Дело ***а-1958/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
*** 24 октября 2018 года
Ленинский районный суд ***
в составе председательствующего судьи Кострюкова П.А.,
при секретаре Бабкиной Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ИФНС России по *** к ФИО1 о взыскании задолженности по земельному налогу и пени,
УСТАНОВИЛ:
ИФНС России по *** обратилось в суд с административным иском к ФИО1 о взыскании в доход местного бюджета задолженности по земельному налогу в размере 22260 руб., пени по земельному налогу в сумме 189,30 руб. В обоснование административных требований указано, что административный ответчик является собственником следующих земельных участков: - земельный участок с кадастровым номером 68:29:105004:42, расположенный по адресу: ***, ГСК Динамо, 65 (собственность с 2003 года); - с кадастровым номером 68:29:0302001:20, расположенный по адресу: *** (собственность с 2012 года); - с кадастровым номером 68:29:0302001:26, расположенный по адресу: ***У (собственность с 2012 года); - с кадастровым номером 68:29:0302001:19, расположенный по адресу: *** (собственность с 2012 года); - с кадастровым номером 68:29:0302001:193, расположенный по адресу: *** (собственность с 2012 года); - с кадастровым номером 68:29:0302001:84, расположенный по адресу: *** (собственность с 2012 года); - с кадастровым номером 68:29:0103012:351, расположенный по адресу: ***, гараж 4 (собственность с 2001 года), в связи с чем является плательщиком земельного налога. В соответствии со ст.52 Налогового кодекса РФ, в адрес административного ответчика было направлено налоговое уведомление *** от 02.07.2017г. на уплату земельного налога за 2016г. и, в связи с перерасчетом земельного налога за 2014 год, в общей сумме 123247 руб., в срок не позднее 01.12.2017г. Административный ответчик уклонился от уплаты указанного налога, и на недоимку за 2014 год налоговым органом были начислены пени в размере 189,30 руб. за период с 02.12.2017г. по 10.12.2017г. В связи с тем, что административный ответчик уклонился от уплаты налога, ему было направлено требование *** от 11.12.2017г., с предложением погасить имеющуюся задолженность. Требование было исполнено административным ответчиком частично. В настоящее время за административным ответчиком числится задолженность по земельному налогу за 2014 год по требованию *** от 11.12.2017г. в сумме 22260 руб. и пени по земельному налогу в сумме 189,30 руб.
В судебном заседании представитель административного истца по доверенности ФИО3 заявленные административные исковые требования поддержала в полном объеме и по основаниям, изложенным в иске. Также пояснила, что при перерасчете земельного налога за 2014 год в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 68:29:0302001:193 и 68:29:0302001:84, учитывалась кадастровая стоимость, утвержденная постановлением администрации *** от 30.11.2007г. ***, поскольку постановление администрации *** от 11.11.2013г. *** «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов *** по состоянию на 01.01.2013» и по которому, утвержденные результаты оценки в отношении названных земельных участков, оспаривались административным ответчиком в Тамбовском областном суде, было внесено в государственный кадастр недвижимости несвоевременно, а именно ***. В связи с чем, результаты определения кадастровой стоимости, утвержденные постановлением администрации *** от 11.11.2013г. ***, в соответствии с нормами НК РФ подлежали применению для целей налогообложения за налоговые периоды, начиная с 2015 года. При названных обстоятельствах не имеется и оснований для применения в целях налогообложения по земельному налогу за 2014 год установленная *** судом кадастровая стоимость равной рыночной по состоянию на 01.01.2013г. применительно к кадастровой оценке, результаты которой утверждены постановлением администрации *** от 11.11.2013г. ***. В связи с чем, налоговым органом было принято решение о доначислении земельного налога за 2014 год в отношении земельных участков, принадлежащих административному ответчику, с кадастровыми номерами 68:29:0302001:193 и 68:29:0302001:84, исходя из кадастровой стоимости, утвержденной постановлением администрации *** от 30.11.2007г. ***. Также пояснила, что общая сумма земельного налога за 2014 год, согласно налоговому уведомлению *** от 02.07.2017г., составила 98316 руб., которая была уплачена административным ответчиком частично, а именно 28.03.2018г. в размере 76056 руб.
