Решение по делу № 33-7330/2016 от 05.04.2016

Судья Романова В.Х. Дело №33-7330/2016 Учёт №22 АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

16 мая 2016 года г. Казань

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе

председательствующего судьи Нурмиева М.М.,

судей Шакировой З.И. и Фахрутдиновой Р.А.,

при секретаре судебного заседания Гилязетдиновой Э.М.,

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи
Нурмиева М.М. гражданское дело по апелляционной жалобе Закирова Р.Ф. на решение Нижнекамского городского суда Республики Татарстан от 02 февраля 2016 года, которым постановлено:

исковое заявление Р.Ф. Закирова к исполнительному комитету муниципального образования «город Нижнекамск» Республики Татарстан о признании права состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий оставить без удовлетворения.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения Закирова Р.Ф., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Закиров Р.Ф. обратился к МКУ «ИК г. Нижнекамска» с иском о признании права состоять на учёте нуждающихся в улучшении жилищных условий на льготных основаниях как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В обоснование требований указано, что истец родился <дата>. В 1980 году мать истца была лишена родительских прав, до 1989 года истец воспитывался в школах-интернатах. По окончании школы-интерната истец вселился в квартиру деда по адресу г. Нижнекамск,
<адрес>, однако в 1991 году, после смерти деда, был из неё выселен. В 1999 году истец был поставлен на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий по льготному списку как воспитанник детского дома по месту работы в ПО «<данные изъяты>». В настоящий момент истец жильём не обеспечен; его неоднократные обращения к ответчику о постановке на учёт в качестве нуждающегося в получении жилого помещения вне очереди были оставлены без удовлетворения. В связи с изложенным Закиров Р.Ф. просил признать за ним право состоять на учёте нуждающихся в улучшении жилищных условий на льготных основаниях, как за лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Истец Закиров Р.Ф., его представитель Вильданов Д.Н. в суде первой инстанции иск поддержали.

Представитель ответчика МКУ «ИК г. Нижнекамска» Малышева О.В. в суде первой инстанции иск не признала.

Представитель третьего лица ООО «УК «Татнефть-Нефтехим» Шакирова А.В. в суде первой инстанции просил в удовлетворении иска отказать.

Представитель отдела опеки и попечительства ИК Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан Перкина Д.С. удовлетворение требований оставила на усмотрение суда.

Суд первой инстанции в удовлетворении иска отказал, приняв решение в вышеприведённой формулировке.

В апелляционной жалобе Закиров Р.Ф. просит решение суда отменить и принять новое решение, которым иск удовлетворить. В обоснование жалобы указано, что истец был принят на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий до достижения 23-летнего возраста. Со ссылкой на положения ст.ст. 31, 33 Жилищного кодекса РСФСР апеллянт выражает мнение о том, что принятие его на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту работы влечёт за собой возникновение у него права на получение жилья в порядке, установленном ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Податель жалобы полагает, что, поскольку он не был обеспечен жилым помещением по месту работы по независящим от него причинам, то на момент обращения к ответчику с соответствующими заявлениями в 2007 году и в
2015 году он не утратил права на льготное обеспечение жилым помещением.

Представитель ответчика МКУ «ИК г. Нижнекамска», представитель третьего лица ООО «УК «Татнефть-Нефтехим», представитель отдела опеки и попечительства ИК Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан в суд не явились, извещены надлежащим образом. Поскольку каких-либо сведений о наличии существенных препятствий для участия указанных лиц в судебном заседании не имеется, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Исследовав материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия полагает решение суда подлежащим оставлению без изменения.

В соответствии с положениями п. 1 ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционные жалобу, представление без удовлетворения.

В соответствии с положениями ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

По делу установлено, что Закиров Р.Ф., <дата> с 13 марта 1987 года по 01 августа 1989 года являлся воспитанником <данные изъяты> школы-интерната и находился на полном государственном обеспечении.

Сторонами не оспаривалось того обстоятельства, что в 2007 году и в 2015 году истец обращался к ответчику с заявлением о принятии его на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и что в удовлетворении заявления ему было отказано.

Принимая решение об отказе в удовлетворении иска, суд первой инстанции исходил из того, что на момент обращения к ответчику истец не относился к категории лиц, которые подлежали льготному обеспечению жилыми помещениями по названному основанию. Кроме того, суд первой инстанции отметил, что МКУ «ИК г. Нижнекамска» не является уполномоченным органом исполнительной власти Республики Татарстан по обеспечению жилыми помещениями названной категории лиц.

