Решение по делу № 2-1027/2016 от 06.06.2016

Дело № 2-1027/2016

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Сысольский районный суд Республики Коми в составе:

Председательствующего судьи Константиновой Н.В.,

При секретаре Сумкиной С.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Визинга Сысольского района 28 июля 2016 года дело по иску Вунш Э.В. к ГБУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Сысольского района» о признании права на получение субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг,

УСТАНОВИЛ:

Вунш Э.В. обратилась в суд с иском к ГБУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Сысольского района» о признании права на получение субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг, и просила признать решение ответчика о прекращении выплаты субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг за период с 01 октября 2014 года по 30 апреля 2016 года незаконным, признать за ней право на получение субсидии за период с 01 октября 2014 года по 30 апреля 2016 года, обязать произвести перерасчет субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг за период с 01 октября 2014 года по 30 апреля 2016 года с учетом направленных на обучение сына денежных средств и возложить обязанность выплачивать назначенную истцу на период с 01 мая 2016 года по 31 октября 2016 года субсидию на оплату жилья и коммунальных услуг. В обоснование требований истец указала, что при подаче заявления о предоставлении субсидии на период с 01 мая 2016 года, ей было предложено представить сведения, за счет каких средств производится оплата за обучение её сына В.Р. В своем заявлении она указала, что стоимость обучения оплатила бабушка её супруга. 07.05.2016 она получила от ответчика письмо, согласно которому предоставление ранее назначенной и выплаченной субсидии за период с 01.10.2014 по 30.04.2016 было прекращено, а необоснованно полученные в качестве субсидии средства в размере (сумма) руб. будут зачтены в счет будущей предоставленной субсидии. По мнению истца, прекращение субсидии за указанный период и её удержание за счет средств назначенной на период с 01.05.2016 по 31.10.2016 субсидии производится необоснованно, поскольку события, предусмотренные п. 48, 49, 60 Постановления Правительства от 14.12.2005 №716 не наступили, и, при условии включения в доход средств, направленных на обучение сына, истец не утратила право на получение субсидии.

В судебном заседании истец и её представитель Вунш В.В. на исковых требованиях настаивали.

Представитель ответчика Лаптева Е.Г., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала по основаниям, изложенным в возражениях на иск.

Суд, заслушав пояснения сторон, показания свидетелей, исследовав материалы дела, приходит к следующему:

В соответствии с п. 1 ст. 159 ЖК РФ субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - субсидии) предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемого по правилам части 6 настоящей статьи, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи.

Право на субсидии имеют граждане: 1) пользователи жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов; 2) наниматели по договорам найма жилых помещений частного жилищного фонда; 3) члены жилищных кооперативов; 4) собственники жилых помещений (п. 2 ст. 159 ЖК РФ).

Пунктами 3, 7 ст. 159 ЖК РФ предусмотрено, что субсидии предоставляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченным им учреждением гражданам, указанным в части 2 настоящей статьи, на основании их заявлений с учетом постоянно проживающих совместно с ними членов их семей. Порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий, порядок определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с п. 2 Правил предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утв. Постановлением Правительства РФ от 14.12.2005 N 761 (далее -Правила), субсидии предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. При этом для семей со среднедушевым доходом ниже установленного прожиточного минимума максимально допустимая доля расходов уменьшается в соответствии с поправочным коэффициентом, равным отношению среднедушевого дохода семьи к прожиточному минимуму.

Согласно п. 4 указанных Правил субсидии предоставляются гражданам с учетом постоянно проживающих с ними членов их семей.

По смыслу п. 8 Правил субсидии предоставляются гражданам, имеющим право на их получение, на основании заявления о предоставлении субсидии с приложением документов, подтверждающих указанное право.

В силу п. 32 Правил совокупный доход семьи или одиноко проживающего гражданина для предоставления субсидии определяется за 6 последних календарных месяцев, предшествующих месяцу подачи заявления о предоставлении субсидии (далее - расчетный период).

Пунктом 34 Правил предусмотрен порядок исчисления совокупного дохода семьи, куда, в том числе, включаются денежные средства, направленные на оплату обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в случаях, когда такая оплата производится не из собственных доходов, обучающихся либо проживающих совместно с ним членов его семьи, а за счет средств иных лиц, предоставляемых на безвозмездной и безвозвратной основе (п. «е» п. 34).

Субсидия предоставляется сроком на 6 месяцев (п. 41 Правил).

Судом установлено, что Вунш Э.В. является получателем субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг.

При переоформлении документов на получение субсидии, 25.04.2016 Вунш Э.В. была представлена справка об обучении её сына В.Р. в ГПОУ «Сыктывкарский гуманитарно-педагогический колледж им. Куратова», а также заявление, из которого следует, что с 01.09.2014 её сын В.Р. обучается на платной основе и за два года обучения плату за обучение производила бабушка супруга У.В.Т., поскольку семейный бюджет не позволяет таких расходов.

На основании представленных документов решением ГБУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Сысольского района» от 05.05.2016 истцу назначена субсидия на оплату жилья и коммунальных услуг на период с 01.05.2016 по 31.10.2016.

Вместе с тем, ответчиком в адрес Вунш Э.В. направлено уведомление от 06.05.2016 согласно которому предоставление субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг на период с 01.10.2014 по 30.04.016 прекращено в связи с выявлением факта не предоставления сведений об оплате за обучение члена семьи иным лицом – бабушкой У.В.Т. В этой связи и на основании п. 48,49, 60 Правил за период с 01.10.2014 по 30.04.2016 произведен перерасчет выплаченной субсидии и необоснованно полученная сумма в размере (сумма) руб. направлена в зачет субсидии, которая будет предоставлена в будущем.

Так, из справки о назначении и выплате социальных выплат следует, что назначенная истцу с 01.05.2016 субсидия не выплачивается, а начисленные суммы удерживаются в счет погашения переплаты.

Согласно договору В.Р. обучается в ГПОУ «Сыктывкарский гуманитарно-педагогический колледж им. И.А. Куратова» на очной форме обучения по специальности учитель физкультуры. По условиям договора Вунш Э.В. приняла на себя обязательства оплатить стоимость обучения путем внесения оплаты двумя платежами (п. 1.1., 3.2., 3.3.) За 2014-2015 учебный год оплата за обучение составила (сумма) руб., за 2015-2016 учебный год – (сумма) руб.

Из пояснений истца следует, что её сын В.Р. действительно обучается на платной основе. В целях получения субсидии, она предоставляла справки, подтверждающие, что сын является студентом. Сведения о том, что В.Р. учится на платной основе, указанные справки не содержали. О том, что необходимо предоставить справку, содержащую сведения о платном обучении В.Р., ей не было известно, так как специалист ГБУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Сысольского района» данные требования ей не разъяснила. В 2016 году при выявлении указанного факта, специалист ответчика К.О.А., которая осуществляет прием документов на субсидию в с. Межадор, порекомендовала указать в заявлении, что оплата за обучение сына производится за счет иного лица, в связи с чем, истец, заблуждаясь относительно последствий написания данного заявления, указала, что оплату за обучение производит бабушка супруга У.В.Т., тогда как фактически оплата производится самой истицей и её супругом за счет собственных доходов.

Допрошенная в качестве свидетеля социальный работник ГБУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Сысольского района» К.О.А. изложенные истцом обстоятельства написания заявления от 25.04.2016 не подтвердила.

Вместе с тем, истцом представлены чеки-ордера, подтверждающие, что 01.11.2014 произведена оплата за обучение В.Р. в размере (сумма) руб., 19.03.2015 – в размере (сумма) руб., 15.11.2015 – в размере (сумма) руб. и 01.04.2016 – (сумма) руб. При этом, согласно справкам о состоянии вклада, предоставленных ПАО «Сбербанк России», списание денежных средств по платежам от 01.11.2014, 19.03.2015 и 01.04.2016 произведено со счета Вунш В.В., супруга истца, а по платежу от 15.11.2015 – со счета Вунш Э.В. Данные сведения полностью согласуются с информацией о произведенных платежах за обучение В.Р., предоставленной ГПОУ «Сыктывкарский гуманитарно-педагогический колледж им. И.А. Куратова».

Допрошенный в качестве свидетеля Вунш В.В. суду пояснил, что оплата за обучение сына В.Р. производилась за счет собственных средств семьи, в том числе использовались собственные сбережения, а также заемные и кредитные денежные средства. При этом, У.В.Т. никаких денежных средств на оплату обучения сына не давала. О написании Вунш Э.В. заявления от 25.04.2016 ему стало известно со слов супруги, которая объяснила, что предоставила в ГБУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Сысольского района» такую информацию по совету социального работника.

Свидетель У.В.Т. также отрицала факт передачи каких-либо денежных средств на оплату обучения В.Р., пояснив при этом, что получает пенсию в размере (сумма) руб. и передает её своей дочери У., с которой вместе проживает.

Оценивая представленные доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к выводу, что факт получения истцом дополнительного дохода в виде оплаты за обучение В.Р. иными лицами своего подтверждения на нашел.

