Дело № 2-10/2013
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Чердынь 14 февраля 2013 года
Чердынский районный суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Акладской Е.В.,
с участием старшего помощника прокурора Чердынского района Тойменцева В.В.,
при секретаре Артемовой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> в интересах ФИО2 к ФИО3 края, администрации ФИО12 муниципального района ФИО7 края, администрации ФИО13 сельского поселения о предоставлении благоустроенного жилого помещения,
У с т а н о в и л:
<адрес> обратился в суд с иском в интересах ФИО2 к администрации ФИО16 муниципального района, администрации ФИО14 сельского поселения о предоставлении жилого помещения с требованиями о возложении обязанности на администрацию ФИО15 муниципального района приобрести для истца благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 42 кв.м, и передать жилое помещение в собственность ФИО17 сельского поселения, возложении обязанности на администрацию Вильгортского сельского поселения предоставить истцу во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещение на условиях договора социального найма, находящееся в черте ФИО18 сельского поселения <адрес>. В иске указал, что в связи тем, что мать истца умерла в ДД.ММ.ГГГГ, отец лишен родительских прав по решению Чердынского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО2 до достижения возраста 18 лет осталась без попечения родителей, обладает статусом лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеет право на внеочередное обеспечение жилым помещением. Сведений о закреплении жилого помещения за ФИО2, а также сведений о наличии у неё и её родителей на праве собственности жилых помещений, не имеется. В соответствии с Постановлением ФИО3 края от ДД.ММ.ГГГГ, приобретение жилых помещений и их последующее предоставление детям – сиротам на условиях договоров социального найма осуществляется органами местного самоуправления за счет субвенций, источником финансирования которых являются средства бюджета ФИО7 края или средства федерального бюджета, передаваемые органам местного самоуправления из регионального фонда компенсаций на выполнение государственных полномочий по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями. До настоящего времени жилое помещение ФИО2 не представлено. Бездействием ответчиков нарушаются его права на внеочередное получение жилого помещения из государственного (муниципального) жилищного фонда.
В судебном заседании прокурор, ссылаясь на изменения законодательства, заявил о необходимости привлечения надлежащего ответчика – ФИО3 края, в связи с чем, уточнил исковые требования. Просит обязать ответчиков предоставить ФИО2 благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 33 кв.м.
Истец в судебное заседание не явилась, заявлено ходатайство о рассмотрении дела без её участия, на исковых требованиях настаивает.
ФИО3 администрации Чердынского муниципального района заявлено ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие, из письменных возражений следует, что по настоящему спору, надлежащим ответчиком считают ФИО3 края.
Глава администрации Вильгортского сельского поселения Чердынского муниципального района ФИО7 края в судебное заседание не явился, о дне рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Представитель Правительства ФИО19 в судебное заседание не явился, заявил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя. Из представленных письменных возражений следует, что Федеральным законом от 29.02.2012 №15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрен новый порядок предоставления жилья детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, который начал действовать с 1.01.2013 года, а именно изложена в новой редакции статья 8 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», устанавливающая основания и порядок предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений специализированного жилищного фонда для граждан указанной категории по договору найма специализированного жилого помещения, основания и порядок заключения с нанимателями договоров социального найма после окончания срока действия договора найма специализированного жилого помещения, а также определяющая вопросы, подлежащие регулированию субъектами РФ. В соответствии со ст.109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Законом Пермского края от 14.12.2012 №147-ПК «О внесении изменений в отдельные закона Пермской области и Пермского края в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» внесены изменения в региональное законодательство, регулирующее отношения в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Частью 1 ст.6 Закона Пермской области от 29.12.2004 №1939-419 «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрено однократное предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в порядке, установленном нормативным правовым актом Правительства Пермского края. В соответствии с ч.3 ст.5 Закона №147-ПК Правительству Пермского края в течение трех месяцев со дня вступления в силу настоящего Закона установлено принять нормативные правовые акты, обеспечивающие реализацию настоящего Закона. В настоящее время, для реализации Закона №147-ПК, разрабатываются соответствующие нормативные правовые акты, в том числе и Порядок однократного предоставления благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с определением соответствующего уполномоченного органа. В удовлетворении исковых требований просит отказать, полагая, что заявленные требования не соответствуют нормам действующего законодательства.
Оценив пояснения сторон и исследовав материалы дела, суд считает иск обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Согласно ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ (в ред. Федерального закона от 29.02.2012 № 15-ФЗ) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
В соответствии с ч.1 ст.109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Законом Пермской области от 29.12.2004 №1939-419 (ред. От 14.12.2012) «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», статьей 6, предусмотрено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, однократно предоставляются жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в порядке, установленном нормативным правовым актом Правительства Пермского края.
Условиями предоставления жилых помещений лицам, являются: 1) лицо проживает в Пермском крае; 2) лицо не является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма; 3) лицо является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма - в случае, если его проживание в ранее занимаемом жилом помещении признано невозможным.
Жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям существующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, устанавливаемым органами местного самоуправления, но не менее 33 квадратных метров общей площади жилого помещения.
В соответствии со свидетельством о рождении ФИО2, родившейся ДД.ММ.ГГГГ, её родителями являются ФИО4 и ФИО5.
ФИО5 умерла ДД.ММ.ГГГГ.
По решению <адрес> районного суда от ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 лишен родительских прав в отношении дочери.
На основании постановления главы местного самоуправления <адрес> ФИО7 <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 определена в <адрес> детский дом, за ней закреплено жилое помещение, в котором она проживала с родителями, по адресу: ФИО8 край, <адрес>.
Из акта обследования жилого помещения по адресу: <адрес>, от ДД.ММ.ГГГГ, и заключения межведомственной комиссии, следует, что указанное жилое помещение признано не пригодным для проживания после пожара.
Распоряжением главы администрации Вильгортского сельского поселения №-р от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
При таких обстоятельствах, за ФИО2 было закреплено непригодное для проживания жилое помещение, что противоречит ч.2 ст.15 Жилищного кодекса РФ, согласно которой жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).
С учетом изложенного суд считает, что истец не имеет закрепленного жилого помещения.
Из справки Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по ФИО7 краю и справки МП БТИ <адрес> следует, что за гражданами ФИО2, ФИО5, ФИО4 сведения о зарегистрированных правах на объекты недвижимого имущества не числятся.
Таким образом, ФИО2 является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, состоит на учете лиц, нуждающихся в жилом помещении, какое-либо жилое помещение за ней не закреплено, нанимателем жилого помещения по договору социального найма и членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма не является, собственного жилья не имеет, на день разрешения спора жилым помещением не обеспечена.
Обосновывая исковые требования в части возложения обязанности по предоставлению жилого помещения на администрацию Чердынского муниципального района, администрацию Вильгортского сельского поселения прокурор ссылается, в том числе, на Правила, утвержденные Указом Губернатора Пермской области от 22.06.2000 №170 «Об утверждении Правил учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа, нуждающихся в жилом помещении», согласно которым учет детей-сирот, нуждающихся в жилых помещениях, осуществляют органы местного самоуправления.
Администрация муниципального района в качестве органа самоуправления осуществляла работу по ведению общего списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поставленных на учет соответствующими сельскими поселениями, а также направляла сводный список в Министерство социальной защиты Пермского края.
При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения исковых требований о возложении обязанности на администрацию Чердынского муниципального района, администрацию Вильгортского сельского поселения по предоставлению ФИО2 жилого помещения, не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ суд,
Р Е Ш И Л:
Возложить обязанность на ФИО3 края предоставить ФИО2 благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 33 кв.м.
В удовлетворении остальной части исковых требований к администрации ФИО20 муниципального района, администрации ФИО21 сельского поселения отказать.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд, в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, через Чердынский районный суд.
Председательствующий: Е.В. Акладская