Дело № 2а-227/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 января 2016 г. г. Вышний Волочек
Вышневолоцкий городской суд Тверской области в составе:
председательствующего судьи Комаровой Е.С.,
при секретаре Магдеевой Н.В.,
с участием прокурора Игнатьевой М.Р.,
представителя ответчика Рябковой Н.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Вышневолоцкого межрайонного прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации <данные изъяты> сельского поселения <адрес> о признании незаконным бездействия, выразившегося в не организации диспансеризации муниципальных служащих в 2015 году и возложении обязанности принять меры, направленные на прохождение муниципальными служащими диспансеризации в 2016 году,
установил:
Вышневолоцкий межрайонный прокурор обратился в суд с административным исковым заявлением в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации <данные изъяты> сельского поселения <адрес> о признании незаконным бездействия, выразившегося в не организации диспансеризации муниципальных служащих в 2015 году и возложении обязанности принять меры, направленные на прохождение муниципальными служащими диспансеризации в 2016 году.
В обоснование исковых требований указал, что прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о муниципальной службе, в ходе которой установлено, что в нарушение действующего законодательства, а именно ст. 7 и 41 Конституции Российской Федерации, ст. 12 и 13 Федерального закона от 02 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», ст. 46 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 14 декабря 2009 года № 984н «Об утверждении Порядка прохождения диспансеризации государственными гражданскими служащими Российской Федерации и муниципальными служащими, перечня заболеваний, препятствующих поступлению на государственную гражданскую службу Российской Федерации и муниципальную службу или ее прохождению, а также формы заключения медицинского учреждения» администрацией <данные изъяты> сельского поселения <адрес> не проведена диспансеризация муниципальных служащих в 2015 году. Не проведение администрацией диспансеризации муниципальных служащих нарушает права неопределенного круга лиц, так как несвоевременные диагностика и выявление заболеваний могут негативно сказаться на эффективности и качестве работы муниципальных служащих. Требования, установленные федеральным законодательством для лиц, проходящих муниципальную службу, направлены, в том числе, на предотвращение нарушений прав, свобод и законных интересов гражданина, организаций, с которыми общается муниципальный служащий при исполнении своих должностных обязанностей. Продолжение работы муниципальным служащим, имеющим заболевание, препятствует дальнейшему прохождению службы, поскольку это, прежде всего, создает угрозу возможного причинения вреда законным интересам граждан, организаций.
В связи с этим прокурор просил признать незаконным бездействие администрации <данные изъяты> сельского поселения <адрес>, выразившееся в не организации диспансеризации муниципальных служащих администрации <данные изъяты> сельского поселения <адрес> в 2015 году; обязать администрацию <данные изъяты> сельского поселения <адрес> в течение 2 (двух) месяцев со дня вступления решения в законную силу принять меры, направленные на прохождение муниципальными служащими администрации <данные изъяты> сельского поселения <адрес> диспансеризации в 2016 году, а именно:
- составить поименный список муниципальных служащих администрации <данные изъяты> сельского поселения <адрес>, подлежащих диспансеризации;
- утвердить график прохождения муниципальными служащими администрации <данные изъяты> сельского поселения <адрес> диспансеризации в 2016 году;
- заключить с медицинским учреждением договор об оказании услуг по проведению диспансеризации муниципальных служащих администрации <данные изъяты> сельского поселения <адрес> в соответствии с Федеральным законом от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;
- направить поименный список муниципальных служащих администрации <данные изъяты> сельского поселения <адрес>, подлежащих диспансеризации, в указанное медицинское учреждение.
В судебном заседании, участвующий в деле прокурор Игнатьева М.Р., поддержала исковые требования по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика - глава администрации <данные изъяты> сельского поселения <адрес> Рябкова Н.Ф., в судебном заседании исковые требования признала в полном объеме, представив письменное заявление.
Заслушав прокурора, представителя административного ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно сообщению администрации <данные изъяты> сельского поселения <адрес> от <дата> <№> диспансеризация муниципальных служащих в 2015 году не проводилась, диспансеризация муниципальных служащих поселения планируется в 2016 году.
На основании ст. 7 и 41 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей. Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
В силу пп. 3 и 10 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 02 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» муниципальный служащий обязан, в частности: соблюдать при исполнении должностных обязанностей права, свободы и законные интересы человека и гражданина, а также права и законные интересы организаций; соблюдать ограничения, выполнять обязательства, не нарушать запреты, которые установлены этим Федеральным законом и другими федеральными законами.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 13 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» гражданин не может быть принят на муниципальную службу, а муниципальный служащий не может находиться на муниципальной службе в случае наличия заболевания, препятствующего поступлению на муниципальную службу или ее прохождению и подтвержденного заключением медицинской организации. Порядок прохождения диспансеризации, перечень таких заболеваний и форма заключения медицинской организации устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с ч. 5 ст. 24 и ч. 4 ст. 46 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» работодатели обязаны обеспечивать условия для прохождения работниками медицинских осмотров и диспансеризации, а также беспрепятственно отпускать работников для их прохождения. Диспансеризация представляет собой комплекс мероприятий, в том числе медицинский осмотр врачами нескольких специальностей и применение необходимых методов обследования, осуществляемых в отношении определенных групп населения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как видно из положений пп. 1, 3-8 и 17 Порядка прохождения диспансеризации государственными гражданскими служащими Российской Федерации и муниципальными служащими, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 14 декабря 2009 года № 984н, данный Порядок определяет правила прохождения диспансеризации лицами, замещающими муниципальные должности муниципальной службы, а также выдачи заключения медицинского учреждения о наличии (отсутствии) заболевания, препятствующего поступлению на муниципальную службу или ее прохождению. Диспансеризация муниципальных служащих осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов в медицинских учреждениях, определенных органом местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, имеющих лицензию на осуществление медицинской деятельности, включая работы (услуги) при осуществлении амбулаторно-поликлинической медицинской помощи по специальностям: «терапия», «акушерство и гинекология», «неврология», «урология», «хирургия», «офтальмология», «отоларингология», «эндокринология», «психиатрия», «психиатрия-наркология», «рентгенология», «ультразвуковая диагностика», «клиническая лабораторная диагностика».
Диспансеризация муниципальных служащих проводится ежегодно врачами-специалистами с использованием лабораторных и функциональных исследований. Диспансеризация муниципальных служащих проводится в служебное время в течение календарного года в соответствии с графиком прохождения диспансеризации муниципальными служащими, утвержденным представителем нанимателя (работодателем). Муниципальные служащие проходят диспансеризацию в сроки, установленные графиком.
Для прохождения диспансеризации представитель нанимателя (работодатель) составляет поименный список муниципальных служащих и направляет его за два месяца до начала диспансеризации в соответствующее медицинское учреждение. Медицинское учреждение на основании полученного от представителя нанимателя (работодателя) поименного списка гражданских служащих или муниципальных служащих, подлежащих диспансеризации, утверждает совместно с представителем нанимателя (работодателем) календарный план проведения диспансеризации. Медицинское учреждение на основании результатов диспансеризации муниципального служащего выдает ему заключение медицинского учреждения о наличии (отсутствии) заболевания, препятствующего поступлению на муниципальную службу или ее прохождению. Заключение приобщается к личному делу муниципального служащего.
Не проведение администрацией <данные изъяты> сельского поселения <адрес> диспансеризации муниципальных служащих нарушает права неопределенного круга лиц, так как несвоевременная диагностика и выявление заболеваний может негативно сказаться на эффективности и качестве работы муниципальных служащих, следствием чего в свою очередь может явиться оказание муниципальных услуг ненадлежащего качества, т.е. может повлечь за собой нарушение прав граждан, круг которых определить невозможно.
Требования, установленные федеральным законодательством, для лиц, поступающих и проходящих муниципальную службу, направлены, в том числе на предотвращение нарушений прав, свобод и законных интересов гражданина, организаций, с которыми общается муниципальный служащий при исполнении своих должностных обязанностей.
Продолжение работы муниципальным служащим, имеющим заболевание, препятствует дальнейшему прохождению службы, поскольку это, прежде всего, создает угрозу возможного причинения вреда законным интересам граждан.
Исходя из приведенных положений законодательства, суд приходит к выводу, что администрацией <данные изъяты> сельского поселения <адрес> не исполняются предусмотренные законом обязанности по ежегодному проведению диспансеризации муниципальных служащих. Следовательно, имеет место незаконное бездействие административного ответчика по исполнению возложенных на него обязанностей.
На основании изложенного, с учетом признания представителем административного ответчика заявленных требований в полном объеме, суд приходит к выводу, что исковые требования Вышневолоцкого межрайонного прокурора подлежат удовлетворению.
При решении вопроса о распределении судебных расходов суд принимает во внимание, что согласно пп. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков), освобождены от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь ст.175-180 КАС РФ
решил:
Административное исковое заявление Вышневолоцкого межрайонного прокурора удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации <данные изъяты> сельского поселения <адрес>, выразившееся в не организации диспансеризации муниципальных служащих администрации <данные изъяты> сельского поселения <адрес> в 2015 году.
Обязать администрацию <данные изъяты> сельского поселения <адрес> в течение 2 (двух) месяцев со дня вступления настоящего решения в законную силу принять меры, направленные на прохождение муниципальными служащими администрации <данные изъяты> сельского поселения <адрес> диспансеризации в 2016 году, а именно:
- составить поименный список муниципальных служащих администрации <данные изъяты> сельского поселения <адрес>, подлежащих диспансеризации;
- утвердить график прохождения муниципальными служащими администрации <данные изъяты> сельского поселения <адрес> диспансеризации в 2016 году;
- заключить с медицинским учреждением договор об оказании услуг по проведению диспансеризации муниципальных служащих администрации <данные изъяты> сельского поселения <адрес> в соответствии с Федеральным законом от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и направить поименный список муниципальных служащих администрации <данные изъяты> сельского поселения <адрес>, подлежащих диспансеризации, в это медицинское учреждение.
Об исполнении решения суда администрации <данные изъяты> сельского поселения <адрес> необходимо сообщить в суд и Вышневолоцкую межрайонную прокуратуру в течение двух недель со дня истечения срока, установленного для исполнения решения суда.
Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд через Вышневолоцкий городской суд Тверской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Е.С. Комарова