Согласно п. «в» п. 60 Правил предоставление субсидии прекращается по решению уполномоченного органа при условии представления заявителем (получателем субсидии) и (или) членами его семьи заведомо недостоверной информации, имеющей существенное значение для предоставления субсидии или определения (изменения) ее размера.

Из положений п. 49 Правил следует, что в случае если получатель субсидии в установленный срок не представил уполномоченному органу документы, указанные в пункте 48 настоящих Правил, необоснованно полученные в качестве субсидии средства засчитываются в счет будущей субсидии, а при отсутствии права на получение субсидии в последующие месяцы эти средства добровольно возвращаются получателем субсидии в бюджет, из которого была предоставлена субсидия. При отказе от добровольного возврата указанных средств они по иску уполномоченного органа истребуются в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В пункте 61 Правил указано, что при наличии условий, указанных пп. "а"-"в" п. 60, возврат в бюджет, из которого была необоснованно получена субсидия, производится получателем добровольно, в случае отказа от добровольного возврата - по иску уполномоченного органа в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Из указанных правовых норм следует, что представления заявителем (получателем субсидии) и (или) членами его семьи заведомо недостоверной информации не является безусловным основанием для прекращения выплаты субсидии и возврата полученных сумм, поскольку Правилами прямо предусмотрено, что предоставление субсидии прекращается только в случае если эта информация существенно повлияла на размер субсидии, а возврату в бюджет подлежит только необоснованно полученная сумма, то есть разница между суммой субсидии, подлежащей начислению при условии предоставления полных сведений о полученных доходах и суммой, фактически начисленной и выплаченной.

Представителем ответчика в судебном заседании подтверждено, что с мая 2016 года при расчете дохода семьи сумма, направляемая на оплату обучения В.Р., была включена в состав дохода семьи Вунш Э.В., и с её учетом размер субсидии не изменился, а так же составил 100%.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что с учетом предоставленной истцом информации о дополнительных доходах, оснований для прекращения субсидии за период с 01.10.2014 по 30.04.2016 не имелось, поскольку данные сведения не повлияли на размер выплаченной субсидии.

По этим основаниям суд приходит к выводу, что требования Вунш Э.В. о признании решения РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Сысольского района» от 05.05.2016 о прекращении субсидии за указанный период незаконным и о признании за ней права на получение субсидии по оплате жилья и коммунальных услуг за период с 01.10.2014 по 30.04.2016 подлежат удовлетворению.

Поскольку с учетом установленных по делу обстоятельств, а именно недоказанности факта оплаты за обучение В.Р. иным лицом, размер субсидии не меняется, оснований для возложения на ответчика обязанности произвести перерасчет начисленной за период с 01.10.2014 по 30.04.2016 субсидии с учетом средств, направленных на обучение сына, не имеется.

Ввиду того, что ответчиком не доказано наличие факта переплаты субсидии за период с 01.10.2014 по 30.05.2016 в пользу Вунш Э.В., удержания выплаченных сумм субсидии в размере (сумма) руб. производятся безосновательно. Принимая во внимание, что истцу назначенная с 01.05.2016 субсидия не выплачивается, суд приходит к выводу об удовлетворении требований истца о возложении на ответчика обязанности выплачивать истцу назначенную на период с 01.05.2016 по 31.10.2016 субсидию.

В соответствии с п. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

ГБУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Сысольского района» является государственным учреждением через которое исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации непосредственно осуществляет свою деятельность, являясь его территориальным органом, и в силу п.п. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ, подлежит освобождению от уплаты государственной пошлины.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Вунш Э.В. удовлетворить.

Признать решение ГБУ Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Сысольского района» от 05.05.2016 года незаконным.

Признать за Вунш Э.В. право на получение субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг за период с 01 октября 2014 года по 30 апреля 2016 года.

Обязать ГБУ Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Сысольского района» выплачивать Вунш Э.В. назначенную на период с 01 мая 2016 года по 31 октября 2016 года субсидию на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

В остальной части исковые требования оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Сысольский районный суд Республики Коми в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Судья Константинова Н.В.

Мотивированное решение изготовлено 02 августа 2016 года

2-1027/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Вунш Э.В.
Ответчики
ГБУ РК ЦСЗН Сысольского района
Суд
Сысольский районный суд Республики Коми
Дело на сайте суда
sysola.komi.sudrf.ru
06.06.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
06.06.2016Передача материалов судье
07.06.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
09.06.2016Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
09.06.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.06.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
07.07.2016Судебное заседание
13.07.2016Судебное заседание
28.07.2016Судебное заседание
02.08.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
03.08.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
06.09.2016Дело оформлено
28.07.2016
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее