РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 сентября 2017 г.
Городецкий городской суд Нижегородской области в лице председательствующего судьи Трухина А.П., при секретаре Соколовой Е.А., с участием представителя истца- Амененко А.К., представителя ответчика Чернигиной К.О., рассмотрев гражданское дело по иску
Бобковой Виктории Александровны к администрации Городецкого муниципального района Нижегородской области, Министерству социальной политики об обязании предоставить жилое помещение,
УСТАНОВИЛ:
Бобкова В.А. обратилась в суд с иском к администрации Городецкого муниципального района Нижегородской области и Министерству социальной политики Нижегородской области о возложении обязанности предоставить жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений.
Из текста искового заявления следует, что Бобкова В.А. является лицом из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей. Постановлением администрации Городецкого муниципального района от 13 марта 2014 года № 639 Бобкова В.А. включена в список детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. До настоящего времени Бобкова В.А. жилым помещением не обеспечена и гарантированное ей Федеральным законом от 21 декабря 1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» право на предоставление благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений не реализовано.
Представитель ответчика Администрации Городецкого муниципального района в судебном заседании исковые требования Бобковой В.А. не признал, суду пояснил, что постановлением Администрации Городецкого муниципального района Нижегородской области № 639 от 13 марта 2014 года был признан факт невозможности проживания Бобковой В.А. в закрепленном за ней жилом помещении по адресу: ....... и принято решение о включении её в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории района. Объем субвенции бюджетам муниципальных районов и городских округов Нижегородской области на обеспечение детей-сирот жилыми помещениями за счет средств федерального и областного бюджетов определяется законом об областном бюджете на соответствующий финансовый год. Количество жилых помещений, предоставляемых органами местного самоуправления детям-сиротам в муниципальном районе (городском округе) в соответствующем финансовом году, должно быть не менее количества, установленного приказом министерства социальной политики Нижегородской области от 30.01.2017 № 48 «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Нижегородской области в 2017 году», исходя из объемов субвенции бюджетам муниципальных районов и городских округов Нижегородской области на обеспечение детей-сирот жилыми помещениями за счет средств федерального и областного бюджетов, определенных законом об областном бюджете на соответствующий финансовый год. По состоянию на 22 августа 2017 года в списке детей-сирот по району состоит 80 человек, из них достигших возраста 18 лет, окончивших учебные заведения и подлежащих обеспечению – 64 человека. В соответствии с датой наступления оснований, Бобкова В.А. числится в списке под номером 50. Внеочередное предоставление жилья поставит её в преимущественное положение перед другими лицами, ранее включенными в список детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, нарушив тем самым права третьих лиц.
Выслушав представителей сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований. Указанный вывод основан на следующем
На основании ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
При этом по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в том числе в социальной сфере, общие принципы разграничения полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации установлены Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". Исходя из требований его статьи 26.1 полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, определяются Конституцией Российской Федерации, а также федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями (пункт 3), которые должны устанавливать права, обязанности и ответственность органов государственной власти субъекта Российской Федерации, порядок и источники финансирования осуществления соответствующих полномочий и не могут одновременно возлагать аналогичные полномочия и на федеральные органы государственной власти, и на органы местного самоуправления (пункт 4).
Федеральный закон от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", имеющий целью конкретизацию государственных полномочий субъектов Российской Федерации в указанной сфере, регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (статья 2).
Согласно статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 г N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны осуществлять контроль за использованием жилых помещений и (или) распоряжением жилыми помещениями, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния этих жилых помещений.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи является основанием для исключения указанных лиц из списка.
Проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием одного из следующих обстоятельств: 1) проживание на любом законном основании в таких жилых помещениях лиц: лишенных родительских прав в отношении этих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (при наличии вступившего в законную силу решения суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения в соответствии с частью 3 статьи 72 Жилищного кодекса Российской Федерации); страдающих тяжелой формой хронических заболеваний в соответствии с указанным в пункте 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации перечнем, при которой совместное проживание с ними в одном жилом помещении невозможно;
2) жилые помещения непригодны для постоянного проживания или не отвечают установленным для жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства Российской Федерации;
3) общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
4) иное установленное законодательством субъекта Российской Федерации обстоятельство.
Порядок установления факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации.
Срок действия договора найма специализированного жилого помещения, предоставляемого в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, составляет пять лет.
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Постановлением Правительства Нижегородской области от 28.05.2010 N 315 "Об обеспечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями" утверждено Положение о порядке обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, согласно п. 1.2 которого обеспечение жилыми помещениями детей-сирот осуществляется, в том числе, путем) предоставления жилых помещений из состава имеющегося муниципального жилищного фонда (п. В), а в п. 1.4 предусмотрено, что предоставление жилых помещений осуществляется органами местного самоуправления муниципального района (городского округа) Нижегородской области, осуществляющими государственные полномочия по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями, однократно по месту жительства, а в случае отсутствия регистрации по месту жительства в Нижегородской области - по месту выявления и первичного устройства детей-сирот.
В соответствии с п. 2.7 того же Положения, предоставляемые органами местного самоуправления детям-сиротам жилые помещения должны отвечать требованиям, предъявляемым к благоустроенным жилым помещениям, соответствовать норме предоставления общей площади жилого помещения жилищного фонда Нижегородской области по договору социального найма для одиноко проживающих граждан (30 кв. м).
Законом Нижегородской области от 30 сентября 2008 года N 116-З "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области отдельными государственными полномочиями в области жилищных отношений" органы местного самоуправления наделяются отдельными государственными полномочиями в области жилищных отношений по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями.
Законом Нижегородской области от 07.09.2007 г. N 123-З "О жилищной политике в Нижегородской области" в ст. 10 установлено, что распоряжение жилыми помещениями жилищного фонда Нижегородской области осуществляется уполномоченными Правительством Нижегородской области органами исполнительной власти Нижегородской области в том числе путем предоставления гражданам жилых помещений специализированного жилищного фонда Нижегородской области для социальной защиты отдельных категорий граждан.
Судом установлено, что Бобкова В.А., *** года рождения, уроженка ......., является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей.
Постановлением администрации Городецкого муниципального района Нижегородской области от 13 марта 2014 года № 639 Бобкова В.А. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Городецкого муниципального района, в котором она числится под номером "50"..
Бобкова В.А. в собственности жилого помещения не имеет.
Поскольку Бобкова В.А. относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и имеет право на предоставление жилого помещения - включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Городецкого муниципального района Нижегородской области, суд приходит к выводу о том, что истец имеет право на получение специализированного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Доводы представителя ответчика о том, что принятое судом решение приведет к нарушению прав иных граждан, включенных в сводный список ранее истца, признаются судом несостоятельными, поскольку ни ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ, ни иные статьи указанного закона не устанавливают очередность внутри сводного списка, в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.
Содержащееся в пункте 3 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.
В данном случае, установление законом субъекта Российской Федерации порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предполагает установление процедурных правил по формированию списка - определение перечня документов, которые должны быть представлены и т.п.
Таким образом, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей законом не поставлено в зависимость от каких-либо условий, в том числе, от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, времени постановки на учет, соблюдения порядка очередности лиц равной категории, наличия или отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений, а также иных условий.
Положения вышеуказанных правовых норм, регулирующих спорное правоотношение, не содержат указания на конкретный срок предоставления жилого помещения данной категории граждан, что предполагает возможность незамедлительной реализации такого права после его возникновения.
Отсутствие денежных средств в бюджете района на цели для приобретения жилья или отсутствие муниципального жилого фонда в администрации района не освобождает администрацию Городецкого муниципального от обязательств, предусмотренных федеральным законодательством, поскольку истец в соответствии с Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" имеет право на гарантии социальной поддержки.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 193-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Бобковой Виктории Александровны к администрации Городецкого муниципального района Нижегородской области удовлетворить.
Обязать администрацию Городецкого муниципального района Нижегородской области предоставить Бобковой Виктории Александровне по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное применительно к условиям населенного пункта г.Городца Городецкого района Нижегородской области жилое помещение специализированного жилищного фонда, общей площадью не менее 30 кв.м..
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Нижегородский областной суд, через Городецкий городской суд, в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Городецкого городского суда А.П.Трухин.
Мотивированное решение (в окончательной форме) изготовлено 23 сентября 2017 года.
Судья Городецкого городского суда А.П.Трухин.