РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Клин 12 сентября 2017 года
Клинский городской суд Московской области в составе:
председательствующего: судьи Шведова П.Н.,
при секретаре Сергодеевой Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2147/17 по исковому заявлению Трофимовой О.А., Трофимова А.А. к Администрации Клинского муниципального района, о признании недействительным постановления, включении семьи в программу Жилище
УСТАНОВИЛ:
Истцы обратились в суд с вышепоименованными исковыми требованиями, указав, что на постановлением Администрации Клинского муниципального района /номер/ от 21 марта 2017 года отказано в признании нуждающейся в жилом помещении, для участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» молодой семье Трофимовой О.А. составом 5 человек (она, муж Трофимов А.А., сын Трофимов М.А., дочь Трофимова З.А., сын Трофимов А.А.) на основании п.п. 4 п. 14 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома, являющихся приложением №1 Государственной программы Московской области «Жилище», в связи с вселением члена молодой семьи в занимаемое жилое помещение.
Истцы просят:
-Признать незаконным Постановление Администрации Клинского муниципального района /номер/ от 21 марта 2017 года.
-Обязать Администрацию Клинского муниципального района включить их и членов своей семьи (троих детей) в состав участников подпрограммы «Молодой семье - достойное и комфортное жилье» муниципальной программы Клинского муниципального района «Жилище» на 2017-2021 годы, действующей в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Московской области «Жилище» и подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы».
Истцы в судебное заседание не явились, о причинах своей неявки суду не сообщили, ранее исковые требования поддержали в полном объеме.
Представитель ответчика Администрации Клинского муниципального района возражал против удовлетворения исковых требований.
Проверив материалы дела, выслушав участвующих в деле лиц, суд пришел к следующему:
В целях формирования рынка доступного жилья, в том числе рынка доступного жилья экономкласса, отвечающего требованиям энергоэффективности и экологичности, обеспечения комфортных условий проживания гражданам России, выполнения государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством, Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1050 принята Федеральная целевая программа «Жилище» на 2015 - 2020 годы.
В рамках этой программы разработан ряд подпрограмм, в том числе «Обеспечение жильем молодых семей».
В целях повышения доступности жилья для населения, обеспечения безопасных и комфортных условий проживания в Московской области постановлением Правительства Московской области от 23 августа 2013 г. /номер/ утверждена государственная программа Московской области «Жилище». В рамках этой программы разработан ряд подпрограмм, в том числе «Обеспечение жильем молодых семей». В рамках указанных подпрограмм федерального и регионального уровня разработана подпрограмма «Молодой семье - достойное и комфортное жилье» муниципальной программы Клинского муниципального района «Жилище» на 2017 - 2021 г.г.
В соответствии с абз. 5 п. 2 указанной выше муниципальной программы Клинского муниципального района «Жилище» Порядок предоставления молодым семьям социальных выплат и их использования устанавливается Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома
В соответствии с пунктом 3 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома (Приложение № 2 к подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Московской области «Жилище») участницей федеральной подпрограммы и Подпрограммы может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного и более детей, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного и более детей, соответствующая следующим условиям:
1) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия Государственным заказчиком решения о включении молодой семьи - участницы Подпрограммы в список претендентов на получение социальных выплат в планируемом году не превышает 35 лет;
2) признание молодой семьи нуждающейся в жилых помещениях в соответствии с пунктами 5 - 10 этих Правил;
3) наличие у молодой семьи доходов либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты, в порядке и по условиям, установленным Государственным заказчиком;
4) имеющая место жительства в Московской области;
5) наличие согласия совершеннолетних членов молодой семьи на обработку органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области, центральными исполнительными органами государственной власти Московской области, федеральными органами власти персональных данных о членах молодой семьи по форме согласно приложению № 1 к этим Правилам.
В силу пунктов 5 и 6 Правил для целей федеральной подпрограммы и Подпрограммы под нуждающимися в улучшении жилищных условий понимаются молодые семьи, поставленные на учет нуждающихся в жилых помещениях до 01 марта 2005 г., а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления муниципального образования Московской области нуждающимися в жилых помещениях после 01 марта 2005 г. по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. При определении уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения учитывается суммарный размер общей площади всех пригодных для проживания жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, и (или) жилых помещений, и (или) части жилого(ых) помещения(ий), принадлежащих на праве собственности членам молодой семьи.
В соответствии с частью 4 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Из материалов дела следует, что до 26 декабря 2015 года Трофимов А.А. был зарегистрирован в жилом помещении, расположенном по /адрес/.
26 декабря 2015 года Трофимов А.А. зарегистрировался в жилом помещении по /адрес/, где проживали Митрофанова Е.Г., Трофимова О.А. Трофимов М.А., Трофимова З.А., Трофимов А.А.
После регистрации Трофимова А.А. по вышеуказанному адресу Трофимова О.А. обратилась в администрацию Клинского муниципального района с заявлением о принятии ее семьи на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Постановлением Администрации Клинского муниципального района /номер/ от 21 марта 2017 года отказано в признании нуждающейся в жилом помещении, для участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» молодой семье Трофимовой О.А. составом 5 человек (она, муж Трофимов А.А., сын Трофимов М.А., дочь Трофимова З.А., сын Трофимов А.А.) на основании п.п. 4 п. 14 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома, являющихся приложением №1 Государственной программы Московской области «Жилище», в связи с вселением члена молодой семьи в занимаемое жилое помещение.
