Решение по делу № 2-1634/2016 ~ М-1565/2016 от 07.11.2016

Дело № 2-1634/2016

Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации

08 декабря 2016 года    г. Нытва

Нытвенский районный суд Пермского края в составе

председательствующего судьи Пищиковой Л.А.,

при секретаре Старцевой А.А.,

с участием помощника прокурора Нытвенского района Трушкова П.В.,

представителя ответчика и третьего лица Пеньковой Е.В., действующей на основании

доверенностей,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Нытвенского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Муниципальному Бюджетному образовательному учреждению «Батуровская общеобразовательная школа» о возложении обязанности совершить определенные действия,

установил:

Прокурор Нытвенского района, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в Нытвенский районный суд с иском к Муниципальному Бюджетному образовательному учреждению «Батуровская общеобразовательная школа» о признании незаконным бездействие МБОУ «Батуровская основная общеобразовательная школа», выразившееся в непринятии мер к оснащению здания и участка по адресу: <адрес>, системой видеонаблюдения,
автономной системой оповещения, к обеспечению физической охраны; возложении обязанности оборудовать здание и земельный участок по адресу: <адрес> системой видеонаблюдения, автономной системой оповещения, обеспечить физическую охрану здания и земельного участка.

Исковые требования прокурором уточнены, просит признать незаконным бездействие МБОУ «Батуровская основная общеобразовательная школа», выразившееся в непринятии мер к оснащению здания и участка по адресу: <адрес>, системой видеонаблюдения, автономной системой оповещения, к обеспечению физической охраны; возложить обязанность оборудовать здание и земельный участок по адресу: <адрес> системой видеонаблюдения, автономной системой оповещения, обеспечить физическую охрану здания и земельного участка в срок до 01.04.2017 года.

В обоснование иска указано, что Прокуратурой Нытвенского района проведена проверка исполнения законодательства при обеспечении безопасности и антитеррористической защищенности организаций для несовершеннолетних Нытвенского района, в ходе которой выявлены нарушения законодательства: ч. 3.1 ст. 5 Федерального закона от 06 марта 2006 года N 35-ФЗ "О противодействии терроризму", п. 6.48 "СП 118.13330.2012. Свод правил. Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31 -06-2009" для комплексной безопасности и антитеррористической защищенности учреждений образования и их учащихся следует предусматривать на первом этаже помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры "Службы 112".

МОУ МБОУ «Батуровская основная общеобразовательная школа» осуществляет образовательную деятельность на основании лицензии от ДД.ММ.ГГГГ , реализует образовательные программы: дошкольного, начального, основного, дополнительного образования. Учреждение внесено в Перечень мест с массовым пребыванием людей, утвержденный распоряжением администрации Нытвенского муниципального района от 14.09.2016 -р. В нарушение положений здание образовательного учреждения не оборудовано системой видеонаблюдения, системой оповещения и управления эвакуацией, а также не обеспечена его физическая охрана.

Необеспечение антитеррористической защищенности здания МБОУ «Батуровская общеобразовательная школа» влечет за собой нарушение прав неопределенного круга лиц на безопасные условия обучения и воспитания.

В судебном заседании помощник прокурора Трушков П.В. исковые требования поддержал по доводам искового заявления, также пояснил, что у ответчика есть все возможности провести необходимые мероприятия по обеспечению безопасности учащихся, в т.ч. и по установке тревожной кнопки.

Представитель ответчика – МБОУ «Батуровская общеобразовательная школа» и третьего лица Управления образования администрации Нытвенского муниципального района Пенькова Е.В. иск признала частично, поддерживает доводы, изложенные в письменном пояснении, также указала, что с требованиями по установке видеонаблюдения и обеспечения физической охраной согласны. Требования по установке в школе тревожной кнопки выполнить затруднительно, т.к. в селе отсутствует сотовая связь, вневедомственная охрана отказывает в установке тревожной кнопки в том числе и на базе стационарного телефона, который в школе имеется.

Суд, заслушав участников процесса, изучив материалы дела, считает исковые требования подлежащими удовлетворению частично по следующим основаниям.

На основании ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии с п. 7 ч. 1 Ст. 2 Федерального закона от 06 марта 2006 года N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" одним из основных принципов противодействия терроризму является приоритет мер его предупреждения.

На основании ч. 3.1 ст. 5 Федерального закона от 06 марта 2006 года N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица либо использующие принадлежащее им имущество в социальных, благотворительных, культурных, образовательных или иных общественно полезных целях, не связанных с извлечением прибыли, выполняют требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), используемых для осуществления указанных видов деятельности и находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании. Юридические лица обеспечивают выполнение указанных требований в отношении объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.

Согласно п. "д" ст. 11 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05 октября 2009 года, одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе, критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест с массовым пребыванием людей.

В силу ч. 13 ст. 30 Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" в зданиях образовательных организаций должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.

П. 6.48 "СП 118.13330.2012. Свод правил. Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31 -06-2009", утвержденные приказом Минрегиона России от 29 декабря 2011 года N 635/10, предусмотрено, что для комплексной безопасности и антитеррористической защищенности учреждений образования и их учащихся следует предусматривать на первом этаже помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры "Службы 112".

В приложении "В" к вышеприведенному своду правил указано, что требования об установке систем видеонаблюдения распространяются на дошкольные образовательные организации и общеобразовательные учреждения (школы, гимназии, лицеи, колледжи, школы-интернаты).

Согласно п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

Согласно п. п. 2 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.

В соответствии с п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе, создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

В силу п. 8 ч. 1 ст. 41 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий (п. 3 ст. 5 Федерального закона от 06 марта 2006 года N 35-ФЗ "О противодействии терроризму").

В силу п. 7.1 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах городского округа.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131 -ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.

Приказом Рособразования от 11 ноября 2009 года N 2013 "О мерах по обеспечению пожарной и антитеррористической безопасности образовательных учреждений" органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано предусмотреть в бюджетах субъектов Российской Федерации и муниципальных образований средства на создание комплексной системы обеспечения безопасности образовательных учреждений; разработать и реализовать комплекс мероприятий по оснащению образовательных учреждений современными техническими средствами противопожарной и антитеррористической защиты (системы видеонаблюдения, тревожной сигнализации, контроля управления доступом и эвакуацией обучающихся и работников, контроля безаварийной работы систем жизнеобеспечения).

Согласно п. 23 Требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий), подлежащих обязательной охране полицией, и форм паспортов безопасности таких мест и объектов (территорий), утвержденных постановлением Правительства РФ от 25 марта 2015 года N 272, все места массового пребывания людей независимо от установленной категории оборудуются системой видеонаблюдения.

В соответствии с п.п. 30, 31, 32 Требований система видеонаблюдения с учетом количества устанавливаемых видеокамер и мест их размещения должна обеспечивать непрерывное видеонаблюдение за состоянием обстановки на всей территории места массового пребывания людей, архивирование и хранение данных в течение 30 дней.

Система оповещения в месте массового пребывания людей должна обеспечивать оперативное информирование людей об угрозе совершения или о совершении террористического акта. Система оповещения в месте массового пребывания людей является автономной, не совмещенной с ретрансляционными технологическими системами. Количество оповещателей и их мощность должны обеспечивать необходимую слышимость на всей территории места массового пребывания людей.

Пункты 24, 26 Требований предусматривают, что в целях поддержания правопорядка в местах массового пребывания людей организуется их физическая охрана. К обеспечению физической охраны мест массового пребывания людей могут привлекаться различные общественные объединения и организации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Из исследованных в судебном заседании документов, установлено, что МБОУ «Батуровская основная общеобразовательная школа» является муниципальным бюджетным учреждением, согласно Лицензии осуществляет образовательную деятельность, оказывает образовательные услуги по реализации образовательных программ по видам образования, по уровням образования, по профессиям, специальностям, направлениям подготовки, по подвидам дополнительного образования.

Учредителем учреждения является муниципальное образование Нытвенский муниципальный район. Учреждение является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, лицевые счета, печать, штамп, бланки со своим наименованием. Учреждение несет ответственность за жизнь и здоровье обучающихся (л.д. 7-15, 16-18).

Прокуратурой Нытвенского района проведена проверка исполнения законодательства при обеспечении безопасности и антитеррористической защищенности организаций для несовершеннолетних. По результатам проверки установлено, что в здании образовательного учреждения отсутствуют средства антитеррористической защищенности - система видеонаблюдения, не имеется физической охраны, тревожной кнопки (л.д. 21).

До настоящего времени образовательным учреждением выявленные нарушения не устранены.

Из объяснения директора МБОУ Батуровская ООШ ФИО следует, что в здании находится детский сад и основная общеобразовательная школа. Здание не оборудовано наружной системой видеонаблюдения, физическая охрана помещения обеспечивается в ночное время сторожами, в дневное – вахтером. В качестве системы оповещения используется непрерывная подача школьного звонка и пожарная сигнализация (л.д. 20).

В ответе ПАО «МТС» 07.09.2016 г., ПАО «Вымпелком» от 25.05.2016 г. указано, что услуги мобильной связи МТС в <адрес> не представляются, развитие услуг не запланировано, покрытие сети «Билайн» в населенном пункте отсутствует, модернизация не планируется.

Направлены заявки на установку кнопки экстренного вызова. Получены отрицательные ответы от ООО «Капитал СК», Краснокамского МОВО филиала ФГКУ УВО ВНГ России по Пермскому краю в связи с отсутствием покрытия сотовыми операторами данной зоны, отсутствием прямой телефонной линии с АТС.

На основании вышеизложенного в совокупности с исследованными доказательствами, суд считает, что отсутствие системы видеонаблюдения и физической охраны способствует несанкционированному доступу в школу посторонних лиц, что отрицательно сказывается на комплексной безопасности, антитеррористической защищенности лиц, пребывающих в образовательном учреждении, поскольку не обеспечивается надлежащая антитеррористическая и противодиверсионная устойчивость объекта, что не позволяет обеспечить постоянный контроль, предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций на территории данного образовательного учреждения, и, как следствие, влечет нарушение прав неопределенного круга лиц, учащихся и работников школы, в том числе права на охрану жизни и здоровья.

Таким образом, суд считает требования прокурора Нытвенского района о признании незаконным бездействия МБОУ «Батуровская основная общеобразовательная школа», выразившееся в непринятии мер к оснащению здания и участка по адресу: <адрес> системой видеонаблюдения, и по обеспечению физической охраны, обоснованными, поскольку противоречит вышеуказанным нормам действующего законодательства.

В судебном заседании так же установлено, что установка в учреждении канала передачи тревожных сообщений при условии отсутствия покрытия сотовыми операторами затруднительна, данный факт истцом не опровергнут.

Вместе с тем при решении вопроса о возложении обязанности предпринять конкретную обеспечивающую безопасность обучающихся меру также подлежат изучению вопросы возможности ее исполнения и сопутствующая этому эффективность меры.

Прокурор Нытвенского района ссылаясь на п.23 Требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий), подлежащих обязательной охране полицией и форм паспортов безопасности таких мест и объектов (территорий) заявил требования о возложении на ответчика обязанности оборудовать здание школы и земельный участок по адресу: <адрес> автономной системой оповещения, при этом не конкретизировав вид данной системы по своим техническим характеристикам: либо это должна быть система противопожарной защиты объекта (автоматических (автономных) установок пожаротушения, автоматических установок пожарной сигнализации, установок систем противодымной защиты, системы оповещения людей о пожаре, средств пожарной сигнализации) либо автономная система аварийной связи и оповещения, обеспечивающая оперативное информирование учеников и сотрудников школы о возможной опасности, либо иное.

Кроме того, истцом не опровергнут надлежащими доказательствами довод представителя ответчика Пеньковой Е.В. об отсутствии технической возможности установить канал передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры службы «112».

Истцом не представлено суду доказательств, подтверждающих наличие технической возможности установить автономную систему оповещения того или иного вида, которая бы отвечала целям создания более безопасных условий для обучающихся.

На основании изложенного, исковые требования прокурора о признании бездействия МБОУ «Батуровская основная общеобразовательная школа», выразившееся в непринятии мер к оснащению здания и участка по адресу: <адрес> автономной системой оповещения и возложении обязанности на ответчика установить данную систему, удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст. ст.194-198, 199 ГПК РФ, суд

решил:

Признать бездействие Муниципального Бюджетного образовательного учреждения «Батуровская основная общеобразовательная школа», выразившееся в непринятии мер к оснащению здания и участка по адресу: <адрес> системой видеонаблюдения, и по обеспечению физической охраны, незаконным.

Обязать Муниципальное Бюджетное образовательное учреждение «Батуровская основная общеобразовательная школа»:

оборудовать здание и земельный участок по адресу: <адрес> системой видеонаблюдения в срок до 01.04.2017;

обеспечить физическую охрану здания и земельного участка по адресу: <адрес> срок до 01.04.2017.

В удовлетворении остальной части исковых требований прокурору Нытвенского района отказать.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Нытвенский районный суд Пермского края в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме 15 декабря 2016 года.

Судья Л.А. Пищикова

2-1634/2016 ~ М-1565/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Прокурор Нытвенского района в интересах неопределенного круга лиц
Ответчики
МБОУ Батуровская общеобразовательная школа
Другие
Управление образования администрации Нытвенского муниципального рапйона
Суд
Нытвенский районный суд
Судья
Л.А. Пищикова
07.11.2016[И] Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
08.11.2016[И] Передача материалов судье
11.11.2016[И] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
11.11.2016[И] Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
11.11.2016[И] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
06.12.2016[И] Судебное заседание
08.12.2016[И] Судебное заседание
15.12.2016[И] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
22.12.2016[И] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.03.2017[И] Дело оформлено
22.05.2018[И] Дело передано в архив
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее