Дело № 2-1772/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 марта 2016 года город Мурманск
Октябрьский районный суд города Мурманска
в составе председательствующего судьи Кис В.Е.,
при секретаре Чистобаевой В.С.,
при участии:
-помощника прокурора Октябрьского административного округа г. Мурманска Кобзевой Н.А.,
-представителя Комитет по развитию городского хозяйства администрации г. Мурманска Василенко Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Октябрьского административного округа г. Мурманска в интересах неопределенного круга лиц к Комитету по развитию городского хозяйства администрации города Мурманска об обязании устранения нарушений законодательства в сфере обеспечении безопасности дорожного движения,
установил:
Прокурор Октябрьского административного округа г. Мурманска в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Комитету по развитию городского хозяйства администрации города Мурманска (далее по тексту - КРГХ администрации г. Мурманска) об обязании устранения нарушений законодательства в сфере обеспечении безопасности дорожного движения.
В обоснование иска указал, что по обращению начальника отделения ГИБДД Управления МВД России по г. Мурманску о нарушении требований законодательства РФ о безопасности дорожного движения при подъезде к образовательному учреждению ГАОУ МО СПО «Мурманский технологический колледж сервиса», расположенному в <адрес> в г. Мурманске, прокуратурой Октябрьского округа г. Мурманска проведена проверка. По результатам которой установлено, что дорожное движение на пути к образовательным учреждениям организовано ненадлежащим образом. Так, автомобильная дорога по <адрес> от пересечения с <адрес> в сторону пересечения с <адрес> в районе <адрес>, оборудована нерегулируемым пешеходным переходом, обозначенным дорожными знаками 5.19.1 и 5.19.2 ПДД РФ, являющимися подходными путями к общеобразовательному учреждению ГАОУ МО СПО «Мурманский технологический колледж сервиса». При движении по <адрес> со стороны <адрес> в сторону <адрес> справа от пешеходного перехода и после пешеходного перехода, при примыкании проезжей части к тротуару отсутствуют ограждения, что является нарушением п. 4.5.1.9 ГОСТ Р 52766-2007.
Прокурор просит суд обязать КРГХ администрации г. Мурманска оборудовать пешеходный переход, расположенный по <адрес> от пересечения с <адрес> в сторону пересечения с <адрес> в районе <адрес> в соответствие с требованиями п. 4.5.1.9 ГОСТ Р 52766-2007 в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании помощник прокурора Октябрьского округа г. Мурманска исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика - КРГХ администрации г. Мурманска в судебном заседании указала, что Комитет признает необходимым оборудования пешеходных переходов недостающими элементами, однако полагает требования истца необоснованными в части срока исполнения. Просит определить срок по решению суда до ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель третьего лица – ОГИБДД УМВД России по Мурманской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, об уважительности причин неявки суду не сообщил, мнения по заявленным требованиям не представил.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии со статьей 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В силу ч. 4 ст. 27 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде иск в интересах пострадавших.
Согласно ч. 1 ст. 17 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
Под автомобильной дорогой понимается объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
Элементы обустройства автомобильных дорог - сооружения, к которым относятся дорожные знаки, дорожные ограждения, светофоры и другие устройства для регулирования дорожного движения, места отдыха, остановочные пункты, объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог, пешеходные дорожки, пункты весового и габаритного контроля транспортных средств, пункты взимания платы, стоянки (парковки) транспортных средств, сооружения, предназначенные для охраны автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений, тротуары, другие предназначенные для обеспечения дорожного движения, в том числе его безопасности, сооружения, за исключением объектов дорожного сервиса (ст. 3 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).
Согласно статье 3 Федерального закона от 10.12.1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.
Частью 4 статьи 6 данного Закона, к полномочиям органов местного самоуправления городского округа в области обеспечения безопасности дорожного движения отнесено осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах городского округа при осуществлении дорожной деятельности, включая участие в осуществлении мероприятий по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма на территории городского округа.
Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
В силу положений части 1 статьи 21 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» мероприятия по организации дорожного движения, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест) в границах населенных пунктов, осуществляются в целях повышения безопасности дорожного движения и пропускной способности дорог федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, являющимися собственниками или иными владельцами автомобильных дорог.
Согласно статье 12 названного Закона ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
В соответствии с ч. 2 данной статьи обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
В силу статей 34, 37 ФЗ «Об общих принципах организации органов местного самоуправления в Российской Федерации», структуру органа местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
В соответствии со статьей 41 указанного федерального закона, органы местного самоуправления наделяются правами юридического лица, являются муниципальными казенными учреждениями, образуемыми для осуществления управленческих функций, и подлежат государственной регистрации в качестве юридических лиц в соответствии с федеральным законом.
Таким образом, орган местного самоуправления в лице администрации города, в целях реализации возложенных на него законом полномочий, вправе возложить ряд обязанностей на различные органы.
Положение о комитете по развитию городского хозяйства администрации г. Мурманска, утвержденное Постановлением администрации г. Мурманска от 14.05.2005 № 427 (в ред. от 20.12.2012) устанавливает, что Комитет является структурным подразделением администрации г. Мурманска, финансируется за счет городского бюджета.
Пунктом 4.17 Положения о Комитете по развитию городского хозяйства администрации г. Мурманска, утвержденного распоряжением администрации г.Мурманска от 05.07.2011 № 108-р «О внесении изменений в приложение к постановлению администрации города-героя Мурманска» от 14.05.2005 № 427, следует, что на Комитет возложена функция по организации содержания, ремонта, капитального ремонта и реконструкции автомобильных дорог местного значения.
Как установлено п. п. 9, 10 Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, утвержденной Приказом Минтранса России от 16.11.2012 № 402, в состав работ по содержанию автомобильных дорог входит разработка проектов содержания автомобильных дорог, организации дорожного движения, схем дислокации дорожных знаков и разметки, экспертиза проектов; установка недостающих дорожных знаков.
Судом установлено, что проведенной прокуратурой Октябрьского административного округа г. Мурманска проверкой установлено нарушение требований законодательства РФ о безопасности дорожного движения при подъезде к образовательному учреждению ГАОУ МО СПО «Мурманский технологический колледж сервиса», расположенному в <адрес>, в г. Мурманске.
Согласно статье 12 Закона «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
В силу п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий отнесено к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования.
Таким образом, отсутствие ограждения при движении по <адрес> со стороны <адрес> в сторону <адрес> справа от пешеходного перехода и после пешеходного перехода, при примыкании проезжей части к тротуару, является нарушением п. 4.5.1.9 ГОСТ Р 52766-2007.
Несоблюдение требований вышеуказанного стандарта идет в разрез с требованиями ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», чем нарушаются права участников дорожного движения, предусмотренные ст. 24 указанного федерального закона и способствуют совершению дорожно-транспортных происшествий, а также представляют угрозу для жизни и здоровья участников дорожного движения, в том числе несовершеннолетних обучающихся ГАОУ МО СПО «Мурманский технологический колледж».
При указанных обстоятельствах, анализируя установленные обстоятельства в совокупности с представленными доказательствами, суд приходит к выводу об обоснованности требований истца о понуждении КРГХ администрации г. Мурманска к оборудованию пешеходного перехода в соответствие с требованиями п. 4.5.1.9 ГОСТ Р 52766-2007 в срок до ДД.ММ.ГГГГ. При определении срока, суд руководствуется статьей 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и признает разумным, заявленный прокурором срок – до ДД.ММ.ГГГГ.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковое заявление прокурора Октябрьского административного округа г. Мурманска в интересах неопределенного круга лиц к Комитету по развитию городского хозяйства администрации города Мурманска об обязании устранения нарушений законодательства в сфере обеспечении безопасности дорожного движения удовлетворить.
Обязать Комитет по развитию городского хозяйства администрации города Мурманска в срок до ДД.ММ.ГГГГ оборудовать пешеходный переход, расположенный по <адрес> в районе <адрес> в соответствие с требованиями п. 4.5.1.9 ГОСТ Р 52766-2007.
Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Мурманский областной суд через Октябрьский районный суд города Мурманска в течение месяца.
Председательствующий Кис В.Е.