дело № 2-3608/2011
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«31» августа 2011 года
г. Пушкино Московская область
Пушкинский городской суд Московской области
в составе:
председательствующего судьи Щелканова М.В.,
при секретаре Ярмоновой Я.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Иванова П.В. об оспаривании решения военно-призывной комиссии города Пушкино и Пушкинского района Московской области от 11 июля 2011 года № 27 о призыве на военную службу,
УСТАНОВИЛ:
Иванов П.В. обратился в суд с заявлением об оспаривании решения призывной комиссии Пушкинского района Московской области от 11 июля 2011 года № 27 о призыве на военную службу. В обоснование заявления заявитель указал, что данное решение не соответствует положению п.п. «б» п.2 ст. 24 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», считает решение незаконным по тем основаниям, что является аспирантом Федерального автономного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Государственная академия профессиональной переподготовки и повышения квалификации руководящих работников и специалистов инвестиционной сферы» (ФАОУ ДПО ГАСИС). Считает, что на аспирантов данного учреждения распространяются положения и льготы, предусмотренные ст.24 п.2 п.п. «б» закона РФ «О воинской обязанности и военной службе», которые дают ему право на отсрочку от призыва. В связи с чем заявитель просил признать решение призывной комиссии незаконным, обязав предоставить отсрочку от призыва. Также заявитель указал, что при медицинском освидетельствовании он не проходил диагностические исследования и не сдавал необходимые анализы, что является обязательным.
В судебном заседании представители Иванова П.В. по доверенности Руденко Е.В. и Логецкий А.А. (л.д. 36) доводы заявления поддержали, просили требования удовлетворить.
Представитель военно-призывной комиссии города Пушкино и Пушкинского района Московской области Кыскин А.В. заявление не признал, просил в удовлетворении заявления отказать.
Выслушав лиц, участвующих в деле, проверив материалы дела, суд полагает заявление подлежащим частичному удовлетворению.
Правоотношения, возникшие между участниками настоящего гражданского дела, носят публично-правовой характер и регулируются нормами главы 25 ГПК РФ, ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».
В силу ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Судом установлено, что решением военно-призывной комиссии г. Пушкино и Пушкинского района Московской области от 11 июля 2011 года № 27 Иванов П.В. призван на военную службу, о чем имеется запись в учетной карточке призывника и выписка из протокола военно-призывной комиссии (л.д. 41-45).
Согласно имеющейся в материалах дела справки Федерального автономного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Государственная академия профессиональной переподготовки и повышения квалификации руководящих работников и специалистов инвестиционной сферы» (ФАОУ ДПО ГАСИС) № 01/676 от 01.07.2011 года Иванов П.В., 22.10.1987 года рождения, поступил в данное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования в 2011 году по специальности «Экономика и управление народным хозяйством». Обучается по очной форме обучения. Учреждение имеет государственную аккредитацию. Срок окончания образовательного учреждения 29.06.2014 года (л.д.9).
Согласно ст.24 п.2 п.п. «б» закона РФ «О воинской обязанности и военной службе» право на отсрочку от призыва на военную службу имеют граждане, получающие послевузовское профессиональное образование по очной форме обучения в имеющих государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) образовательных учреждениях высшего профессионального образования или научных учреждениях, имеющих лицензию на ведение образовательной деятельности по образовательным программам послевузовского профессионального образования, - на время обучения, но не свыше нормативных сроков освоения основных образовательных программ и на время защиты квалификационной работы, но не более одного года после завершения обучения по образовательной программе послевузовского профессионального образования.
В силу п. 1 ст.5 Федерального закона «О науке и государственной научно- технической политике» научной организацией признается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы собственности, а также общественное объединение научных работников, осуществляющие в качестве основной научную и (или) научно-техническую деятельность, подготовку научных работников и действующие в соответствии с учредительными документами научной организации.
Научные организации подразделяются на научно-исследовательские организации, научные организации образовательных учреждений высшего профессионального образования, опытно-конструкторские, проектно- конструкторские, проектно-технологические и иные организации, осуществляющие научную и (или) научно-техническую деятельность.
Из представленного в материалы дела копии Устава ФАОУ ДПО «Государственная академия профессиональной переподготовки и повышения квалификации руководящих работников и специалистов инвестиционной сферы», следует, что данное учреждение является образовательным. Предметом деятельности Академии является осуществление образовательной деятельности в сфере дополнительного профессионального образования и послевузовского профессионального образования (л.д.62-94).
Таким образом, научная деятельность, осуществляемая в Академии, не является основной, поэтому учреждение, в котором проходит обучение в аспирантуре заявитель, нельзя отнести к научной организации.
В представленном в материалы дела Перечне аккредитованных образовательных программ ФАОУ ДПО ГАСИС отсутствует образовательная программа «Экономика и управление народным хозяйством», по которой проходит обучение Иванов П.В.
Указанные выше обстоятельства позволяют сделать вывод о том, что заявитель не имеет права на предоставление отсрочки от призыва, по основаниям, предусмотренным ст.24 п.2 п.п. «б» закона РФ «О воинской обязанности и военной службе», в связи с отсутствием у учреждения аккредитации по образовательной программе послевузовского профессионального образования «Экономика и управление народным хозяйством».
Также не принимается во внимание довод заявителя об отсутствии необходимости в аккредитации по следующим основаниям.
Согласно ст. 33.2 Федерального закона «Об образовании» государственная аккредитация проводится в отношении образовательных учреждений всех типов и видов (за исключением дошкольных образовательных учреждений и образовательных учреждений дополнительного образования детей), реализующих образовательные программы, к которым установлены федеральные государственные образовательные стандарты или федеральные государственные требования (за исключением основной общеобразовательной программы дошкольного образования), образовательные программы, которые разработаны в соответствии с образовательными стандартами и требованиями, установленными в соответствии с пунктом 2 статьи 7 настоящего Закона, и в отношении указанных образовательных программ.
Обучение в аспирантуре осуществляется по специальностям научных работников, указанным в Номенклатуре специальностей научных работников, утвержденной Приказом Минобрнауки России от 25.02.2009 N 59
21.03.2011 принято Постановление Правительства N 184, которым утверждено Положение о государственной аккредитации образовательных учреждений и научных организаций, согласно которому госаккредитация должна проводиться в отношении всех образовательных учреждений, реализующих образовательные программы, к которым установлены федеральные государственные образовательные стандарты или федеральные государственные требования
звание документа
16.03.2011 издан Приказ Минобрнауки РФ от 16.03.2011 N 1365, которым утверждены федеральные государственные требования к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура). Приказ зарегистрирован в Минюсте РФ 10.05.2011 N 20700.
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к следующему выводу.
Для образовательной программы послевузовского образования (аспирантура) приказом Минобрнауки РФ№ 1365 установлены федеральные государственные требования, в связи с чем в силу ст. 33.2 Федерального закона «Об образовании» ФАОУ ДПО ГАСИС должно иметь соответствующую аккредитацию по специальностям научных работников, указанным в Номенклатуре специальностей научных работников, утвержденной Приказом Минобрнауки России от 25.02.2009 N 59, обучение по которым осуществляет данное учреждение.
С учетом изложенного суд полагает, что решение призывной комиссии соответствует требованиям ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» и оснований для удовлетворения заявления по данному основанию не имеется.
При этом при проведении медицинского освидетельствования призывной комиссией допущены существенные нарушения, которые являются основанием для признания данного решения незаконным, а именно.
Как следует из заявления и пояснений представителей Иванова П.В. в судебном заседании, 11.07.2011 заявитель Иванов П.В. явился в военкомат для прохождения медицинского освидетельствования. 11.07.2011 он прошел медицинское освидетельствование, после чего было принято решение о призыве на военную службу. После принятия призывной комиссией соответствующего решения ему были выданы направления для сдачи анализов, что подтверждается их копиями, представленными в дело (л.д. 10-11).
В судебном заседании представитель заинтересованного лица Кыскин А.В. не оспаривал факт того, что на момент принятия решения призывной комиссией Иванов П.В. не сдавал анализы, а направления на их сдачу выданы в день принятия решения призывной комиссией.
Согласно п. 1 ст. 28 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» при призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования указанных граждан.
Согласно п. 15 Положения о военно-врачебной экспертизе, утв. Постановлением Правительства РФ от 25.02.2003 N 123 по направлению военных комиссариатов граждане до медицинского освидетельствования проходят диагностические исследования в порядке и объеме, устанавливаемых Министерством обороны Российской Федерации совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития.
Согласно п.п. 7, 8 Инструкции о порядке проведения медицинского освидетельствования, обследования (лечения) граждан Российской Федерации при призыве на военную службу и лечебно-оздоровительных мероприятия среди граждан, получивших отсрочки от призыва на военную службу по состоянию здоровья (приложение № 3 к Приказу Министра обороны РФ N 240, Минздрава РФ N 168 от 23.05.2001 "Об организации медицинского обеспечения подготовки граждан Российской Федерации к военной службе") не ранее 30 суток до начала медицинского освидетельствования призывников им проводятся:
а) флюорографическое (рентгенологическое) исследование органов грудной клетки в двух проекциях (если оно не проводилось или в медицинских документах отсутствуют сведения о данном исследовании в течение последних 6 месяцев);
б) анализ крови (определение СОЭ, гемоглобина, лейкоцитов);
в) анализ мочи (удельный вес, белок);
г) электрокардиографическое исследование.
В день обследования проводится измерение роста и массы тела.
Кроме того, при необходимости им проводятся плановые профилактические прививки по месту жительства.
Сведения о результатах флюорографического, лабораторных исследований, а также о профилактических прививках и непереносимости (повышенной чувствительности) медикаментозных средств и других веществ записываются в разделе II учетной карты призывника (приложение N 8 к Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе) и в карту медицинского освидетельствования гражданина, подлежащего призыву на военную службу (приложение N 12 к Инструкции о порядке проведения военно-врачебной экспертизы в Вооруженных Силах Российской Федерации).
По смыслу данных норм нарушение сроков выдачи направлений для прохождения исследований и сдачи анализов само по себе не может служить основанием для признания решения призывной комиссии незаконным при наличии у призывника реальной возможности пройти соответствующие исследования и сдать соответствующие анализы до начала медицинского освидетельствования.
В рассматриваемом случае такой возможности у заявителя не имелось, поскольку направления были выданы в день принятия решения призывной комиссии.
Положения данных норм направлены на установление у призывника болезней, препятствующих прохождению военной службы, чем гарантируется право самого призывника, а также иных лиц, призванных на военную службу, на исключение контакта с гражданами, имеющим заболевания, препятствующими прохождению военной службы (например, туберкулез органов дыханий с выделением микобактерий).
Не выдав необходимые направления призывнику и не получив результаты исследований и анализов, призывной комиссией нарушены права как самого призывника, так и иных лиц, призванных на военную службу одновременно с Ивановым П.В.
При указанных обстоятельствах решение призывной комиссии является незаконным по данному основанию, в связи с чем данное решение подлежит отмене с возложением на призывную комиссию обязанности по проведению медицинского освидетельствования и принятию решение в отношении заявителя в соответствии ст. 28 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе".
Руководствуясь ст.ст. 194-198, ст.ст. 254-258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Заявление Иванова П.В. об оспаривании решения военно-призывной комиссии города Пушкино и Пушкинского района Московской области от 11 июля 2011 года № 27 о призыве на военную службу удовлетворить частично.
Признать незаконным решение военно-призывной комиссии г. Пушкино и Пушкинского района Московской области от 11.07.2011 о призыве Иванова П.В. на военную службу.
Обязать военно-призывную комиссию г. Пушкино и Пушкинского района Московской области провести медицинское освидетельствование и принять решение в отношении Иванова П.В. в соответствии ст. 28 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе".
В части требований об обязании предоставить отсрочку от призыва отказать.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Пушкинский городской суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме – ДД.ММ.ГГГГ.
Судья: подпись
Копия верна: судья секретарь