Дело № 2-167/2016
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
г.Чадан 25 января 2016 года
Дзун-Хемчикский районный суд Республики Тыва в составе судьи Кочнёвой А.Ш., при секретаре Ондар А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Хорлуг-оол О.М. к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению Средняя общеобразовательная школа №1 города Чадана Дзун-Хемчикского кожууна Республики Тыва о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы и обязании начислять и выплачивать заработную плату не ниже минимального размера оплаты труда с учётом районного коэффициента и процентной надбавки за стаж работы в местностях с неблагоприятными климатическими условиями,
с участием истца Хорлуг-оола О.М., представителя ответчика Монгуш А.К.,
у с т а н о в и л:
Хорлуг-оол О.М. обратился в суд с иском к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению Средняя общеобразовательная школа №1 города Чадана Дзун-Хемчикского кожууна Республики Тыва (далее – МБОУ СОШ №1 г.Чадана) о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы в размере 30 701 рубль, указав на то, что работает в МБОУ СОШ №1 г.Чадана в должности <данные изъяты> с должностным окладом 3 765 рублей, с надбавкой в виде северных и районных коэффициентов. Размер начисленной заработной платы за период с августа 2014 года по январь 2015 года и с сентября по ноябрь 2015 года не соответствует требованиям трудового законодательства, поскольку заработная плата работника за полностью отработанный месяц должна быть определена в размере не менее установленного в Российской Федерации минимального размера оплаты труда, а районный коэффициент и процентная надбавка за стаж работы в местностях с неблагоприятными климатическими условиями должна начисляться сверх установленного законодательством минимального размера оплаты труда. Заработная плата за полностью отработанный месяц должен составлять 10553 рубля. Сумма задолженности работодателя за период с августа 2014 года по январь 2015 года составляет 20504 рубля, а с сентября 2015 года по ноябрь 2015 года составляет 10197 рублей. Просит взыскать с МБОУ СОШ №1 г.Чадана в его пользу недоначисленную и невыплаченную заработную плату в размере 30 701 рубль и возложить обязанность начислять и выплачивать заработную плату не ниже минимального размера оплаты труда с учётом районного коэффициента и процентной надбавки за стаж работы в местностях с неблагоприятными климатическими условиями.
В судебном заседании истец Хорлуг-оол О.М. исковые требования поддержал полностью и просил удовлетворить по указанным в иске основаниям.
Представитель ответчика Монгуш А.К. просила удовлетворить иск частично и заявила ходатайства о пропуске истцом без уважительных причин трехмесячного срока обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора, ссылаясь на то, что с требованием о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы за период с августа 2014 года по январь 2015 года и за период с сентября по ноябрь 2015 года истец обратился в суд только 12 января 2015 года.
Выслушав стороны и изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда (часть 2 статьи 7); каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (часть 3 статьи 37).
По смыслу приведённых конституционных положений, институт минимального размера оплаты труда по своей конституционно-правовой природе предназначен для установления того минимума денежных средств, который должен быть гарантирован работнику в качестве вознаграждения за выполнение трудовых обязанностей с учётом прожиточного минимума.
Часть третья статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации предусматривает, что месячная заработная плата работника, отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
При этом согласно статье 2 Трудового кодекса Российской Федерации обеспечивается право каждого работника на справедливые условия труда, которое в соответствии с Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах включает справедливую зарплату и равное вознаграждение за труд равной ценности (статья 7).
Заработная плата конкретного работника устанавливается в трудовом договоре в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, которые разрабатываются на основе требований трудового законодательства (части первая и вторая статьи 135 ТК РФ) и должны гарантировать каждому работнику определение его заработной платы с учётом установленных законодательством критериев, в том числе условий труда.
При этом оплата труда, выполняемого в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате (статьи 148, 315, 316 и 317 ТК РФ).
Из этого следует, что при разработке системы оплаты труда работодатель должен установить обоснованную дифференциацию оплаты труда, в том числе в зависимости от условий, в которых осуществляется трудовая деятельность. В соответствии с международными нормами и требованиями российского трудового законодательства не допускается установление заработной платы в одинаковом размере работникам, выполняющим работу по одной и той же профессии, специальности или должности (тарифицированную по одному разряду) в различных условиях.
Изменения, внесённые в статьи 129 и 133 ТК РФ Федеральным законом от 20 апреля 2007 года № 54-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда» и другие законодательные акты Российской Федерации», не затрагивают правил определения заработной платы работника и системы оплаты труда. При установлении системы оплаты труда каждым работодателем должны в равной мере соблюдаться как норма, гарантирующая работнику, полностью отработавшему за месяц норму рабочего времени и выполнившему нормы труда (трудовые обязанности), заработную плату не ниже минимального размера оплаты труда, так и правила статей 2, 130, 132, 135, 146, 148, 315, 316 и 317 ТК РФ, в том числе правило об оплате труда, осуществляемого в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в повышенном размере по сравнению с оплатой идентичного труда, выполняемого в нормальных климатических условиях.
Нормы главы 50 Трудового кодекса Российской Федерации устанавливают особенности оплаты труда работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера, направленные на обеспечение государственных гарантий повышенной по сравнению со всеми остальными категориями работников оплаты труда, и не были изменены законодателем при внесении изменений в статьи 129 и 133 ТК РФ.
Таким образом, при установлении системы оплаты труда в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера или приравненных к ним местностях, неблагоприятные факторы, связанные с работой в этих условиях, в соответствии со статьями 315, 316 и 317 ТК РФ должны быть компенсированы специальными коэффициентом и надбавкой к заработной плате.
Из указанного следует, что заработная плата должна быть определена в размере не менее минимального размера оплаты труда (МРОТ), после чего к ней должны быть начислены районный коэффициент и надбавка за стаж работы в северных регионах.
На основании статьи 1 Федерального закона от 19 июня 2000 года № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» минимальный размер оплаты труда с 1 января 2014 года по 31 декабря 2014 составлял 5 554 рубля в месяц, а с января 2015 года составляет 5965 рублей, поэтому с учётом начисления районного коэффициента и надбавки за стаж работы в северных регионах заработная плата в 2104 году должна была быть не ниже 10 553 рублей, а в 2015 году не ниже 11334 рублей, при полностью отработанной за месяц нормы рабочего времени.
Судом по делу установлено и подтверждается материалами дела, что истец Хорлуг-оол О.М. работает в МБОУ СОШ №1 г.Чадана в должности <данные изъяты> с должностным окладом 3 765 рублей, его заработная плата с учётом районного коэффициента и северной надбавки составляет 7 153,50 руб., что подтверждается трудовым договором.
Из трудового договора, заключенного 1 сентября 2015 года между истцом и работодателем, видно, что продолжительность рабочей недели и рабочего дня (в часах), и иное не устанавливалось.
При указанных обстоятельствах суд пришел к выводу о том, что работодателем без соблюдения норм трудового права был установлен истцу размер заработной платы, который с учетом районного коэффициента и надбавки за работу в районах приравненных к Крайнему Северу составлял менее суммы 11334 рублей, то есть ниже минимального размера оплаты труда, чем это предусмотрено Федеральным законом № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда».
Исходя из содержания абзаца первого части 6 статьи 152 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а также части 1 статьи 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которым правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, вопрос о пропуске истцом срока обращения в суд может разрешаться судом при условии, если об этом заявлено ответчиком.
Согласно статьи 392 Трудового кодекса РФ работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права. При пропуске по уважительным причинам сроков, установленных частью первой настоящей статьи, они могут быть восстановлены судом.
Судом установлено, что между МБОУ СОШ №1 г.Чадана и Хорлуг-оол О.М. 1 сентября 2015 года заключен трудовой договор, и истец был принят на должность <данные изъяты> на определенный срок.
Из исковых требований следует, что Хорлуг-оол О.М. просит взыскать недоначисленную и невыплаченную заработную плату за период с августа 2014 года по январь 2015 года и с сентября по ноябрь 2015 года, то есть указывает о нарушении его трудовых прав в указанные периоды.
При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу, что о нарушении своих трудовых прав истец знал, тем не менее, не обращался в суд за защитой своих прав и пропустил трехмесячный срок обращения в суд с иском о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы за периоды с августа 2014 года по январь 2015 года, и за сентябрь 2015 года.
С иском о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы истец обратился в суд 12 января 2016 года.
В данном случае начисление оплаты труда истцу производилось в соответствии с установленными у работодателя тарифными ставками, о чем истцу могло быть известно при получении им расчетных листков в соответствии со статьей 136 Трудового кодекса Российской Федерации, либо при обращении по данному вопросу к ответчику.
Данных, свидетельствующих об обращении истца к работодателю за получением расчетных листков и отказе ответчика в их выдаче, не имеется.
В качестве уважительных причин пропуска срока обращения в суд могут расцениваться обстоятельства, препятствовавшие данному работнику своевременно обратиться с иском в суд за разрешением индивидуального трудового спора (например, болезнь истца, нахождение его в командировке, невозможность обращения в суд вследствие непреодолимой силы, необходимость осуществления ухода за тяжелобольными членами семьи).
Доказательств уважительности причин пропуска срока для обращения в суд с настоящими требованиями истцом суду не представлено.
В силу абзаца 2 части 6 статьи 152 ГПК РФ суд вправе принять решение об отказе в иске без исследования иных фактических обстоятельств по делу в случае пропуска работником срока обращения в суд без уважительных причин.
Таким образом, поскольку истцом не представлены доказательства уважительности причин пропуска срока обращения в суд с иском о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы за периоды с августа 2014 года по январь 2015 года, и за сентябрь 2015 года, суд приходит к выводу о необходимости оставления иска в этой части без удовлетворения.
Между тем, посчитав, что срок обращения в суд с иском о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы за период с октября по ноябрь 2015 года не пропущен, суд приходит к выводу о необходимости взыскания недоначисленной и невыплаченной заработной платы за два месяца, то есть за октябрь и ноябрь 2015 года.
Из табеля учета рабочего времени и расчётно-платежных ведомостей следует, что с октября по ноябрь 2015 года норма рабочего времени Хорлуг-оол О.М. отработана в полном объёме.
Заработная плата, подлежащая начислению истцу с октября по ноябрь 2015 года составляет 22 668, исходя из следующего расчёта:
(11 334 руб. (зарплата за 1 месяц) х 2 месяца (с октября по ноябрь).
Поскольку за спорный период работодателем было начислено в пользу истца 12036 руб., разница, подлежащая начислению и выплате составляет 10632 руб. (22668 руб.- 12036 руб.)
Таким образом, с ответчика в пользу истца подлежит взысканию недоначисленная и невыплаченная заработная плата за период с октября по ноябрь 2015 года в сумме 10632 руб.
В соответствии со ст. 210 Налогового кодекса Российской Федерации при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло.
Перечень доходов, освобождаемых от налогообложения, содержится в ст. 217 Налогового кодекса Российской Федерации.
Суммы заработной платы не включены в указанный перечень и, соответственно, подлежат налогообложению налогом на доходы физических лиц в установленном порядке.
Из ст. 224 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что налоговая ставка устанавливается в размере 13%, если иное не предусмотрено настоящей статьёй.
В силу ст. 226 Налогового кодекса Российской Федерации организация -налоговый агент обязана исчислить, удержать у налогоплательщика и перечислить сумму налога в бюджетную систему Российской Федерации.
Таким образом, исходя из норм Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по удержанию налога на доходы физических лиц с сумм заработной платы, взысканных судом, и перечисление указанных сумм в бюджет входит в обязанности налоговых агентов - организаций, в которых работают эти физические лица, а не суда.
Поскольку истец в силу ст. 333.36 Налогового кодекса РФ освобожден от уплаты государственной пошлины, то согласно ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина подлежит взысканию с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
С ответчика подлежит взысканию подлежащая уплате государственная пошлина в размере 425,28 руб. по требованиям имущественного характера, а также 300 руб. - по требованиям имущественного характера, не подлежащим оценке.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковое заявление Хорлуг-оол О.М. к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению Средняя общеобразовательная школа №1 города Чадана Дзун-Хемчикского кожууна Республики Тыва удовлетворить частично.
Взыскать с Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Средняя общеобразовательная школа №1 города Чадана Дзун-Хемчикского кожууна Республики Тыва в пользу Хорлуг-оол О.М. заработную плату в размере 10632 рубля.
Обязать Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа №1 города Чадана Дзун-Хемчикского кожууна Республики Тыва начислять и выплачивать Хорлуг-оол О.М. заработную плату не ниже минимального размера оплаты, установленного на территории Российской Федерации, с начислением на неё районного коэффициента и надбавки за стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.
В остальной части исковых требований отказать.
Взыскать с Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Средняя общеобразовательная школа №1 города Чадана Дзун-Хемчикского кожууна Республики Тыва государственную пошлину в размере 725 рублей 28 копеек в бюджет муниципального района «Дзун-Хемчикский район» Республики Тыва».
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Тыва в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Дзун-Хемчикский районный суд Республики Тыва.
Мотивированное решение изготовлено 1 февраля 2016 года (30 и 31 января 2016 года – выходные дни).
Судья А.Ш. Кочнёва