Дело № 2а-321/2019

Поступило 29.11.2019

УИД 70RS0015-01-2019-000587-12

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

10 декабря 2019 года с. Кожевниково

Кожевниковский районный суд Томской области в составе председательствующего Фомича Д.П.,

при секретаре Улыбиной И.С.,

с участием административного истца – прокурора Жеравина А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению исполняющего обязанности прокурора Кожевниковского района Томской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации муниципального образования «Вороновское сельское поселение» Кожевниковского района Томской области о признании незаконным бездействия в непринятии мер по обращению в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество с заявлением о постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества, возложении обязанности совершения действий,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Кожевниковского района Томской области, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации муниципального образования «Вороновское сельское поселение» Кожевниковского района Томской области о признании незаконным бездействия в непринятии мер по обращению в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество с заявлением о постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества: «Пруд № 74», расположенного <адрес>, возложении обязанности в срок до 01.05.2020 обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество с заявлением о постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества – гидротехнических сооружений: «Пруд № 74», расположенный <адрес>, мотивировав тем, что Прокуратурой Кожевниковского района проведена проверка соблюдения требований законодательства о безопасности гидротехнических сооружений.

В ходе проведения проверки выявлены факты бездействия администрации Вороновского сельского поселения по постановке на учет бесхозяйных гидротехнических сооружений (далее - ГТС).

Согласно данных, представленных администрацией Вороновского сельского поселения на территории сельского поселения имеется гидротехническое сооружение: «Пруд № 74», расположен <адрес>

Указанный объект числится на балансе администрации Вороновского
сельского поселения, однако сведения о правообладателе на перечисленные объекты в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют.

Вместе с тем, администрацией Вороновского сельского поселения в
виду отсутствия достаточных денежных средств в бюджете до настоящего
времени не приняты меры по постановке на учет бесхозяйного имущества,
что послужило основанием для внесения 24.04.2019 в адрес главы
Вороновского сельского поселения представления об устранении нарушений требований законодательства.

По результатам рассмотрения представления прокурора района Главой поселения приняты меры только по обращению в Управление финансов администрации Кожевниковского района с ходатайством о выделение денежных средств, необходимых для постановки на учет вышеуказанного объекта.

В свою очередь Управлением финансов администрации

Кожевниковского района отказано в удовлетворении вышеуказанного ходатайства ввиду отсутствия свободных средств в бюджете муниципального образования «Кожевниковский район» на 2019 год.

Прокурор Кожевниковского района просил признать незаконным бездействие администрации Вороновского сельского поселения в непринятии мер по обращению в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество с заявлением о постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества, указанного в административном иске, возложении обязанности в срок до 01.05.2020 обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество с заявлением о постановке на учет указанного бесхозяйного недвижимого имущества.

В судебном заседании административный истец - прокурор Кожевниковского района Жеравин А.С. исковые требования поддержал в полном объеме.

Представитель административного ответчика – глава Вороновского сельского поселения Прокопенко С.Н. исковые требования признал полностью, просил дело рассмотреть без его участия, о чем указал в заявлении.

В силу Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.

Судом в порядкеп.2 ст.150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) не признано необходимым обязательное участие в судебном заседании представителя административного ответчика, в связи с чем суд определил о рассмотрении дела в отсутствие не явившегося представителя административного ответчика.

Заслушав представителя административного истца, изучив материалы дела, оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения иска, исходя из следующего.

Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Проверяя соблюдение прокурором трехмесячного срока на обращение с административным иском, предусмотренного ст.219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), суд исходит из следующего.

В ч.1 ст.219 КАС РФ предусмотрено право гражданина, организации обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Согласно ч.8 ст.219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Предметом оспаривания является бездействие администрации Вороновского сельского поселения Кожевниковского района Томской области, выразившееся в непринятии мер по обращению в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество с заявлением о постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества, указанные меры по настоящее время не предприняты, следовательно, бездействие носит длящийся характер, в связи с чем срок на обращение в суд с иском административным истцом не пропущен.

Рассматривая заявленные требования по существу, суд приходит к следующим выводам.

Исходя из положений статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основанием для удовлетворения административного иска является установление несоответствия оспоренных решения, действия (бездействия) нормативным правовым актам и факта нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или неопределенного круга лиц.

К бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами).

В силу частью 1 статьи 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В силу части 1 статьи 132 Конституции РФ органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

В соответствии с п.1 ст.225 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой не известен, если иное не предусмотрено законом, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся (п.3 ст.225 ГК РФ).

По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

В соответствии с ч.1 ст.130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землёй, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

Принятие на учет в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования, бесхозяйных недвижимых вещей в соответствии со статьей 3 Федеральный закон от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» отнесено к компетенции федерального органа в области государственной регистрации.

Порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей утвержден Приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 №931 (далее по тексту также Порядок №931).

Согласно пунктам 2, 6 Порядка принятие на учет бесхозяйных недвижимых вещей осуществляют: федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав; территориальные органы федерального органа в области государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав.

Принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей (приложение №1 к Порядку №931): органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся: на территориях этих муниципальных образований. Обязательным приложением к заявлению являются документы, предусмотренные постановлением Правительства Российской Федерации.

Согласно преамбуле, ст.ст.1 и 2 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» законодательство о безопасности гидротехнических сооружений (далее - ГТС) регулирует отношения, возникающие при осуществлении деятельности по обеспечению безопасности при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, реконструкции, восстановлении, консервации и ликвидации ГТС, устанавливает обязанности органов государственной власти, собственников и эксплуатирующих организаций по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений.

В соответствии со ст.3 Федерального закона № 117-ФЗ от 21.07.1997 года «О безопасности гидротехнических сооружений» к гидротехническим сооружениям относятся: плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, здания, устройства и иные объекты, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов.

Отсутствие собственника спорного гидротехнического сооружения влечет невозможность исполнения предусмотренной ст. 9 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» обязанности по обеспечению безопасности гидротехнического сооружения, созданию финансовых и материальных резервов, предназначенных для ликвидации аварии сооружения, организации его эксплуатации и, следовательно, обязанности органа местного самоуправления по предупреждению чрезвычайных ситуаций.

Согласно пункту 8 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.

Как следует из взаимосвязанных положений ст.ст.210, 225 Гражданского кодекса РФ, ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п.п.3, 7, 17 ст.4 Устава муниципального образования «Вороновское сельское поселение» исполнительно-распорядительным органом, организующим и осуществляющим от имени поселения владение, пользование, распоряжение муниципальной собственностью поселения, благоустройство территории поселения, а также мероприятия по защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, является администрация Вороновского сельского поселения.

По смыслу указанных правовых норм, орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного, а, следовательно, обязан это сделать.

Отсутствие собственника недвижимых объектов гидротехнических сооружений, приводит к ненадлежащему их содержанию и эксплуатации, к невозможности присвоения сооружениям соответствующего класса, а поэтому влечет за собой нарушение прав неопределенного круга лиц с точки зрения безопасности.

В судебном заседании установлено, следует из материалов дела, что прокурором Кожевниковского района по заданию прокуратуры Томской области было принято решение о проведении проверки исполнения администрацией Кожевниковского района законодательства о безопасности гидротехнических сооружений.

19.04.2019 в адрес прокурора Кожевниковского района Томской области администрацией Кожевниковского района направлен ответ, согласно которому гидротехнические сооружения: «Пруд №74», расположенный <адрес> в реестре муниципального образования «Кожевниковский район» не числятся. На основании отчета по инвентаризации гидротехнических сооружений на территории Кожевниковского района, утвержденного директором ОГУП «Томскинвестгеонефтегаз» данные гидротехнические сооружения являются бесхозяйными.

19.04.2019 прокурором Кожевниковского района на основании информации Сибирского Управления Ростехнадзора было принято решение о проведении проверки обеспечение администрацией Вороновского сельского поселения безопасности при эксплуатации гидротехнических сооружений, законодательства о безопасности гидротехнических сооружений.

24.04.2019 прокурором Кожевниковского района Томской области в адрес главы Вороновского сельского поселения Кожевниковского района Томской области по результатам проведенной проверки внесено представление об устранении нарушений требований законодательства, а именно указано на необходимость принять меры по постановке на учет бесхозяйного имущества.

20.08.2019 администрацией Вороновского сельского поселения в адрес Начальника Управления финансов администрации Кожевниковского района направлено ходатайство об увеличении межбюджетных трансфертов в сумме 31100 руб. на оформление в собственность гидротехнических сооружений: «Пруд №74», расположенный <адрес>

21.08.2019 администрацией Вороновского сельского поселения в адрес прокурора Кожевниковского района дан ответ о том, что на данный момент в бюджете поселения нет средств на постановку на учет в ЕГРН гидротехнического сооружения «Пруд №74», расположенный <адрес>. В управление финансов администрации Кожевниковского района подано ходатайство о выделе денежных средств на проведение мероприятий по постановке на учет гидротехнических сооружений.

30.08.2019 года администрацией Кожевниковского района в адрес администрации Вороновского сельского поселения направлен ответ о том, что ходатайство о выделении о выделении средств на оплату услуг по выполнению кадастровых работ, работ по постановке на государственный кадастровый учет земельного участка, а также на оплату услуг по выполнению кадастровых работ по оформлению технических планов с внесением в государственный кадастр недвижимости сведений об объектах недвижимости, не может быть удовлетворено в виду отсутствия свободных в бюджете денежных средств.

Согласно данным, предоставленным ФГБУ «ФКП Росреестра» по Томской области, по <адрес> расположен Пруд №74, сведений о собственнике не имеется (выписки от 15.10.2019).

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что объект недвижимого имущества – «Пруд № 74», расположенный <адрес>, фактически не имеет собственника, следовательно, являются бесхозяйным объектом.

Учитывая, что Пруд №74 находится на территории муниципального образования «Вороновское сельского поселение», обязанность по постановке на учет данного объекта возложена на администрацию Вороновского сельского поселения.

Вместе с тем, администрацией Вороновского сельского поселения ввиду отсутствия достаточных денежных средств в бюджете до настоящего времени не приняты меры по постановке на учет бесхозяйного имущества, что послужило основанием для внесения 24.04.2019 года прокуратурой Кожевниковского района в адрес главы Вороновского сельского поселения представления об устранении нарушений требований законодательства.

При этом, несмотря на ответ об отсутствии денежных средств на проведение требуемых мероприятий, отсутствие финансового обеспечения соответствующих не является уважительной причиной для несоблюдения требований закона, поскольку соблюдение прав человека на безопасность, не может ставиться в зависимость от финансовой обеспеченности властно-публичного образования.

Таким образом, поскольку суд пришел к выводу о незаконности оспариваемого бездействия, то в целях восстановления нарушенных прав неопределенного круга лиц требование прокурора о возложении на административного ответчика обязанности обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество с заявлением о постановке на учет безхозяйного недвижимого имущества, суд находит обоснованными.

В случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению, суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом (п.1 ч.3 ст.227 КАС РФ).

Суд находит срок по совершению действий, указанных в исковом заявлении, до 01.05.2020 года разумным и приемлемым для их совершения, считает, что данный срок заявлен с учетом характера и объема мероприятий, необходимых для исполнения требований законодательства. При этом судом принимается во внимание, то обстоятельство, что обоснованных возражений против установления указанного срока, стороной административного ответчика не представлено, иные доказательства невозможности выполнения требуемых мероприятий не представлены.

Руководствуясь ст.ст.177-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ – «░░░░ № 74», ░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░>

░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░ 01.05.2020 ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░: «░░░░ № 74», ░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░>

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░.░░░░░

2а-321/2019

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокуратура Кожевниковского района
Ответчики
Администрация муниципального образования "Вороновское сельское поселение"
Суд
Кожевниковский районный суд
Судья
Фомич Д.П.
29.11.2019[Адм.] Регистрация административного искового заявления
29.11.2019[Адм.] Передача материалов судье
29.11.2019[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
29.11.2019[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.12.2019[Адм.] Подготовка дела (собеседование)
10.12.2019[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
10.12.2019[Адм.] Судебное заседание
16.12.2019[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
18.12.2019[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее