Дело №2а-1659/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
31 мая 2018 года
Ачинский городской суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Матушевской Е.П.
при секретаре Усковой Н.В.
с участием административного истца Лехновича В.С., представителя административного ответчика военного комиссариата Красноярского края Макарова С.А., действующего на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании заявление Лехновича В. С. к призывной комиссии по г.Ачинску, Ачинскому и Большеулуйскому району, военному комиссариату Красноярского края о признании незаконным решения призывной комиссии по г.Ачинску о признании незаконным решения призывной комиссии, действий по призыву
УСТАНОВИЛ:
Лехнович В.С. обратился в суд с административным исковым заявлением к призывной комиссии по г.Ачинску, военному комиссариату по г.Ачинску, об оспаривании решения призывной комиссии от 04.04.2018 года, признании незаконными действий по выдаче повестки на 11.04.2018 года. В обоснование заявленных требований административный истец сослался на то, что 04.04.2018 года он был вызван в военный комиссариат для прохождения медкомиссии. Врачи не приняли его жалобы, не провели нормальное обследование, и ему выдали повестку на 11.04.2018 года. При этом сообщили, что призывают в армию его на основании решения призывной комиссии от 10.11.2017 года. Считает, что это не соответствует действительности, т.к. решение 2017 года должно быть аннулировано в связи с окончанием призыва 2017 года (л.д. 3-4).
В судебном заседании заявитель Лехнович В.С. поддержал свои требования. Пояснил дополнительно, что даже если не было решения призывной комиссии 04.04.2018 года, то он не будет отказываться от этого требования. Считает, что нельзя осуществлять призыв в 2018 году на основании решения призыва ноября 2017 года, т.к. такое решение должно быть отменено. Ему выдали повестку на основании медицинского заключения 2017 года, не провели надлежащего обследования. Действия призывной комиссии по его призыву в апреле 2018 года незаконны, т.к. не были приняты его жалобы во внимание и он не был направлен на дополнительное обследование к неврологу, а также потому, что выдали повестку на основании решения призывной комиссии 2017 года.
Представитель военного комиссариата Красноярского края Макаров С.А. по существу исковых требований возражал. Суду пояснил, что федеральным законом № 53 «О воинской обязанности и военной службе» обязанность отменить нереализованное решение призывной комиссии на призывную комиссию субъекта не возложено, они имеют право отменить решение. В постановлении Правительства «О призыве», так же нет положения о том, что все нереализованные решения отменяются. Норма об отмене решения призывной комиссии появилась в приказе Министра обороны РФ, но он определяет функции призывной комиссии. Таким образом, этот вопрос не входит в полномочия министра обороны. Решение о призыве от 10.11.2017 г. было приостановлено до вступления решения суда в законную силу. Данная запись в протокол вносится на основании решения призывной комиссии Красноярского края. Так как решение суда вступило в законную силу, когда призывная комиссия уже не работа, поэтому решение осталось в силе. Лехнович должен был только пройти медицинский осмотр, но фактически ему провели освидетельствование, что не ухудшает положение призывника, и это не запрещено. Ухудшений у него выявлено не было, поэтому была выдана повестка на 11 апреля. Военный комиссариат исполняет только решение о призыве.
Представители призывной комиссии по г. Ачинску, призывной комиссии по Красноярскому краю, извещенные о дате и времени рассмотрения дела судебным сообщением, в зал суда не явились, отзыв, возражение не представили.
Выслушав административного истца, административного ответчика, исследовав материалы дела, суд считает заявление подлежащим удовлетворению в следующем объеме и по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В силу пункта 2 статьи 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика обязанность устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
В силу положений статьи 59 Конституции Российской Федерации, защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 28.03.1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" воинская обязанность граждан Российской Федерации предусматривает: воинский учет; обязательную подготовку к военной службе; призыв на военную службу; прохождение военной службы по призыву; пребывание в запасе; призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.
Согласно п. 4 ст. 26 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" порядок призыва граждан на военную службу определяется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, Положением о призыве на военную службу, утверждаемым Правительством Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно пп. "а" п. 1 ст. 22 ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе.
На призывную комиссию в соответствии с п. 1 ст. 28 указанного Федерального закона при призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования указанных граждан и принятию в отношении их одного из следующих решений: о призыве на военную службу, о направлении на альтернативную гражданскую службу, о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу, об освобождении от призыва на военную службу, о зачислении в запас, об освобождении от исполнения воинской обязанности.
Как следует из материалов дела, Лехнович В.С., <данные изъяты> г. рождения, состоял на воинском учете в качестве призывника.
Решением призывной комиссии от 10.11.2017 года Лехнович С.В. признан годным к прохождению военной службы по категории "<данные изъяты>" и призван на военную службу. Данное решение принято на основании соответствующего медицинского заключения.
Указанное решение Лехнович В.С. оспорил. Решением Ачинского городского суда от 13.12.2017 года решение призывной комиссии г.Ачинска было признано законным. Решение вступило в законную силу 05.02.2018 года.
Военным комиссаром Красноярского края для сдачи годовых отчетов по подготовке граждан на военную службу в 2017 году было дано указание военным комиссарам муниципальных образований не указывать в протоколах на краевую призывную комиссию граждан, подавших заявление в суды на обжалование решений призывных комиссий. Решение о приостановке указывается: решение приостановить в связи с обжалованием решения призывной комиссии в суд до вступления решения суда в силу(л.д.45-46).
Данное основание указано в протоколе призывной комиссии г.Ачинска №25 от 10.11.2017 года(л.д.24-27).
04.04.2018 года Лехнович В.С. был вызван в призывную комиссию г.Ачинска.
Согласно записям в карте медицинского освидетельствования Лехновича В.С. 04.04.2018 года Лехнович В.С. был освидетельствован комиссией врачей, в карте имеется итоговое заключение о его категории годности <данные изъяты>(л.д.21-22).
Решение призывной комиссии о призыве Лехновича В.С. на военную службу 04.04.2018 года не принималось(л.д.22 оборот).
04.04.2018 года Лехновичу В.С. была выдана повестка о явке 11.04.2018 года в военный комиссариат для отправки к месту прохождения службы(л.д.5).
Таким образом, в судебном заседании установлено, что 04.04.2018 года призывная комиссия г.Ачинска не принимала решение о призыве на военную службу Лехновича В.С., действия по призыву были осуществлены на основании решения призывной комиссии от 10.11.2017 года.
Учитывая данные обстоятельства, в удовлетворении требования Лехновича В.С. о признании незаконным решения призывной комиссии г.Ачинска от 04.04.2018 года следует отказать.
Рассматривая требование истца о признании незаконным действий по его призыву на военную службу в связи с отсутствием решения о призыве 2018 года, суд находит их обоснованными и подлежащими удовлетворению.
По общему правилу, предусмотренному пунктом 1 статьи 25 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, осуществляется два раза в год с 01 апреля по 15 июля и с 01 октября по 31 декабря на основании указов Президента Российской Федерации.
Осенний призыв на военную службу в 2017 году осуществлялся на основании Указа Президента РФ от 27.09.2017 г. N 445 в период с 01.10.2017 года по 31.12.2017 года, весенний призыв 2018 года осуществлялся на основании Указа Президента РФ от 30.03.2018 г. N 129 в период с 01.04.2018 года по 15.07.2018 года.
В соответствии с абзацем 4 пункта 1 статьи 26 ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", а также Положением о призыве на военную службу граждан Российской Федерации призыв граждан на военную службу организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара на каждую призывную кампанию. Призывная комиссия субъекта Российской Федерации создается решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) (статья 29 указанного Закона).
Порядок подготовки и проведения мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, в том числе действия призывных комиссий муниципальных районов и субъекта Российской Федерации, прописаны и регламентированы приказом Министра обороны Российской Федерации от 02 октября 2007 года N 400.
Согласно п. 51 Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 02 октября 2007 года N 400, на рассмотрение призывной комиссии субъекта Российской Федерации представляются личные дела призывников, в отношении которых приняты решения об освобождении от исполнения воинской обязанности, от призыва на военную службу, о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу по состоянию здоровья (при необходимости представляются для медицинского освидетельствования призывники) и о призыве на военную службу, но не реализованные в течение текущего призыва на военную службу по различным основаниям.
Призывная комиссия субъекта Российской Федерации, рассмотрев личные дела призывников, не позднее 15 июля (31 декабря) принимает решение:
об утверждении или отмене решения нижестоящей призывной комиссии об освобождении призывника от исполнения воинской обязанности, от призыва на военную службу или о предоставлении ему отсрочки от призыва по состоянию здоровья;
об отмене не реализованного в ходе текущего призыва решения о призыве граждан на военную службу. До принятия данного решения в отношении граждан старших возрастов (20 лет и старше) члены призывной комиссии заслушивают военного комиссара, представившего личные дела призывников, о причинах, по которым эти граждане не были представлены на сборный пункт для отправки к местам прохождения военной службы;
В соответствии с п. 7 приложения 33 Приказа Министра обороны Российской Федерации от 02 октября 2007 года N 400 по окончании призыва нереализованные решения призывной комиссии о призыве на военную службу отменяются призывной комиссией субъекта Российской Федерации с указанием причин, по которым они не были реализованы.
Таким образом, положения Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 02 октября 2007 года N 400, свидетельствуют о том, что как заключение военно-врачебной комиссии о годности Лехновича В.С. к военной службе, так и решение призывной комиссии о его призыве на военную службу от 10.11.2017 года по окончании призыва утратили свое значение.
Призывная комиссия Красноярского края по итогам осеннего призыва 2017 года была обязана принять решение об отмене нереализованного решения нижестоящей призывной комиссии о призыве административного истца на службу. При этом телеграмма военного комиссара Красноярского края о том, что граждане, подавшие заявления в суды на обжалование решений призывных комиссий, не должны указываться в протоколах на Краевую призывную комиссию, не может служить основанием для изменений правил, изложенных в Инструкции, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации.
Из смысла положения Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" свидетельствуют о том, что как заключение врача, руководящего работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, так и решение призывной комиссии по окончании призыва утратили свое значение, и в следующий призывной период заявитель будет вновь проходить медицинскую комиссию, в отношении него будет приниматься решение о категории годности и одно из решений, предусмотренных пунктом 1 статьи 28 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе".
Довод административного ответчика о том, что обжалование решения призывной комиссии лишь приостанавливает решение о призыве и подлежит реализации после вступления в законную силу решения суда, основан на неверном толковании норм материального права.
Содержащаяся в ст. 28 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" норма, предусматривающая в случае обжалования решения призывной комиссии приостановление выполнение решения призывной комиссии до вступления в законную силу решения суда, направлена на пресечение отправки на военную службу призывника, выражающего несогласие с принятым решением о его призыве, и касается порядка исполнения решения данной призывной комиссии, но не препятствует принятию решения об отмене нереализованного в ходе конкретного призыва решения призывной комиссии.
Кроме того, решение о призыве должно быть принято лишь после проведения повторного проведения военно-врачебного освидетельствования, поскольку по прошествии значительного промежутка времени после прохождения медицинской комиссии в ходе осеннего призыва до следующей призывной кампании могут произойти значительные изменения состояния здоровья призывника.
Обращаясь в суд с иском о признании незаконными действий призывной комиссии по его призыву на военную службу в апреле 2018 года, Лехнович В.С. указывает на то, что ему не провели надлежащего обследования, не приняли его жалобы во внимание и не направили на дополнительное обследование к неврологу.
В соответствии с Положением о призыве граждан на военную службу, призывники подлежат обязательному медицинскому освидетельствованию в соответствии с Положением о военно-врачебной экспертизе (п. 5).
В соответствии со ст. 5.1 Федерального закона от 28.03.1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" граждане при постановке на воинский учет, призыве на военную службу проходят медицинское освидетельствование соответствующими врачами-специалистами.
По результатам медицинского освидетельствования врачи, руководящие работой по медицинскому освидетельствованию граждан, дают заключение о годности гражданина к военной службе по соответствующим категориям.
В случае невозможности вынесения медицинского заключения о годности гражданина к военной службе по состоянию здоровья в ходе медицинского освидетельствования гражданин направляется на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинскую организацию.
Согласно записям в карте 04.04.2018 года Лехнович В.С. был освидетельствован комиссией врачей. Однако, как утверждает представитель административного ответчика, а также сам административный истец, фактически было проведено не освидетельствование, а осмотр. При этом в медицинских документах Лехновича В.С. отсутствовали все необходимые анализы.
При указанных обстоятельствах суд полагает возможным удовлетворить требование административного истца и признать незаконными действия призывной комиссии по г.Ачинску по призыву Лехновича В.С. в апреле 2018 года.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Удовлетворить исковые требования Лехновича В. С. частично.
Признать незаконным действия призывной комиссии г.Ачинска Красноярского края по призыву на военную службу Лехновича В. С. в апреле 2018 года.
В остальной части исковых требований отказать.
Решение суда может быть обжаловано сторонами в Красноярский краевой суд через Ачинский городской суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья подпись Матушевская Е.П.