№ 12-177/2019
УИД 13MS0024-01-2019-001055-18
Октябрьский районный суд г.Саранска Республики Мордовия
РЕШЕНИЕ
28 ноября 2019г. г.Саранск
Судья Октябрьского районного суда г. Саранска Республики Мордовия И.Н.Фомкина, с участием в судебном заседании в качестве секретаря судебного заседания Е.Н. Брыжинской,
защитника лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении Лубоятникова А.С.,
представителя Государственного Учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия Романовой В.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Шугурова Сергея Владимировича на постановление мирового судьи судебного участка №5 Октябрьского района г.Саранска от 04 июня 2019г. по делу об административном правонарушении о привлечении к административной ответственности по статье 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
11 апреля 2019г. заместителем начальника управления ПФР в го Саранск Республики Мордовия Федяновой Т.В. в отношении председателя Региональной Физкультурно-спортивной общественной организации «Федерация спортивно-прикладного собаководства Республики Мордовия» (далее по тексту - РФСОО «ФСПС Республики Мордовия») Шугурова С.В. составлен протокол об административном правонарушении за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановлением мирового судьи судебного участка №5 Октябрьского района г.Саранска от 04 июня 2019г. председатель РФСОО «ФСПС Республики Мордовия» Шугуров С.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 300 руб.
21 октября 2019г. лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, председатель РФСОО «ФСПС Республики Мордовия» Шугуров С.В. обратился с жалобой на указанное постановление с ходатайством о восстановлении срока обжалования, в котором указал, что пропустил срок на обжалование постановления по делу об административном правонарушении по уважительной причине. Просит постановление мирового судьи отменить, производство по делу прекратить, так как у него как председателя Федерации отсутствовала обязанность по предоставлению отчетности по форме СЗВ-М.
В судебное заседание лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, председатель РФСОО «ФСПС Республики Мордовия» Шугуров С.В. не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался своевременно и надлежащим образом.
Защитник Шугурова С.В. – Лубоятников А.С. в судебном заседании ходатайство о восстановлении срока поддержал, просил удовлетворить. Суду объяснил, что копия постановления по делу об административном правонарушении была направлена по месту жительства Шугурова А.В., в тот момент, когда он находился в командировке и соответственно не имел возможности ее получить. Доводы жалобы поддержал, просил постановление мирового судьи отменить.
В судебном заседании представитель ГУ - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия Романова В.Ф. просила отказать в удовлетворении ходатайства о восстановлении срока на обжалование постановления. По доводам жалобы пояснила, что постановление мирового судьи законно, обоснованно и подлежит оставлению без изменения.
В силу части 1 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
В случае пропуска срока, предусмотренного частью 1 названной статьи, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу (часть 2 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Как следует из материалов дела, постановлением мирового судьи судебного участка № 5 Октябрьского района г.Саранска Республики Мордовия от 04 июня 2019 г. председатель РФСОО «ФСПС Республики Мордовия» Шугуров С.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Дело об административном правонарушении рассмотрено в отсутствии Шугурова С.В. Копия постановления направлена 04 июня 2019 г. по месту жительства Шугурова С.В. по адресу: <адрес>. Почтовое отправление с копией постановления возвращено мировому судье с отметкой об истечении срока хранения. Таким образом, исходя из материалов дела, Шугуровым С.В. обратившимся с жалобой 21 октября 2019г. пропущен срок на обжалование постановления мирового судьи от 04 июня 2019г.
Между тем, изложенные в обоснование ходатайства о восстановлении пропущенного срока основания о том, что копию постановления мирового судьи, направленную в его адрес, Шугуров С.В. получить не мог, поскольку находился в командировке, что подтверждается служебным заданием для направления в командировку (Шугуров С.В. в период с 03 июня по 21 июня 2019 года находился в служебной командировке в г.Москве), следует признать уважительными, поскольку нахождение Шугурова С.В. за пределами Республики Мордовия объективно исключало возможность получения копии постановления, и как следствие лишило Шугурова С.В. возможности в установленный законом срок обжаловать постановление мирового судьи. При этом данные обстоятельства не зависели от воли самого Шугурова С.В.
Принимая во внимание осуществление принципа доступа граждан к правосудию, гарантированного Конституцией Российской Федерации, суд приходит к выводу, что срок пропущен по уважительным причинам, которые объективно исключали возможность своевременной подачи жалобы.
В этой связи, суд удовлетворяет ходатайство Шугурова С.В. о восстановлении установленного частью 1 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срока обжалования указанного постановления.
Согласно частям 2, 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении законность и обоснованность вынесенного постановления проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов.
Вместе с тем, в соответствии с частью 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья не связан с доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Суд приходит к следующему.
На основании статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В соответствии с абзацем 3 части 2 статьи 14 Федерального Закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" страхователи обязаны представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
Статьями 11, 15 Закона N 27-ФЗ установлена обязанность страхователей представлять в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации по формам, определяемым Пенсионным фондом Российской Федерации, сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учёта, и сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учёту кадров.
Согласно пункту 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом (за исключением случаев, если иные сроки предусмотрены настоящим Федеральным законом), представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах начисляются страховые взносы) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; дату приема на работу (для застрахованного лица, принятого на работу данным страхователем в течение отчетного периода) или дату заключения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; дату увольнения (для застрахованного лица, уволенного данным страхователем в течение отчетного периода) или дату прекращения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; другие сведения, необходимые для правильного назначения страховой пенсии и накопительной пенсии; суммы пенсионных взносов, уплаченных за застрахованное лицо, являющееся субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения; периоды трудовой деятельности, включаемые в профессиональный стаж застрахованного лица, являющегося субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения; документы, подтверждающие право застрахованного лица на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ установлена обязанность страхователей представлять в органы Пенсионного фонда Российской Федерации о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения: 1) страховой номер индивидуального лицевого счета; 2) фамилию, имя и отчество; 3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица). Указанные сведения страхователь обязан представлять ежемесячно не позднее 15-го числа календарного месяца, следующего за отчётным.
Согласно пункту 2 статьи 8 Закона N 27-ФЗ сведения для индивидуального (персонифицированного) учёта в соответствии с настоящим Федеральным законом представляются в органы Пенсионного фонда Российской Федерации в соответствии с порядком и инструкциями, устанавливаемыми Пенсионным фондом Российской Федерации.Формы и форматы сведений для индивидуального (персонифицированного) учёта, порядок заполнения страхователями форм указанных сведений определяются Пенсионным фондом Российской Федерации. Во исполнении данной нормы постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 N 83п утверждена форма "Сведения о застрахованных лицах" (форма СЗВ-М). Постановлением Правления ПФ РФ от 07.12.2016 N 1077п утвержден формат сведений для ведения индивидуального (персонифицированного) учета (форма СЗВ-М).
Порядок заполнения формы "Сведения о застрахованных лицах (СЗВ-М)" установлен приложением к Постановлению Правления Пенсионного фонда России от 01.02.2016 N 83п.
Согласно п.4 приложения форма СЗВ-М заполняется и представляется страхователями на всех застрахованных лиц: работников, с которыми в отчетном периоде заключены, продолжают действовать или прекращены трудовые договоры, гражданско-правовые договоры, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства.
В соответствии с обжалуемым постановлением административное правонарушение выразилось в том, что председатель РФСОО «ФСПС Республики Мордовия» Шугуров С.В. несвоевременно представил отчетность по форме СЗВ-М. Отчетность за декабрь 2018г. была представлена 20 февраля 2019г. в ГУ УПФ в го Саранск, тогда как Федеральным законом №27 от 01 апреля 1996г. срок ее предоставления установлен – ежемесячно не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным.
Данные обстоятельства послужили основанием для привлечения Шугурова С.В. к административной ответственности, предусмотренной статьей 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В поданной на постановление мирового судьи жалобе, Шугуров С.В. указал, что ни председатель ни члены Федерации не получают плату за свой труд, поэтому страховые взносы не начисляются, следовательно у него отсутствовала обязанность по предоставлению отчетности по форме СЗВ-М.
В силу частей 1 и 3 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к данной статье.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит запрета на представление доказательств на любой стадии производства по делу об административном правонарушении.
Общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами права на объединение, созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией общественных объединений, регулируются Федеральным законом от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ "Об общественных объединениях".
В соответствии со статьей 8 Федерального закона "Об общественных объединениях" общественной организацией является основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан.
Согласно Уставу, Региональная Физкультурно-спортивная общественная организация «Федерация спортивно-прикладного собаководства Республики Мордовия» является добровольным объединением граждан, объединившихся в установленном законом порядке на основе общности интересов для достижения целей деятельности Федерации. Согласно п.1.2 Устава Федерация является некоммерческой организацией, которая не преследует цели извлечения прибыли и ее перераспределения между своими членами.
Органами Федерации являются общее собрание членов Федерации, Совет Федерации, председатель Федерации, Председатель Федерации, ревизор Федерации.
По протоколу №1 заседания Общего собрания учредителей от 27 апреля 2017г., Шугуров С.В. был избран Председателем Федерации. При этом общим собранием не принято решение об установлении размера вознаграждения председателю Федерации, следовательно, он выполнял свои обязанности на общественных началах, на безвозмездной основе (без оплаты).
Согласно сообщению председателя РФСОО «ФСПС Республики Мордовия» Лукониной Ю.А. от 22 ноября 2019г. с момента образования и по настоящее время работники в Федерации не числились и трудовые договора с работниками не заключались. В связи с чем страховые взносы не начислялись и не оплачивались.
Согласно информационному письму Первого заместителя Председателя Правления ПФР Л.И. Чижика от 13.07.2016 года N ЛЧ-08-26/9856 в отношении застрахованных лиц, работающих по гражданско-правовым договорам, с учетом прямого указания пункта 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ отчетность по форме СЗВ-М представляется при условии начисления страховых взносов на вознаграждения, выплачиваемые по таким договорам.
Поскольку трудовой договор либо договор по оказанию услуг гражданско-правового характера между РФСОО «ФСПС Республики Мордовия» и его председателем, либо членами Федерации не заключался, оплата услуг (выплата вознаграждения) не производилась и страховые взносы не начислялись, соответственно, у Федерации не возникает обязанности сдавать форму СЗВ-М.
Кроме того, согласно п. 24 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Минтруда России от 21.12.2016 г. N 766н, страхователь представляет индивидуальные сведения обо всех застрахованных лицах, работающих у него по трудовому договору, или заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым начисляются страховые взносы в соответствии с законодательством РФ, в территориальный орган Пенсионного фонда РФ по месту регистрации в качестве страхователя в порядке и сроки, установленные Федеральным законом N 27-ФЗ.
Доказательств того, что председатель Федерации либо ее члены являются застрахованными лицами и о том, что они получают какие-либо выплаты, подлежащие обложению страховыми взносами, в судебное заседание представлены не были.
Кроме того, согласно Федеральному закону от 19.05.1995 N 82-ФЗ (ред. от 20.12.2017) "Об общественных объединениях" имущество общественного объединения формируется на основе вступительных и членских взносов, если их уплата предусмотрена уставом; добровольных взносов и пожертвований; поступлений от проводимых в соответствии с уставом общественного объединения лекций, выставок, лотерей, аукционов, спортивных и иных мероприятий; доходов от предпринимательской деятельности общественного объединения; гражданско-правовых сделок; внешнеэкономической деятельности общественного объединения; других не запрещенных законом поступлений. Аналогичное положение закреплено в Уставе Федерации в п.11.1.
По сообщению председателя Федерации от 22 ноября 2019г. Федерация применяет общую систему налогооблажения, при этом, согласно бухгалтерскому балансу за 2018г., прибыли Федерация не имеет.
Изложенные обстоятельства позволяют усомниться в виновности Шугурова С.В. в совершении вменяемого ему административного правонарушения.
В соответствии с частью 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В соответствии с п. 3 ч.1 ст.30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
При таких обстоятельствах постановление мирового судьи судебного участка №5 по делу об административном правонарушении от 04 июня 2019г. в отношении председателя Региональной Физкультурно-спортивной общественной организации «Федерация спортивно-прикладного собаководства Республики Мордовия» Шугурова С.В. о привлечении к административной ответственности по статье 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежит отмене, а производство по данному делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием в действиях Шугурова С.В. состава административного правонарушения.
На основании изложенного и, руководствуясь статьями 30.6, 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
решил:
жалобу Шугурова Сергея Владимировича удовлетворить.
Постановление мирового судьи судебного участка №5 Октябрьского района г.Саранска от 04 июня 2019г. по делу об административном правонарушении в отношении председателя Региональной Физкультурно-спортивной общественной организации «Федерация спортивно-прикладного собаководства Республики Мордовия» Шугурова Сергея Владимировича о привлечении к административной ответственности по статье 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - отменить, производство по делу прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Настоящее решение может быть обжаловано в порядке, предусмотренном статьями 30.12-30.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья- И.Н.Фомкина