Судебная коллегия соглашается с указанными выводами.

Согласно положениям п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01 января 2013года), абз. 4 ст. 1 и п. 1 ст.8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции, действовавшей до 01 января 2013 года) к лицам, имеющим право на предоставление жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке, относились дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (то есть, лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей).

Таким образом, дополнительные гарантии на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма, установленные ФЗ
«О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», распространялись на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими возраста 23 лет.

В соответствии с положениями ч. 9 ст. 8 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года
№15-ФЗ) право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

Частью 2 ст. 4 Федерального закона от 29 февраля 2012г. №15-ФЗ
«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлено, что действие положений статьи 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции названного Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации
(в редакции названного Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Как следует из разъяснений Верховного Суда Российской Федерации, изложенных в обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утверждённом Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 ноября 2013года, предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.

Жилищное законодательство Российской Федерации в части, касающейся предоставления жилых помещений по договору социального найма (как в порядке очередности, так и во внеочередном порядке), также базируется на заявительном характере учета лиц, нуждающихся в обеспечении жильем. Факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации, иным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, последующую реализацию права на предоставление жилого помещения по договору социального найма.

Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа, в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21 декабря 1996года №159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки. Отсутствие указанных лиц на учёте нуждающихся в жилых помещениях без учёта конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им вне очереди жилого помещения. Требование истца об обеспечении его вне очереди жилым помещением может быть удовлетворено в случае признания таких причин уважительными.

Как указывалось выше, истец впервые обратился с заявлением о включении его в список нуждающихся в жилых помещениях лишь в 2007 году; на указанную дату его возраст превышал 32 года. Сведений об обращениях истца с соответствующими заявлениями до этой даты не имеется.

Соответственно, установленный законом срок на обращение с заявлением о постановке на учёт нуждающихся в получении жилых помещений пропущен истцом более чем на 10 лет. Доказательств наличия каких-либо уважительных причин пропуска установленного законом срока суду представлено не было, в связи с чем вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения иска является верным.

Ссылки жалобы на положения ст.ст. 31, 33 Жилищного кодекса РСФСР и доводы о том, что принятие на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту работы влечёт за собой возникновение у истца права на получение жилья в порядке, установленном ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», приняты быть не могут.

Из справки ООО «Татнефть-Нефтехим» от 10 февраля 2012 года следует, что на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту жительства Закиров Р.Ф. был принят 05 февраля 1999 года, т.е. также после достижения им возраста 23 лет. Кроме того, абзацем 2 п. 1 ст. 8 ФЗ
«О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции, действовавшей на указанную дату) обязанность по обеспечению лиц указанной категории, не имеющих закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, была возложена не на работодателя, а на органы исполнительной власти по месту жительства.

Кроме того, как верно указано судом первой инстанции первой инстанции, исковые требования в рамках настоящего дела предъявлены к органу местного самоуправления. В то же время пунктом 1 постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 04 мая 2013г. №312 «О мерах по реализации Закона Республики Татарстан от 12 января 2013 года №8-ЗРТ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и о внесении изменения в статью 8 Закона Республики Татарстан «Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан» уполномоченным органом исполнительной власти Республики Татарстан по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, было определено Министерство образования и науки Республики Татарстан.

Иных доводов к отмене оспариваемого решения апелляционная жалоба не содержит.

Выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела и требованиям закона не противоречат, нарушений норм процессуального права судом также не допущено.

Решение суда является законным и обоснованным; оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не находит.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 199, п. 1 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Нижнекамского городского суда Республики Татарстан от
02 февраля 2016 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Закирова Р.Ф. – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке.

Председательствующий -

Судьи:

33-7330/2016

Категория:
Гражданские
Истцы
Закиров Р.Ф.
Ответчики
исполком МО г.Нижнекамск РТ
Другие
ООО Татнефть-Нефтехим
Суд
Верховный Суд Республики Татарстан
Дело на странице суда
vs.tat.sudrf.ru
21.04.2016Судебное заседание
16.05.2016Судебное заседание
24.05.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
24.05.2016Передано в экспедицию
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее