Дело №
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
<адрес>
<адрес> ДД.ММ.ГГГГ
<адрес> суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Водяниковой М.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Пьяных А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора <адрес>, предъявленного в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации <адрес> сельсовета <адрес> о признании бездействия незаконным и обязывании к совершению действий по оформлению права муниципальной собственности на автомобильную дорогу общего пользования местного значения,
УСТАНОВИЛ:
<адрес> обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с административным исковым заявлением к Администрации <адрес> сельсовета <адрес> о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по оформлению права муниципальной собственности на автомобильную дорогу общего пользования местного значения и обязывании устранения выявленных нарушений.
В обоснование исковых требований прокурор указал, что прокуратурой <адрес> проведена проверка исполнения требований законодательства о безопасности дорожного движения на территории Нижнеборковского сельсовета <адрес>, в ходе которой выявлены нарушения требований Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ и Федерального закона «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в РФ» от ДД.ММ.ГГГГ № 257-ФЗ, поскольку на территории <адрес> сельсовета <адрес> имеется дорога, включенная в перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения, утвержденный постановлением <адрес>, проходящая по <адрес>, в <адрес>, право муниципальной собственности на которую не зарегистрировано. Отсутствие государственной регистрации права собственности на автомобильную дорогу общего пользования местного значения препятствует ее передаче в ведение <адрес>, и, как следствие, управлению и распоряжению указанным имуществом, последующему финансированию и содержанию его в надлежащем состоянии, эффективному использованию для обеспечения безопасности на дорогах общего пользования, чем нарушаются права неопределенного круга лиц. Указанные обстоятельства свидетельствует о бездействии ответчика по выполнению обязанностей, установленных действующим законодательством. Поэтому просит признать незаконным бездействие администрации <адрес> сельсовета, выразившееся в непринятии мер по оформлению права муниципальной собственности на автомобильную дорогу общего пользования местного значения, и возложить на ответчика обязанность по устранению выявленных нарушений, установив срок в 2 года со дня вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании заместитель прокурора Челноков С.С. поддержал заявленные прокурором <адрес> требования по изложенным в иске основаниям и просил удовлетворить.
В судебное заседание представитель административного ответчика Администрации <адрес> сельсовета <адрес> не явился, о дате, месте и времени рассмотрения дела был своевременно уведомлен надлежащим образом, об уважительности причин неявки суду не сообщил. Согласно заявлению глава Часовских А.Н. ходатайствует о рассмотрении дела в его отсутствие, указывая, что возражений относительно заявленных прокурором требований не имеет.
В судебное заседание представитель заинтересованного лица <адрес> не явился, о дате, месте и времени рассмотрения дела был своевременно уведомлен надлежащим образом. Представитель по доверенности Белозеров М.И., ссылаясь в представленном суду отзыве на обоснованность заявленных прокурором требований, также ходатайствует о рассмотрении дела в отсутствие представителя администрации <адрес>.
Согласно ч. 2 ст. 150 Кодекса административного судопроизводства РФ неявка лица, участвующего в деле, извещенного о времени и месте рассмотрения дела, и не представившего доказательства уважительности своей неявки, не является препятствием к разбирательству дела.
С учетом изложенного, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание представителей административного ответчика Администрации <адрес> сельсовета <адрес>, а также представителя заинтересованного лица <адрес>, поскольку указанными лицами доказательств уважительности причин неявки суду не представлено, а их неявка не препятствует рассмотрению дела по существу.
Выслушав заместителя прокурора Челнокова С.С., изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление, которое в пределах своих полномочий самостоятельно, является необходимой формой осуществления власти народа, составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения (статья 12, часть 2 статьи 3, часть 1 статьи 130 Конституции Российской Федерации).
Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, государственные гарантии его осуществления устанавливает Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», который к вопросам местного значения муниципальных районов относит дорожную деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, организацию дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5 части 1 статьи 14, части 3, 4 статьи 14 Закона).
Данные полномочия муниципальные районы исполняют с ДД.ММ.ГГГГ, что следует их ст. 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 165-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» и отдельные законодательные акты РФ.
При этом <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗКО «О закреплении за сельскими поселениями <адрес> отдельных вопросов местного значения» за сельскими поселениями <адрес> закреплены вопросы местного значения, среди которых полномочия в области дорожной деятельности не предусмотрены.
Вместе с тем, частью 1.1. ст. 154 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» предусмотрено, что в случае изменения перечня вопросов местного значения сельского поселения для обеспечения выполнения требований Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» между муниципальным районом и сельскими поселениями в его составе обеспечивается передача и разграничение имущества.
Разграничение имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными районами, поселениями, городскими округами, городскими округами с внутригородским делением, внутригородскими районами осуществляется правовыми актами субъектов Российской Федерации, принимаемыми по согласованным предложениям органов местного самоуправления соответствующих муниципальных образований
Порядок согласования перечня имущества, подлежащего передаче, порядок направления согласованных предложений органами местного самоуправления соответствующих муниципальных образований органам государственной власти субъектов Российской Федерации и перечень документов, необходимых для принятия правового акта субъекта Российской Федерации о разграничении имущества, устанавливаются законом субъекта Российской Федерации.
Такой порядок установлен <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗКО, в соответствии со статьей 2 которого предложения о передаче муниципального имущества направляются органом местного самоуправления, владеющим имуществом, подлежащим передаче органу местного самоуправления муниципального образования, в собственность которого указанное имущество передается в процессе его разграничения.
Указанные предложения с приложением перечня муниципального имущества, подлежащего передаче, оформленного по форме согласно приложению к настоящему Закону, направляются органом местного самоуправления, владеющим имуществом, подлежащим передаче для согласования в орган местного самоуправления, осуществляющий полномочия собственника имущества принимающей стороны.
При этом, как следует из установленного ст. 4 указанного <адрес> перечня документов, необходимых для принятия правового акта <адрес> о разграничении муниципального имущества, для принятия правового акта <адрес> о разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности, органы местного самоуправления представляют в орган исполнительной государственной власти <адрес>, уполномоченный на управление и распоряжение государственной собственностью <адрес>, среди прочих документов, выписку из Единого государственного реестра недвижимости о зарегистрированных правах на предлагаемое к передаче недвижимое имущество (в том числе о зарегистрированных правах на земельные участки в случае, если они предлагаются к передаче как самостоятельные объекты), то есть документы, о принадлежности предполагаемого к передаче имущества на праве собственности.
Таким образом, вышеуказанными нормативно-правовыми актами, на органы местного самоуправления в лице сельских поселений, в связи с перераспределением с ДД.ММ.ГГГГ между ними и муниципальными районами отнесенных к ведению каждого из них вопросов местного значения, возложена обязанность по принятию мер к передаче имущества, находящегося в муниципальной собственности, в собственность муниципального района, а если право собственности не оформлено, то к его оформлению и последующей передаче.
В соответствии с п. 1-7 ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости.
Государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.
Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132, 133.1 и 164 ГК РФ. В случаях, установленных федеральным законом, государственной регистрации подлежат возникающие, в том числе на основании договора, либо акта органа государственной власти, либо акта органа местного самоуправления, ограничения прав и обременения недвижимого имущества, в частности сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда, наем жилого помещения.
Согласно ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
В судебном заседании установлено, что МО «<адрес> сельсовет» <адрес> согласно Устава, имеет статус сельского поселения и включает в себя сельские населенные пункты, в том числе <адрес>.
Как следует из реестра автомобильных дорог, утвержденного решением Представительного собрания <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, автомобильные дороги, расположенные в границах <адрес> сельсовета, в том числе автомобильная дорога, проходящая по <адрес>, действительно отнесена к дорогам общего пользования местного значения.
Согласно выписки из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ, право собственности на указанное имущество (автомобильную дорогу) ни за кем не зарегистрировано.
В муниципальную собственность <адрес> сельсовета указанная автомобильная дорога не оформлена, в ведение <адрес>, на которую возложено обеспечение дорожной деятельности, не передана.
Таким образом, по делу установлено, что административным ответчиком не в полной мере выполняются возложенные на него обязанности, поскольку, как следует из акта прокурорской проверки и внесенного административному ответчику, как органу местного самоуправления, ДД.ММ.ГГГГ представления, установившего бездействие последнего в вопросе оформления в муниципальную собственность имеющихся в границах сельсовета автомобильных дорог общего пользования местного значения, Администрацией <адрес> сельсовета <адрес> мер к выполнению требований представления и закона не принято, право муниципальной собственности на дорогу общего пользования местного значения до настоящего времени не зарегистрировано, дорога в ведение и собственность <адрес> для выполнения последней мероприятий по осуществлению дорожной деятельности на ней, не передана.
Указанные обстоятельства не оспаривались, ни административным ответчиком, ни заинтересованным лицом, что следует из материалов дела и представленных ими отзывов.
Таким образом, отсутствие зарегистрированного за МО «<адрес> сельсовет» права муниципальной собственности на расположенную в его границах автомобильную дорогу, отнесенную к дорогам общего пользовании местного значения, свидетельствует о допущенном административным ответчиком бездействии, так как им не выполняются возложенные на него приведенным выше федеральным законодательством обязанности по передаче указанного имущества в собственность <адрес> для выполнения последним вопросов местного значения.
Данное бездействие административного ответчика свидетельствует о допускаемом им нарушением действующего законодательства, влечет невозможность фактического выполнения <адрес>, как органом местного самоуправления, возложенных на него обязанностей по организации дорожной деятельности на автомобильных дорогах местного значения в границах населенных пунктов, входящих в состав муниципального района, и обеспечению безопасности дорожного движения на условиях и в порядке, установленных Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации» и Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения».
При указанных обстоятельствах, принимая во внимание, что до настоящего времени выявленные нарушения административным ответчиком не устранены, представление, внесенное прокурором <адрес>, оставлено без исполнения, суд находит заявленные прокурором <адрес> требования законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В связи с этим суд считает признать незаконным бездействие Администрации <адрес> сельсовета <адрес>, выразившееся в непринятии мер по оформлению права муниципальной собственности на автомобильную дорогу общего пользования местного значения и обязать ее принять меры к устранению выявленных нарушений.
С учетом конкретных обстоятельств по делу и объема предстоящих к выполнению мероприятий, суд считает заявленный прокурором срок для исполнения решения разумным и обоснованным.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 227-228 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора <адрес> удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации <адрес> сельсовета <адрес>, выразившееся в непринятии мер по оформлению права собственности на автомобильную дорогу общего пользования местного значения с асфальтобетонным покрытием, расположенную в границах <адрес> сельсовета <адрес> и проходящую по <адрес>.
Обязать администрацию <адрес> сельсовета <адрес> провести необходимые мероприятия к регистрации права муниципальной собственности на автомобильную дорогу общего пользования местного значения с асфальтобетонным покрытием, расположенную в границах <адрес> сельсовета <адрес> и проходящую по <адрес>, в течение 2 лет со дня вступления решения суда в законную силу.
Администрации <адрес> сельсовета <адрес> сообщить об исполнении решения суда в <адрес> суд и прокурору <адрес> в течение двух лет одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в <адрес> суд через <адрес> суд <адрес> в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме, которое состоится ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий судья М.И. Водяникова