Решение по делу № 2-1277/2016 от 16.05.2016

Дело № 2-1277/2016

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г.Ломоносов                        25 августа 2016 года

Ломоносовский районный суд Ленинградской области

в составе председательствующего судьи Смирнова А.С.,

при секретаре **,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ******** к администрации МО Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области об оспаривании отказа в заключении договора купли-продажи земельного участка по результатам аукциона,

УСТАНОВИЛ:

******** предъявила в суд исковое заявление к администрации муниципального образования Ломоносовский муниципальный район **, указав, что обратилась в местную администрацию МО Кипенское сельское поселение с заявлением о заключении договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером **Ъ, общей площадью 398 кв.м, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для приусадебного участка личного подсобного хозяйства, расположенного по адресу: **.

Постановлением местной администрации МО Кипенское сельское поселение от ** **Ъ утверждена схема расположения указанного земельного участка на кадастровом плане, присвоен адрес участку. Кроме того, местной администрацией опубликовано объявление о наличие земельного участка, о времени проведения аукциона и предмета проведения аукциона - продажа земельного участка с кадастровым номером **Ъ и сумма задатка. ** земельный участок был поставлен на кадастровый учет. Извещение о проведении торгов от ** было получено истцом **. ******** перечислила ** на расчетный расчет местной администрации МО Кипенское сельское поселение задаток для участия в аукционе. ** состоялся аукцион на право заключения договора купли-продажи земельного участка, по результатам которого победителем аукциона была признана истица.

Истец ******** обратилась с заявлением о заключении договора купли-продажи земельного участка, однако ей в этом было отказано по причине того, что аукционы по продаже земельного участка должны были проводиться Администрацией МО Ломоносовский муниципальный район **.

Ссылаясь на то, что аукцион был проведен местной администрации в соответствии с нормами действующего законодательства и не признан незаконным, ******** считает действия ответчика нарушающими её права и законные интересы и просила признать незаконным отказ администрации МО Ломоносовский муниципальный район ** заключить договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером **Ъ, общей площадью 398 кв.м, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для приусадебного участка личного подсобного хозяйства, расположенного по адресу: **, Кипенское сельское поселение, ** отдыха Волковицы, **, и обязать ответчика заключить со ней договор купли-продажи этого земельного участка.

Кроме того, истец просила взыскать с ответчика расходы на оплату юридических услуг в размере 20500 рублей и расходы на оплату государственной пошлины в размере 300 рублей.

В судебном заседании истец ********, её представители ** и **, допущенные судом к участию в деле в качестве представителей по ходатайству истца (л.д. 77, 159), исковые требования поддержали по изложенным в иске основаниям.

Представитель третьего лица - местной администрации МО Кипенское сельское поселение в лице главы местной администрации **, действующего на основании устава муниципального образования и решения совета депутатов МО Кипенское сельское поселение от ** **Ъ (л.д. 84), в судебном заседании полагал исковые требования ******** обоснованными, считал, что аукцион по продаже земельного участка проведен в соответствии с законом, а также поддержал доводы, изложенные в письменном отзыве на иск (л.д. 88-95).

Представитель ответчика - администрации МО Ломоносовский муниципальный район ** в лице **, действующей на основании доверенности (л.д. 39), с заявленными требованиями не согласилась, поддержала представленные письменные возражения по иску (л.д. 85-87), из которых следует, что в соответствии с правилами землепользования застройки территории МО Кипенское сельское поселение, утвержденными решением Совета депутатов МО Кипенское сельское поселение от ** **Ъ, образованный земельный участок расположен в территориальной зоне Ж-3 - зона застройки средне этажными жилыми домами. Разрешенное использование «Приусадебный участок личного подсобного хозяйства» правилами землепользования и застройки не предусмотрено. Предельные размеры земельных участков градостроительным регламентом не установлены. В соответствии с решением Совета депутатов МО Ломоносовский муниципальный район ** от ** **Ъ «Об установлении минимальных размеров площадей земельных участков для индивидуального жилищного строительства и ведения личного подсобного хозяйства на территории МО Ломоносовский муниципальный район» минимальный размер земельных участков на территории МО Кипенское сельское поселение, расположенных в границах населенных пунктов, с разрешенным использование для личного подсобного хозяйства составляет 500 кв.м. Таким образом, образование спорного земельного участка с кадастровым номером **Ъ проведено в нарушение действующего законодательства. Согласно разъяснениям ** комитета по управлению государственным имуществом, аукционы по продаже земельных участков или аукционы на право заключения договоров аренды земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, с ** должны были проводиться администрацией района. Протокол о результатах аукциона на право заключения договора купли-продажи земельного участка должен был быть подписан администрацией района. Пунктами 3, 4 статьи 3 Федерального закона от 07 07.2003 № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» (в редакции, действовавшей на момент принятия постановления и дату подписания протокола) предусмотрено предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для ведения личного подсобного хозяйства гражданам, которые зарегистрированы по месту постоянного проживания в сельских поселениях. ******** зарегистрирована в Санкт-Петербурге следовательно заключение с ней договора купли-продажи земельного участка являлось бы нарушением Федерального закона «О личном подсобном хозяйстве».

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Судом установлено и не оспаривалось участниками судебного разбирательства, что местной администрацией МО Кипенское сельское поселение проведен аукцион на право заключения договора купли-продажи земельного участка площадью 398 кв.м. с кадастровым номером **Ъ, расположенного по адресу: **, Кипенское сельское поселение, ** отдыха Волковицы, Санаторная улица. Аукцион был объявлен на основании постановления местной администрации МО Кипенское СП от ** **Ъ (л.д. 40-41), извещение **Ъ о проведении торгов было размещено ** на официальном сайте Российской Федерации (www.torgi.gov.ru (л.д. 70), а также на официальном сайте МО Кипенское СП (кипенское.рф (л.д. 74).

Схема расположения указанного земельного участка на кадастровом плане была утверждена постановлением местной администрации МО Кипенское сельское поселение от ** **Ъ (л.д. 112). Категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - приусадебный участок личного подсобного хозяйства.

** указанный земельный участок поставлен на кадастровый учет, выдан кадастровый паспорт (л.д. 47).

Формирование земельного участка осуществлялось в соответствии с Правилами землепользования и застройки МО Кипенское сельское поселение (далее - ПЗЗ), утвержденных Решением Совета депутатов МО Кипенское сельское поселение от 12.09.2012 г. № 7. Так, согласно выписке из ПЗЗ от 15.07.2016 г. **Ъ (л.д. 110) спорный земельный участок находится в зоне Ж-3 - зона застройки индивидуальными жилыми домами, одним из основных видов разрешенного использования является - индивидуальные жилые дома с приусадебными земельными участками.

В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 4 Федерального закона РФ от 7 июля 2003 года № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» для ведения личного подсобного хозяйства могут использоваться земельный участок в границах населенного пункта (приусадебный земельный участок) и земельный участок за пределами границ населенного пункта (полевой земельный участок). Приусадебный земельный участок используется для производства сельскохозяйственной продукции, а также для возведения жилого дома, производственных, бытовых и иных зданий, строений, сооружений с соблюдением градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов.

В соответствии с п. 4 ст. 4 Федерального закона «О личном подсобном хозяйстве» предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения личного подсобного хозяйства, устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, то есть указанными выше ПЗЗ.

Размер спорного земельного участка был установлен в соответствии с ПЗЗ, где предусмотрен только максимальный размер земельного участка -2000 кв.м (л.д. 110 оборот).

Установления предельного минимального размера земельного участка, как следует из буквального толкования положений п. 2 ч. 6 ст. 30 Градостроительного кодекса РФ о правилах землепользования и застройки не обязательно, поскольку в градостроительных регламентах, содержащихся в правилах землепользования и застройки, должны указываться предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков.

Таким образом, вопреки доводам ответчика, в указанной зоне допускалось формирование земельных участков с разрешенным видом использования - приусадебный участок личного подсобного хозяйства, формирование участка было осуществлено в соответствии с действующим земельным и градостроительным законодательством и ПЗЗ, утвержденными в МО Кипенское сельское поселение.

Кроме того, постановка спорного земельного участка на кадастровый учет свидетельствует о том, что орган кадастрового учета не усмотрел оснований для отказа в этом с учетом площади участка, поскольку п. 2 ч. 3 ст. 27 Федерального закона от 24.07.2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» предусматривает возможность отказе в постановке на учет земельного участка в случае, если размер образуемого земельного участка не будет соответствовать установленным в соответствии с федеральным законом требованиям к предельным (минимальным или максимальным) размерам земельных участков.

Положениями абзаца 2 п. 2 ст. 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» установлено, что предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения, при наличии утвержденных правил землепользования и застройки поселения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.

С ** произошло перераспределение полномочий в области градостроительной деятельности между органами государственной власти Ленинградской области и органами местного самоуправления Ленинградской области.

С 1 января 2016 года в Ленинградской области на основании Областного закона ** от ** **Ъ-оз произошло перераспределение отдельных полномочий в области земельных отношений между органами местного самоуправления ** и органами государственной власти **, а именно статьей 1 указанного областного закона полномочия органов местного самоуправления поселений по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории поселений, при наличии утвержденных правил землепользования и застройки поселений отнесены к полномочиям органов государственной власти **.

Областным законом ** от ** **Ъ-оз «О наделении органов местного самоуправления отдельными полномочиями в области земельных отношений, отнесенными к полномочиям органов государственной власти Ленинградской области» органы местного самоуправления муниципальных районов Ленинградской области наделены полномочиями, отнесенными к полномочиям органов государственной власти Ленинградской области, по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории поселений соответствующего муниципального района, при наличии утвержденных правил землепользования и застройки таких поселений, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.

Таким образом, после перераспределения отдельных полномочий в области земельных отношений администрация МО Ломоносовский муниципальный район ** с ** является уполномоченным органом по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории поселений Ломоносовского муниципального района, в том числе на территории МО Кипенское сельское поселение, ПЗЗ которого утверждены, а до ** такими полномочиями обладала местная администрации МО Кипенское сельское поселение.

Положениями статьи 447 ГК РФ предусмотрено заключение договора на торгах:

1. Договор, если иное не вытекает из его существа, может быть заключен путем проведения торгов. Договор заключается с лицом, выигравшим торги.

2. В качестве организатора торгов могут выступать собственник вещи, обладатель иного имущественного права на нее, другое лицо, имеющее интерес в заключении договора с тем, кто выиграет торги, а также лицо, действующее на основании договора с указанными лицами и выступающее от их имени или от своего имени, если иное не предусмотрено законом (нотариус, специализированная организация и др.).

3. В случаях, указанных в настоящем Кодексе или ином законе, договоры о продаже вещи или имущественного права могут быть заключены только путем проведения торгов.

4. Торги (в том числе электронные) проводятся в форме аукциона, конкурса или в иной форме, предусмотренной законом.

Выигравшим торги на аукционе признается лицо, предложившее наиболее высокую цену, а по конкурсу - лицо, которое по заключению конкурсной комиссии, заранее назначенной организатором торгов, предложило лучшие условия.

Форма торгов определяется собственником продаваемой вещи или обладателем реализуемого имущественного права, если иное не предусмотрено законом.

5. Аукцион и конкурс, в которых участвовал только один участник, признаются несостоявшимися. Иные основания признания торгов несостоявшимися устанавливаются законом.

    Статьей 448 ГК РФ регламентирована организация и порядок проведения торгов:

1. Аукционы и конкурсы могут быть открытыми и закрытыми. В открытом аукционе и открытом конкурсе может участвовать любое лицо. В закрытом аукционе и закрытом конкурсе участвуют только лица, специально приглашенные для этой цели.

2. Если иное не предусмотрено законом, извещение о проведении торгов должно быть опубликовано организатором не позднее чем за тридцать дней до их проведения. Извещение должно содержать сведения о времени, месте и форме торгов, об их предмете, о существующих обременениях продаваемого имущества и о порядке проведения торгов, в том числе об оформлении участия в торгах, определении лица, выигравшего торги, а также сведения о начальной цене.

3. Условия договора, заключаемого по результатам торгов, определяются организатором торгов и должны быть указаны в извещении о проведении торгов.

4. Если иное не предусмотрено в законе или в извещении о проведении торгов, организатор открытых торгов, опубликовавший извещение, вправе отказаться от проведения аукциона в любое время, но не позднее чем за три дня до наступления даты его проведения, а от проведения конкурса - не позднее чем за тридцать дней до проведения конкурса.

В случае, если организатор открытых торгов отказался от их проведения с нарушением указанных сроков, он обязан возместить участникам понесенный ими реальный ущерб.

Организатор закрытого аукциона или закрытого конкурса обязан возместить приглашенным им участникам реальный ущерб независимо от того, в какой именно срок после направления извещения последовал отказ от проведения торгов.

5. Участники торгов вносят задаток в размере, в сроки и в порядке, которые указаны в извещении о проведении торгов. Если торги не состоялись, задаток подлежит возврату. Задаток возвращается также лицам, которые участвовали в торгах, но не выиграли их.

При заключении договора с лицом, выигравшим торги, сумма внесенного им задатка засчитывается в счет исполнения обязательств по заключенному договору.

Если иное не установлено законом, обязательства организатора и участников торгов по заключению договора по результатам торгов могут обеспечиваться независимой гарантией.

6. Если иное не установлено законом, лицо, выигравшее торги, и организатор торгов подписывают в день проведения аукциона или конкурса протокол о результатах торгов, который имеет силу договора.

Лицо, уклонившееся от подписания протокола, обязано возместить причиненные этим убытки в части, превышающей размер предоставленного обеспечения.

Если в соответствии с законом заключение договора возможно только путем проведения торгов, при уклонении организатора торгов от подписания протокола победитель торгов вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор, а также о возмещении убытков, вызванных уклонением от его заключения.

7. Если в соответствии с законом заключение договора возможно только путем проведения торгов, победитель торгов не вправе уступать права и осуществлять перевод долга по обязательствам, возникшим из заключенного на торгах договора. Обязательства по такому договору должны быть исполнены победителем торгов лично, если иное не установлено в соответствии с законом.

Статьей 449 ГК РФ предусмотрены основания и последствия признания торгов недействительными судом.

В силу п. 1 ст. 39.3 Земельного кодекса РФ продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.

В соответствии с пунктами 19 и 20 ст. 39.11. Земельного кодекса РФ извещение о проведении аукциона размещается на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации (далее - официальный сайт), не менее чем за тридцать дней до дня проведения аукциона. Указанное извещение должно быть доступно для ознакомления всем заинтересованным лицам без взимания платы. Организатор аукциона также обеспечивает опубликование извещения о проведении аукциона в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка не менее чем за тридцать дней до дня проведения аукциона.

Согласно абзацу 4 п. 9 ст. 61 Устава МО Кипенское сельское поселение, в редакции решения Совета депутатов МО Кипенское сельское поселение от ** **Ъ (далее - «Устав»), официальными средствами массовой информации для опубликования муниципальных правовых актов являются газеты «Балтийский луч», «** вестник» и официальный сайт в сети Интернет Кипенского сельского поселения с электронным адресом: www.кипенское.рф (л.д. 108).

Исходя из смысла вышеуказанных положений Земельного кодекса РФ и Устава, учитывая, что извещение о проведении торгов не носит нормативно-правового характера, а также то, что в МО Кипенское сельское поселение отсутствует периодическое издание, осуществляющее официальное опубликование нормативных правовых актов, то муниципальным правовым актом допускается установление иного порядка опубликования извещения о проведения торгов, что и было реализовано в пункте 5 постановления местной администрации МО Кипенское сельское поселение от ** **Ъ, где установлено размещение извещения на официальном сайте Российской Федерации и на официальном сайте МО Кипенское сельское поселение не менее чем за тридцать дней до дня проведения аукциона.

Как отмечалось выше, извещение **Ъ о проведении торгов было размещено ** на официальном сайте Российской Федерации (www.torgi.gov.ru (л.д. 70), а также на официальном сайте МО Кипенское СП (кипенское.рф (л.д. 74). Согласно документации об аукционе, утвержденной местной администрации МО Кипенское сельское поселение **, проведение аукциона на право заключения договора купли-продажи спорного земельного участка было назначено на 13 часов ** по адресу: д.Кипень, ** (л.д. 43-44). Таким образом, извещения о проведении аукциона были опубликованы в соответствии с требованиями пп. 19, 20 ст. 39.11 Земельного кодекса РФ, то есть не менее чем за тридцать дней до дня проведения аукциона.

В соответствии с ч. 4 ст. 4 Федерального закона РФ от 7 июля 2003 года N 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» предоставление земель для ведения личного подсобного хозяйства осуществляется в порядке, установленном земельным законодательством.

В соответствии с ч. 2 ст. 15 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

Спорный земельный участок не относится к землям, изъятым из оборота или ограниченным в обороте, а значит, может быть предметом аукциона по его предоставлению в собственность.

В соответствии с п. 9 ст. 39.11 Земельного кодекса РФ аукцион по предоставлению земельного участка является открытым по составу участников, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 10 ст. 39.11 Земельного кодекса РФ, где указано, что участниками аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для комплексного освоения территории или ведения дачного хозяйства, за исключением случая, предусмотренного абзацем вторым настоящего пункта, могут являться только юридические лица.

Участниками аукциона, проводимого в случае, предусмотренном пунктом 7 статьи 39.18 настоящего Кодекса, могут являться только граждане или в случае предоставления земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности - граждане и крестьянские (фермерские) хозяйства.

Таким образом, аукцион на право заключения договора купли-продажи спорного земельного участка, проведенный местной администрации МО Кипенское сельское поселение, являлся открытым и не имел ограничений для участия, подавших заявку лиц.

Этот аукцион был объявлен **, то есть до вступления в силу Областного закона ** от ** **Ъ-оз «О перераспределении между органами местного самоуправления ** и органами государственной власти ** отдельных полномочий в области земельных отношений» и Областного закона ** от ** **Ъ-оз «О наделении органов местного самоуправления отдельными полномочиями в области земельных правоотношений, отнесенными к полномочиям органов государственной власти **», и был проведен **.

Начальная цена земельного участка, определённая по результатам рыночной оценки, составила 169000 рублей (л.д. 44-45, 67-69). Задаток в указанном размер внесен ******** и поступил на расчетный счет организатора аукциона, что подтверждается платежным поручением от ** (л.д. 59) и протоколом об итогах приема заявок и определении участников аукциона от ** (л.д. 50). По результатам торгов победителем была объявлена истец ********, что подтверждается протоколом о результатах аукциона (л.д. 65-66).

** ******** обратилась в адрес администрации МО Ломоносовский муниципальный район ** с заявлением о заключении договора купли-продажи спорного земельного участка, однако ответчик в письме от ****Ъ сообщил истцу об отсутствии правовых оснований для заключения договора, ссылаясь на необходимость проведения с ** аукционов администрацией муниципального района (л.д. 11).

В силу ст. 5 Областного закона ** от ** **Ъ-оз «О перераспределении между органами местного самоуправления ** и органами государственной власти ** отдельных полномочий в области земельных отношений» муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления муниципальных образований ** до вступления в силу настоящего областного закона (то есть до **), регулирующие осуществление полномочий, указанных в статье 1 настоящего областного закона (то есть полномочий органов местного самоуправления поселений по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории поселений, при наличии утвержденных правил землепользования и застройки поселений), действуют в части, не противоречащей настоящему областному закону и принятым в соответствии с ним правовым актам органов государственной власти.

Согласно ст. 10 Областной закон ** от ** **Ъ-оз «О наделении органов местного самоуправления отдельными полномочиями в области земельных отношений, отнесенными к полномочиям органов государственной власти **» вступает в силу по истечении 10 дней со дня его официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с **

В соответствии с п. 1 ст. 4 Гражданского кодекса РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.

Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.

Поскольку вышеуказанные областные законы предусматривают свое распространение на правоотношения с **, то действия местной администрации МО Кипенское сельское поселение по подготовке и организации аукциона до указанной даты являются законными, так как правоотношение (объявление аукциона) возникло до ** Переходные положения указанными нормативными правовыми актами Ленинградской области не предусмотрены, а процедура проведения аукциона представляет собой процесс, растянутый по времени, включающий в себя определенные этапы.

В соответствии с п. 11 ст. 39.11 Земельного кодекса РФ организатором аукциона вправе выступить уполномоченный орган или специализированная организация, действующая на основании договора с уполномоченным органом.

В рассматриваемом случае организатором аукциона правомерно выступала местная администрация МО Кипенское сельское поселение, поскольку на момент объявления аукциона (до 01.01.2016 года) она обладала такими полномочия на законных основаниях.

Земельный кодекс РФ не содержит положений, предусматривающих возможность передачи прав и обязанностей организатора аукциона другому лицу после объявления аукциона, кроме того, в Земельном кодексе РФ отсутствуют нормы, позволяющие организатору аукциона отказаться от его проведения (после его объявления и публикации извещения о проведении аукциона) в случае передачи полномочий по распоряжению земельными участками на другой уровень. Судом не установлено обстоятельств, предусмотренных п. 8 ст. 39.11 Земельного кодекса РФ, когда земельный участок не может быть предметом аукциона и уполномоченный орган принимает решение об отказе в проведении аукциона (п. 24 ст. 39.11 Земельного кодекса РФ). В связи с чем, законно объявленный аукцион должен быть проведен его организатором и не может быть отменен в связи с передачей полномочий по распоряжению земельными участками на другой уровень.

Кроме того, аукцион по предоставлению земельного участка носит публичный характер, а поэтому организатор аукциона не вправе отказаться от его проведения, не имея оснований, прямо предусмотренных законом, иначе отказ от проведения аукциона либо отмена (аннулирование) его результатов будут являться нарушением прав участников аукциона.

В соответствии с ч. 3 ст. 3 Земельного кодекса РФ имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.

Согласно ст. 6 Гражданского кодекса РФ в случаях, когда предусмотренные пунктами 1 и 2 статьи 2 настоящего Кодекса отношения прямо не урегулированы законодательством или соглашением сторон и отсутствует применимый к ним обычай, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, применяется гражданское законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона).

При невозможности использования аналогии закона права и обязанности сторон определяются исходя из общих начал и смысла гражданского законодательства (аналогия права) и требований добросовестности, разумности и справедливости.

Суд полагает возможным применить аналогию положений п. 3 ст. 3.3. Федерального закона от 25.10.2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», согласно которым полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, прекращаются у органа местного самоуправления муниципального района и возникают у органа местного самоуправления поселения с даты утверждения правил землепользования и застройки поселения…В случае, если извещение о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации, до утверждения в установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации порядке правил-землепользования и застройки, предоставление такого земельного участка в собственность или аренду по результатам аукциона осуществляет орган местного самоуправления муниципального района, который обеспечил размещение указанного извещения.

Указанные законоположения регулируют правоотношения по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в случае перехода полномочий от органа местного самоуправления одного уровня к органу местного самоуправления другого уровня, и являются наиболее близкими по существу к рассматриваемому случаю, в связи с чем применение этих норм по аналогии возможно и необходимо, в том числе, исходя из требований добросовестности, разумности и справедливости.

К рассматриваемой ситуации положения п. 3 ст. 3.3. Федерального закона от 25.10.2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» по аналогии можно применить следующим образом, что полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, прекращаются у органа местного самоуправления поселения и возникают у органа местного самоуправления муниципального района с даты вступления в силу закона субъекта Российской Федерации, предусматривающего перераспределение полномочий в области земельных правоотношений. В случае, если извещение о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации, до вступления в силу закона субъекта Российской Федерации, предусматривающего перераспределение полномочий в области земельных правоотношений, то проведение такого аукциона осуществляется органом местного самоуправления поселения или специализированной организацией, с которой заключен договор о проведении аукционов, а предоставление такого земельного участка в собственность или аренду по результатам аукциона осуществляет орган местного самоуправления муниципального района, которому переданы полномочия по распоряжению земельными участками.

Учитывая изложенное, суд полагает, что аукцион, проведенный по решению местной администрации МО Кипенское сельское поселение, является законным.

Кроме того, результаты этого аукциона никем не оспаривались, в том числе и ответчиком, и, поскольку администрация МО Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области в настоящее время является органом, уполномоченным по распоряжению земельными участками, право собственности на которые не разграничено, то именно ответчик обязан заключить договор купли-продажи по результатам аукциона в соответствии с п. 20 ст. 39.12 Земельного кодекса РФ в десятидневный срок со дня составления протокола о результатах аукциона.

С учетом изложенного, исковые требования ******** подлежат удовлетворению; отказ администрации МО Ломоносовский муниципальный район ** заключить договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером **Ъ общей площадью 398 кв.м., категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – для приусадебного участка личного подсобного хозяйства, расположенного по адресу: **, Ломоносовский муниципальный район, МО Кипенское сельское поселение, ** отдыха Волковицы, **, следует признать незаконным и обязать администрацию МО Ломоносовский муниципальный район ** в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу заключить с ******** договор купли-продажи указанного земельного участка.

******** понесла расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей (л.д. 3), а также на оплату юридических услуг и услуг представителя, связанных с рассмотрением настоящего дела, в размере 20500 рублей, что подтверждается договором от **, заключенным с ООО «Право», и чеками об оплате от ** (л.д. 20, 21).

С учетом положений ст.ст. 98, 100 ГПК РФ, удовлетворения исковых требований ********, участия представителя в двух судебных заседаниях, проделанной представителем работы, а также требований разумности, суд находит возможным взыскать с ответчика в пользу ******** в возмещение расходов на оплату услуг представителя 20500 рублей, а также расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Исковые требования ******** удовлетворить.

Признать незаконным отказ администрации МО Ломоносовский муниципальный район ** заключить договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером **Ъ общей площадью 398 кв.м., категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – для приусадебного участка личного подсобного хозяйства, расположенного по адресу: **, Ломоносовский муниципальный район, МО Кипенское сельское поселение, ** отдыха Волковицы, **, и обязать администрацию МО Ломоносовский муниципальный район ** в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу заключить с ******** договор купли-продажи указанного земельного участка.

Взыскать с администрации МО Ломоносовский муниципальный район ** в пользу ******** расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей, расходы по оплате юридических услуг в размере 20500 рублей.

Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Ломоносовский районный суд Ленинградской области в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 01 сентября 2016 года.

    Судья:                            А.С. Смирнов

2-1277/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Дудина Е. А.
Ответчики
Администрация МО Ломоносовский район
Другие
Администрация МО Кипенское сельское поселение
Суд
Ломоносовский районный суд Ленинградской области
Судья
Смирнов Александр Сергеевич
Дело на странице суда
lomonosovsky.lo.sudrf.ru
16.05.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
17.05.2016Передача материалов судье
20.05.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
20.05.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.05.2016Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
11.07.2016Предварительное судебное заседание
20.07.2016Судебное заседание
08.08.2016Судебное заседание
25.08.2016Судебное заседание
01.09.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.10.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.08.2016
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее