Дело № 2-542/2013
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ г. Канаш
Канашский районный суд Чувашской Республики в составе председательствующего судьи Ефимовой А.М.,
при секретаре Григорьевой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Максимова Б.И. к УПФР (ГУ) в г. К. и К. районе ЧР о досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью,
установил:
Решением УПФР в г. К. и К. районе ЧР от ДД.ММ.ГГГГ Максимову Б.И. отказано во включении в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью в учреждениях для детей периода прохождения службы в Вооруженных Силах СССР на <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости со дня обращения за пенсией в связи с отсутствием необходимого специального стажа.
Не согласившись с данным решением, Максимов Б.И. обратился в суд с иском к УПФР в г. К. и К. районе ЧР отмене его решения от ДД.ММ.ГГГГ, обязании ответчика включить спорный период прохождения военной службы на <данные изъяты> в специальный стаж и назначить досрочную трудовую пенсию по старости со дня обращения - с ДД.ММ.ГГГГ. Свои требования мотивировал тем, что право включения периода службы в Вооруженных Силах СССР в специальный педагогический стаж было приобретено им до введения нового пенсионного регулирования, в связи с чем отказ пенсионного органа в назначении досрочной трудовой пенсии ограничивает его конституционное право на социальное обеспечение.
В судебном заседании истец Максимов Б.И. поддержал свои исковые требования по указанным в заявлении основаниям, просил их удовлетворить.
Представитель ответчика - УПФР (ГУ) в городе К. и К. районе ЧР Т.А.В., действующая на основании доверенности, иск не признала по мотивам, отраженным в обжалуемом решении от ДД.ММ.ГГГГ.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ч. 1 ст. 39). Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.
Статьей 7 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусмотрено, что право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В силу подп. 19 п. 1 ст. 27 указанного Закона трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от возраста.
Пунктом 2 указанной статьи предусмотрено, что списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), а также правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения досрочной пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ.
Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781 утвержден Список профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» (далее - Список 2002 года), а также правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
В указанном Списке в разделе «Наименование должностей» предусмотрена должность «учитель, директор», в разделе «Наименование учреждений» в п. 1.1 «Образовательные учреждения» поименованы «школы всех наименований».
Ответчиком в специальный стаж истца Максимова Б.И. включены периоды его работы учителем в школе с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также <данные изъяты> школы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, за исключением периода прохождения военной службы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, периода работы <данные изъяты> и периодов нахождения на курсах повышения.
Отказывая истцу во включении в специальный стаж работы период прохождения службы в Вооруженных Силах СССР по призыву, ответчик в своем решении сослался на то, что у Максимова Б.И. на 1 октября 1993 года, то есть на момент отмены Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397, отсутствовало не менее 2/3 педагогического стажа (16 лет 8 месяцев), требуемого для назначения пенсии.
Принимая во внимание правовую позицию, изложенную Конституционным Судом РФ в постановлении от 29.01.2004 года № 2-П со ссылкой на Постановление от 24.05.2001 года № 8-П и определение от 05 ноября 2002 года № 320-О в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства РФ, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц.
То обстоятельство, что истец проходил военную службу в Вооруженных Силах СССР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подтверждается материалами дела. Так из справки № № от ДД.ММ.ГГГГ, выданной начальником <данные изъяты> видно, что Максимов Б.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, действительно проходил военную службу на <данные изъяты> в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д. №). Справка выдана на основании справки <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ ха №.
В спорный период прохождения истца военной службы действовало постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397, которым утверждено Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, в соответствии с подпунктом «г» пункта 1 которого в стаж работы учителей и других работников просвещения засчитывается, в том числе, служба в составе Вооруженных Сил СССР. В силу п. 4 Положения периоды работы, указанные в пунктах 1, 2, 3 подлежали включению при наличии не менее 2/3 специального стажа работы, необходимого для назначения пенсии, что в соответствии с п. 1.2. Инструктивного письма Министерства социального обеспечения РСФСР от 30 июня 1986 года № 1-63-И «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения» для работников просвещения составляло 16 лет 8 месяцев.
Специальный стаж истца ответчиком по состоянию на дату обращения за пенсией - ДД.ММ.ГГГГ установлен в 23 года № месяца № дней. То есть на момент обращения за пенсией у Максимова Б.И. имелся стаж работы, превышающий 16 лет 8 месяцев.
Таким образом, исходя из того, что действовавшее в периоды прохождения истца службы в Вооруженных Силах СССР законодательство гарантировало включение указанного периода в специальный стаж работы по специальности при назначении пенсии по выслуге лет - ныне досрочная трудовая пенсия по старости, то истец Максимов Б.И. имеет право на зачет спорного периода в специальный стаж. То обстоятельство, что на момент решения вопроса о его праве на досрочную трудовую пенсию законодательство изменилось, что поставило его в неравное положение с работниками, проходившими службу в армии на <данные изъяты>, но вышедшими на пенсию раньше, не должно нарушать его законно возникшее право.
Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции РФ целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.
При указанных обстоятельствах решение ответчика об отказе во включении данного периода в специальный стаж является незаконным. Соответственно требование истца о включении периода прохождения службы в Вооруженных Силах СССР на <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в специальный стаж является обоснованным и подлежит удовлетворению.
В соответствии с требованиями ст. 19 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия назначается со дня обращения за пенсией, но не ранее, чем со дня возникновения права на указанную пенсию. При этом днем обращения за пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.
Истец обратился к ответчику за назначением пенсии ДД.ММ.ГГГГ (л.д. №).
Ответчиком при вынесении оспариваемого решении учитывались периоды работы истца Максимова Б.И. по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ включительно.
Стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью в учреждениях для детей, у истца Максимова Б.И. по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составил 25 лет № месяца № дня исходя из следующего расчета:
23 года № месяца № дней (признанный ответчиком и подтвержденный документально) + № года № месяцев 06 дня (период прохождения службы в Вооруженных Силах СССР).
Истцом заявлено требование о назначении досрочной трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью с даты обращения за пенсией (ДД.ММ.ГГГГ).
Следовательно, требование истца о назначении досрочной трудовой пенсии с ДД.ММ.ГГГГ подлежит удовлетворению с учетом наличия у него необходимого для назначении пенсии 25-летнего педагогического стажа.
Руководствуясь ст.ст.194-199, 321 ГПК РФ, суд
решил:
Решение УПФР (ГУ) в городе К. и К. районе ЧР от ДД.ММ.ГГГГ отменить в части не включения в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью в учреждениях для детей, периода прохождения Максимовым Б.И, службы в Вооруженных Силах СССР на <данные изъяты> и отказа в назначении досрочной трудовой пенсии по старости с даты обращения за ней.
Обязать УПФ РФ в г. К. и К. районе ЧР включить Максимову Б.И. в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью в учреждениях для детей, период прохождения службы в Вооруженных Силах СССР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и назначить ему досрочную трудовую пенсию по старости в соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» со дня обращения - с ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд ЧР через К. районный суд ЧР в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий судья А.М. Ефимова