№ 2а-222/2019
Решение
Именем Российской Федерации
27 декабря 2019 г. г. Волгоград
Волгоградский гарнизонный военный суд в составе: председательствующего – Безгуба И.Н., при секретаре судебного заседания Доброскоковой Т.С., с участием административного истца Попова С.П., его представителя – адвоката Юдкина В.А., представителя административных ответчиков: командира войсковой части № и председателя жилищной комиссии указанной воинской части – Карамышевой Е.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении военного суда административное дело № 2а-222/2019 по административному исковому заявлению бывшего военнослужащего войсковой части № <данные изъяты> Попова Сергея Петровича об оспаривании решения жилищной комиссии войсковой части № о снятии административного истца и членов его семьи с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях для постоянного проживания,
установил:
Попов обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным решение жилищной комиссии войсковой части № от 30 августа 2019 г., оформленным протоколом № 15, в части исключения его и членов его семьи из списков, нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями для постоянного проживания и обязать председателя жилищной комиссии указанной воинской части отменить названное решение.
Кроме того, Попов, помимо прочего, просил обязать командира войсковой части № отменить решение жилищной комиссии данной воинской части от 30 августа 2019 г. (протокол № 15) в части исключения Попова и членов его семьи из списков, нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями для постоянного проживания, а также обязать председателя жилищной комиссии и командира войсковой части № восстановить его и членов его семьи в вышеуказанных списках. В ходе судебного заседания от данных требований административный истец отказался. Данный отказ принят судом, а производство по делу в этой части прекращено, о чем судом вынесено отдельное определение.
В обоснование своих требований Попов в поданном заявлении указал, что после окончания военно-учебного заведения он, начиная с мая 1993 г., проходил военную службу по контракту, в том числе в период с января 2014 г. по октябрь 2017 г. в войсковой части 3642. Решением жилищной комиссии данной воинской части от 29 сентября 2017 г. (протокол № 9) он с составом семьи 4 человека (супруга – Попова ФИО12, сын – Попов ФИО13 и дочь – Попова ФИО14) с 28 сентября 2017 г. включен в списки военнослужащих войсковой части № нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями для постоянного проживания, вид обеспечения субсидия. Приказом командира войсковой части № от 29 сентября 2017 г. № 42 он досрочно уволен с военной службы в отставку в связи с признанием военно-врачебной комиссией не годным к военной службе, а с 20 октября 2017 г. исключен из списков личного состава воинской части. Решением жилищной комиссии войсковой части № от 30 августа 2019 г. (протокол № 15) он и члены его семьи исключены из списков, нуждающихся в жилом помещении для постоянного проживания на том основании, что в марте 2016 г. он отказался от ? доли жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> в пользу своей матери – Поповой ФИО15. Однако с данным решением жилищного органа он не согласен, так как отказ от наследства в пользу своей матери, по его мнению, не является действием по намеренному ухудшению жилищных условий, при том, что членам жилищной комиссии было известно о факте его отказа от наследства.
Поддержав в судебном заседании требования административного иска, в его обоснование Попов и его представитель Юдкин дали суду объяснения о том, что у жилищного органа не было оснований снимать административного истца с составом его семьи с жилищного учета, поскольку отказ истца от наследства в пользу матери не свидетельствует об ухудшении жилищных условий последнего. При этом истец показал, что с октября 2014 г. по настоящее время он зарегистрирован по адресу: Волгоградская область, Михайловский район, х. Большой Орешкин, ул. Зеленя, д. 10, в настоящий момент проживает в данном жилом помещении со своей матерью. В августе 2015 г. у него умер отец, после смерти которого было открыто наследственное дело, ввиду того, что данное домовладение принадлежит его родителям, он отказался от наследства в пользу матери, при этом отказываясь от наследства он не намеривался ухудшать свои жилищные условия.
В судебном заседании представитель командира и жилищной комиссии войсковой части № Карамышева Е.Е. просила отказать в удовлетворении иска и пояснила, что Попов, отказавшись от наследства в пользу своей матери, намеренно ухудшил свои жилищные условия. В связи с тем, что не истек установленный жилищным законодательствам срок со дня совершения указанных действий, то административный истец обоснованно исключен из списков, нуждающихся в жилых помещениях для постоянного проживания.
Выслушав доводы участвующих в деле лиц, а также исследовав представленные сторонами письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Согласно пункту 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим обеспечение жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Таким образом, предоставление жилищной субсидии является одной из форм обеспечения жильем военнослужащих.
Из материалов административного дела видно, что Попов относится к категории военнослужащих, заключивших контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 г. Общая продолжительность его военной службы составляет более 20 лет, а в его личном деле в качестве членов его семьи записаны супруга Попова ФИО16., сын Попов ФИО17 и дочь Попова ФИО18. В октябре 2017 года он исключен из списков личного состава войсковой части 3642 в связи с увольнением с военной службы по причини признания его военно-врачебной комиссией не годным к военной службе.
Кроме того, из материалов наследственного дела следует, в том числе из исследованных копий свидетельства о смерти Попова П.А. от 4 августа 2015 г., заявления Поповой В.М. от 22 сентября 2015 г. и от 28 марта 2016 г., заявления Попова С.П. от 28 октября 2015 г. и свидетельств о праве на наследство по закону от 28 марта 2016 г. серии 34 АА № 1425468 и 14254669, что после смерти Попова ФИО19 (отца истца) было открыто наследственное дело, в наследственное имущество которого, помимо прочего, входил жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, общей площадью 85,4 кв.м. Кроме того, административный истец подав соответствующее заявление отказался от доли на наследство в пользу своей матери.
Как следует из копии паспорта Попова, а также его пояснений данных в ходе судебного заседания, он в октябре 2014 г. зарегистрировался в доме своих родителей, в котором в настоящий момент проживает совместно со своей матерью. При этом его супруга и дети проживают отдельно в г. Шахты Ростовской области.
Согласно выписке из протокола заседания жилищной комиссии войсковой части № от 29 сентября 2017 г. № 9 Попов с составом своей семьи с 28 сентября 2017 г. включен в списки военнослужащих войсковой части № нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями для постоянного проживания, вид обеспечения субсидия.
Как следует из протокола заседания жилищной комиссии войсковой части № от 30 августа 2019 г. № 15, помимо прочего, было пересмотрено жилищное дело административного истца, в результате чего Попов с составом семьи 4 человека исключен из списков, нуждающихся в жилом помещении для постоянного проживания на основании пп. 3 п. 1 ст. 54 и пп. 6 п. 1 ст. 56 ЖК РФ. При этом из вышеуказанного решения жилищного органа следует, что единственным основанием снятия истца с жилищного учета послужил отказ последнего от ? доли в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес> в пользу матери, совершенный им в марте 2016 г., расценив данный отказ Попова от наследства, как намеренное ухудшение им жилищных условий, с момента которого не прошел пятилетний срок, жилищной комиссией было принято решение о снятии истца с жилищного учета.
По смыслу ст. 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, способных привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем. При этом применение ст. 53 ЖК РФ должно осуществлялся в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи со ст. 10 ГК РФ, согласно которой добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются.
Так, принятие наследства, в том числе при наследовании по завещанию, в соответствии со ст. 1152 ГК РФ является правом, а не обязанностью гражданина. Напротив, наследник вправе отказаться от наследства в соответствии со ст. 1157 ГК РФ.
То обстоятельство, что в связи со смертью в 2015 г. отца Попова произошел переход права собственности на дом в пользу матери, в котором истец зарегистрирован и проживает, ввиду отказа Попова от приобретения наследства отца в пользу своей матери в силу наследования по закону не является намеренным ухудшением истцом своих жилищных условий, поскольку им не утрачено право пользование данным жилым помещением.
Таким образом, суд приходит к выводу, что оспариваемое истцом решение жилищной комиссии войсковой части № от 30 августа 2019 г. (протокол № 15), в части исключения его и членов его семьи из списков, нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями для постоянного проживания следует признать незаконным и в этой части отменить. Принимая данное решение суд также учитывает разъяснения, содержащиеся в п. 61 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 г. № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации».
Руководствуясь статьями 175 - 180 и 227 КАС РФ, военный суд
решил:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ № ░░ 30 ░░░░░░░ 2019 ░. (░░░░░░░░ № 15) ░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░ ░░░░░ 4 ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ № ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 30 ░░░░░░░ 2019 ░. (░░░░░░░░ № 15), ░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░