Административный ответчик в судебном заседании возражал против заявленных требований, пояснив, что действия налогового органа по доначислению земельного налога за 2014 год в отношении земельных участков, с кадастровыми номерами 68:29:0302001:193 и 68:29:0302001:84, исходя из кадастровой стоимости, утвержденной постановлением администрации *** от 30.11.2007г. ***, не правомерны, поскольку решением Тамбовского областного суда, вступившего в законную силу, была пересмотрена кадастровая стоимость земельных участков, с кадастровыми номерами 68:29:0302001:193 и 68:29:0302001:84 в сторону уменьшения, в связи с ошибочной оценкой, утвержденной постановлением администрации *** от 11.11.2013г. ***. Кадастровая стоимость решением суда была определена по состоянию на 01.01.2013г., а период действия установленной кадастровой стоимости с 01.01.2014г. В рассматриваемом случае необходимо руководствоваться нормами процессуального законодательства о вступлении судебного решения в законную силу, а не нормами Налогового кодекса РФ о вступлении в юридическую силу актов налогового законодательства. Исчисление земельного налога за 2014 год согласно налоговому уведомлению *** от 02.07.2017г. в отношении остальных, принадлежащих ему земельных участков, не оспаривал. Представил по делу возражения в письменном виде.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В силу ст.44 Налогового кодекса РФ (далее – НК РФ) обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.
В соответствии с ч.1 ст.387 НК РФ земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
На территории муниципального образования городской округ – *** земельный налог введен решением Тамбовской городской Думы от *** *** «Об установлении земельного налога на территории ***».
Согласно ч.1 ст.388 НК РФ налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог (ч.1 ст.389 НК РФ).
В силу ч.1 ст.390 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.
Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (ч.2 ст.390 НК РФ).
В соответствии с ч.1 ст.391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Для налогоплательщиков - физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество (ч.4 ст.391 НК РФ).
Согласно ст.75 НК РФ за каждый день просрочки уплаты налога начисляются пени.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ФИО1 принадлежат на праве собственности следующие земельные участки: - земельный участок с кадастровым номером 68:29:105004:42, расположенный по адресу: ***, ГСК Динамо, 65 (собственность с 2003 года); - с кадастровым номером 68:29:0302001:20, расположенный по адресу: *** (собственность с 2012 года); - с кадастровым номером 68:29:0302001:26, расположенный по адресу: ***У (собственность с 2012 года); - с кадастровым номером 68:29:0302001:19, расположенный по адресу: *** (собственность с 2012 года); - с кадастровым номером 68:29:0302001:193, расположенный по адресу: *** (собственность с 2012 года); - с кадастровым номером 68:29:0302001:84, расположенный по адресу: *** (собственность с 2012 года); - с кадастровым номером 68:29:0103012:351, расположенный по адресу: ***, гараж 4 (собственность с 2001 года), и в связи с чем, является плательщиком земельного налога.
На указанные земельные участки, административному ответчику был начислен земельный налог за 2016 год, а также произведен перерасчет земельного налога за 2014 год, с доначислением земельного налога за 2014 год в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 68:29:0302001:84 и 68:29:0302001:193 (за 2014 год земельный налог в отношении всех земельных участков, принадлежащих административному ответчику, определен в общей сумме 98316 руб.), что следует из налогового уведомления *** от 02.07.2017г., направленного в адрес административного ответчика, а также пояснений представителя административного истца.
Срок уплаты земельного налога по названному налоговому уведомлению определен не позднее 01.12.2017г.
Налоговое уведомление *** от 02.07.2017г., административным ответчиком оставлено без исполнения.
Поскольку административным ответчиком не была исполнена обязанность по уплате земельного налога, в том числе с перерасчетом за 2014 год, налоговым органом были начислены пени за период с 02.12.2017г. по 10.12.2017г. в сумме 189,30 руб. на недоимку за 2014 год в общей сумме 98316 руб.
В связи с тем, что административный ответчик уклонился от уплаты налога, ему было направлено требование *** от 11.12.2017г., с предложением погасить имеющуюся задолженность.
Требование *** от 11.12.2017г. было исполнено административным ответчиком частично, а именно уплачена недоимка за 2014 год, по налоговому уведомлению *** от 02.07.2017г., в сумме 76056 руб.
Названные обстоятельства сторонами по делу не оспаривались.
Также судом установлено, и как следует из пояснений представителя административного истца, доначисление земельного налога за 2014 год в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 68:29:0302001:84 и 68:29:0302001:193 произведено налоговым органом с учетом кадастровой стоимости данных земельных участков, утвержденной постановлением администрации *** от 30.11.2007г. ***, в силу чего и возражал административный ответчик относительно заявленных требований.
Рассматривая правомерность действий налогового органа по применению кадастровой стоимости в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 68:29:0302001:84 и 68:29:0302001:193, утвержденной постановлением администрации *** от 30.11.2007г. ***, суд исходит из следующего.
Постановлением администрации *** *** от 11.11.2013г. «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов ***», по состоянию на 01.01.2013г., кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 68:29:0302001:8***719 руб. 10 коп., земельного участка с кадастровым номером 68:29:0302001:193 – 2754027 руб. 10 коп.
Данная кадастровая оценка, утвержденная Постановлением *** от 11.11.2013г. была оспорена ФИО1 в 2014 году.
Решением Тамбовского областного суда от 25.04.2016г., вступившего в законную силу 31.05.2016г., кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 68:29:0302001:84 была установлена равной рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2013г. в размере 975660 руб., а земельного участка с кадастровым номером 68:29:0302001:193 – 877500 руб.
Сведения в ГКН на основании указанного решения суда в отношении обоих земельных участков были внесены 10.06.2016г., что подтверждается сообщением филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по *** от 25.11.2016г. (л.д.59).
Согласно ч.1 ст.5 НК РФ акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
Акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги, сборы и (или) страховые взносы, снижающие налоговые ставки, размеры сборов и (или) тарифы страховых взносов, устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это (ч.4 ст.5 НК РФ).
В соответствии с правовой позицией Конституционного суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 03.02.2010г. ***, нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении кадастровой стоимости земельных участков в той части, в какой во взаимосвязи с нормами статьи 390 и пункта 1 статьи 391 НК РФ порождают правовые последствия для граждан и их объединений как налогоплательщиков, действуют во времени в том порядке, какой определен федеральным законодателем для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах в НК РФ.
Таким образом, в случае, когда нормативный правовой акт органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель не предусматривает возможность его применения к ранее возникшим налоговым правоотношениям, то в силу требований статьи 5 НК РФ такой акт подлежит применению налогоплательщиками только с начала следующего налогового периода.
На основании статьей 24.11 и 24.12 Федерального закона от *** N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не реже чем один раз в пять лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка. Однако принятие такого решения само по себе не свидетельствует о завершенности государственной кадастровой оценки.
В силу статьи 24.11 названного Федерального закона государственная кадастровая оценка - это совокупность действий, которая включает в себя не только принятие решения о проведении государственной кадастровой оценки, но и формирование перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, отбор исполнителя работ по определению кадастровой стоимости и заключение с ним договора на проведение оценки, определение кадастровой стоимости и составление отчета об определении кадастровой стоимости; экспертизу отчета об определении кадастровой стоимости; утверждение результатов определения кадастровой стоимости, а также внесение результатов определения кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.
При этом согласно ст. 24.20 Федерального закона от *** N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" по общим правилам сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством РФ, с даты их внесения в государственный кадастр недвижимости.
Исходя из изложенного, следует, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации не наделены полномочиями по установлению порядка применения результатов определения кадастровой стоимости.
Также судом установлено и не оспаривалось сторонами по делу, что сведения о кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 68:29:0302001:84 и 68:29:0302001:193, принадлежащие на праве собственности ФИО1, утвержденные постановлением администрации *** *** от 11.11.2013г., внесены в государственный кадастр недвижимости только 10.01.2014г.
Таким образом, и с учетом положений ст.5 НК РФ результаты кадастровой стоимости, утвержденной постановлением *** от 11.11.2013г., не могут быть использованы для исчисления земельного налога за налоговый период 2014 года, а могли быть использованы для налогообложения только с 01.01.2015г.
Данный вывод также основан на позиции Верховного Суда РФ отраженной в пункте 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от *** N 28 в котором указано, что датой определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, указанных в статье 24.19 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" от *** N 138-ФЗ, является дата внесения в государственный кадастр недвижимости сведений об образовании нового или выявлении ранее не учтенного объекта недвижимости либо дата внесения сведений об изменении качественных и (или) количественных характеристик объекта недвижимости, повлекших изменение кадастровой стоимости. По смыслу абзаца первого ст.24.17 Закона об оценочной деятельности дата утверждения удельных показателей, использованных при определении кадастровой стоимости отдельных объектов, указанных в ст.24.19 данного закона, не является датой определения кадастровой стоимости таких объектов
В силу этих же обстоятельств не может быть принято во внимание решение Тамбовского областного суда от 25.04.2016г. именно для целей расчета налога за период 2014 года, поскольку в этом периоде не действовал сам нормативный акт, устанавливающий кадастровую оценку, пересмотренную названным решением суда.
Иная позиция повлечет неправомерное определение кадастровой стоимости земельных участков решением суда в отсутствии действующего нормативного правового акта, что противоречит приведенным выше правовым нормам.
На основании изложенного, а также учитывая, что сведения в государственном кадастре недвижимости о кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 68:29:0302001:84 и 68:29:0302001:193 по состоянию на *** имелись на основании постановления администрации *** *** от 30.11.2007г., которые ФИО1 в установленном порядке не оспаривалась, суд находит действия налогового органа по применению кадастровой стоимости, утвержденной постановлением *** от 30.11.2007г., при доначислении земельного налога за 2014 год в отношении названных земельных участков, правомерными, основанными на указанных выше обстоятельствах и норм законодательства.
Доводы административного ответчика о том, что в рассматриваемом случае необходимо руководствоваться нормами процессуального законодательства о вступлении судебного решения в законную силу, а не нормами Налогового кодекса РФ о вступлении в юридическую силу актов налогового законодательства, суд находит несостоятельными, основанными на неверном толковании положений налогового законодательства РФ.
На основании п.2 ст.52 и п.4 ст.397 НК РФ налоговый орган вправе исчислять налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления. Таким образом, названный срок по перерасчету земельного налога за 2014 год, налоговым органом не нарушен.
При установленных обстоятельствах, суд находит административные исковые требования ИФНС России по *** законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
В силу ч.1 ст.114 КАС РФ с административного ответчика в доход федерального бюджета следует взыскать государственную пошлину в сумме 873 руб. 48 коп.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 290 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административный иск ИФНС России по *** удовлетворить.
Взыскать с ФИО1, проживающего по адресу: ***Б, в доход бюджета *** задолженность по земельному налогу за 2014 год в сумме 22260 руб. и пени по земельному налогу в сумме 189 руб. 30 коп.
Взыскать с ФИО1 в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 873 руб. 48 коп.
Решение может быть обжаловано в Тамбовский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья П.А. Кострюков
Мотивированное решение составлено 29.10.2018г.
Судья П.А. Кострюков