Решение по делу № 5-336/2018 от 14.09.2018

Дело № 5-336/18

УИД 29RS0008-01-2018-002788-27

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

03 октября 2018 года                                                                                     город Котлас                                                                                           

Судья Котласского городского суда Архангельской области Зобова Мария Сергеевна в помещении Котласского городского суда Архангельской области по адресу: Архангельская область, город Котлас, улица Мелентьева, дом № 27, фл. 3, рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.7 КоАП РФ, в отношении

Федерального казённого учреждения «Исправительная колония № 4 Управления федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области», расположенного по адресу: Архангельская область, г. Котлас, ...., поставленного на налоговый учёт 27 января 2000 года Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 1 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, ИНН ...., ОГРН ....,

у с т а н о в и л:

Федеральное казённое учреждение «Исправительная колония № 4 Управления федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области» виновно в умышленном невыполнении требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом.

Правонарушение совершено при следующих обстоятельствах.

Федеральное казённое учреждение «Исправительная колония № 4 Управления федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области» (далее по тексту - ФКУ «ИК-4 УФСИН России по Архангельской области») не выполнило письменное требование от 09 января 2018 года № 17-06-2018 Архангельского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях о незамедлительном сообщении по телефону курирующему учреждение сотруднику прокуратуры с последующим безотлагательным направлением факсимильной связью (....) либо электронной почтой (....) письменного специального донесения с досылом в течение 24 часов с момента происшествия документов, указанных в приложении № 1, о фактах обнаружения у осуждённых телесных повреждений (в том числе в результате конфликта, в быту, на производстве и в иных случаях), иных чрезвычайных происшествиях, а именно: сразу после обнаружения 27 августа 2018 года не позднее 11 часов 36 минут у осуждённого Т. травмы (перелом нижней челюсти):

- о данном факте в прокуратуру по телефону сообщено не было,

- донесение поступило на электронную почту прокуратуры 27 августа 2018 года в 21 час 27 минут без приложения в полном объёме документов, указанных в приложении № 1 к требованию от 09 января 2018 года № 17-06-2018, а именно: разнарядка вывода осуждённых на работу, направление на медицинское освидетельствование, справка оперативного отдела направлены 28 августа 2018 года в 16 часов 37 минут; объяснения осуждённых направлены 28 августа 2018 года в 17 часов 30 минут, приказ врио начальника ИК-4 № 351 от 28 августа 2018 года о создании комиссии по расследованию несчастного случая на производстве поступил в прокуратуру 30 августа 2018 года в 14 часов 28 минут; сведения о прохождении пострадавшим инструктажа по охране труда при несчастном случае на производстве и медицинское заключение о характере и степени тяжести вреда здоровью направлены в прокуратуру за пределами установленного 24-часового срока.

В судебное заседание законный представитель ФКУ «ИК-4 УФСИН России по Архангельской области», извещённый надлежащим образом, не явился, ходатайств об отложении рассмотрения дела не представил, в связи с чем дело рассмотрено без его участия.

