городской суд Пермского края
в составе председательствующего судьи Лесниковой Е.А.,
при секретаре Ковалевой В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кизеле гражданское дело по иску Общества с ограниченной ответственностью «Водоканал-Кизел» к Гомаюровой Е. С. о взыскании задолженности по оплате за коммунальные услуги;
по встречному иску Гомаюровой Е. С. к Обществу с ограниченной ответственностью «Водоканал-Кизел» о признании незаконными действий ООО «Водоканал-Кизел» по начислению платы за коммунальную услугу водоснабжение, предоставленную на общедомовые нужды, обязании произвести снятие задолженности, начисленной на общедомовые нужды по жилому помещению,
У С Т А Н О В И Л:
Общество с ограниченной ответственностью «Водоканал-Кизел» обратилось в суд с иском к Гомаюровой Е. С. о взыскании задолженности по оплате за коммунальные услуги за период с ДД.ММ.ГГГГ года в сумме <...> коп.
Гомаюрова Е. С. представила встречное исковое заявление к ООО «Водоканал-Кизел» о признании действий ООО «Водоканал-Кизел» незаконными по начислению платы за коммунальную услугу водоснабжение, предоставленную на общедомовые нужды и обязании провести снятие задолженности, начисленной на общедомовые нужды по жилому помещению.
Определением мирового судьи судебного участка №1 Кизеловского судебного района от ДД.ММ.ГГГГ, дело передано в Кизеловский городской суд Пермского края для рассмотрения по подсудности.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ от ООО «Водоканал-Кизел» принято заявление об увеличении исковых требований о взыскании с Гомаюровой Е.С. задолженности за коммунальные услуги холодного водоснабжения и водоотведения в сумме <...> коп.
Представитель ООО «Водоканал-Кизел» (истец по первоначальному, ответчик по встречному искам) на судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, до начала разбирательства дела по существу представил заявление от ДД.ММ.ГГГГ об уточнении исковых требований о взыскании с Гомаюровой Е.С. задолженности по оплате за коммунальные услуги холодного водоснабжения и водоотведения, сложившуюся за период с ДД.ММ.ГГГГ года в сумме <...> коп., представил письменный расчет задолженности.
Гомаюрова Е.С. (ответчик по первоначальному, истец по встречному искам) на судебное заседание не явилась, представила письменные возражения. Из письменных возражений следует, что в квартире проживает с сыном. Квартира оборудована ИПУ. Ежемесячно по телефону передавала показания, так как израсходовано 0 кубов, то показания не менялись, начисления не производились, начисляли только на ОДН. В ДД.ММ.ГГГГ г. плата за услугу была начислена по нормативу. При разговоре по телефону с бухгалтерией ООО «Водоканал-Кизел» известили, что необходимо заменить прибор учета. Ранее не была извещена, что необходимо менять прибор учета, передавала показания по старому прибору. В ДД.ММ.ГГГГ г. поменяла ИПУ. Приходил контролер ООО «Водоканал-Кизел», опломбировал прибор, составил акт. На старом приборе учета были показания 903-904, а в квитанции показания 910, что не соответствует составленному акту. Обращалась за перерасчетом, получен отказ. Запрашивала акт. Пояснили, что все документы переданы конкурсному управляющему ООО «Водоканал-Кизел». В ДД.ММ.ГГГГ г. переданы показания за использованную услугу, сделан перерасчет за начисления. Далее показания передавала по мере использования. Считает, что ничего не должна. Предъявленные квитанции полностью оплачены. В настоящее время организация находится в стадии банкротства. Согласно п.2 ст. 129 Федерального закона от 26.10.2002 г. №127-ФЗ конкурсный управляющий обязан предъявлять к третьим лицам, имеющим задолженность перед должником, требования о ее взыскании, но не производить доначисления.
Из доводов встречного искового заявления Гомаюровой Е.С. следует, что согласно п. 8 и п. 9 Правил в редакции постановления Правительства Российской Федерации №354, управляющая компания является исполнителем коммунальных услуг для собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме. ООО «Водоканал-Кизел» не вправе требовать оплаты коммунальной услуги на общедомовые нужды, поскольку является ресурсоснабжающей организацией. Ссылается на п. 44 Правил в редакции постановления Правительства Российской Федерации №354.
ООО «УК «Жилстрой» (третье лицо) представителя на судебное заседание не направили, извещены надлежащим образом.
Данные обстоятельства в силу ст. 113-115, 167 ГПК РФ не препятствуют рассмотрению дела по существу в отсутствие Гомаюровой Е.С., представителей ООО «Водоканал-Кизел» и ООО «УК «Жилстрой».
Исследовав все имеющиеся в материалах дела доказательства, представленные в подтверждение доводов по первоначальному и встречному искам; оценив их в совокупности на предмет относимости, достоверности и допустимости, суд в процессе рассмотрения дела установил следующие обстоятельства.
Из материалов дела следует, что Гомаюрова Е.С. является квартиросъемщиком жилого помещения по адресу: <адрес> (приватизированная). В указанной квартире зарегистрированы: Гомаюрова Е.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения и Добрышкин В.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д. 3). На момент рассмотрения спора, квартира оборудована индивидуальным прибором учета, сторонами при рассмотрении дела не оспаривалось.
Многоквартирный жилой <адрес> в <адрес> находится в управлении ООО «УК «Жилстрой», что следует из копии протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, проводимом в форме заочного голосования от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 122-123). Указанный многоквартирный дом оборудован общедомовым прибором учета.
На основании постановления Администрации Кизеловского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № на территории Кизеловского городского поселения ООО «Водоканал-Кизел» определено гарантирующей организацией (л.д. 15).
К основным видам деятельности ООО «Водоканал-Кизел» относятся, в том числе: сбор, очистка и распределение воды; удаление и обработка сточных вод, что следует из п.2.2. Устава (л.д. 5-13).
Между ООО «Водоканал-Кизел» (гарантирующий поставщик) и ООО «УК «Жилстрой» (абонент) 29.04.2014 г. заключен единый типовой договор №404 холодного водоснабжения и водоотведения. По настоящему договору гарантирующий поставщик, осуществляет холодное водоснабжение и водоотведение, обязуется подавать абоненту через присоединенную водопроводную сеть из централизованных систем холодного водоснабжения холодную (питьевую) воду (л.д. 32-36, 135-136, 137).
29.04.2014 г. между ООО «УК «Жилстрой» (принципал) и ООО «Водоканал-Кизел» (агент) заключен агентский договор №6/404 «Гражданско - правовой договор на оказание посреднических услуг» к Единому типовому договору на холодное водоснабжение и водоотведение от 29.04.2014 г. №404, согласно которому принципал поручает, а агент принимает на себя обязательство совершать от имени и за счет принципала определенные настоящим договором действия, а принципал обязуется оплатить агенту вознаграждение за оказанные услуги (п.1.). Согласно п.2 договора принципал поручает, а агент принимает на себя обязательство совершать от имени и за счет принципала: расчет объема и стоимости поставленной питьевой воды и приема сточных вод, поставленной принципалом потребителям, а также начисление размера платы за воду, подлежащей оплате потребителями; формирование и ведение базы данных по потребителям, включая сведения о начислении потребителям размера платы за воду, а также учет сумм платежей, поступивших от потребителей на расчетный счет и в кассу агенту в счет оплаты за воду; взыскание задолженности за коммунальные услуги; снятие показаний коллективных (общедомовых) и индивидуальных приборов учета в многоквартирных домах (л.д. 136-142).
Из представленных в материалы дела копий протоколов общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме (<адрес>), проводимом в форме заочного голосования от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ усматривается принятие решения о внесении платы за коммунальные услуги непосредственно в ресурсоснабжающую организацию (поставщику коммунального ресурса), л.д. 124-128. Между тем, из указанных протоколов общего собрания собственников не усматривается, что собственниками жилья было принято решение о распределении оплаты ОДН, в том числе сверхнормативного объема, ресурсоснабжающей организации.
На основании решения Арбитражного суда Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ по делу № ООО «Водоканал-Кизел» признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство.
ООО «Водоканал-Кизел» с ДД.ММ.ГГГГ г. прекратило деятельность по предоставлению услуги по водоснабжению и водоотведению, что следует из копии уведомления от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 146).
Статьей 210 ГК РФ, ст. 30 ЖК РФ предусмотрено, что собственник несет бремя содержания имущества и обязан своевременно вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Указанная обязанность у собственника жилого помещения возникает с момента возникновения права собственности на жилое помещение.
В соответствии с ч.1 ст. 153 ЖК РФ, п.п. «и» п. 34 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 года № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», потребитель обязан своевременно и в полном объеме вносить плату за коммунальные услуги.
В соответствии с ч.1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из норматива потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно п.п. «г» п. 32 Постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 г. №354 исполнитель имеет право осуществлять не чаще 1 раза в 6 месяцев проверку передаваемых потребителем исполнителю сведений о показаниях индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета (распределителей), установленных в жилых (нежилых) помещениях, путем посещения помещений, в которых установлены эти приборы учета, а также проверку состояния указанных приборов учета.
В силу п. 33 Правил потребитель имеет право: получать от исполнителя сведения о правильности исчисления предъявленного потребителю к уплате размера платы за коммунальные услуги, наличии (отсутствии) задолженности или переплаты потребителя за коммунальные услуги, наличии оснований и правильности начисления исполнителем потребителю неустоек (штрафов, пеней); получать от исполнителя информацию, которую он обязан предоставить потребителю в соответствии с законодательством Российской Федерации и условиями договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг.
В силу п.42 Правил, размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, за исключением платы за коммунальную услугу по отоплению, определяется в соответствии с формулой 1 приложения № 2 к настоящим Правилам исходя из показаний такого прибора учета за расчетный период. При отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и газа размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, электроснабжению, газоснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулами 4 и 5 приложения № 2 к настоящим Правилам исходя из нормативов потребления коммунальной услуги.
На основании п. 59 Правил плата за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом или нежилом помещении за расчетный период, определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса потребителем, определенного по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета за период не менее 6 месяцев, а если период работы прибора учета составил меньше 6 месяцев, - то за фактический период работы прибора учета, но не менее 3 месяцев в следующих случаях и за указанные расчетные периоды. В случае непредставления потребителем показаний индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета за расчетный период в сроки, установленные настоящими Правилами, или договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, или решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, - начиная с расчетного периода, за который потребителем не представлены показания прибора учета до расчетного периода (включительно), за который потребитель представил исполнителю показания прибора учета, но не более 6 расчетных периодов подряд.
По истечении указанного п.п. «б» п. 59 Правил предельного количества расчетных периодов, за которые плата за коммунальную услугу определяется по данным, предусмотренным указанным пунктом, плата за коммунальную услугу, предоставленную в жилое помещение, рассчитывается в соответствии с п. 42 настоящих Правил, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, плата за коммунальную услугу, предоставленную в нежилое помещение, - в соответствии с п. 43 настоящих Правил исходя из расчетного объема коммунального ресурса (п. 60 Правил).
При рассмотрении дела Гомаюровой Е.С. не оспаривалось, что в период с ДД.ММ.ГГГГ г. она вместе с сыном проживала по адресу: <адрес>. Согласно сведений из лицевого счета и письменного расчета представителя ООО «Водоканал-Кизел» за период с ДД.ММ.ГГГГ г. имеется задолженность по оплате коммунальной услуги холодного водоснабжения и водоотведения в размере <...> коп., с учетом оплаченной суммы долга в размере <...> руб., задолженность за период с ДД.ММ.ГГГГ г. составляет <...> коп.
