Решение по делу № 2-7586/2014 от 15.09.2014

№2-7586/2014

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

24 октября 2014 года г. Барнаул

Центральный районный суд г. Барнаула Алтайского края в составе:

председательствующего Запаровой Я.Е.

при секретаре Танской Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора .... в интересах ФИО2 к Главному управлению строительства, транспорта, жилищно – коммунального и дорожного хозяйства .... о возложении обязанности предоставить жилое помещение,

УСТАНОВИЛ:

прокурор .... в интересах ФИО2 обратился в суд с иском к Главному управлению строительства, транспорта, жилищно – коммунального и дорожного хозяйства .... (далее – Главное управление) о возложении обязанности предоставить жилое помещение.

В обоснование требований указал на то, что ФИО2 относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Постановлением администрации .... от ДД.ММ.ГГГГ поставлен на учет для получения жилого помещения как лицо из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, очередь . До настоящего времени ФИО2, проживающий в ...., не обеспечен жилым помещением. Просил возложить на ответчика обязанность предоставить вне очереди ФИО2 благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в р....., отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 33 кв.м.

В судебном заседании помощник прокурора .... ФИО5 исковые требования прокурора .... поддержала.

ФИО2 исковые требования поддержал, не возражал установить срок исполнения решения суда не более 3 месяцев.

Представитель Главного управления в судебное заседание не явился, в письменном отзыве ответчик против удовлетворения исковых требований возражал, указывая на то, что процессуальным истцом не учтено изменение законодательства о порядке обеспечения жилыми помещениями детей – сирот и детей оставшихся без попечения родителей, с ДД.ММ.ГГГГ и предоставление жилых помещения по договорам найма специализированных жилых помещений. Материальный истец включен в список детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по договорам найма специализированного жилого помещения, реестровая запись от ДД.ММ.ГГГГ. ФИО2 включен в список с даты подачи им соответствующего заявления. Для решения жилищной проблемы детей – сирот в .... утверждена долгосрочная целевая программа. Требование истца по внеочередному предоставлению жилого помещения нарушает права неограниченного круга лиц, включенный в Список ранее с учетом даты подачи заявления, что является основанием для отказа в иске. В случае удовлетворения требований просила установить срок исполнения решения суда в течении 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

В соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Установлено, что ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку его мать ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умерла ДД.ММ.ГГГГ. Отец ребенка в свидетельстве о рождении записан со слов матери.

ДД.ММ.ГГГГ в анкетные данные ФИО2 внесены изменения, в графе отец указана запись «отсутствует».

ФИО2 воспитывался в учреждении общественного воспитания МОУ «<данные изъяты>» в ...., затем обучался и окончил КГОУ НПО «<данные изъяты>», расположенном в р...... В настоящее время постоянно проживает в р......

Постановлением администрации .... от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 поставлен на регистрационный учет по получению жилья как лицо, относящееся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, очередь .

Ответчиком сведения о ФИО2 включены в краевой список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по договорам найма специализированного жилого помещения, реестровая запись от ДД.ММ.ГГГГ.

Принципы социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, установлены Федеральным законом от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Согласно ст.ст.4,5 Федерального закона №159-ФЗ дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством.

Предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии со статьей 8 (пункт 1) Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом пункта 1 этого же Закона и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - Список) в соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 этой статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с пунктом 1 статьи 8 данного Закона является основанием для исключения указанных лиц из Списка (пункты 1, 3).

По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются указанным лицам в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (пункт 7).

Аналогичные положения по своему содержанию содержатся в ст.17.1 Закона Алтайского края от 12 декабря 2006 года N 136-ЗС "О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Алтайского края".

Таким образом, как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

К их числу относятся, в частности, невозможность проживания в ранее занимаемом жилом помещении ребенка, который достиг возраста 18 лет и который включен в Список, а также окончание срока пребывания ребенка в образовательной организации.

Указанные нормы не обуславливают реализацию права указанной категории лиц на льготное получение жилья наличием финансирования или специализированного жилищного фонда, постановкой на очередь и наступлением очередности.

Содержащееся в пункте 3 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.

Законодатель в Федеральном законе от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" одновременно с упразднением с 1 января 2013 года права детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на внеочередное получение жилых помещений по договорам социального найма предусмотрел - расширив при этом основания предоставления жилья - предоставление им благоустроенных жилых помещений специализированного жилого фонда в целях их социализации по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

В данном случае установление законом субъекта Российской Федерации порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предполагает установление процедурных правил по формированию Списка - определение перечня документов, которые должны быть представлены, органа, в который должны быть представлены соответствующие документы, и т.п.

По своей сути формирование субъектом Российской Федерации Списка означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.

Ведение Списка может иметь своей целью также определение потребности в соответствующих объемах ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Кроме того, статьей 4 Федерального закона № 15-ФЗ от 29 февраля 2012 года и статьей 3 Закона Алтайского края от 11 октября 2012 года N 74-ЗС "О внесении изменений в отдельные законы Алтайского края" предусмотрено, что действие положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона), а равно статей 17.1-17.2 Закона Алтайского края №136-ЗС (в редакции закона от 11 октября 2012 года №74-ЗС) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Исходя из того, что в ходе рассмотрения дела было установлено и не опровергнуто стороной ответчика, что ФИО2 до достижения 23-летнего возраста поставлен органом местного самоуправления на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении среди детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в настоящее время включен в краевой список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилое помещение материальному истцу по окончании пребывания в образовательных учреждениях не предоставлено, а также учитывая отсутствие у ФИО2 и членов его семи в собственности жилых помещений, в том числе за последние пять лет (что подтверждается ответами уполномоченных органов), исковые требования прокурора подлежат удовлетворению, а доводы ответчика об очередности предоставлениях жилых помещений детям – сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей на основании вышеприведенных доводов не могут быть приняты во внимание.

Определяя площадь подлежащего предоставлению ФИО8. жилого помещения, суд исходит из права только самого истца быть обеспеченным жилым помещением независимо от наличия и числа членов семьи, а также ст.8 Закона Алтайского края №136-ЗС, согласно которой норма предоставления жилого помещения краевого жилищного фонда социального использования по договора социального найма устанавливается в размере 33 кв.м общей площадью.

Как установлено, ФИО2 с семьей зарегистрирован в ...., фактически проживает по адресу: ...., р......

В соответствии со ст.9 Закона Алтайского края №136-ЗС жилое помещение подлежит предоставлению ФИО2 в черте соответствующего населенного пункта по месту жительства гражданина, в данном случае – р......

Руководствуясь ст.206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и принимая во внимание необходимость соблюдения требований бюджетного и жилищного законодательства при предоставлении жилого помещения, суд устанавливает срок исполнения решения – не позднее 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

исковые требования прокурора .... в интересах ФИО2 удовлетворить.

Возложить на Главное управление строительства, транспорта, жилищно – коммунального и дорожного хозяйства .... обязанность предоставить ФИО2 в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, соответствующее установленным санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 33 кв. м., в границах р......

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд через Центральный районный суд г. Барнаула Алтайского края в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Я.Е. Запарова

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

2-7586/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Калашников А.В.
Прокурор Тальменского района
Ответчики
Главное управление строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края
Другие
Отдел образования Администрации Тальменского района Алтайского края
Суд
Центральный районный суд г. Барнаул
Дело на странице суда
centralny.alt.sudrf.ru
15.09.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
15.09.2014Передача материалов судье
20.09.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
20.09.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.09.2014Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
24.10.2014Предварительное судебное заседание
24.10.2014Судебное заседание
05.11.2014Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.11.2014Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
05.11.2014Дело оформлено
05.05.2015Дело передано в архив
24.10.2014
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее