Дело № 2-6073/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
01 августа 2016 года город Кызыл
Кызылский городской суд Республики Тыва в составе: председательствующего судьи Тагалановой С.К., при секретаре Монделе С.К., с участием старшего помощника прокурора г.Кызыла Кара-Сал Ч.Ч., истца М., представителя ответчика Агентства по делам семьи и детей Республики Тыва Л., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению заместителя прокурора города Кызыла в интересах А. к Агентству по делам семьи и детей Республики Тыва о предоставлении жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор города Кызыла обратился в суд в интересах А. с иском к Агентству по делам семьи и детей Республики Тыва о предоставлении жилого помещения. В обоснование иска указано на то, что в прокуратуру г. Кызыла поступило обращение А. о нарушении ее жилищных прав на получение жилого помещения. Проверкой установлено, что А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения является лицом, оставшимся без попечения родителей. Постановлением председателя администрации кожууна от ДД.ММ.ГГГГ № над малолетней А. установлена опека. Ответчиком не предоставлено жилье В. В результате бездействия ответчика по предоставлению жилья заявителю, нарушено его право на жилье, гарантированное федеральным законодательством. В связи с не предоставлением жилья, А. в настоящее время не имеет постоянного места жительства. Просит обязать Агентство по делам семьи и детей Республики Тыва предоставить А. на условиях договора найма специализированного жилого помещения жилое помещение на территории г. Кызыла, соответствующее санитарным и гигиеническим требованиям, общей площадью 12,5 кв.м.
Истец А. в судебном заседании иск поддержала, просила удовлетворить его по основаниям указанным в нем.
Помощник прокурора г.Кызыла Кара-Сал Ч.Ч. просила иск удовлетворить.
Представитель ответчика Агентства по делам семьи и детей Республики Тыва Л., действующая на основании доверенности, с иском не согласилась, пояснила, что внеочередное предоставление жилья нарушит права других лиц, также имеющих право на получение жилья.
Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Конституция Российской Федерации обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище (статья 40). Тем самым разрешение вопроса об определении круга лиц, имеющих право на бесплатное предоставление жилого помещения, отнесено к компетенции законодателя.
Защита семьи и детства, социальная защита и жилищное законодательство, в соответствии с подпунктами «ж», «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – Жилищный кодекс) предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Федеральным законом от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее – Федеральный закон N 159-ФЗ) предусмотрены общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, в том числе обеспечение жильем лиц данной категории.
Законом Республики Тыва от 26.11.2004 N 918 ВХ-1 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее – Закон Республики Тыва N 918 ВХ-1) также предусмотрены льготы и социальные гарантии гражданам из числа лиц данной категории.
В силу статьи 1 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ детьми, оставшимися без попечения родителей, являются лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав. Лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
В соответствии с Федеральным законом от 29.02.2012 N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее – Федеральный закон N 15-ФЗ) с 01 января 2013 года предусмотрен иной порядок предоставления жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона N 159-ФЗ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Право на получение жилого помещения лицам из числа данной категории принадлежит им по достижении возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
В силу статьи 4 Федерального закона от 29.02.2012 N15-ФЗ новому порядку обеспечения жилыми помещениями придана обратная сила в том случае, если до 01 января 2013 года дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали свое право на обеспечение жилыми помещениями.
Пунктом 9 статьи 8 Федерального закона N159-ФЗ предусмотрено сохранение права на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке статьи 8 Закона за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
С 01 января 2013 года такие граждане обеспечиваются жилыми помещениями по договорам найма специализированного жилого помещения (пункт 1 статьи 8 Федерального закона N 159-ФЗ). Предоставление жилых помещений нуждающимся в них детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа должно быть обеспечено немедленно при наступлении предусмотренных в пункте 1 статьи 8 Федерального закона N 159-ФЗ обстоятельств: достижение совершеннолетия, приобретение полной дееспособности до достижения совершеннолетия, окончание срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также завершение обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончание прохождения военной службы по призыву, либо окончание отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Каждый из перечисленных в этой норме юридических фактов имеет самостоятельное значение.
Аналогичные положения содержатся и в Законе Республики Тыва N918 ВХ-1. Согласно части 2.1 статьи 8.1 Закона Республики Тыва N 918 ВХ-1 дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоявшие на учете в качестве нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями в органах местного самоуправления до введения в действие настоящей статьи, включаются в список исходя из даты постановки их на учет в органах местного самоуправления. Сведения о лицах, указанных в абзаце первом настоящей части, предоставляются органами местного самоуправления в уполномоченный орган исполнительной власти Республики Тыва (часть 2.1 введена Законом Республики Тыва от 24.12.2013 N 2268 ВХ-1).
Из свидетельства о рождении серии 1-ЛЖ № следует, что А. родилась ДД.ММ.ГГГГ в городе Кызыл, матерью указана У., отцом Ш., о чем составлена актовая запись № от ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> г/б ЗАГС.
Решением Дзун-Хемчикского районного суда РТ от ДД.ММ.ГГГГ А., Ш. лишены родительских прав в отношении несовершеннолетних детей Г., ДД.ММ.ГГГГ г.р., С., ДД.ММ.ГГГГ г.р., А., ДД.ММ.ГГГГ г.р. и назначен опекуном их бабушка Ч,.
Постановлением председателя администрации <адрес> РТ от ДД.ММ.ГГГГ № Ч, назначена опекуном над несовершеннолетней А..
Из постановления председателя администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ и ст. 8 ФЗ № от ДД.ММ.ГГГГ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» сирота А. постановлена на льготную очередь по обеспечению жилым помещением.
Из уведомления об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений от 26 мая 2014 года следует, что отсутствуют сведения о зарегистрированных объектах недвижимого имущества на территории Республики Тыва у А.
Согласно справке от 15.03.2014 г. № б/н выданной директором ГУП РТ «БТИ» П. по учетным данным архива ГУП РТ «БТИ» в период с 01.01.1991 г. по 31.12.1998 г. у А. отсутствуют сведения о праве на объект недвижимого имущества.
Из ответа на запрос заместителя прокурора г. Кызыла К. директор Агентства по делам семьи и детей РТ Р. из учетного дела А. следует, что она состоит в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей г. Кызыла с 16.09.2013 г., номер очереди 1150. Жилое помещение не предоставлялось.
Объективная нуждаемость А. в жилье подтверждается материалами дела, и сведений, опровергающих это обстоятельство, не имеется.
Таким образом, судом установлено, что А. относится к лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с чем, имеет право на дополнительные гарантии и льготы, установленные законодательством РФ для детей.
Определяя надлежащего ответчика по требованию об обязании предоставления жилого помещения, суд считает, что обязанность по предоставлению А. жилого помещения подлежит возложению на Агентство по делам семьи и детей Республики Тыва.
Следует учесть, что в настоящее время Федеральный закон N159-ФЗ, ни Жилищный кодекс (статья 109.1), ни законодательство Республики Тыва, регулирующее вопросы обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, не предусматривают возможность предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда в порядке очередности.
Целью формирования списка является, среди прочего, заблаговременный учет детей-сирот, нуждающихся в предоставлении жилых помещений специализированного жилищного фонда. Таким образом, данный список необходим для учета детей, которые имеют право на получение жилья по достижении им 18-летнего возраста, чтобы уполномоченные органы вели учет граждан, имеющих право на предоставление жилья, отслеживали наступление ими 18-летнего возраста и планировали предоставление жилья в связи с наступлением данного события.
Предоставление жилых помещений детям-сиротам, действующим федеральным и региональным законодательством не поставлено в зависимость от условий, указанных в ответе Агентства по делам семьи и детей Республики Тыва, поскольку факт учета лиц указанной категории в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, означает лишь констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом, федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, реализации его права на предоставление жилого помещения. Положения перечисленных выше норм не содержат указания и на срок, в течение которого должно быть предоставлено жилье данной категории граждан по договорам найма специализированного жилищного фонда, что предполагает возможность осуществления такого права незамедлительно после его возникновения.
Обязанность по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, не реализовавшим свое право на получение жилого помещения в соответствии с изменениями, внесенными Законом Республики Тыва от 29.06.2015 года №93-ЗРТ «О внесении изменений в ст.8.3 Закона Республики Тыва «О дополнительных гарантиях социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» возложена на уполномоченный орган исполнительной власти Республики Тыва осуществляющим функции по реализации государственной политики в отношении семьи и детей, предусматривающей порядок предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма.
Согласно данной статье, с учетом внесенных изменений, жилые помещения специализированного жилищного фонда предоставляются гражданам, включенным в список, при наступлении обстоятельств, предусмотренных абзацами вторым и третьим части 1 статьи 8 настоящего Закона, на основании заявления указанного гражданина и решения уполномоченного органа исполнительной власти Республики Тыва о наличии у заявителя оснований для предоставления ему указанного жилого помещения. Уполномоченный орган исполнительной власти Республики Тыва в течение 10 дней со дня принятия решения уведомляет заявителя о принятом решении.
На основании решения, указанного в части 1 настоящего Порядка, орган исполнительной власти Республики Тыва, по мере формирования специализированного жилищного фонда и с учетом даты подачи заявления о предоставлении гражданам, указанным в части 1 статьи 8 настоящего Закона, жилых помещений специализированного жилищного фонда принимает решение о предоставлении специализированных жилых помещений гражданам, указанным в части 1 статьи 8 настоящего Закона, на территории соответствующего городского округа или муниципального образования и заключении договора найма специализированного жилого помещения на пятилетний срок. Указанные договоры найма специализированного жилого помещения являются основанием для вселения граждан, указанным в части 1 статьи 8 настоящего Закона, в предоставляемые специализированные жилые помещения.
Таким образом, требования истца подлежат удовлетворению.
Согласно пункту 7 статьи 8 Федерального закона N 159-ФЗ по договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 данной статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Поскольку А. относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не имеет в собственности жилого помещения, не является нанимателем либо членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, не имеет закрепленного жилого помещения, состояла в очереди на получение жилого помещения с 17 сентября 2013 года, суд полагает необходимым возложить на Агентство по делам семьи и детей Республики Тыва обязанность предоставить истцу жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, на территории города Кызыла Республики Тыва соответствующее установленным санитарным нормам и техническим требованиям.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск заместителя прокурора города Кызыла в интересах А. к Агентству по делам семьи и детей Республики Тыва о предоставлении жилого помещения удовлетворить.
Обязать Агентство по делам семьи и детей Республики Тыва предоставить А. на условиях договора специализированного найма жилого помещения - жилое помещение на территории города Кызыла Республики Тыва, соответствующее установленным санитарным и гигиеническим нормам и требованиям, общей площадью не ниже 12, 5 кв.м.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Тыва через Кызылский городской суд Республики Тыва в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения – 08 августа 2016 года (с учетом выходных дней – 06 и 07 августа 2016 года).
Председательствующий С.К. Тагаланова