В силу статьи 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Конкретного списка действий, которые следует считать намеренным ухудшением жилищных условий, в ЖК РФ не содержится, статьей 53 ЖК РФ предусмотрены лишь последствия такого ухудшения. Содержание статей 5 и 12 ЖК РФ позволяет сделать вывод, что установление такого перечня действий находится в совместном ведении органов государственной власти Российской Федерации и субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 14 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома (Приложение № 2 к подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Московской области «Жилище») молодые семьи, которые с намерением приобретения права состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях совершили (по инициативе либо с согласия которых совершены) действия, в результате которых такие молодые семьи могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
К указанным действиям относятся:
1) раздел, обмен или мена жилого помещения;
2) перевод пригодного для проживания жилого помещения (части жилого помещения) в нежилое;
3) изменение порядка пользования жилым помещением, в том числе заключение гражданином - собственником жилого помещения договора найма принадлежащего ему жилого помещения (части жилого помещения) или договора безвозмездного пользования принадлежащим ему жилым помещением (частью жилого помещения), заключение гражданином - нанимателем жилого помещения по договору социального найма договора поднайма занимаемого жилого помещения (части жилого помещения);
4) вселение (согласие на вселение) гражданином - собственником жилого помещения либо членом жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма в принадлежащее ему (занимаемое им) жилое помещение иных граждан в качестве членов своей семьи, за исключением:
общих несовершеннолетних детей и не состоящих в браке совершеннолетних нетрудоспособных детей гражданина и его супруги (супруга);
своих несовершеннолетних детей и не состоящих в браке совершеннолетних нетрудоспособных детей;
несовершеннолетних детей и не состоящих в браке совершеннолетних нетрудоспособных детей его супруги (супруга);
своих нетрудоспособных родителей, не являющихся собственниками (не являвшихся членами семьи собственника) жилых помещений и не производивших отчуждение принадлежащих им на праве собственности жилых помещений в течение пяти лет, предшествующих дате регистрации по месту жительства в жилом помещении, принадлежащем (занимаемом) гражданину(ом);
несовершеннолетних детей, родившихся у членов семьи гражданина, зарегистрированных по месту жительства в принадлежащем (занимаемом) гражданину(ом) жилом помещении;
5) отчуждение пригодного для проживания жилого помещения (части жилого помещения), доли в праве общей долевой собственности на жилое помещение, за исключением случаев расторжения договора ренты по инициативе получателя ренты с возвратом жилого помещения получателю ренты, признания сделки с жилым помещением недействительной в судебном порядке;
6) выход из жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива с получением пая;
7) расторжение договора социального найма жилого помещения по требованию наймодателя в случаях, определенных Жилищным кодексом Российской Федерации;
8) выселение членов молодой семьи по их инициативе из жилого помещения, занимаемого ими в качестве нанимателей (членов семьи нанимателя) жилого помещения по договору социального найма или собственников (членов семьи собственника) жилого помещения;
9) отказ от наследства, в состав которого входит(ят) пригодное(ые) для проживания жилое(ые) помещение(я) (комната, квартира (часть квартиры), жилой дом (часть жилого дома) либо доля(и) в праве общей долевой собственности на жилое(ые) помещение(я);
10) согласие лица, имеющего право на приватизацию жилого помещения, которым данное лицо имеет право пользоваться, на передачу его в собственность одного или нескольких граждан, имеющих право на приватизацию данного жилого помещения (отказ от участия в приватизации).
Как указывалось выше, Трофимова О.А., Трофимов М.А., Трофимова З.А., Трофимов А.А. не являлись собственниками или нанимателями каких-либо жилых помещений, в том числе тех, в которых они проживали до переезда в квартиру №4.
До переезда Трофимов А.А. обладал правом пользования жилым помещением только на территории другого города (г. Солнечногорск) и имел вполне обоснованное желание проживать вместе с другими членами своей семьи (супругой и детьми), которые проживают в г. Клин Московской области.
Исходя из вышеприведенных положений законодательства и естественного желания супругов проживать вместе, единой семьей со своими детьми, указанные действия семьи Трофимовых не могут расцениваться в качестве действий, свидетельствующих о намеренном ухудшении жилищных условий.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 19 апреля 2007 г. № 258-О-О, ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем. При этом применение статьи 53 ЖК РФ и развивающих ее подзаконных нормативных актов должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с пунктом 3 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.
При изложенных обстоятельствах суд полагает, что исковые требований истцов подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Трофимовой О.А., Трофимова А.С. к Администрации Клинского муниципального района, о признании недействительным постановления, включении семьи в программу Жилище - удовлетворить.
Признать незаконным Постановление Администрации Клинского муниципального района /номер/ от 21 марта 2017 года.
Обязать Администрацию Клинского муниципального района включить Трофимову О.А., Трофимова А.А. и членов их семьи (троих детей) в состав участников подпрограммы «Молодой семье - достойное и комфортное жилье» муниципальной программы Клинского муниципального района «Жилище» на 2017-2021 годы, действующей в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Московской области «Жилище» и подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Клинский городской судв течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Судья Клинского городского суда: Шведов П.Н.