Решение по делу № 2а-10615/2016 от 12.08.2016

Дело а-10615/2016

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ

Одинцовский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи             Васиной Д.К.

при секретаре                                            Кузнецовой Д.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Широкова Е.А. к "ответчик" о признании незаконным решения, об обязании,

УСТАНОВИЛ:

    Широков Е.А. (далее – Широков Е.А., административный истец) обратился в Одинцовский городской суд Московской области к "ответчик" (далее – Министерство, административный ответчик) с административным исковым заявлением, в котором просил:

1. признать незаконным решение "наименование1" об отказе в выдаче удостоверения многодетной семьи от ДД.ММ.ГГГГ.;

    2. обязать "наименование1" признать семью административного истца многодетной, выдать удостоверение многодетной семьи и предоставить меры социальной поддержки многодетных семей в АДРЕС.

    В судебном заседании административный истец и его представитель поддержали заявленные требования в полном объеме.

    Представитель административного ответчика просил в удовлетворении заявленных требований отказать, представил для приобщения к материалам дела письменные возражения.

Изучив материалы дела, заслушав мнение представителей лиц, участвующих в деле, суд установил следующее.

Широков Е.А. ДД.ММ.ГГГГ обратился в "наименование1" с заявлением о выдачи удостоверения многодетной семьи.

В ответ на указанное заявление административным ответчиком было отказано в выдаче удостоверения по причине того, что мать детей не зарегистрировано совместно с Широковым Е.А. и детьми в АДРЕС.

Повторное обращение административного истца с аналогичным заявлением также было оставлено без удовлетворения.

При изложенных обстоятельствах, ссылаясь на незаконность отказа в выдаче удостоверения, Широков Е.А. обратился в суд с настоящими требованиями.

Исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела документальные доказательства, рассмотрев доводы, изложенные в административном иске, суд приходит к выводу, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Пунктом 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантирована судебная защита его прав и свобод. При этом как указано в пункте 2 той же статьи решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

из публичных правоотношений, признан утратившим силу.

В соответствии с частью 2 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) суды в порядке, предусмотренном указанным Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

В силу части 1 статьи 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Согласно части 9 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

соблюдены ли сроки обращения в суд;

соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Согласно Указу Президента Российской Федерации от 05.05.1992 № 431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации определяют категории семей, которые относятся к многодетным и нуждаются в дополнительной социальной поддержке, с учетом национальных и культурных особенностей в социально-экономическом и демографическом развитии региона.

Закон Московской области от 12.01.2006 № 1/2006-03 «О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области» (далее - Закон) регулирует отношения, связанные с предоставлением мер социальной поддержки семье и детям в Московской области и распространяет свое действие на граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, имеющих место жительства в Московской области.

Статья 2 Закона определяет многодетную семью как «лица, состоящие в зарегистрированном браке, либо матери (отцы), не состоящие в зарегистрированном браке (далее - одинокие матери (отцы)), имеющие троих и более детей в возрасте до 18 лет, проживающих совместно с ними (в том числе усыновленных, пасынков и падчериц)».

Пунктом 1 статьи 21 Закона предусмотрено, что финансирование мер социальной поддержки, предоставляемых семье и детям в Московской области, установленных настоящим Законом, осуществляется за счет средств бюджета Московской области.

В силу пункта 4 статьи 21 Закона меры социальной поддержки многодетным семьям, предусмотренные настоящим Законом, предоставляются на основании удостоверения многодетной семьи, порядок выдачи которого устанавливается Правительством Московской области, или ранее выданного удостоверения многодетной матери (отца). Так как финансирование расходов по социальной поддержке многодетных семей отнесено исключительно за счет средств бюджета субъекта РФ, законодательный орган Московской области вправе самостоятельно определять категории многодетных семей, объем и виды мер социальной поддержки многодетным семьям.

Согласно пункту 2 Порядка выдачи удостоверения многодетной семьи, утвержденному постановлением Правительства Московской области от 11.03.2016 № 178/7 «Об утверждении порядка выдачи удостоверения многодетной семьи» удостоверение выдается лицу, состоящему в зарегистрированном браке, либо матери (отцу), не состоящим в зарегистрированном браке, имеющим троих и более детей в возрасте до 18 лет, проживающих совместно с ними (в том числе усыновленных, пасынков и падчериц).

В соответствии с пунктом 2 Порядка выдачи удостоверения многодетной семьи, утвержденному постановлением Правительства Московской области от 11.03.2016 № 178/7 «Об утверждении порядка выдачи удостоверения многодетной семьи» (далее - Порядок) удостоверение выдается лицу, состоящему в зарегистрированном браке, либо матери (отцу), не состоящим в зарегистрированном браке, имеющим троих и более детей в возрасте до 18 лет, проживающих совместно с ними (в том числе усыновленных, пасынков и падчериц).

Многодетной семье выдается одно удостоверение.

