АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ
690091, г. Владивосток, ул. Светланская, 54
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Владивосток Дело № А51-2207/2010
16 апреля 2010 года
Резолютивная часть решения объявлена 13.04.2010.
Полный текст решения изготовлен 16.04.2010.
Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Зиньковой Л.Н.,
при ведении протокола судебного заседания судьей Зиньковой Л.Н.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению предпринимателя Васюка Александра Сергеевича
к Владивостокской таможне
о признании незаконным постановления
при участии: от предпринимателя – Казаков Н.М., адвокат (доверенность от 24.04.2008, нотариальная, полная, на 3 года); от таможни – Кондратюк А.Ю., старший уполномоченный ОАР (доверенность №14 от 13.01.2010, сроком до 31.12.2011, ограниченная); Вялкова Е.С., главный государственный таможенный инспектор (доверенность №33 от 27.01.2010, сроком до 26.01.2011, полная)
установил: предприниматель Васюк Александр Сергеевич (далее – предприниматель) обратился с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Владивостокской таможни от 26.01.2010 по делу об административном правонарушении № 10702000-446/2009.
В обоснование заявленного требования предприниматель ссылается на отсутствие события административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 16.2 КоАП РФ, поскольку вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Приморского края от 13.08.2009 №А51-10680/2009 установлено, что ввоза на таможенную территорию России салфеток очищающих из синтетического волокна «Multi purpose cleaner Tissue» по ГТД № 10702020/040609/0005360 предприниматель не осуществлял. Предприниматель указал на то, что факт ввоза на территорию РФ товара №2 - салфетки очищающие из синтетического волокна «Multi cleaner aromaticwipes» (что в переводе на русский язык «Многоцелевые ароматические носовые платки») подтверждается санитарно-эпидемиологическим заключением №77.01.12.238.п.039264.06.09 от 24.06.2009.
Таможня возражает против заявленного требования, ссылается на доказанность материалами административного дела события административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 16.2 КоАП РФ, указала на то, что в тексте оспариваемого постановления допущена техническая ошибка в названии товара.
Из материалов дела судом установлено, что 29 мая 2009 года в адрес предпринимателя Васюка Александра Сергеевича прибыл товар корейского производства - салфетки полирующие из синтетического волокна «LeatherWaxTissue», салфетки очищающие из синтетического волокна «MultipurposecleanerTissue», который был размещен на СВХ ОАО ХК «Дальморепродукт».
04 июня 2009 года предприниматель Васюк А.С. подал во Владивостокскую таможню ГТД № 10702020/040609/0005360 на помещение указанного товара под таможенный режим выпуска для внутреннего потребления. В данной ГТД декларантом товар №1 заявлен как салфетки полирующие из синтетического волокна «LeatherWaxTissue», а товар №2 - салфетки очищающие из синтетического волокна «AllpurposecleanerTissue»).
В процессе таможенного контроля таможней установлено, что описание товара №2 в гр.31 ГТД не соответствует описанию, фактически поступившего товара. Так, товар №2 заявлен в ГТД как салфетки очищающие из синтетического волокна «АllpurposecleanerTissue», в то время как в акте таможенного осмотра №10702020/050609/002100 и в акте таможенного досмотра № 10702020/100609/002201: салфетки очищающие из синтетического волокна «MultipurposecleanerTissue».
В процессе осуществления документального контроля по ГТД № 10702020/040609/0005360, на этапе проверки соблюдения запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, таможней выявлено несоответствие сведений, содержащихся в санитарно-эпидемиологическом заключении №77.01 16.830.П.062845.10.0б от 11.10.2006 и фактически поступившего товара № 2 ГТД № 10702020/040609/0005360. Так в санитарно-эпидемиологическом заключении указана продукция, на которую распространяет действие данный документ: салфетки очищающие из синтетического волокна «АllpurposecleanerTissues», а фактически согласно акту таможенного осмотра №10702020/050609/002100, акту таможенного досмотра №10702020/100609/002201 поступил товар: салфетки очищающие из синтетического волокна «Multi cleaner aromaticwipes» (что в переводе на русский язык «Многоцелевые ароматические носовые платки»).
В связи с этим, таможня посчитала, что предприниматель Васюк А.С. предоставил таможенному органу при декларировании салфеток очищающих, ароматизированых недействительный документы, необходимый для таможенных целей, а именно, санитарно-эпидемиологическое заключение №77.01 16.830.П.062845.10.0б от 11.10.2006, чем нарушил требования статей 13, 123, 124, 131 Таможенного кодекса Российской Федерации.
10.12.2009 Владивостокской таможней в отношении предпринимателя Васюка А.С. составлен протокол об административном правонарушении №10702000-446/2009, по факту совершения административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 16.2 КоАП РФ.
По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении 26.01.2010 Владивостокской таможней вынесено постановление № №10702000-446/2009, согласно которому Васюк А.С. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 16.2 КоАП РФ, и на него наложено административного взыскание в виде штрафа в размере 10 000 рублей.
Не согласившись с вынесенным постановлением, посчитав, что оно не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы в сфере внешнеэкономической деятельности, Васюк А.С. обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Суд, рассмотрев материалы дела, заслушав доводы сторон, считает заявленные требования подлежащими удовлетворению в силу следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 124 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ), декларирование товара производится путем заявления таможенному органу в таможенной декларации сведений о товарах, необходимых для таможенных целей, в том числе и о производителе товаров (пп 8 п. 3 ст. 124 ТК РФ.).
Пунктом 1 статьи 131 ТК РФ установлено, что подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением в таможенный орган документов, подтверждающих заявленные в таможенной декларации сведения.
Пунктом 2 указанной статьи определено, что при декларировании товаров представляются основные документы, в т.ч. разрешения, лицензии, сертификаты и (или) иные документы, подтверждающие соблюдение ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.
Федеральным законом от 08.12.2003 N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" предусмотрено, что в соответствии с международными договорами Российской Федерации и федеральными законами исходя из национальных интересов могут вводиться меры, не носящие экономического характера и затрагивающие внешнюю торговлю товарами, если эти меры необходимы для охраны жизни и здоровья граждан, окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 16 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологического благополучия населения» продукция, ввозимая на территорию Российской Федерации гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами и предназначенная для реализации населению, а также для применения (использования) в промышленности, сельском хозяйстве, гражданском строительстве, на транспорте, в процессе которого требуется непосредственное участие человека, не должна оказывать вредное воздействие на человека и среду обитания. Данная продукция допускается к ввозу на территорию Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии ее санитарным правилам.
Согласно подпункту 5 пункта 2 статьи 13 названного Закона к полномочиям Правительства Российской Федерации в области государственного регулирования внешнеторговой деятельности относится установление разрешительного порядка экспорта и (или) импорта отдельных видов товаров, которые могут оказать неблагоприятное воздействие на безопасность государства, жизнь или здоровье граждан, имущество физических или юридических лиц, государственное или муниципальное имущество, окружающую среду, жизнь или здоровье животных и растений, а также определение перечня отдельных видов товаров, в отношении которых применяется такой порядок.
В силу постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 322 уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка, является Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, которая осуществляет государственный санитарно-эпидемиологический надзор за соблюдением санитарно-эпидемиологического законодательства.
Согласно Перечню товаров, подлежащих обязательной сертификации, утвержденного постановлением Правительства российской Федерации от 13.08..1997 № 1033, косметические товары подлежат обязательной сертификации.
Согласно Правилам по проведению сертификации парфюмерно-косметической продукции, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 02.02.2001 N 11, салфетки относятся к косметической продукции подлежащей обязательной сертификации.
Заявление декларантом либо таможенным брокером (представителем) при декларировании товаров и (или) транспортных средств недостоверных сведений о товарах и (или) транспортных средствах, а равно представление недействительных документов, если такие сведения и документы могли послужить основанием для неприменения запретов и (или) ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 16.2 КоАП РФ.
Вместе с тем статей 1.6 КоАП РФ определено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Порядок привлечения к административной ответственности, установленный КоАП РФ, является обязательным для всех органов и должностных лиц, рассматривающих дело об административном правонарушении.
Существенное нарушение процедуры наложения административного взыскания свидетельствует о том, что взыскание применено незаконно, независимо от того, совершило или нет лицо, привлекаемое к ответственности, административное правонарушение.
На основании статьи 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол и в нем указываются место, время совершения и событие административного правонарушения.
Таким образом, протокол об административном правонарушении представляет собой процессуальный документ, фиксирующий конкретное противоправное деяние и является необходимым правовым основанием для привлечения к административной ответственности.
При этом в силу пункта 1 статьи 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежит наличие события административного правонарушения.
В силу части 1 статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения.
Из материалов дела усматривается, что описание события административного правонарушения, содержащееся в протоколе об административном правонарушении от 10.12.2009 №10702000-446/2009, а также в тексте оспариваемого постановления, не соответствует фактическим обстоятельствам дела, и противоречат сведениям, содержащимся в акте таможенного досмотра от 10.06.2009 № 10702020/100609/002201 и акте таможенного осмотра от 05.06.2009 №10702020/050609/002100, и фотографиям товара № 2, произведённым в ходе таможенного досмотра товара.
В частности из данных документов усматривается, что фактически предпринимателем на таможенную территорию России ввезен товар №2 - салфетки очищающие из синтетического волокна «Multi cleaner aromaticwipes» (что в переводе на русский язык «Многоцелевые ароматические носовые платки»).
Данный факт подтверждается также и представленным в таможенный орган санитарно-эпидемиологическим заключением №77.01.12.238.п.039264.06.09 от 24.06.2009 на салфетки очищающие из синтетического волокна с названием «Multi cleaner aromaticwipes» (перевод «Многоцелевые ароматические носовые платки»).
На основании указанного санитарно-эпидемиологического заключения таможенным органом принято решение о выпуске товара в свободное обращение.
10.12.2009 в отношении предпринмателя Васюка А.С. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 16.2 КоАП РФ и 29.06.2009 Владивостокской таможней в отношении предпринимателя Васюка А.С. вынесено постановление №107020000-446/2009 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 16.2 КоАП РФ, выразившегося в представлении для таможенного оформления товара №2 по ГТД № 10702020/040609/0005360 – салфетки очищающие из синтетического волокна с названием ««MultipurposecleanerTissue» (перевод «Многоцелевые очищающие салфетки»).
Вместе с тем, вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Приморского края от 13.08.2009 №А51-10680/2009 установлено, что ввоза на таможенную территорию России указанных в процессуальных документах салфеток очищающих из синтетического волокна «Multi purpose cleaner Tissue» по ГТД № 10702020/040609/0005360 предприниматель не осуществлял.
Владивостокской таможней не доказано, что предпринимателем Васюк А.С. ввезен товар №2 с названием «салфетки очищающие из синтетического волокна, в то время как английский текст содержит указание на «носовые платки», при этом экспертиза не проведена.
Таким образом, основные процессуальные документы, составленные Владивостокской таможней в ходе производства по делу об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении от 10.12.2009 № 10702000-446/2009, постановление от 26.01.2010 по делу об административном правонарушении № 10702000-446/2009) в нарушение требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не содержат достоверного описания события административного правонарушения, за совершение которого предприниматель А.С. Васюк привлечён к административной ответственности.
Указанные процессуальные нарушения являются существенными. Возможность устранения данных недостатков отсутствует.
В соответствии со статьей 211 АПК РФ в случае, если суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствуют закону, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения.
При таких обстоятельствах суд не усматривает оснований для отказа в удовлетворении требования предпринимателя А.С. Васюка.
Руководствуясь статьями. 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 26.01.2010 ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ № 10702000-446/2009 ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, (04.10.1959 ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░.░░░░░░░░░░░, ░░.░░░░░░ ░░░░░░, 8, ░░.94) ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ 3 ░░░░░░ 16.2 ░░░░ ░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░ ░.░.░░░░░░░░
- 1