Защитники ФКУ «ИК-4 УФСИН России по Архангельской области» по доверенности Сологуб Т.Н. и Червочкин Д.А. вину ФКУ «ИК-4 УФСИН России по Архангельской области» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.7 КоАП РФ, не признали, пояснив, что требование прокурора от 09 января 2018 года № 17-06-2018 сотрудниками учреждения было исполнено надлежащим образом. В день установления травмы осуждённого - 27 августа 2018 года (понедельник) в адрес прокуратуры посредством электронной почты были представлены документы на 21 листе, в том числе, донесение, детализированные фотографии места, где были получены травмы, протокол осмотра места происшествия от 27 августа 2018 года, заключение о медицинском освидетельствовании от 27 августа 2018 года, объяснение Томилова и иные истребуемые документы. 06 сентября 2018 года в связи с поступлением извещения о рассмотрении вопроса о возбуждении в отношении учреждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.7 КоАП РФ, в адрес прокуратуры были направлены ходатайство и документы на 42 листах, в том числе часть документов направлена повторно. 07 сентября 2018 года в 09 часов 20 минут посредством электронной почты в адрес прокуратуры отправлены дополнительные документы, подтверждающие исполнение требования прокуратуры от 09 января 2018 года. В результате проведённого расследования установлено, что травма, полученная осуждённым Томиловым, с производством не связана, поэтому акт по форме Н-1 не составлялся. О том, что осуждённым Томиловым была получена травма, ФКУ «ИК-4 УФСИН России по Архангельской области» стало известно 27 августа 2018 года вечером (понедельник). Все документы, подлежащие направлению в прокуратуру согласно требованию от 09 января 2018 года, находились в разных службах исправительного учреждения, что потребовало дополнительное время для их сбора. Просили прекратить производство по делу ввиду отсутствия состава административного правонарушения, а также с учётом всех обстоятельств дела рассмотреть вопрос о применении положений ст. 2.9 КоАП РФ. Аналогичная правовая позиция содержится в письменном ходатайстве врио начальника ФКУ «ИК-4 УФСИН России по Архангельской области» Б., приобщённых стороной защиты к материалам дела.

Архангельский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях, извещённый надлежащим образом, в судебное заседание не явился.

Старший помощник Котласского межрайонного прокурора Мигасюк А.А., принимая участие в судебном заседании в порядке взаимодействия с Архангельской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях, полагала о доказанности вины ФКУ «ИК-4 УФСИН России по Архангельской области» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.7 КоАП РФ, поскольку, вопреки требованию прокурора от 09 января 2018 года № 17-06-2018, сразу после обнаружения у осуждённого Т. травмы о данном факте ФКУ «ИК-4 УФСИН России по Архангельской области» в прокуратуру по телефону сообщено не было, необходимые документы направлены в прокуратуру за пределами установленного 24-часового срока.

Изучив материалы дела, выслушав участников процесса, прихожу к следующим выводам.

В силу положений ст. 32 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации (далее по тексту - Федеральный закон № 2202-1) предметом надзора прокуратуры является соблюдение установленных законодательством Российской Федерации прав и обязанностей задержанных, заключенных под стражу, осуждённых и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, порядка и условий их содержания.

В соответствии со ст. 33 Федерального закона № 2202-1 при осуществлении надзора за исполнением законов прокурор вправе требовать от администрации создания условий, обеспечивающих права задержанных, заключенных под стражу, осуждённых и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, проверять соответствие законодательству Российской Федерации приказов, распоряжений, постановлений администрации органов и учреждений, указанных в статье 32 настоящего Федерального закона, требовать объяснения от должностных лиц, вносить протесты и представления, возбуждать производства об административных правонарушениях.

Требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 9.1, 22, 27, 30 и 33 настоящего Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок (ч. 1 ст. 6 Федерального закона № 2202-1).

09 января 2018 года Архангельским прокурором по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в целях исполнения приказа Генерального прокурора РФ «О порядке представления специальных донесений и иной обязательной информации» от 16 июля 2010 года № 284, приказа прокурора Архангельской области от 17 августа 2010 года № 94 в адрес начальников поднадзорных исправительных учреждений, в том числе ФКУ «ИК-4 УФСИН России по Архангельской области», вынесено письменное требование № 17-06-2018.

В силу указанного требования начальникам поднадзорных исправительных учреждений указано незамедлительно сообщать по телефону курирующему учреждение сотруднику прокуратуры с последующим безотлагательным направлением факсимильной связью (8-8182-22-14-85) либо электронной почтой (arhiu@arhoblprok.ru) письменного специального донесения с досылом в течение 24 часов с момента происшествия документов, указанных в приложении № 1, о фактах обнаружения у осуждённых телесных повреждений (в том числе в результате конфликта, в быту, на производстве и в иных случаях), иных чрезвычайных происшествиях.

В указанном требовании начальники исправительных учреждений предупреждены об ответственности по ст. 17.7 КоАП РФ в случае его невыполнения.

Согласно приложению № 1 к данному требованию при получении травмы при производстве работ дополнительно подлежат представлению: приказы о привлечении осуждённых к труду, разнарядки о переводе на работы, сведения о прохождении пострадавшим инструктажа по охране труда при несчастном случае на производстве, детализированные фотографии с места получения травмы, приказ о создании комиссии для расследования несчастного случая на производстве, акт по форме Н-1, медицинское заключение о характере и степени тяжести вреда здоровью.

В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц ФКУ «ИК-4 УФСИН России по Архангельской области» является действующим юридическим лицом, поставлено на учёт в налоговом органе, основным видом деятельности юридического лица является деятельность по управлению и эксплуатации тюрем, исправительных колоний и других мест лишения свободы, а также по оказанию реабилитационной помощи бывшим заключённым.

Как следует из содержания п. 2.1 Устава ФКУ «ИК-4 УФСИН России по Архангельской области», предметом и целями деятельности учреждения, в числе прочего, являются обеспечение охраны прав, свобод и законных интересов осуждённых, правопорядка и законности в Учреждении, обеспечение безопасности содержащихся в учреждении осуждённых, а также работников уголовно-исполнительной системы, должностных лиц и граждан, находящихся на территории Учреждения.

Письменное требование Архангельского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях 09 января 2018 года № 17-06-2018 изучено сотрудниками ФКУ «ИК-4 УФСИН России по Архангельской области» 22 января 2018 года, что подтверждается копией протокола оперативного совещания от 22 января 2018 года и листом ознакомления.

Согласно рапорту старшего помощника Архангельского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Р., 28 августа 2018 года в прокуратуру поступило донесение ФКУ «ИК-4 УФСИН России по Архангельской области) о получении осуждённым Т. телесных повреждений (перелом нижней челюсти) на производстве. Документы, необходимые для проведения проверки и направления специального донесения по данному факту в прокуратуру Архангельской области, в Архангельскую прокуратуру по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в установленные сроки не поступили.

В соответствии с письменными объяснениями осуждённого Т., 26 августа 2018 года около 17 часов в моечном отделении во время работы он получил травму. На следующий день утром обратился за медицинской помощью.

Согласно имеющимся в материалах дела рентгеновским снимкам травма у осуждённого Т. обнаружена 27 августа 2018 года в 11 часов 36 минут (л.д. 64, 65).

Донесение руководителя ФКУ «ИК-4 УФСИН России по Архангельской области» о получении осуждённым Т. травмы 26 августа 2018 года около 17 часов 00 минут в моечной цехе столовой жилой зоны поступило на электронную почту прокуратуры 27 августа 2018 года в 21 час 27 минут (л.д. 62, 67).

Согласно имеющемуся в материалах дела скриншоту страницы электронной почты, разнарядка вывода осуждённых на работу, направление на медицинское освидетельствование, справка оперативного отдела направлены в адрес прокуратуры 28 августа 2018 года в 16 часов 37 минут (л.д. 66). Данный факт защитник Сологуб Т.Н. подтвердила в судебном заседании.

Объяснения осуждённых поступили в прокуратуру 28 августа 2018 года в 17 часов 30 минут, что подтверждается скриншотом страницы электронной почты (л.д. 67). Данный факт защитник Сологуб Т.Н. подтвердила в судебном заседании.

Приказ врио начальника ИК-4 № 351 от 28 августа 2018 года о создании комиссии по расследованию несчастного случая на производстве поступил в прокуратуру 30 августа 2018 года в 14 часов 28 минут, что подтверждается скриншотом страницы электронной почты (л.д. 68). Данный факт защитник Сологуб Т.Н. подтвердила в судебном заседании.

Согласно объяснениям защитника Сологуб Т.Н. в судебном заседании, сведения о прохождении Т. инструктажа по охране труда были направлены в прокуратуру 06 сентября 2018 года, медицинское заключение - 07 сентября 2018 года в 09 часов 20 минут. В подтверждение данных доводов защитником Сологуб Т.Н. приобщены скриншоты страницы электронной почты ФКУ «ИК-4 УФСИН России по Архангельской области» за 06 и 07 сентября 2018 года.

С учётом имеющихся в материалах дела и исследованных в судебном заседании доказательств, прихожу к выводу о том, что ФКУ «ИК-4 УФСИН России по Архангельской области» не выполнило законное требование Архангельского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях от 09 января 2018 года № 17-06-2018 о незамедлительном сообщении по телефону курирующему учреждение сотруднику прокуратуры с последующим безотлагательным направлением факсимильной связью либо электронной почтой письменного специального донесения с досылом в течение 24 часов с момента происшествия документов, указанных в приложении № 1 к требованию, о фактах обнаружения у осуждённых телесных повреждений, поскольку в судебном заседании достоверно установлено, что после обнаружения 27 августа 2018 года не позднее 11 часов 36 минут у осуждённого Т. травмы (перелом нижней челюсти) о данном факте в прокуратуру незамедлительно по телефону сообщено не было, донесение поступило на электронную почту прокуратуры 27 августа 2018 года в 21 час 27 минут без приложения в полном объёме документов, указанных в приложении № 1 к требованию.

При таких обстоятельствах действия ФКУ «ИК-4 УФСИН России по Архангельской области» подлежат квалификации по ст. 17.7 КоАП РФ - умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом.

Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признаётся виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

По смыслу приведённых норм, отсутствие вины юридического лица характеризуется объективной невозможностью соблюдения установленных правил, либо необходимостью принятия мер, от юридического лица независящих.

Доказательств наличия чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств, исключающих возможность своевременного выполнения требования прокурора, а также свидетельствующих о том, что ФКУ «ИК-4 УФСИН России по Архангельской области»приняло все зависящие от него меры по недопущению правонарушения, в материалах дела не имеется.

Доводы защитника Сологуб Т.Н. о том, что ввиду большого количества подразделений и служб в ФКУ «ИК-4 УФСИН Росси по Архангельской области» требовалось дополнительное время для сбора предусмотренных требованием от 09 января 2018 года документов, о наличии таковых обстоятельств не свидетельствуют.

Доводы стороны защиты в судебном заседании о том, что часть документов, в частности, сведения о прохождении пострадавших инструктажа по охране труда и медицинское заключение были направлена в прокуратуру 06 и 07 сентября 2018 года, об отсутствии в действиях ФКУ «ИК-4 УФСИН России по Архангельской области» состава административного правонарушения не свидетельствуют, поскольку направлены за пределами 24-часового срока с момента обнаружения телесных повреждений у осуждённого.

Вместе с тем, прихожу к выводу, что из объёма вменённого ФКУ «ИК-4 УФСИН России по Архангельской области» подлежит исключению указание на то, что учреждением в прокуратуру не был представлен акт формы Н-1 по следующим основаниям.

В силу ст. 230 Трудового кодекса РФ по каждому несчастному случаю, квалифицированному по результатам расследования как несчастный случай на производстве и повлекшему за собой необходимость перевода пострадавшего в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, на другую работу, потерю им трудоспособности на срок не менее одного дня либо смерть пострадавшего, оформляется акт о несчастном случае на производстве по установленной форме в двух экземплярах, обладающих равной юридической силой, на русском языке либо на русском языке и государственном языке республики, входящей в состав Российской Федерации.

Вместе с тем, из заключения по материалам проверки по факту получения травмы осуждённым Т. следует, что несчастный случай, произошедший с Т. 26 августа 2018 года в моечном цехе столовой жилой зоны учреждения, не связан с производством.

При назначении административного наказания судья учитывает характер совершённого административного правонарушения, имущественное положение ФКУ «ИК-4 УФСИН России по Архангельской области», обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность.

Обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность ФКУ «ИК-4 УФСИН России по Архангельской области», не усматриваю.

Санкция ст. 17.7 КоАП РФ предусматривает наказание для юридических лиц в виде административного штрафа от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, предусмотренными ч. 1 ст. 4.1 КоАП РФ, административное наказание назначается за совершение административного правонарушения в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим КоАП РФ.

Статьёй 3.12 КоАП РФ определено, что административное приостановление деятельности назначается судьёй только в случае, если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания.

В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении обстоятельств, которые создают угрозу причинения вреда либо причиняют вред охраняемым общественным правоотношениям, обосновывающим необходимость применения административного приостановления деятельности, не установлено.

На основании изложенного считаю возможным назначить ФКУ «ИК-4 УФСИН России по Архангельской области» наказание в виде наложения административного штрафа в пределах санкции ст. 17.7 КоАП РФ.

Статьёй 2.9 КоАП РФ установлено, что при малозначительности совершённого административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Согласно правовой позиции, выраженной в пункте 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учётом характера совершённого правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Таким образом, категория малозначительности совершённого административного правонарушения относится к числу оценочных и определяется в каждом конкретном случае, исходя из конкретных обстоятельств допущенного правонарушения, при этом применение положений статьи 2.9 КоАП РФ является правом судьи, а не обязанностью.

Частью 1 статьи 129 Конституции Российской Федерации установлено, что полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации определяются федеральным законом.

Согласно пункту 2 статьи 1 Федерального закона № 2202-1 прокуратура осуществляет свою деятельность в целях верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства.

Умышленно не выполнив законное требование прокурора, вытекающее из его полномочий, установленных федеральным законом, ФКУ «ИК-4 УФСИН России по Архангельской области» совершило административное правонарушение, посягающее на институты государственной власти.

Административное правонарушение, в основе которого лежит нарушение обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов, не может быть признано малозначительным правонарушением.

С учётом изложенного прихожу к выводу о невозможности применения в рассматриваемом случае статьи 2.9 КоАП РФ.

Срок давности привлечения к административной ответственности в настоящее время не истёк.

Руководствуясь ст.ст. 29.9-29.11 КоАП РФ,

п о с т а н о в и л:

Федеральное казённое учреждение «Исправительная колония № 4 Управления федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области» признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.7 КоАП РФ, и назначить ему административное наказание в виде административного штрафа в размере ....

Штраф подлежит уплате по следующим реквизитам:

В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьёй 31.5 КоАП РФ.

В силу ч. 5 ст. 32.2 КоАП РФ при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, и информации об уплате административного штрафа в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах, по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, судья, вынесший постановление, изготавливает второй экземпляр указанного постановления и направляет его в течение десяти суток судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.

Неуплата административного штрафа в установленный законом срок, влечёт наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей.

Постановление может быть обжаловано в Архангельском областном суде в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судья                                                                                                                М.С. Зобова

5-336/2018

Категория:
Административные
Статус:
Вынесено постановление о назначении административного наказания
Истцы
Пономарев Р.В.
Мигасюк Ася Анатольевна
Ответчики
ФКУ ИК 4 УФСИН России по Архангельской области
Другие
Сологуб Татьяна Николаевна
Большаков Евгений Владимирович
Червочкин Дмитрий Александрович
Суд
Котласский городской суд
Судья
Зобова Мария Сергеевна
Статьи

КоАП: ст. 17.7

14.09.2018Передача дела судье
17.09.2018Подготовка дела к рассмотрению
03.10.2018Рассмотрение дела по существу
04.10.2018Направление копии постановления (определения) в соотв. с ч. 2 ст. 29.11 КоАП РФ
04.10.2018Материалы дела сданы в отдел судебного делопроизводства
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее