Дело У
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Красноярск 10 декабря 2015 года
Октябрьский районный суд г. Красноярска в составе:
председательствующего судьи Соловьева Е.В.,
при секретаре Гришине А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Красноярской региональной общественной организации «Защита потребителей» в интересах Шаранды А6 к Публичному акционерному обществу «Восточный экспресс банк» о защите прав потребителя,
У С Т А Н О В И Л:
КРОО «Защита потребителей» обратилась в суд с указанным иском в интересах Шаранды А.В., мотивируя тем, что между последним и ПАО «Восточный экспресс банк» 00.00.0000 года и 00.00.0000 года были заключены кредитные договоры У на сумму 185 000 рублей сроком на 60 месяцев под 20 % годовых и У на сумму 250000 рублей сроком на 60 месяцев под 17,5 % годовых. В соответствии с условиями кредитных договоров, на заемщика Шаранду А.В. была возложена обязанность оплатить подключение к Программе страхования жизни и трудоспособности заемщиков в размере 0,40 % в месяц от суммы кредита за весь срок страхования (договор У) и 0,60 % в месяц от суммы кредита за весь срок кредитования (договор У). Всего за период с 00.00.0000 года по 00.00.0000 года по Договору У от 00.00.0000 года было уплачено 26 платежей по 740 рублей на сумму 19240 рублей и по Договору У от 00.00.0000 года за период с 00.00.0000 года по 00.00.0000 года уплачено 27 платежей по 1500 рублей на сумму 27000 рублей. Полагая действия банка по взиманию данных платежей незаконными и ущемляющими права потребителей, просит признать условия кредитных договоров в части возложения обязанности заемщика производить ежемесячную плату за присоединение к страховой программе недействительными в силу ничтожности, взыскать с ответчика плату за страхование в общей сумме 46240 рублей, проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 5665 рублей 48 копеек, неустойку в размере 46240 рублей, компенсацию морального вреда в размере 5000 рублей, комиссию за предоставление справки в размере 600 рублей, штраф в размере 50 % от взысканных сумм, из которого 50 % перечислить на счет КРОО «Защита потребителей».
В судебное заседание истец Шаранда А.В. и представитель КРОО «Защита потребителей» не явились, ранее просили о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Представитель ответчика - ПАО «Восточный экспресс банк» - Бабин С.О. (по доверенности) в судебное заседание также не явился, просил о рассмотрении в свое отсутствие, представил письменный отзыв, в котором возражал против удовлетворения заявленных требований, пояснив, что подключение к программе страхования со стороны истицы было добровольным, данная услуга навязанной не является, основания для признания кредитного договора недействительным в указанной части отсутствуют.
Представители третьих лиц – ОАО «Д2 Страхование» и ООО «СК «Росгосстрах - Жизнь» в судебное заседание не явились, о причинах неявки не сообщили, о времени и месте судебного заседания были извещены.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 2 ст. 1 Гражданского кодекса РФ, граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права по своей воле и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.
Согласно п. 1, 4 ст. 421 Гражданского кодекса РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422 ГК РФ).
В силу п.1 ст. 819 Гражданского кодекса РФ, банк по кредитному договору обязуется предоставить заемщику денежные средства (кредит) в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик в свою очередь обязуется возвратить полученную сумму и уплатить проценты на нее.
Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда РФ «О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей», отношения, регулируемые законодательством о защите прав потребителей, могут возникнуть из.. . договоров на оказание финансовых услуг, направленных на удовлетворение семейных, домашних, и иных нужд потребителя - гражданина, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, в том числе предоставление кредитов.
Таким образом, к отношениям между сторонами в данном случае применим Закон о защите прав потребителей.
Согласно ст.10 Закона РФ «О защите прав потребителей», изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора.
В силу ст. 935 Гражданского кодекса РФ, обязанность обязательного страхования может быть возложена только в силу закона, однако обязанность страховать свою жизнь или здоровье не может быть возложена на гражданина по закону.
В соответствии со ст. 934 Гражданского кодекса РФ, по договору личного страхования одна сторона (страховщик) обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию), уплачиваемую другой стороной (страхователем), выплатить единовременно или выплачивать периодически обусловленную договором сумму (страховую сумму) в случае причинения вреда жизни или здоровью самого страхователя или другого названного в договоре гражданина (застрахованного лица), достижения им определенного возраста или наступления в его жизни иного предусмотренного договором события (страхового случая). Право на получение страховой суммы принадлежит лицу, в пользу которого заключен договор.
На основании ст.940 Гражданского кодекса РФ, договор страхования должен быть заключен в письменной форме. Несоблюдение письменной формы влечет недействительность договора страхования.
Договор страхования может быть заключен путем составления одного документа (пункт 2 статьи 434) либо вручения страховщиком страхователю на основании его письменного или устного заявления страхового полиса (свидетельства, сертификата, квитанции), подписанного страховщиком.
Договор личного страхования считается заключенным в пользу застрахованного лица, если в договоре не названо в качестве выгодоприобретателя другое лицо.
Договор личного страхования в пользу лица, не являющегося застрахованным лицом, в том числе в пользу не являющегося застрахованным лицом страхователя, может быть заключен лишь с письменного согласия застрахованного лица. При отсутствии такого согласия договор может быть признан недействительным по иску застрахованного лица, а в случае смерти этого лица по иску его наследников.
В последнем случае согласие страхователя заключить договор на предложенных страховщиком условиях подтверждается принятием от страховщика вышеуказанных документов.
Страховщик при заключении договора страхования вправе применять разработанные им или объединением страховщиков стандартные формы договора (страхового полиса) по отдельным видам страхования.
В соответствии с п. 1 ст. 329 Гражданского кодекса РФ и ст. 33 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком и другими способами, предусмотренными законом или договором, следовательно, страхование жизни и здоровья заемщика является допустимым способом обеспечения возврата кредита.
Поскольку страхование жизни и здоровья напрямую с кредитованием не связано, такое страхование в силу ст. ст. 432,819 Гражданского кодекса РФ не является существенным условием кредитного договора, клиент, действуя в своих интересах и по своему усмотрению, может либо акцептировать данную оферту, либо отказаться от нее.
Приведенные выше правовые нормы свидетельствуют о том, что в кредитных договорах может быть предусмотрена возможность заемщика застраховать свою жизнь и здоровье в качестве способа обеспечения исполнения обязательств, и в этом случае в качестве выгодоприобретателя может быть указан банк.
Согласно п. 2 ст. 16 Закона «О защите прав потребителей», запрещается обусловливать приобретение одних товаров и услуг обязательным приобретением иных товаров и услуг. Убытки, причиненные потребителю вследствие нарушения его права на свободный выбор товаров и услуг, возмещаются продавцом (исполнителем) в полном объеме.
Следовательно, нарушение права потребителя на свободный выбор услуги, применительно к рассматриваемому спору, будет иметь место лишь в том случае, если заемщик не имел возможности заключить с банком кредитный договор без условия о страховании. А потребитель, располагающий на стадии заключения договора полной информацией о предложенной ему услуге, добровольно, в соответствии со своим волеизъявлением, принимает на себя все права и обязанности, определенные договором, либо отказывается от его заключения.
В судебном заседании установлено, что 00.00.0000 года и 00.00.0000 года, между истцом Шарандй А.В. и ответчиком ОАО «Восточный экспресс банк» (в настоящее время – ПАО «Восточный экспресс банк») были заключены кредитные договоры У на сумму 185 000 рублей сроком на 60 месяцев под 20 % годовых и У на сумму 250000 рублей сроком на 60 месяцев под 17,5 % годовых.
Согласно разделу «Параметры. Программы страхования жизни и трудоспособности заемщиков кредита и держателей кредитных карт ОАО КБ «Восточный», за присоединение к страховой программе страхования жизни и трудоспособности предусмотрена комиссия в размере в размере 0,40 % в месяц от суммы кредита за весь срок страхования (договор У) и 0,60 % в месяц от суммы кредита за весь срок кредитования (договор У).
Во исполнение указанного условия кредитных договоров, из кредитных денежных средств истца Шаранды А.В. за период с 00.00.0000 года по 00.00.0000 года по Договору У от 00.00.0000 года была удержана сумма комиссии на общую сумму 19240 рублей (26 платежей по 740 рублей) и по Договору У от 00.00.0000 года за период с 00.00.0000 года по 00.00.0000 года на общую сумму 27000 рублей (27 платежей по 1500 рублей), что подтверждается Выпиской из лицевых счетов за указанный период.
Как следует из условий приведенных выше договоров, банк оказывает клиенту (в данном случае, Шаранде А.В.) услугу по подключению к программе страхования жизни и трудоспособности, в связи с чем, на последнего и была возложена обязанность уплачивать банку ежемесячную комиссию за подключение к вышеуказанной программе в размере 0, 40 % и 60 % от суммы кредита соответственно, то есть по 740 рублей и по 1500 рублей.
В соответствии со ст. 168 ГК РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
Согласно ст.422 ГК РФ, договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами, действующими в момент его заключения.
В соответствии со ст.167 ГК РФ, при недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой стороне все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость в деньгах – если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.
Из анализа положений п.1 ст.819, ч.1 ст.927, 934, 935, 426 ГК РФ следует, что кредитный договор и договор личного страхования являются самостоятельными обязательствами с самостоятельным предметом и объектом. Возникновение обязательств из кредитного договора не может обуславливать возникновение обязательств из договора личного страхования, поскольку гражданским законодательством не предусмотрена обязанность заемщика по заключению договора личного страхования при заключении кредитного договора.
Вместе с тем, суд приходит к выводу о том, что с условиями страхования истец согласился, выразил согласие о заключении с ним договоров страхования на условиях, изложенных в заявлениях на получение кредита по подключению к программе страхования, а также в части того, что именно ответчик будет являться выгодоприобретателем по программе страхования, о чем свидетельствует личная подпись истца Шаранды А.В. в указанных документах, и что, по мнению суда, опровергает доводы последнего о навязанности данной услуги. Помимо этого, в Анкете заявителя в обоих случаях истец собственноручно указал на желание застраховать свою жизнь и здоровье, проставив в соответствующей графе свою подпись, несмотря на имевшуюся альтернативу отказа. Кроме этого, Шаранда А.В. был уведомлен о том, что отказ от участия в программе страхования не является препятствием в получении кредита и выбрал программу страхования, предложенную банком. Также истец был в полном объеме проинформирована о сумме платы за подключение к программе страхования, размер которой на момент подписания заявлений на страхование составил 0,40 % и 0,60 % от суммы кредита или 740 рублей и 1500 рублей соответственно. Данные обстоятельства также опровергают доводы истца о непредоставлении ему информации в части оплаты расходов по страхованию.
В случае несогласия с условиями подключения к программе страхования, заемщик был вправе не принимать на себя вышеуказанные обязательства. Между тем, собственноручные подписи в заявлениях на страхование подтверждают, что истец осознанно и добровольно принял на себя обязательства по внесению банку платы за подключение к программе страхования.
Каких - либо иных доказательств того, что отказ от подключения к Программе страхования мог повлечь отказ в заключении кредитного договора, то есть имело место запрещенное ч.2 ст. 16 Закона РФ «О защите прав потребителя» навязывание приобретения услуг при условии приобретения иных услуг, истцом не представлено.
Таким образом, оказанная услуга по страхованию жизни, здоровья истца не является навязанной ответчиком, не противоречит положениям ст. 935 Гражданского кодекса РФ и ст. 16 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», в связи с чем, оснований для признания каких – либо условий кредитного договора недействительными, взыскания суммы оплаты за участие в программе страхования, процентов за пользование чужими денежными средствами, неустойки и штрафа не имеется.
Кроме того, отказывая в удовлетворении исковых требований, суд полагает необходимым отметить следующее.
В соответствии со ст. 12 Закона РФ «О защите прав потребителей» (далее – Закон), если потребителю не предоставлена возможность незамедлительно получить при заключении договора информацию о товаре (работе, услуге), он вправе потребовать от продавца (исполнителя) возмещения убытков, причиненных необоснованным уклонением от заключения договора, а если договор заключен, в разумный срок отказаться от его исполнения и потребовать возврата уплаченной за товар суммы и возмещения других убытков.
Исходя из указанной нормы Закона, а также материалов дела, суд полагает, что потребитель, располагающий на стадии заключения договора полной информацией о предложенной ему услуге, добровольно, в соответствии со своим волеизъявлением принимает на себя все права и обязанности, предусмотренные договором, либо вправе отказаться от его заключения. При заключении кредитного договора заемщику была предоставлена необходимая и достоверная информация, обеспечивающая возможность правильного выбора.
Согласно ст.12 Закона, Шаранда А.В. был вправе в разумный срок отказаться от исполнения договора страхования, и, соответственно, оплаты комиссии за подключение, чего сделано не было, в суд с настоящим иском обратилась значительно более чем через два года после заключения кредитных договоров и присоединения к Программе страхования, в связи с чем, данный срок суд не может признать разумным и свидетельствующим о злоупотреблении истцом своим правом в соответствии с положениями ст.10 Гражданского кодекса РФ.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований Красноярской региональной общественной организации «Защита потребителей» в интересах Шаранды А7 – отказать.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Октябрьский районный суд г. Красноярска в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Председательствующий: