Дело № 2-5052/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
26 сентября 2018 года
Центральный районный суд города Читы в составе:
председательствующего судьи Лоншаковой Т.В.
при секретаре судебного заседания Савченко О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Чите гражданское дело по иску Лазаревой Анастасии Владимировны к Министерству труда и социальной защиты населения Забайкальского края о предоставлении жилого помещения по договору специализированного найма,
УСТАНОВИЛ:
Лазарева А.В. обратилась в суд с вышеуказанным исковым заявлением, ссылаясь на следующие обстоятельства.
Истица в связи с со смертью матери и лишением отца родительских прав относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Распоряжением главы администрации сельского поселения «Кыринское» от 31 марта 2006 года в отношении истицы установлено попечительство.
Распоряжением Министерства образования, науки и молодежной политики Забайкальского края № 277-р от 18 мая 2013 года истица была включена в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Забайкальского края, однако до настоящего времени жилое помещение ей не предоставлено.
Истица просила суд обязать ответчика предоставить ей благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным нормам, на территории городского округа «Город Чита».
Истица Лазарева А.В. в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещалась в установленном порядке, ходатайствовала о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Представитель ответчика Министерства труда и социальной защиты населения Забайкальского края в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, причины неявки не сообщил.
Суд в соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Статьей 40 Конституции Российской Федерации установлено, что каждый имеет право на жилище.
Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п.1 ст. 8 Федерального Закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями (п.9 ст.8).
Как установлено судом и следует из материалов дела, истица Лазарева Анастасия Владимировна, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Установлено, что мать истицы Лазарева Е.К. умерла ДД.ММ.ГГГГ, отец Лазарев В.Л. решением Кыринского районного суда Читинской области от 19 сентября 2006 года лишен родительских прав, умер 15 октября 2008 года.
Распоряжением главы администрации сельского поселения «Кыринское» Кыринского района Читинской области от 31 марта 2006 года № 19 в отношении несовершеннолетней истицы было установлено попечительство со стороны Газинской С.В., за истицей было закреплено жилое помещение по месту жительства матери по адресу: <адрес>.
Из материалов дела также следует, что распоряжением администрации сельского поселения «Кыринское» Кыринского района Читинской области от 23 октября 2012 года № 105-р пункт 3 вышеназванного распоряжения в части закрепления за истицей жилого помещения отменен.
Распоряжением главы администрации сельского поселения «Кыринское» Кыринского района Читинской области от 18 марта 2009 г. № 35-г Лазарева А.В. была поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.
Установлено, что распоряжением Министерства образования, науки и молодежной политики Забайкальского края от 18 мая 2013 г. № 2776-р Лазарева А.В. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями на территории Забайкальского края.
Однако, как установлено судом и ответчиком не оспорено, до настоящего времени жилое помещение истице не предоставлено.
Согласно уведомлениям филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Забайкальскому краю, КГБУ по архивно-информационному и геопространственному обеспечению «Забайкальский архивно-геоинформационный центр» Лазарева А.В. в списках лиц, зарегистрировавших право собственности на недвижимое имущество, не значится.
Таким образом, факт нуждаемости истицы в обеспечении жильем подтверждается материалами дела и стороной ответчика не оспорен.
Из содержания приведенных выше положений закона следует, что предоставление вне очереди жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений указанной категории граждан не ставится законом в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, времени постановки на учет, соблюдения порядка очередности лиц равной категории, наличия или отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений, а также иных условий.
При этом сам по себе факт учета лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в списке означает лишь констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом или законом субъекта РФ оснований обеспечения гражданина жилым помещением для целей своевременного исполнения обязанности по предоставлению гражданину жилого помещения при наличии совокупности предусмотренных законом юридических фактов.
Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди.
Согласно ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ, предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Положениями статьи 7 Закона Забайкальского края «О детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей» № 315-ЗЗК установлен порядок обеспечения жилищных прав детей-сирот, а также уполномоченные органы, которые обязаны приобрести и представить жилье из специализированного жилищного фонда.
Частью 1 статьи 7 Закона Забайкальского края № 315-ЗЗК установлено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам, лицам из числа детей-сирот, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признаётся невозможным, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда Забайкальского края по договорам найма специализированных жилых помещений в порядке, установленном Правительством Забайкальского края.
Согласно п. 5 Порядка, утвержденного Постановлением Правительства Забайкальского края 26 февраля 2013 № 13, жилые помещения детям-сиротам, лицам из числа детей-сирот предоставляются в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма. Жилые помещения должны отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства
Жилые помещения предоставляются детям-сиротам, лицам из их числа по месту их жительства. В случае отсутствия жилых помещений в населенном пункте, где проживают лица указанной категории, с их согласия жилье им предоставляется в ином населенном пункте в границах муниципального района, на территории которого находится место их жительства.
При изложенных обстоятельствах, на основании приведенных выше правовых положений, принимая во внимание, что Лазарева А.В. включена в соответствующий список, до настоящего времени жилым помещением не обеспечена, суд приходит к выводу о том, что истица имеет право на обеспечение жилым помещением по договору найма жилого помещения в специализированном жилищном фонде, при этом Министерство труда и социальной защиты населения Забайкальского края в рамках предоставленных полномочий обязано выполнить соответствующие действия, направленные на предоставление Лазаревой А.В. жилого помещения, восстановив ее нарушенное право.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Лазарева А.В. постоянно проживает на территории г. Читы, в связи с чем в соответствии с положениями вышеназванного Порядка жилое помещение должно быть предоставлено истцу в черте данного населенного пункта.
Разрешая требования в части площади предоставляемого жилого помещения, суд учитывает п.п. 5 – 9 ст. 57 Жилищного кодекса РФ, решение Думы городского округа «Город Чита» от 10.11.2005 г. «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления жилого помещения на территории городского округа «Город Чита», согласно которому площадь предоставляемого жилья не должна быть менее 25 кв. м. общей площади жилого помещения.
Руководствуясь ст. ст. 194- 199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
иск удовлетворить.
Обязать Министерство труда и социальной защиты населения Забайкальского края предоставить Лазаревой Анастасии Владимировне благоустроенное жилое помещение специализированного жилого фонда общей площадью не менее 25 кв.м., отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, по договору специализированного найма жилого помещения на территории городского округа «Город Чита».
Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд города Читы.
Решение суда в окончательной форме принято 2 октября 2018 года.
Судья Т.В. Лоншакова