Дело № 2-255/2015
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 мая 2015 года р.п. Ишеевка
Ульяновский районный суд Ульяновской области в составе председательствующего судьи Мяльдзиной С.Н.,
при секретаре Ивановой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Яковлевой А.С. к МУ «Администрация МО «Ульяновский район» Ульяновской области, МУ «Администрация МО «Большеключищенское сельское поселение» Ульяновского района Ульяновской области о признании незаконным решения о снятии с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении, обязании восстановить в списках граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий
УСТАНОВИЛ:
Яковлева А.С. обратилась в суд с иском к МУ «Администрация МО «Ульяновский район», МУ «Администрация МО «Большеключищенское сельское поселение» Ульяновского района Ульяновской области о признании незаконным решения о снятии с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении, обязании восстановить в списках граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, указав в обоснование, что она (истец) с 2010 года является молодым специалистом, работает в Большеключищинской средней школе педагогом психологом. Проживает в жилом доме общей площадью 86,69 кв.м., является собственником 1/4 доли указанного дома, что соответствует 21,67 кв.м. Вместе с ней зарегистрированы и проживают муж –Яковлев А.Н. и сын - Яковлев И.А., *** года рождения. В 2010 году она (истец) вместе с мужем начала строительство собственного жилого дома в с.***, ***, ***, процент незавершенного строительства в настоящее время составляет 85%. 10.11.2011 г. Яковлева А.С. обратилась с заявлением в администрацию МО «Большеключищинское сельское поселение» о признании ею нуждающейся в улучшении жилищных условий и включении в список очередников на получение социальных выплат по ФЦП «Социальное развитие села до 2013 года». Заявление было удовлетворено, Яковлеву А.С. включили в соответствующий список. Однако 12.02.2015 г. Яковлевой А.С. стало известно, что администрацией МО «Ульяновский район» ей было отказано в признании её нуждающейся в улучшении жилищных условий, она была исключена из вышеуказанного списка, поскольку, по мнению администрации, преднамеренно ухудшила свои жилищные условия. Яковлева А.С. решение администрации МО «Ульяновский район» считает незаконным и необоснованным, поскольку её муж вселился в дом, в котором ей на праве собственности принадлежит ? доля, муж является членом её семьи. Действия по регистрации мужа и ребенка по месту её фактического проживания нельзя расценивать как намеренно ухудшающие жилищные условия, так как они носили вынужденный характер.
Яковлева А.С., ссылаясь на положения ст.ст.11,12 ГК РФ, ст.51 ЖК РФ, ст.6 ФЗ РФ «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ» просит признать незаконным решение Администрации МО «Ульяновский район» Ульяновской области от 12.02.2015 г. № 01-22-522 в части снятия её с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении и об исключении из списка очередников на получение социальных выплат на улучшение жилищных условий граждан, молодых семей и специалистов в рамках ФЦП «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2014 годы и на период до 2020 года» по МО «Ульяновский район» по состоянию на 1 мая 2014 года и возложить на Администрацию МО «Ульяновский район» обязанность восстановить её в списках очередников, нуждающихся в жилом помещении, и в списке очередников на получение социальных выплат на улучшение жилищных условий граждан, молодых семей и специалистов в рамках ФЦП «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2014 годы и на период до 2020 года» по МО «Ульяновский район» в категории «Молодые семьи и молодые специалисты» под номером 3 подпункта «ж» «Молодые семьи и молодые специалисты, указанные в пунктах 32 и 33 Типового положения, работающим (изъявившим желание работать) по трудовым договорам или осуществляющим индивидуальную предпринимательскую деятельность в социальной сфере, изъявившим желание улучшить жилищные условия путем строительства жилого дома или участия в долевом строительстве жилых домов (квартир), по состоянию на 1 мая 2014 года, взыскать в Администрации МО «Ульяновский район» Ульяновской области судебные расходы, связанные с подачей иска в суд.
Определением от 16.04.2015 г. к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Яковлев А.Н., Министерство финансов Ульяновской области, МУ «Управление финансов МО «Ульяновский район» Ульяновской области.
В судебном заседании истец Яковлева А.С. исковые требования поддержала, просила признать незаконным постановление Администрации МО «Ульяновский район» Ульяновской области *** от 13.03.2015 «Об исключении семьи Яковлевой А.С. из числа участников ФЦП «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» и восстановить её в списках очередников. В обоснование привела доводы, изложенные в исковом заявлении. Дополнительно пояснила, что прописка её мужа (Яковлева А.Н.) 02.09.2011 г. по месту её регистрации носила вынужденный характер. До этого муж проживал с ней по адресу: ***, ***, без регистрации более года, она настояла, чтобы он выписался из дома, где проживают его родители (***), так как с родителями мужа у неё плохие отношения.
Представитель ответчика МУ «Администрация МО «Ульяновский район» Ульяновской области Новичкова Т.Б. в судебном заседании исковые требования не признала, в обоснование дала пояснения аналогичные изложенным в отзыве на иск, считала, что Яковлева А.С. преднамеренно ухудшила жилищные условия, так как до перерегистрации Яковлева А.Н. в 2011 году к жене, на семью истицы из трех человек приходилось 56,37 кв.м, то есть по 18,79 кв.м на человека, что превышает учетную норму жилого помещения на одного члена семьи 16 кв.м, утвержденную решением Совета депутатов МО «Большеключищинское сельское поселение» *** от 06.08.2010 г. Просила в иске отказать.
Представитель ответчика МУ «Администрация МО «Большеключищенское сельское поселение» Ульяновского района Ульяновской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Третье лицо Яковлев А.Н. в судебном заседании просил иск Яковлевой А.С. удовлетворить, пояснив, что до рождения ребенка был зарегистрирован в доме родителей по адресу: ***, ***. Большая часть указанного дома принадлежит его матери Яковлевой Н.С., незначительная часть дома принадлежит Ч.М.А. и Ч.А.А. В 2009 году родители подарили ему земельный участок, расположенный в по *** где они с женой (Яковлевой А.С.) в 2010 году начали строительство своего жилого дома. Родители дали ему понять, что он должен выписаться из жилого дома по *** и жить самостоятельно. Намерений ухудшить жилищные условия у них не было.
Представители третьих лиц Министерство финансов Ульяновской области, МУ «Управление финансов МО «Ульяновский район» Ульяновской области в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела были извещены надлежащим образом. Просили рассмотреть дело в их отсутствие, в удовлетворении иска просили отказать.
Выслушав явившиеся стороны, свидетеля, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
С 01 июля 2014 года вступила в действие Федеральная целевая программа «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года», утвержденная Постановлением Правительства РФ от 15.07.2013г. № 598.
Приложением № 3 к Программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» являются Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов.
В Типовом положении о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданами, проживающими в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам (Приложение № 4) указано, что оно устанавливает порядок предоставления социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, при этом в силу п.п. «а» п.33 право на получение социальных выплат на условиях, предусмотренных настоящим разделом, имеет молодая семья, под которой понимаются состоящие в зарегистрированном браке лица в возрасте на дату подачи заявления в соответствии с пунктом 39 настоящего Типового положения не старше 35 лет или неполная семья, которая состоит из одного родителя, чей возраст на дату подачи заявления не превышает 35 лет, и одного или более детей, в том числе усыновленных, в случае если соблюдаются в совокупности следующие условия:
работа хотя бы одного из членов молодой семьи по трудовому договору или осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности в агропромышленном комплексе или социальной сфере (основное место работы) в сельской местности;
постоянное проживание в сельской местности, в которой хотя бы один из членов молодой семьи работает или осуществляет индивидуальную предпринимательскую деятельность в агропромышленном комплексе или социальной сфере;
признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с пунктом 4 настоящего Типового положения;
наличие у молодой семьи собственных и (или) заемных средств в соответствии с пунктом 4 настоящего Типового положения;
Пункт 34 предусматривает, что право на получение социальной выплаты имеют также молодые семьи и молодые специалисты, изъявившие желание постоянно проживать и работать по трудовому договору или осуществлять индивидуальную предпринимательскую деятельность в агропромышленном комплексе или социальной сфере (основное место работы) в сельской местности.
В соответствии с пунктом 35 под молодыми семьями и молодыми специалистами, указанными в пункте 34 настоящего Типового положения, понимаются:
а) молодые семьи и молодые специалисты (и члены их семей), соответствующие в совокупности следующим условиям:
переехали в сельскую местность в границах соответствующего муниципального района (городского округа), в которой один из членов молодой семьи или молодой специалист работает или осуществляет индивидуальную предпринимательскую деятельность в агропромышленном комплексе или социальной сфере, из другого муниципального района или городского округа (за исключением городского округа, на территории которого находится административный центр соответствующего муниципального района);
проживают на территории указанного муниципального района (городского округа) на условиях найма, аренды, безвозмездного пользования либо иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
зарегистрированы по месту пребывания в соответствии с законодательством Российской Федерации;
не имеют в собственности жилого помещения (жилого дома) в сельской местности в границах соответствующего муниципального района (городского округа), в которой один из членов молодой семьи или молодой специалист работает или осуществляет индивидуальную предпринимательскую деятельность в агропромышленном комплексе или социальной сфере.
Таким образом, необходимым условием для участия молодой семьи в указанной Программе является признание этой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий, проживание и работа в сельской местности, желание проживать и работать в сельской местности, наличие 30% собственных средств.
Согласно ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются, в частности, не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
В соответствии с Законом Ульяновской области «О порядке ведения органами местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» от 06.05.2006 г. N 49-30 ведение учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, осуществляется местными администрациями поселений.
Из справки формы - 8 от 20.02.2015 г. следует, что по адресу: *** зарегистрированы: Ф.С.Н. с 28.09.1990 г., Ф.И.Р. с 28.09.1990 г., Яковлева А.С. с 23.01.2003 г., Ф.Д.С. с 11.05.2001 г., Я.А.Н. с 02.09.2011г., ФИО3, *** года рождения, с 02.09.2011 г.
Вышеуказанный жилой дом принадлежит на праве общей долевой собственности Ф.С.Н., Ф.И.Р., Ф.Д.С., Яковлева А.С. (ранее Ф.А.С.), доля вправе у каждого 1/4, указанное подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права.
При этом, жилой дом Ф.С.Н., Ф.И.Р., Ф.Д.С., Яковлевой А.С. был предоставлен на основании договора передачи жилой площади в собственность граждан *** от 29.07.2003.
Из справки формы – 8 от 20.04.2014 г. по адресу: *** зарегистрированы: Я.Н.С. с 11.09.1987г., Я.Н.А. с 28.09.1987 г. Кроме того, по данному адресу ранее также был зарегистрирован Я.А.Н. с 19.11.2004 г., снят с учета 02.09.2011 г.
Вышеуказанный жилой дом (***) принадлежит на праве общей долевой собственности Я.Н.С. (доля в праве 7/8), Ч.М.С. (доля в праве 5/64), Ч.А.А. (доля в праве 3/64), указанное подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права.
Решением Совета депутатов МО «Большеключищенское сельское поселение» *** от 06.08.2010 года «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения» учётная норма жилого помещения была определена в размере 16 кв.м.
Из личного дела участника ФЦП «Социальное развитие села до 2013 года» Яковлевой А.С. усматривается, что 22.12.2011 г. Яковлева А.С. обратилась в МУ «Администрация МО «Большеключищенское сельское поселение» Ульяновского района Ульяновской области с заявлением о включении её в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в рамках реализации ФЦП «Социальное развитие села до 2013 года» указав, что планирует улучшить жилищные условия путем строительства индивидуального жилого дома, имеет семью из 3-х человек, предоставила все необходимые документы.
Постановлением главы МУ «Администрация МО «Большеключищенское сельское поселение» Ульяновского района Ульяновской области *** от *** Яковлева А.С. была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий на основании п.1 ч.1 ст.51 ЖК РФ.
Решением комиссии *** от 30.11.2011 г. принято решение о признании Яковлевой А.С., как получателя социальных выплаты, имеющим достаточные собственные средства в размере части стоимости строительства (приобретение жилья), не обеспеченной за счет средств социальной выплаты в рамках реализации федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2013г.».
Яковлева А.С. включена в Список очередников на получение социальных выплат на улучшение жилищных условий граждан, молодых семей и молодых специалистов в рамках реализации ФЦП «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» по МО «Ульяновский район» по состоянию на 01 мая 2014 года.
12.02.2015 г. Яковлевой А.С. было направлено уведомление о том, что она не может быть признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и соответственно быть участником ФЦП «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года», поскольку Яковлева А.С. преднамеренно ухудшила свои жилищные условия.
Из материалов дела следует, что ранее, а именно 04.03.2011 г., Яковлевой А.С. уже было отказано в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях, поскольку на одного члена её семьи приходилось более учетной нормы (16 кв.м).
До рождения ребенка супруги Яковлевы были зарегистрированы по разным адресам в доме своих родителей. При этом на Яковлеву А.С. приходилось 21,67 кв.м в доме, расположенном в с***, ***. На Я.А.Н. приходилось 21,69 кв.м. в доме, расположенном в с.***, ***. На семью Яковлевых из 2-х человек приходилось 43,36 кв.м.
После рождения ребенка, Я.А.Н. и новорожденный были прописаны на жилую площадь жены по адресу: с.***, ***, в результате чего на семью ФИО17 из 3-х человек стало приходиться 43,34 кв.м., то есть по 14,45 кв.м на одного члена семьи.
До перерегистрации мужа (Яковлева А.Н.) на жилую площадь жены на семью Яковлевых приходилось 56,37 кв., то есть по 18,79 кв.м на одного человека, что превышает учетную норму жилого помещения на одного члена семьи 16 кв.м., утвержденную решением Совета депутатов Мо «Большеключищинское сельское поселение» *** от 06.08.2010 г.
Постановлением Администрации МО «Ульяновский район» Ульяновской области *** от 13.03.2015 г. Яковлева А.С. исключена из числа участников ФЦП «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года».
Как указано в ст. 53 ЖК РФ, граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Оценив совокупность представленных доказательств, суд приходит к выводу, что Яковлева А.С. осуществив перерегистрацию своего супруга – Яковлева А.Н. с прежнего места его жительства (с.***, ***) на место своего жительства (с.***, ***), тем самым преднамеренно ухудшила свои жилищные условия, в связи с чем у неё не возникло право быть принятой на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении на дату подачи заявления и постановки на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий вследствие ухудшения своих жилищных условий.
Доводы Яковлевой А.Я. о том, что перерегистрация мужа по месту её жительства (с.***, ***) носила вынужденный характер, поскольку связана с плохими отношениями родителей супруга, суд находит надуманной и во внимание не принимает.
Следовательно, в соответствии с положениями ст. 54 ч.2 п.2 ЖК РФ, Администрация МО «Ульяновский район» Ульяновской области приняла обоснованное решение об отказе Яковлевой А.С. в признании её нуждающейся в улучшении жилищных условий и об её исключении из числа участников ФЦП «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года». В связи с чем в удовлетворении исковых требований Яковлевой А.С. следует отказать в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░ «░░░░░░░░░░░░░ ░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░», ░░ «░░░░░░░░░░░░░ ░░ «░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░» ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ *** ░░ 13.03.2015 «░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ 2014-2017 ░░░░ ░ ░░ ░░░░░░ ░░ 2020 ░░░░» ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░.░░░░░░░░░