Из материалов дела следует, что индивидуальный прибор учета потребляемых коммунальных услуг установлен в спорном жилом помещении, на основании предоставленных Гомаюровой Е.С. показаний за ДД.ММ.ГГГГ г. был произведен соответствующий перерасчет платы за коммунальную услугу; из представленных в материалы дела квитанций следует, что плата за предоставляемую услугу за ДД.ММ.ГГГГ г. не начислялась; с ДД.ММ.ГГГГ г. плата начислялась только на ОДН; за ДД.ММ.ГГГГ г. «холодная вода (счетчик), канализация (счетчик), ОДН»; за ДД.ММ.ГГГГ г. на ОДН; за ДД.ММ.ГГГГ г. «холодная вода (счетчик), канализация (счетчик), ОДН»; за ДД.ММ.ГГГГ г. на ОДН; за ДД.ММ.ГГГГ г. «холодная вода (счетчик), канализация (счетчик), ОДН»; за ДД.ММ.ГГГГ г. на ОДН (л.д. 58-65). Из представленных доказательств следует, что в спорный период Гомаюрова Е.С. осуществила платеж в размере <...> коп. (л.д. 152).
Из исследованных квитанций следует, что ответчик по первоначальному иску на протяжении длительного времени показания ИПУ в ресурсоснабжающую организацию не передавала. Таким образом, плата произведена исходя из нормативов потребления, что согласуется с положениями п.п. «б» п. 59 Правил. Указанные обстоятельства подтверждаются выпиской из счета, письменным расчетом цены иска, содержащимся в уточненном исковом заявлении.
При этом, Гомаюровой Е.С. собственного расчета, опровергающего расчет ООО «Водоканал-Кизел», размер образовавшейся задолженности с учетом размера увеличения исковых требований, не представлено.
Таким образом, представленный ООО «Водоканал-Кизел» расчет задолженности по оплате коммунальных услуг соответствует действительности и является верным.
В силу ст. 56 ГПК РФ ответчиком по первоначальному иску не представлены доказательства оплаты коммунального ресурса в большем размере, повлекшего за собой неначисление оплаты за данный ресурс. Также не представлен акт о смене прибора учета, отражающий действительные показания прибора учета. Не представлены доказательства, свидетельствующие о невозможности добыть указанные доказательства.
Нельзя признать обоснованным довод ответчика по первоначальному иску, что конкурсный управляющий обязан предъявлять к третьим лицам, имеющим задолженность перед должником, требования о ее взыскании, но не производить доначисления.
В соответствии с п. 1 ст. 129 Федерального закона от 26.10.2002 №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», с даты утверждения конкурсного управляющего до даты прекращения производства по делу о банкротстве, или заключения мирового соглашения, или отстранения конкурсного управляющего он осуществляет полномочия руководителя должника и иных органов управления должника, а также собственника имущества должника - унитарного предприятия в пределах, в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Федеральным законом.
Согласно абз. 7 п.2 ст. 129 Федерального закона от 26.10.2002 №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» конкурсный управляющий обязан предъявлять к третьим лицам, имеющим задолженность перед должником, требования о ее взыскании в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
Вместе с тем, само по себе введение конкурсного производства не является основанием, освобождающим потребителя коммунального ресурса от исполнения своих обязательств перед кредитором по своевременной передаче показаний ИПУ, а также платежей за предоставленную ему коммунальную услугу.
Из материалов дела усматривается, что ответчиком по первоначальному иску произведена текущая оплата коммунальных услуг, задолженность во взыскиваемом размере, указанном в расчете за период с мая 2014 г. по август 2015 г. не оплачена. Коммунальные услуги фактически были предоставлены, и общество вследствие этого понесло расходы, они должны быть ему компенсированы потребителем услуг.
Таким образом, требования истца по первоначальному иску о взыскании с Гомаюровой Е.С. задолженности по оплате за коммунальные услуги холодного водоснабжения и водоотведения в размере 11 117 руб. 90 коп. подлежат удовлетворению.
Согласно счетам - квитанциям в период с ДД.ММ.ГГГГ года ООО «Водоканал-Кизел» начисляло оплату за холодное водоснабжение и водоотведение, включая, помимо оплаты коммунальных ресурсов в жилом помещении по адресу: <адрес>, и часть коммунальных ресурсов, потребленных во всем доме, что подтверждается квитанциями и расшифровкой расчета потребления коммунальных услуг по водоснабжению и водоотведению.
В силу ст. 161 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления домом: непосредственное управление собственниками помещений; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией.
При управлении многоквартирным домом управляющей организацией, она несет ответственность перед собственниками за оказание услуг, выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержащие общего имущества в доме и качество которых должно соответствовать установленным требованиями (ч.2.3 ст. 161 ЖК РФ).
Согласно ч. 7.1 ст. 155 ЖК РФ на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) ресурсоснабжающим организациям.
На основании п. 17 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 г. №354, ресурсоснабжающая организация является исполнителем коммунальной услуги, заключает договоры с потребителями, приступает к предоставлению коммунальной услуги в следующих случаях: при непосредственном управлении многоквартирным домом; в многоквартирном доме, в котором не выбран способ управления; в жилых домах (домовладениях).
В остальных случаях, согласно п. п. 8 и 9 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 г. №354, исполнителем коммунальных услуг для собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме являются управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищный кооператив, иной специализированный потребительский кооператив. Условия предоставления коммунальных услуг определяются в договоре управления многоквартирным домом.
Из изложенного следует, что порядок оплаты коммунальных услуг в многоквартирном доме зависит от выбранного жильцами способа управления, а право начисления и взимания платы за предоставленные собственникам, нанимателям помещений многоквартирных домов коммунальные услуги, принадлежит лицу, в том числе ресурсоснабжающей организации, на основании принятого в установленном законом порядке решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о внесении платы за коммунальные услуги конкретной ресурсоснабжающей организации.
Жилищное законодательство не допускает возможности прямой оплаты собственниками, нанимателями помещений многоквартирного дома ресурсоснабжающим организациям коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случая осуществления собственниками помещений дома непосредственного управления таким домом (ч.ч. 7.1, 8 ст. 155 ЖК РФ).
В силу п. 44 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 г. №354, распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, не может превышать объем, рассчитанный исходя из нормативов потребления услуги. Исключением является наличие соответствующего решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о распределении «сверхнормативного» объема между всеми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого помещения в доме. Если указанное решение не принято, то «сверхнормативный» объем коммунальной услуги исполнитель (управляющая организация, ТСЖ, ЖСК) оплачивает за счет собственных средств.
Из нормативного содержания взаимосвязанных положений ч.ч.1, 2.1, 2.3 ст. 161 и ч.2 ст. 162 ЖК РФ, раскрывающих понятие договора управления многоквартирным домом, целей и способов управления многоквартирным домом, следует, что законодатель разграничил функции управления многоквартирным домом и обслуживания общего имущества в таком доме. В связи с этим отнесение на исполнителя, осуществляющего управление многоквартирным домом, превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, над нормативом коммунальной услуги на общедомовые нужды в случае, если собственниками помещений в многоквартирном доме не принято иное решение, направлено на стимулирование управляющей организации к выполнению мероприятий по эффективному управлению многоквартирным домом (выявлению несанкционированного подключения, внедоговорного потребления коммунальных услуг и др.) и достижение целей этого управления, обеспечивающих благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в таком доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставления коммунальных услуг (ч.1 ст. 161 ЖК РФ).
Действующим законодательством ресурсоснабжающим организациям не предоставлено право взыскивать с потребителей плату за коммунальные услуги, потребленные на общедомовые нужды, следовательно, такие организации не вправе производить расчет и требовать напрямую от жильцов многоквартирных домов, обслуживаемых управляющими компаниями, плату за коммунальные ресурсы, израсходованные на общедомовые нужды, а также компенсацию потерь, поскольку не являются исполнителями и не управляют многоквартирными домами, в связи с чем не отвечают за качество коммунальных услуг и услуг по содержанию общедомовых инженерных сетей.
Пункты 44 - 48 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 г. №354, закрепляют порядок определения объема таких услуг, их распределения и начисления за них платы потребителям.
Федеральным законом от 04.07.2011 г. №123-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» изменен порядок оплаты коммунальных услуг. Из содержания частей 6.3 и 7.1 ст. 155 ЖК РФ следует, что оплата коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме, выделяется из состава платы за коммунальные услуги и учитывается отдельно.
Абзацы 2 и 3 п. 44 Правил №354 закрепляют в качестве общего правила положение, что распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период в многоквартирном доме, оборудованном общедомовым прибором учета, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, и допускают изменение указанного порядка в случае принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, решения о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения. Если такое решение не принято, объем коммунальной услуги в размере указанного превышения исполнитель оплачивает за счет собственных средств. Установленный абз.2 и 3 п. 44 Правил порядок расчета не распространяется на случаи, при которых в соответствии с данными Правилами исполнителем коммунальной услуги является ресурсоснабжающая организация.
Приведенное правовое регулирование непосредственно вытекает из положений ч. 2 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 г. №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», предписывающей, что расчетные способы должны определять количество энергетических ресурсов таким образом, чтобы стимулировать покупателей энергетических ресурсов к осуществлению расчетов на основании данных об их количественном значении, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов.
По смыслу данного законоположения, применение этих расчетных способов должно приводить к определению такого количественного значения энергетических ресурсов, которое явно выше количественного значения, определяемого при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Закрепленный абз.2 п. 44 Правил порядок распределения между потребителями объема коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды, фактически сводится к тому, что в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, размер платы на общедомовые нужды не может быть больше, чем плата на общедомовые нужды, рассчитанная по нормативу потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды в таком доме при отсутствии общедомового прибора учета, и тем самым не допускает преимуществ расчетного способа определения количественного значения энергетических ресурсов, что полностью согласуется с требованиями ч. 2 ст. 13 названного Федерального закона.
Согласно п. 44 Правил допускается только два случая оплаты гражданами всего объема коммунальных услуг на общедомовые нужды при наличии общедомового прибора учета: если общим собранием собственников помещений принято решение о распределении объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения и если исполнителем коммунальной услуги является ресурсоснабжающая организация.
В спорный период, в том числе в настоящее время, многоквартирный жилой № по <адрес> в <адрес> находится в управлении ООО «УК «Жилстрой».
Оплата коммунальных услуг «водоснабжение и водоотведение», «водоотведение ОДН» предъявлялась потребителям непосредственно ресурсоснабжающей организацией ООО «Водоканал-Кизел». Начисление размера платы на ОДН ООО «Водоканал-Кизел» производило в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний ОПУ над объемом, рассчитанным исходя из норматива потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды между всеми жилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого помещения.
Из представленной в материалы дела копии агентского договора № от ДД.ММ.ГГГГ между ООО «Водоканал-Кизел» и ООО «УК «Жилстрой» не усматривается соблюдение прав собственников (нанимателей) многоквартирного дома, то есть не порождает право ресурсоснабжающей организации на взимание платы на ОДН с потребителей.
Сторонами данного договора не учтено, что право и обязанность выбора способа управления многоквартирным домом принадлежит исключительно собственникам помещений многоквартирного дома.
В материалы дела не представлены доказательства, что общим собранием собственников помещений принималось решение о распределении объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, в том числе о распределении сверхнормативного объема, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения.
При управлении жилым домом управляющей организацией, ТСЖ, ЖСК, плату за коммунальные услуги жильцы такого дома вносят этой организации, за исключением случая, предусмотренного ч. 7.1 ст. 155 ЖК РФ.
Таким образом, из системного толкования указанных норм права следует, что потребителями коммунальных услуг выступают граждане, проживающие в многоквартирном доме, а исполнителем услуг - управляющая компания, которая одновременно является абонентом в отношениях с ресурсоснабжающей организацией.
Суд признает обоснованным довод истца по встречному иску о том, что именно на управляющей компании, обеспечивающей управление многоквартирным жилым домом, в силу закона, лежит обязанность по предоставлению коммунальных услуг, связанных с обеспечением граждан, проживающих в многоквартирном жилом доме, коммунальными ресурсами.
Суд приходит к выводу, что согласно договору управления многоквартирным домом и с учетом приведенных положений нормативных правовых актов, в целях водоснабжения многоквартирного дома по адресу: <адрес>, ООО «УК «Жилстрой», являясь исполнителем коммунальных услуг, обязано приобретать соответствующие коммунальные ресурсы у ресурсоснабжающих организаций (п.31 Правил) для целей оказания собственникам и нанимателям жилых помещений в многоквартирном доме коммунальной услуги водоснабжения и водоотведения и использования на общедомовые нужды.
Право ресурсоснабжающей организации на получение оплаты за потребленную воду непосредственно от собственников и нанимателей жилых помещений многоквартирного дома может возникнуть только в части коммунального ресурса (холодное водоснабжение и водоотведение), потребленного в жилых помещениях, и в объемах, определенных на основании приборов учета либо по нормативу. Оплату остального коммунального ресурса, использованного на общедомовые нужды, ресурсоснабжающая организация не вправе получать с потребителей данной коммунальной услуги.
Следовательно, ООО «Водоканал-Кизел» не вправе было производить расчет и требовать от жильцов многоквартирного дома, обслуживаемого управляющей организацией ООО «УК «Жилстрой», плату за коммунальные ресурсы, израсходованные на общедомовые нужды, поскольку такие граждане не являются исполнителями услуги по надлежащему содержанию общего имущества дома в период выбора способа управления управляющей компанией.
Таким образом, действия ООО «Водоканал-Кизел» по начислению Гомаюровой Е.С. платы за коммунальные услуги по холодному водоснабжению и водоотведению на ОДН в спорный период являются незаконными.
В силу ст. 9 ГК РФ граждане по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.
Исходя из принципа состязательности сторон, закрепленного в ст. 12 ГПК РФ, а также положений ст. ст. 56, 57 ГПК РФ, лицо, не реализовавшее свои процессуальные права на представление доказательств, несет риск неблагоприятных последствий не совершения им соответствующих процессуальных действий.
Учитывая изложенные обстоятельства, суд, оценив все имеющиеся доказательства по делу в их совокупности и взаимосвязи, удовлетворяет требования истца по первоначальному иску ООО «Водоканал-Кизел» о взыскании с Гомаюровой Е.С. задолженности по оплате за коммунальные услуги холодного водоснабжения и водоотведения в сумм <...> коп., удовлетворяет встречные исковые требования Гомаюровой Е.С. к ООО «Водоканал-Кизел» о признании незаконными действий ООО «Водоканал-Кизел» по начислению платы за услугу водоснабжение, предоставляемую на общедомовые нужды в спорный период.
Отсутствуют основания возлагать на ООО «Водоканал-Кизел» обязанность произвести снятие задолженности, начисленной на общедомовые нужды по жилому помещению, поскольку указанная в квитанциях сумма на ОДН истцом по первоначальному иску не заявлена ко взысканию, не считается задолженностью.
Согласно ч.1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
При подаче иска истец по первоначальному иску не понес судебные расходы по уплате государственной пошлины, определением мирового судьи от ДД.ММ.ГГГГ уплата государственной пошлины ему была отсрочена. Поскольку Гомаюрова Е.С. не освобождена от уплаты государственной пошлины в силу ч.1 ст. 98, ст. 103 ГПК РФ эти расходы по уплате государственной пошлины подлежат взысканию с ответчика по первоначальному иску.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Взыскать с Гомаюровой Е. С. в пользу Общества с ограниченной ответственностью «Водоканал-Кизел» задолженность за коммунальные услуги холодного водоснабжения и водоотведения в сумме <...> копеек.
Взыскать с Гомаюровой Е. С. в доход Кизеловского муниципального района <...> рублей государственной пошлины.
Признать незаконными действия Общества с ограниченной ответственностью «Водоканал-Кизел» по начислению Гомаюровой Е. С. платы за услугу водоснабжение, предоставляемую на общедомовые нужды.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Кизеловский городской суд в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Кизеловский городской суд в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Судья: подпись.
Верно. Судья: Е.А. Лесникова
Секретарь: В.А. Ковалева
Подлинный документ подшит
в гражданском деле № 2-1264/2016
Кизеловского городского суда
Пермского края