Дело № 2а-98/2018
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
п. Сандово 13 ноября 2018 года
Сандовский районный суд Тверской области в составе:
председательствующего судьи Тарасова С.А.,
рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства в открытом судебном заседании административное дело по административному иску и.о. прокурора Сандовского района Тверской области Васильева Д.В. в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Лукинское сельское поселение Сандовского района Тверской области о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования Лукинское сельское поселение Сандовского района Тверской области и об обязании внести изменения в Устав муниципального образования Лукинское сельское поселение Сандовского района Тверской области,
У С Т А Н О В И Л:
Исполняющий обязанности прокурора Сандовского района обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц с вышеуказанным административным исковым заявлением мотивировав тем, что прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства в сфере муниципального нормотворчества и обеспечения соответствия нормативно - правовых актов федеральному законодательству Администрацией Лукинского сельского поселения Сандовского района Тверской области, в ходе которой выявлены нарушения, выразившиеся в следующем.
Установлено, что Устав муниципального образования Лукинского сельского поселения Сандовского района Тверской области не соответствует Федеральному закону от 18.04.2018 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам совершенствования организации местного самоуправления» (далее - ФЗ № 83), которым внесено ряд изменений в Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - ФЗ № 131).
В Уставе МО Лукинское сельское поселение Сандовского района Тверской области отсутствуют следующие изменения, внесенные ФЗ № 83.
Часть 3.2 ст. 23 ФЗ № 131 изложена в следующей редакции: Выборы депутатов представительных органов поселений с численностью населения менее 3000 человек, а также представительных органов поселений и представительных органов городских округов с численностью менее 15 депутатов проводятся по одномандатным и (или) многомандатным избирательным округам.
В статье 25 ФЗ № 131 в абзаце втором части 3 слова «местной администрации» замены словами «муниципального образования».
Статья 25 ФЗ № 131 дополнена частью 3.1 следующего содержания: - «Порядок организации и проведения схода граждан определяется уставом муниципального образования и должен предусматривать заблаговременное оповещение жителей муниципального образования о времени и месте проведения схода граждан, заблаговременное ознакомление с проектом муниципального правового акта и материалами по вопросам, выносимым на решение схода граждан, другие меры, обеспечивающие участие жителей муниципального образования в сходе граждан».
Статья 25.1 ФЗ № 131 дополнена пунктом 7 следующего содержания: - «В сельском населенном пункте по вопросу выдвижения кандидатуры старосты сельского населенного пункта, а также по вопросу досрочного прекращения полномочий старосты сельского населенного пункта».
Дополнена частью 1.1: - «В сельском населенном пункте сход граждан также может проводиться в целях выдвижения кандидатур в состав конкурсной комиссии при проведении конкурса на замещение должности муниципальной службы в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о муниципальной службе».
Дополнена ст. 27.1 следующего содержания:
«Статья 27.1 Староста сельского населенного пункта.
1. Для организации взаимодействия органов местного самоуправления и жителей сельского населенного пункта при решении вопросов местного значения в сельском населенном пункте, расположенном в поселении, городском округе или на межселенной территории, может назначаться староста сельского населенного пункта.
2. Староста сельского населенного пункта назначается представительным органом муниципального образования, в состав которого входит данный сельский населенный пункт, по представлению схода граждан сельского населенного пункта из числа лиц, проживающих на территории данного сельского населенного пункта и обладающих активным избирательным правом.
3. Староста сельского населенного пункта не является лицом, замещающим государственную должность, должность государственной гражданской службы, муниципальную должность или должность муниципальной службы, не может состоять в трудовых отношениях и иных непосредственно связанных с ними отношениях с органами местного самоуправления.
Законом субъекта Российской Федерации с учетом исторических и иных местных традиций может быть установлено иное наименование должности старосты сельского населенного пункта.
4. Старостой сельского населенного пункта не может быть назначено лицо:
1) замещающее государственную должность, должность государственной гражданской службы, муниципальную должность или должность муниципальной службы;
2) признанное судом недееспособным или ограниченно дееспособным;
3) имеющее непогашенную или неснятую судимость.
5. Срок полномочий старосты сельского населенного пункта устанавливается уставом муниципального образования и не может быть менее двух и более пяти лет.
Полномочия старосты сельского населенного пункта прекращаются досрочно по решению представительного органа муниципального образования, в состав которого входит данный сельский населенный пункт, по представлению схода граждан сельского населенного пункта, а также в случаях, установленных пунктами 1 - 7 части 10 статьи 40 настоящего Федерального закона.
6. Староста сельского населенного пункта для решения возложенных на него задач:
1) взаимодействует с органами местного самоуправления, муниципальными предприятиями и учреждениями и иными организациями по вопросам решения вопросов местного значения в сельском населенном пункте;
2) взаимодействует с населением, в том числе посредством участия в сходах, собраниях, конференциях граждан, направляет по результатам таких мероприятий обращения и предложения, в том числе оформленные в виде проектов муниципальных правовых актов, подлежащие обязательному рассмотрению органами местного самоуправления;
3) информирует жителей сельского населенного пункта по вопросам организации и осуществления местного самоуправления, а также содействует в доведении до их сведения иной информации, полученной от органов местного самоуправления;
4) содействует органам местного самоуправления в организации и проведении публичных слушаний и общественных обсуждений, обнародовании их результатов в сельском населенном пункте;
5) осуществляет иные полномочия и права, предусмотренные уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации.
7. Гарантии деятельности и иные вопросы статуса старосты сельского населенного пункта могут устанавливаться уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации».
Статья 28 дополнена частью 6 следующего содержания:
«В поселении, в котором полномочия представительного органа муниципального образования осуществляются сходом граждан, публичные слушания и общественные обсуждения могут не проводиться по проектам муниципальных правовых актов и вопросам, решения по которым принимаются сходом граждан».
Статья 47 дополнена абзацем следующего содержания.
Часть 2 дополнена абзацами следующего содержания: Официальным опубликованием муниципального правового акта или соглашения, заключенного между органами местного самоуправления, считается первая публикация его полного текста в периодическом печатном издании, распространяемом в соответствующем муниципальном образовании. Для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов и соглашений органы местного самоуправления вправе также использовать сетевое издание. В случае опубликования (размещения) полного текста муниципального правового акта в официальном сетевом издании объемные графические и табличные приложения к нему в печатном издании могут не приводиться».
Часть 3 после слов «опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов» дополнена словами: «соглашений, заключаемых между органами местного самоуправления».
Выявленные нарушения показывают, что полномочия по внесению изменений в Устав муниципального образования Лукинского сельского поселения Сандовского района Тверской области длительное время не использовались, что говорит о бездействии органа местного самоуправления по несвоевременному принятию изменений в Устав муниципального образования. Изменения в ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» внесены 18.04.2018, однако до настоящего времени, по состоянию на 25.10.2018 в Устав муниципального образования Лукинского сельского поселения Сандовского района Тверской области не внесены.
Обращение в суд в порядке ст.39 КАС РФ, в защиту прав неопределенного круга лиц, мотивировано невозможностью определить конкретное количество лиц, права которых нарушены.
Просит признать незаконным бездействие администрации Лукинского сельского поселения Сандовского района Тверской области в связи с не приведением Устава муниципального образования Лукинского сельского поселения Сандовского района Тверской области в соответствие с требованиями Федерального закона от 18.04.2018 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам совершенствования организации местного самоуправления». Возложить на Администрацию Лукинского сельского поселения Сандовского района Тверской области обязанность по устранению допущенных нарушений законодательства, внесению изменений в Устав муниципального образования Лукинского сельского поселения Сандовского района Тверской области, в соответствии с требованиями Федерального закона от 18.04.2018 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам совершенствования организации местного самоуправления» в срок до 01.03.2019.
Административный истец – и.о. прокурора Сандовского района Тверской области Васильев Д.В., просил о рассмотрении дела в порядке упрощенного (письменного) производства.
Административный ответчик представитель администрации Лукинского сельского поселения Сандовского района, осведомленный о наличии данного дела в суде, в десятидневный срок возражений против рассмотрения дела в порядке упрощенного (письменного) производства не представил, в связи с чем, дело было назначено к рассмотрению в порядке упрощенного (письменного) производства
Исследовав материалы дела, оценив допустимость и достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь представленных доказательств в их совокупности, суд приходит к следующему.
Пункт 1 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает осуществление защиты нарушенных или оспоренных гражданских прав в соответствии с подведомственностью дел в судебном порядке.
В соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации одним из способов защиты гражданских прав является присуждение к исполнению обязанностей.
В соответствии с п. 3 ст. 35 Федерального закона от 17.01.1992 №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
Согласно ч. 4 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 43 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в систему муниципальных правовых актов входит, в том числе, устав муниципального образования.
Федеральным законом от 18.04.2018 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам совершенствования организации местного самоуправления» внесены изменения в изменений в Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»
В судебном заседании установлено, что Устав муниципального образования Лукинского сельского поселения Сандовского района Тверской области не соответствует Федеральному закону от 18.04.2018 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам совершенствования организации местного самоуправления», а именно:
Часть 3.2 ст. 23 ФЗ № 131 изложена в следующей редакции: Выборы депутатов представительных органов поселений с численностью населения менее 3000 человек, а также представительных органов поселений и представительных органов городских округов с численностью менее 15 депутатов проводятся по одномандатным и (или) многомандатным избирательным округам.
В статье 25 ФЗ № 131 в абзаце втором части 3 слова «местной администрации» замены словами «муниципального образования».
Статья 25 ФЗ № 131 дополнена частью 3.1 следующего содержания: - «Порядок организации и проведения схода граждан определяется уставом муниципального образования и должен предусматривать заблаговременное оповещение жителей муниципального образования о времени и месте проведения схода граждан, заблаговременное ознакомление с проектом муниципального правового акта и материалами по вопросам, выносимым на решение схода граждан, другие меры, обеспечивающие участие жителей муниципального образования в сходе граждан».
Статья 25.1 ФЗ № 131 дополнена пунктом 7 следующего содержания: - «В сельском населенном пункте по вопросу выдвижения кандидатуры старосты сельского населенного пункта, а также по вопросу досрочного прекращения полномочий старосты сельского населенного пункта».
Дополнена частью 1.1: - «В сельском населенном пункте сход граждан также может проводиться в целях выдвижения кандидатур в состав конкурсной комиссии при проведении конкурса на замещение должности муниципальной службы в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о муниципальной службе».
Дополнена ст. 27.1 следующего содержания:
«Статья 27.1 Староста сельского населенного пункта.
1. Для организации взаимодействия органов местного самоуправления и жителей сельского населенного пункта при решении вопросов местного значения в сельском населенном пункте, расположенном в поселении, городском округе или на межселенной территории, может назначаться староста сельского населенного пункта.
2. Староста сельского населенного пункта назначается представительным органом муниципального образования, в состав которого входит данный сельский населенный пункт, по представлению схода граждан сельского населенного пункта из числа лиц, проживающих на территории данного сельского населенного пункта и обладающих активным избирательным правом.
3. Староста сельского населенного пункта не является лицом, замещающим государственную должность, должность государственной гражданской службы, муниципальную должность или должность муниципальной службы, не может состоять в трудовых отношениях и иных непосредственно связанных с ними отношениях с органами местного самоуправления.
Законом субъекта Российской Федерации с учетом исторических и иных местных традиций может быть установлено иное наименование должности старосты сельского населенного пункта.
4. Старостой сельского населенного пункта не может быть назначено лицо:
1) замещающее государственную должность, должность государственной гражданской службы, муниципальную должность или должность муниципальной службы;
2) признанное судом недееспособным или ограниченно дееспособным;
3) имеющее непогашенную или неснятую судимость.
5. Срок полномочий старосты сельского населенного пункта устанавливается уставом муниципального образования и не может быть менее двух и более пяти лет.
Полномочия старосты сельского населенного пункта прекращаются досрочно по решению представительного органа муниципального образования, в состав которого входит данный сельский населенный пункт, по представлению схода граждан сельского населенного пункта, а также в случаях, установленных пунктами 1 - 7 части 10 статьи 40 настоящего Федерального закона.
6. Староста сельского населенного пункта для решения возложенных на него задач:
1) взаимодействует с органами местного самоуправления, муниципальными предприятиями и учреждениями и иными организациями по вопросам решения вопросов местного значения в сельском населенном пункте;
2) взаимодействует с населением, в том числе посредством участия в сходах, собраниях, конференциях граждан, направляет по результатам таких мероприятий обращения и предложения, в том числе оформленные в виде проектов муниципальных правовых актов, подлежащие обязательному рассмотрению органами местного самоуправления;
3) информирует жителей сельского населенного пункта по вопросам организации и осуществления местного самоуправления, а также содействует в доведении до их сведения иной информации, полученной от органов местного самоуправления;
4) содействует органам местного самоуправления в организации и проведении публичных слушаний и общественных обсуждений, обнародовании их результатов в сельском населенном пункте;
5) осуществляет иные полномочия и права, предусмотренные уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации.
7. Гарантии деятельности и иные вопросы статуса старосты сельского населенного пункта могут устанавливаться уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации».
Статья 28 дополнена частью 6 следующего содержания:
«В поселении, в котором полномочия представительного органа муниципального образования осуществляются сходом граждан, публичные слушания и общественные обсуждения могут не проводиться по проектам муниципальных правовых актов и вопросам, решения по которым принимаются сходом граждан».
Статья 47 дополнена абзацем следующего содержания.
Часть 2 дополнена абзацами следующего содержания: Официальным опубликованием муниципального правового акта или соглашения, заключенного между органами местного самоуправления, считается первая публикация его полного текста в периодическом печатном издании, распространяемом в соответствующем муниципальном образовании. Для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов и соглашений органы местного самоуправления вправе также использовать сетевое издание. В случае опубликования (размещения) полного текста муниципального правового акта в официальном сетевом издании объемные графические и табличные приложения к нему в печатном издании могут не приводиться».
Часть 3 после слов «опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов» дополнена словами: «соглашений, заключаемых между органами местного самоуправления».
Выявленные прокуратурой Сандовского района нарушения показывают, что полномочия по внесению изменений в Устав муниципального образования Лукинского сельского поселения Сандовского района Тверской области длительное время не использовались, что говорит о бездействии органа местного самоуправления по несвоевременному принятию изменений в Устав муниципального образования. Изменения в ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» внесены 18.04.2018, однако до настоящего времени, по состоянию на 25.10.2018 в Устав муниципального образования Лукинского сельского поселения Сандовского района Тверской области не внесены, что подтверждается актом проверки от 24.10.2018 г.
Поэтому с учетом приведенных выше правовых норм и установленных фактических обстоятельств суд приходит к выводу о том, что административные исковые требования прокурора к администрации Лукинского сельского поселения Сандовского района Тверской области являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Решая вопрос о сроке исполнения решения суда, суд принимает во внимание возможные последствия не своевременного устранения нарушений, влияющих на права граждан на охрану здоровья, поддержание благоприятной окружающей природной среды и объем предстоящих работ и полагает разумным срок, испрашиваемый прокурором района.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Административные исковые требования прокурора Сандовского района к администрации Лукинского сельского поселения Сандовского района Тверской области удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Лукинского сельского поселения Сандовского района Тверской области в связи с не приведением Устава муниципального образования Лукинского сельского поселения Сандовского района Тверской области в соответствие с требованиями Федерального закона от 18.04.2018 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам совершенствования организации местного самоуправления».
Возложить на Администрацию Лукинского сельского поселения Сандовского района Тверской области обязанность по устранению допущенных нарушений законодательства, внесению изменений в Устав муниципального образования Лукинского сельского поселения Сандовского района Тверской области, в соответствии с требованиями Федерального закона от 18.04.2018 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам совершенствования организации местного самоуправления» в срок до 01.03.2019.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд с подачей жалобы через Сандовский районный суд в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
Судья С.А. Тарасов