Дело № 2а-3354/2016 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
01 сентября 2016 года г. Тверь
Заволжский районный суд г. Твери в составе:
председательствующего судьи Никифоровой А.Ю.,
при секретаре судебного заседания Саттаровой Е.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 12 по Тверской области к Волкову В.В. о взыскании обязательных платежей и санкций,
установил:
Межрайонная ИФНС России № 12 по Тверской области обратилась в суд с указанным выше иском, в котором просила взыскать с административного ответчика задолженность по транспортному налогу в размере 40975.89 рублей, в том числе налог 38214 руб., пени 2761.89 руб., задолженность по земельному налогу в сумме 4415,00 руб., в том числе налог 4415, 00 руб., пени 0.00 руб.
В обоснование заявленного административного иска указано, что на ответчика в 2014 году было зарегистрировано транспортное средство: <данные изъяты>, государственный регистрационный знак №, с мощностью двигателя 388.00 л.с., <данные изъяты> государственный регистрационный знак №, с мощностью двигателя 136.00 л.с., <данные изъяты>, государственный регистрационный знак, № с мощностью двигателя 175.00 л.с., и в соответствии со ст. 357 НК РФ он признается плательщиком транспортного налога. В соответствии со ст. 361 ч. 2 НК РФ и ст. 1 Закона Тверской области от 06.11.2002 № 75-ЗО «О транспортном налоге в Тверской области» Межрайонная ИФНС России № 12 по Тверской области на основании сведений, представленных в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации исчислила сумму транспортного налога за 2014 год.
Ответчик, владеет на праве собственности земельным участком, расположенным по адресу: <адрес> и на основании главы 31 Налогового кодекса РФ, Положения «О земельном налоге», утвержденного решением «Об установлении и введении на территории города Твери земельного налога» от 03.11.2005 г. № 106, принятым Тверской городской Думой ( с учетом изменений и дополнений) является плательщиком земельного налога, в связи с чем налоговой инспекцией налогоплательщику исчислен земельный налог.
Межрайонная ИФНС России № 12 по Тверской области направила административному ответчику налоговое уведомление об уплате налогов. Налог ответчиком своевременно не уплачен, в связи с чем в соответствии со ст. 69, 75 НК РФ инспекцией начислены пени за несвоевременную уплату налога и в адрес налогоплательщика направлено требование № 4786 по состоянию на 10.10.2015 об уплате задолженности, однако по настоящее время требование об уплате налогов не исполнено. В связи с неисполнением в добровольном порядке налогоплательщиком требования об уплате транспортного и земельного налога истец обратился в суд с административным иском.
Административный истец Межрайонная ИФНС России № 12 по Тверской области, извещенный надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание своего представителя не направил, ходатайств не представил.
В судебное заседание административный ответчик Волков В.В. не явился, о дате и времени, месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, ходатайств и возражений не представил.
На основании ч. 2 ст. 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд извещает лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания. Неявка в судебное заседание указанных лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
При указанных обстоятельствах судом определено рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.
Согласно ч. 6 ст. 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
Положениями ст. 19 Налогового кодекса РФ установлено, что налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых согласно Налоговому кодексу РФ возложена обязанность уплачивать налоги и (или) сборы.
Обязанность налогоплательщика уплачивать законно установленные налоги предусмотрена также п. 1 ч. 1 ст. 23 Налогового кодекса РФ.
Согласно ст. 357 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В силу ст. 358 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения признаются автомобили, автобусы, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Законом Тверской области от 06 ноября 2002 года № 75-ЗО «О транспортном налоге в Тверской области» с 01 января 2003 года на территории Тверской области введен транспортный налог, который определяет ставки, порядок и сроки уплаты налога.
Подпункт 1 п. 1 ст. 359 Налогового кодекса РФ определяет налоговую базу в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, - как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах.
Пункт 1 ст. 362 Налогового кодекса РФ предусматривает, что сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговое органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
Судом установлено, что в период 2014 года на имя административного ответчика были зарегистрированы следующие транспортные средства: <данные изъяты> БЕНС 500, государственный регистрационный знак №, с мощностью двигателя 388.00 л.с., дата возникновения собственности 29.07.2011 года, <данные изъяты>, государственный регистрационный знак №, с мощностью двигателя 136.00 л.с., дата возникновения собственности 22.03.2013, дата отчуждения 23.12.2014, <данные изъяты> ТИКСОН, государственный регистрационный знак, № с мощностью двигателя 175.00 л.с., дата возникновения собственности 31.12.2014.
Данные обстоятельства подтверждены письменными доказательствами и не оспорены ответчиком, в связи с чем в соответствии со ст. 357 Налогового кодекса РФ административный ответчик является плательщиком транспортного налога.
При этом судом установлено, что Межрайонная ИФНС России № 12 по Тверской области, на основании сведений, представленных в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации, исчислила административному ответчику сумму транспортного налога за 2014 год в размере 38214.00 руб., исходя из налоговой ставки автомобиля <данные изъяты> 90.00 руб. и периода владения в году 12 месяцев в сумме 34920.00 руб., из налоговой ставки автомобиля <данные изъяты> в размере 21.00 руб. и с учетом периода владения 12 месяцев в году в размере 2856.00 руб., из налоговой ставки автомобиля <данные изъяты> в размере 30.00 руб. и с учетом периода владения 1 месяц в году в размере 438.00 руб.
Сторонами не оспаривается правильность произведенных налоговым органом расчетов суммы задолженности по транспортному налогу.
04.07.2015 налоговой инспекцией по адресу регистрации направлено ответчику налоговое уведомление № 479086 от 28.05.2015 об уплате транспортного налога, с установлением срока уплаты налога до 01.10.2015, что подтверждается реестром списка № 1714554 на отправку заказных писем с отметкой отделения почтовой связи о принятии почтовой корреспонденции.
В установленный законом срок, указанный в уведомлении Волков В.В. обязанность по уплате налога не исполнил.
Статьей 387 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что земельный налог устанавливается НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, он обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Налоговые ставки, налоговые льготы, снижение налоговой базы, порядок и сроки уплаты налога на территории города Твери определены Положением «О земельном налоге», утвержденным решением Тверской городской Думы от 03 ноября 2005 года № 106.
В соответствии со ст. 358 Налогового кодекса РФ и указанного выше Положения объектом налогообложения по земельному налогу признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования г. Тверь.
Согласно ст. 388 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками земельного налога признаются в том числе, физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, на праве постоянного бессрочного пользования или на праве пожизненного наследуемого владения.
Как установлено судом, что с 07.11.2006 года Волкову В.В. принадлежит на праве индивидуальной собственности земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, с кадастровым номером 69:40:0100507:121, площадью 885.40 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: под индивидуальное жилищное строительство, кадастровой стоимостью 1471738.00 руб.
Пунктом 4 статьи 391 Налогового кодекса определено, что налоговая база для каждого налогоплательщика, являющегося физическим лицом, определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
На основании пункта 4 статьи 85 Налогового кодекса органы, осуществляющие кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, зарегистрированном в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 1 марта представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года.
По сведениям электронной базы данных АИС Налог: кадастровая стоимость принадлежащего ответчику земельного участка на праве собственности в налоговый период 2014 год составляла 1471738.00 рублей, а 01.01.2016 составила 2009574.67 рублей.
Представленные истцом сведения о кадастровой стоимости объектов налогообложения никем не оспорены, поэтому суд принимает их в качестве основания для определения налоговой базы для исчисления подлежащего уплате Волкову В.В. земельного налога.
Таким образом, на основании сведений органов, осуществляющих кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, инспекцией ответчику исчислен земельный налог Волкову В.В. за земельный участок расположенный по адресу: <адрес>, с кадастровым номером 69:40:0100507:121, за налоговый период 2014 год в размере 4415.00 руб., исходя из кадастровой стоимости 1471738.00 рублей, налоговой ставки 0,3 % и периода владения 12 месяцев в году.
В адрес налогоплательщика направлено налоговое уведомление № 479086 от 28.05.2015 с указанием срока уплаты до 01.10.2015, что подтверждается реестром списка №1714554 об отправки заказных писем с отметкой почтового отделения о принятии почтовой корреспонденции 04.07.2015.
В связи с неисполнением обязанности по уплате налогов, на основании статей 69, 70 Налогового кодекса Российской Федерации налоговой инспекцией выставлено налогоплательщику и направлено требование № 4786 по состоянию на 10.10.2015 об уплате транспортного налога и земельного налога за 2014 год, в котором установлен срок уплаты до 02.12.2015, что подтверждается реестром списка № 1902890 на отправку заказных писем с отметкой отделения почтовой связи о принятии почтовой корреспонденции 15.10.2015.
До настоящего времени доказательств, свидетельствующих об уплате административным ответчиком транспортного налога и земельного налога суду не представлено.
При этом судом установлено, что требование об уплате налога направлено Волкову В.В. по адресу: г. Тверь, ул. Склизкова, д. 8, а не по адресу регистрации: г. Тверь, ул. Соколовская, д. 19, что подтверждено справкой отдела АСР УФМС России по Тверской области от 06.05.2016.
Вместе с тем, данные обстоятельства не могут являться основанием для освобождения налогоплательщика от уплаты налогов, поскольку ошибочное направление налоговым органом налогового требования по прежнему месту жительства (регистрации) налогоплательщика не освобождает его от уплаты налога.
Принимая во внимание изложенное и установив, что Волкову В.В. в спорный налоговый период являлся собственником указанных выше транспортных средств и земельного участка, при этом административным истцом расчет налогов произведён в соответствии с законом, оснований для освобождения от уплаты налога не установлено, как и доказательств уплаты налогов, то суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований о взыскании с ответчика суммы задолженности по уплате транспортного налога в размере 38214.00 рублей и недоимки по земельному налогу в размере 4415.00 рублей.
Разрешая требования в части взыскания пени за несвоевременную уплату транспортного налога за налоговый период 2013 год суд приходит к следующему.
Согласно требованиям ч. 4 ст. 57 НК РФ в случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.
В силу ч. 6 ст. 58 НК РФ налогоплательщик обязан уплатить налог в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом налоговом уведомлении.
Налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом (ч. 3 ст. 363 НК РФ).
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 16.02.2003 г. № 329-О, истолкование ст. 57 Конституции Российской Федерации не позволяет сделать вывод, что налогоплательщик несет ответственность за действия всех организаций, участвующих в многостадийном процессе уплаты и перечислении налогов в бюджет. По смыслу положения, содержащегося в п. 7 ст. 3 НК РФ, в сфере налоговых отношений действует презумпция добросовестности.
В силу ч. 4 ст. 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.
Частью 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Таким образом, на административного истца действующим законодательством возложена обязанность представления доказательств, подтверждающих обстоятельства, на которые он ссылается в обоснование своих требований, а именно: законность оснований взыскания с ответчика задолженности по пени от сумм недоимок по транспортному налогу.
Вместе с тем, данная обязанность по доказыванию Межрайонной ИФНС России № 12 по Тверской области не исполнена.
В представленных материалах дела отсутствуют какие-либо доказательства формирования и направления в адрес административного ответчика налоговых уведомлений об уплате транспортного налога за 2013 год, а также требования в адрес административного ответчика за указанный период, а также доказательства взыскания недоимки за 2013 год в установленном законом порядке.
Исходя из установленного, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований в удовлетворения требований в части взыскания пени за несвоевременную уплату транспортного налога за налоговый период 2013 год в виду недоказанности.
При решении вопроса о своевременности обращения в суд в соответствии с ч. 6 ст. 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд приходит к выводу о том, что административным истцом срок на обращение в суд с требованием о взыскании задолженности по транспортному налогу за 2014 год не пропущен.
В соответствии с ч. 1 ст. 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. По делам о взыскании обязательных платежей и санкций судебные расходы распределяются между сторонами пропорционально удовлетворенным требованиям.
На основании ч. 1 ст. 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
В силу ст. 333.36 Налогового кодекса РФ административный истец освобожден от уплаты государственной пошлины.
При решении вопроса о размере подлежащей взысканию с административного ответчика государственной пошлины суд руководствуется ст. 333.19 Налогового кодекса РФ, согласно которой размер госпошлины составляет 1478, 87 рублей, в связи с чем взыскивает с Волкова В.В. государственную пошлину в указанном размере.
Руководствуясь ст.ст. 175, 180, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Требования административного искового заявления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 12 по Тверской области к Волкову В.В. о взыскании обязательных платежей и санкций – удовлетворить частично.
Взыскать с Волкова В.В., проживающего по адресу: <адрес> в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 12 по Тверской области задолженность по транспортному налогу в размере 38214 (тридцать восемь тысяч двести четырнадцать) рублей 00 копеек, задолженность по земельному налогу в размере 4415 ( четыре тысячи четыреста пятнадцать) рублей 00 копеек, а всего 42629 ( сорок две тысячи шестьсот двадцать девять) рублей 00 копеек.
В удовлетворении требований Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 12 по Тверской области к Волкову В.В. о взыскании пени за несвоевременную уплату транспортного налога в размере 2761 (две тысячи семьсот шестьдесят один) рубль 89 копеек - отказать.
Взыскать с Волкова В.В. государственную пошлину в доход федерального бюджета в размере 1478 (одна тысяча четыреста семьдесят восемь) рублей 87 копеек.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Тверской областной суд через Заволжский районный суд г. Твери в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.
Решение изготовлено в окончательной форме 5 сентября 2016 года.
Председательствующий подпись А.Ю. Никифорова