В соответствии с пунктом 3 Порядка для получения удостоверения заявитель представляет в Подразделение или МФЦ по месту жительства заявление о выдаче удостоверения с приложением следующих документов:

- копия паспорта заявителя (супруга, супруги) или иного документа, удостоверяющего личность в соответствии с законодательством Российской Федерации (с предъявлением подлинника);

- копии свидетельств о рождении детей (в том числе усыновленных, пасынков и падчериц) (с предъявлением подлинников);

- документ, подтверждающий место жительства заявителя и детей (в том числе усыновленных, пасынков и падчериц) в АДРЕС, если эти сведения не содержатся в документе, удостоверяющем личность;

- копия свидетельства о заключении (расторжении) брака (с предъявлением подлинника);

- фотография заявителя (супруга, супруги) размером 3x4 см.

На основании пункта 7 Порядка удостоверение не выдается в случаях:

- отсутствия у семьи статуса многодетной;

- представления неполного комплекта документов, указанных в пункте 3 Порядка.

Как усматривается из материалов дела, между Широковым Е.А. и ФИО ДД.ММ.ГГГГ ОЗАГС г. ..... был зарегистрирован брак, что подтверждается свидетельством

Супруги воспитывают трех несовершеннолетних детей: ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Административный истец указал на то, что причиной отказа административного ответчика в выдаче удостоверения многодетной семьи послужило то обстоятельство, что супруга Широкова Е.А., являющаяся матерью их несовершеннолетних детей, зарегистрирована по иному адресу, чем заявитель и несовершеннолетние дети. Вместе с тем к заявлению на получение удостоверения административным истцом была предоставлена справка из "наименование2" о том, что жена и мать его детей – Широкова Е.Н. снята с учета по многодетности в АДРЕС, где ранее семья имела такой статус.

Так, не смотря на регистрацию в АДРЕС Широкова Е.Н. проживает совместно с супругом и несовершеннолетними детьми в АДРЕС.

Частью 1 статьи 59 КАС РФ определено, что доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.

В силу части 2 статьи 62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), но обязаны:

1) указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие);

2) подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения;

3) подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований.

В соответствии с частью 2 статьи 176 КАС РФ суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.

Административный ответчик, возражая против удовлетворения административных исковых требований, указал на то, что в АДРЕС статусом многодетной семьи для предоставления мер социальной поддержки, предусмотренных действующим законодательством, обладает не любая семья, воспитывающая трех и более несовершеннолетних детей, а многодетная семья, все члены которой имеют место жительства в АДРЕС. Установление у семьи статуса многодетной и предоставление указанной категории граждан мер социальной поддержки при иных условиях действующим законодательством АДРЕС не предусмотрено.

Широков Е.А. состоит в зарегистрированном браке с ФИО, имеющей место жительства в городе АДРЕС. Таким образом, для выдачи Широкову Е.А. удостоверения многодетной семьи и предоставление на его основании мер социальной поддержки как многодетной семье правовых оснований не имеется.

Указанные доводы административного ответчика не принимаются судом в виду следующего.

Статьей 3 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской федерации» установлено, что в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.

При этом, понятие «регистрация» не тождественно понятию «место жительства», в связи с чем отсутствие регистрации по месту жительства не исключает возможность установления судом места жительства гражданина на основе других доказательств.

При определении статуса многодетной семьи, проживающей на территории АДРЕС юридически значимым обстоятельством является установление факта совместного проживания членов семьи, имеющей не менее трех несовершеннолетних детей, на территории АДРЕС.

Административный ответчик, возражая против удовлетворения заявленных требований, в нарушение статьи 62 КАС РФ не представил суду относимых и допустимых доказательств того, что супруга и мать детей административного истца - Широкова Е.Н. не проживает совместно со своей семьей по адресу АДРЕС.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое решение "наименование1" об отказе в выдаче удостоверения многодетной семьи от ДД.ММ.ГГГГ, является незаконным и нарушающим права Широкова Е.А., в связи с чем административное исковое заявление подлежит удовлетворению в полном объеме.

Принимая во внимание, изложенное и руководствуясь статьями 175-181, 227-228 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Широкова Е.А. к "ответчик" о признании незаконным решения, об обязании, - удовлетворить.

Признать незаконным решение "ответчик" об отказе в выдаче удостоверения многодетной семьи от 25.05.2016г.

Обязать "ответчик" выдать Широкову Е.А. удостоверение многодетной семьи.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Одинцовский городской суд в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения.

       Судья                                                                                            Д.К. Васина

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

2а-10615/2016

Категория:
Гражданские
Истцы
Широков Е.А.
Ответчики
Одинцовское УСЗН Министерства социального развития Московской области
Суд
Одинцовский городской суд Московской области
Дело на странице суда
odintsovo.mo.sudrf.ru
12.08.2016[Адм.] Регистрация административного искового заявления
12.08.2016[Адм.] Передача материалов судье
12.08.2016[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
12.08.2016[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
06.09.2016[Адм.] Подготовка дела (собеседование)
06.09.2016[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
01.11.2016[Адм.] Судебное заседание
15.11.2016[Адм.] Судебное заседание
18.11.2016[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.12.2016[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее