К делу № 2-574/2016г.
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Апшеронск 20 мая 2016 года
Судья Апшеронского районного суда Краснодарского края Якименко Н.В.,
с участием истца Никитина Ю.Г.
представителя ГУ УПФ РФ в Апшеронском районе Соковых С.И.
при секретаре Карамышевой Е.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Никитина Ю.Г. к ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Апшеронском районе о признании незаконным отказа в назначении государственной пенсии по старости,
У С Т А Н О В И Л :
Никитин Ю.Г. обратился в суд с заявлением к ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Апшеронском районе о признании незаконным отказа в назначении государственной пенсии по старости, мотивируя свои требования тем, что решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ УПФ РФ в Апшеронском районе от 15 марта 2016 года ему отказано в назначении государственной пенсии по старости в соответствии с п.п.2 п. 2 ст. 10 ФЗ от 15.12.2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ», поскольку представленное Никитиным Ю.Г. удостоверение участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС союзного образца действительно для предоставления гражданам мер социальной поддержки до 01 января 2007 года и не может быть принято ГУ УПФ РФ для назначения пенсии по старости. Поскольку согласно определения Верховного Суда РФ п КАСО-135 от 27.04.2004г. основанием для получения компенсаций и льгот является само участие в указанных работах и удостоверение служит лишь документом, выданным в подтверждение такого участия, а нормы прекращающие действие ранее выданных удостоверений участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и ограничивающие права граждан, имеющих такие удостоверения отсутствуют, просит суд отменить решение ГУ УПФ РФ в Апшеронском районе от 15 марта 2016 года в назначении Никитину Ю.Г. государственной пенсии по старости.
В судебном заседании заявитель Никитин Ю.Г. заявленные требования поддержал и настаивал на их удовлетворении в полном объеме.
Представитель ГУ УПФ РФ в Апшеронском районе Соковых С.И. в судебном заседании заявленные требования не признала, возражала против их удовлетворения и суду пояснила, что в соответствии с п. 18 Перечня, утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 28.11.2014г. № 958н, для подтверждения дополнительных условий назначения пенсии по старости по государственному пенсионному обеспечению гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф, предусмотренных ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» необходимо предоставление документов, удостоверяющих участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. Участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и других радиационных и техногенных катастроф подтверждается удостоверением установленного образца и (или) документами, выдаваемыми органами местного самоуправления о проживании на загрязненной территории. Подпунктом «а» пункта 1 Постановления Правительства РФ от 21.12.2004г. № 818 «О федеральных органах исполнительной власти, уполномоченных определять порядок и условия оформления и выдачи удостоверений отдельным категориям граждан из числа лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, и гражданам из подразделений особого риска», полномочия по определению порядка и условий оформления и выдачи удостоверений гражданам из числа лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, указанных в пунктах 1-4,6,7,9,11 и 12 (кроме граждан, проходивших военную службу в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом) части первой статьи 13 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» возложены на Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерство труда и социальной защиты РФ и Министерство финансов РФ. Порядок и условия оформления и выдачи гражданам удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС утверждены приказом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий № 727, Министерства здравоохранения и социального развития РФ № 831, Министерства финансов РФ № 165н от 08.12.2006г. Частью второй пункта 1 порядка оформления и выдачи гражданам удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС предусмотрено, что удостоверения союзного образца действительны для предоставления гражданам мер социальной поддержки до 01 января 2007 года, поэтому предоставленное Никитиным Ю.Г. удостоверение участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС союзного образца не может быть принято ГУ УПФ РФ в Апшеронском районе для назначения пенсии по старости. В соответствии со ст. 49 Закона РФ от 15.05.1991г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» предусмотрено, что гражданам пострадавшим от катастрофы на Чернобыльской АЭС и участникам ликвидации ее последствий, переселившимся с территории Украины, Республики Беларусь и других государств на территорию РФ для постоянного проживания, гарантируются меры социальной поддержки, предусмотренные данным Законом. Полагает, что Никитину Ю.Г. необходимо обратиться в Управление социальной защиты населения для замены удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС союзного образца на удостоверение участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС российского образца.
Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы заявителя, представителя ГУ УПФ РФ в Апшеронском районе Соковых С.И., суд находит исковые требования Никитина Ю.Г. к ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Апшеронском районе о признании незаконным отказа в назначении государственной пенсии по старости обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст.39 Конституции РФ, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и иных случаях, установленных законом.
Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», вид на жительство - документ, выданный иностранному гражданину или лицу без гражданства в подтверждение их права на постоянное проживание на территории Российской Федерации.
На основании ч. 3 ст. 8 от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», по окончании срока действия вида на жительство данный срок по заявлению иностранного гражданина может быть продлен на пять лет. Количество продлений срока действия вида на жительство не ограничено.
Согласно ст. 49 Закона РФ от 15.05.1991 « 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в ред. ФЗ от 29 декабря 2015 г. № 388-ФЗ), гражданам, пострадавшим от катастрофы на Чернобыльской АЭС, и участникам ликвидации ее последствий, переселившимся с территории Украины, Республики Беларусь и других государств на территорию Российской Федерации для постоянного проживания, гарантируются меры социальной поддержки, предусмотренные указанным Законом.
Положения указанной статьи направлены на предоставление специальных гарантий лицам, которые пострадали вследствие аварии на ЧАЭС или участвовали в ее ликвидации, являющимся в настоящее время иностранными гражданами либо лицами без гражданства. В данном случае общий характер формулировки Закона свидетельствует о возможности предоставления специальных гарантий гражданам любой республики СССР, которые подтвердят свое право на их получение. Комментируемый Закон предусматривает, что меры социальной поддержки предоставляются гражданам Украины, Республики Беларусь и других государств.
Частью 3 статьи 62 Конституции РФ предусмотрено, что иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Согласно удостоверению №, выданного 06.08.1991 года Артемовским районным военным комиссариатом Луганской области, Никитин Ю.Г. является участником ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС в 1986 году. Удостоверение бессрочно и действительно на всей территории союза ССР. Предъявитель удостоверения имеет право на компенсации и льготы, установленные законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
В судебном заседании с достоверностью было установлено, что факт участия Никитина Ю.Г. в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС подтверждается письменными доказательствами, а именно: справкой, от 07.05.1990 года №; справкой, выданной войсковой частью № от 29.10.1986 года; справкой, выданной от 29.10.1992 года №; военным билетом №, выданным на имя Никитина Ю.Г. (записью в графе «Особые отметки»). Из представленных истцом документов следует, что он с 11.09.1986 года по 29.10.1986 года, ... принимал участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в 30-ти километровой зоне, ...
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 13 ФЗ от 15.05.1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане (в том числе временно направленные или командированные), принимавшие в 1988 - 1990 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятые в этот период на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЗС; военнослужащие и военнообязанные, призванные на специальные сборы и привлеченные в эти годы к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ, а также лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, проходившие в 1988 -1990 годах службу в зоне отчуждения,
Согласно ст. 8 ФЗ от 15.05.1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» зона отчуждения (именовавшаяся в 1986 - 1987 годах 30-километровой зоной, а с 1988 года до 15 мая 1991 года - зоной отселения) - территория вокруг Чернобыльской АЭС, а также часть территории Российской Федерации, загрязненные радиоактивными веществами вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, из которых в соответствии с Нормами радиационной безопасности в 1986 и в 1987 годах население было эвакуировано.
В силу указанных норм, а так же положению ст. 62 Конституции РФ, действие ФЗ от 15.05.1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» распространяется на Никитина Ю.Г. как на иностранного гражданина, законно проживающего на территории РФ.
В соответствии с ч.ч. 4, 5 ст. 15 Закона № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части первой статьи 13 Закона № 1244-1, выдаются специальные удостоверения инвалидов, а гражданам, указанным в пунктах 3 и 4 части первой статьи 13 настоящего Закона, выдаются удостоверения участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и нагрудные знаки. Эти документы дают право на меры социальной поддержки, предусмотренные Законом № 1244-1, с момента их предъявления.
Меры социальной поддержки участников ликвидации катастрофы на Чернобыльской АЭС приведены в статье 15 Закона № 1244-1.
Кроме мер социальной поддержки, приведённых в статье 15 Закона, в соответствии с частью первой ст. 27.1 Закона № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» граждане, указанные в пункте 4 части первой статьи 13 Закона, имеют право на ежемесячную денежную выплату.
Согласно части четвертой данной статьи ежемесячная денежная выплата устанавливается и выплачивается территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
Судом установлено, что 01.12.2015 года Никитин Ю.Г. обратился в Управление ПФР (ГУ) в Апшеронском районе с заявлением о назначении ему государственной пенсии по старости и ежемесячной денежной выплате. Решением ГУ УПФР (ГУ) в Апшеронском районе № от 29.12.2015 года Никитину Ю.Г. с 01.12.2015 года бессрочно назначена государственная пенсия по старости в сумме 11922 руб. 73 коп. Однако, решением Управления ПФР (ГУ) в Апшеронском районе от 15.03.2016 года Никитину Ю.Г. в назначении государственной пенсии по старости отказано в виду наличия удостоверение участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС союзного образца, действительного до 01.01.2007 года.
Порядок и условия оформления и выдачи удостоверения гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы установлен приказом МЧС России, Министерства здравоохранения и социального развития России и Министерства финансов России от 8 декабря 2006 г. №.
Согласно п.1 данного приказа удостоверения, выданные гражданам до принятия настоящего Порядка, действительны для предоставления мер социальной поддержки.
Аналогичный порядок и условия оформления и выдачи гражданам удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС установлен приказом МЧС России, Минздарвсоцразвития России и Минфина России от 8 декабря 2006 года №, который предусматривает, что удостоверения российского образца, оформленные и выданные гражданам до принятия настоящего Порядка, действительны для предоставления им мер социальной поддержки. Вышеизложенное свидетельствует о том, что законом не предусмотрена замена ранее выданных удостоверений Российского образца.
Право на меры социальной поддержки, предусмотренные Законом № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», законодатель связывает с наличием удостоверения участника ликвидации катастрофы на Чернобыльской АЭС, а не с наличием записи о том, что данное удостоверение дает право на меры социальной поддержки, поскольку в законе прямо указано, что эти документы, то есть удостоверения инвалидов и удостоверения участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС и нагрудные знаки, дают право на меры социальной поддержки, предусмотренные Законом № 1244-1 с момента их предъявления.
Мотивом отказа в назначении истцу государственной пенсии по старости послужило только одно обстоятельство - отсутствие удостоверения нового образца. Других оснований отказ не содержит и в суде иные основания отказа ответчиком не приводились.
Таким образом, требуя замены удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС союзного образца и отказывая в назначении ему государственной пенсии по старости, ГУ УПФР в Апшеронском районе нарушает установленное законом право Никитина Ю.Г. на ее получение.
Замена удостоверений в соответствие с Порядком и условиями оформления и выдачи удостоверений утвержденным приказами Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерства здравоохранения и социального развития РФ, Министерства финансов РФ от 08 декабря 2006 года № представляет собой процедурный вопрос, который не должен влиять на уже имеющееся у истца право - право участника ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС, дающее ему законное основание на получение установленных законом льгот.
Выдача Никитину Ю.Г. в 1991 году удостоверения № установленного союзного образца, согласно которого он имеет право на льготы и преимущества, установленные законодательством Союза ССР и союзных республик, не была признана незаконной в установленном законом порядке.
Суд полагает, что принципы равенства и справедливости, на которых основано осуществление прав и свобод человека в Российской Федерации как в правовом и социальном государстве, включая право на социальное обеспечение, предполагают по смыслу статей 6 ч.2, 15 ч.4, 17 ч.1, 18, 19 и 55 ч.1 Конституции РФ правовую определенность и связанную с ней предсказуемость и уже однажды признанное право гражданина на льготы, должно уважаться властями и должно быть реализовано, независимо, в том числе и от изменения законодательной политики в сфере социального обеспечения.
Согласно ст. 28.1 Закона РФ от 15.05.1991 №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в порядке, предусмотренном статьями 30 - 37 настоящего Закона. Пенсия по старости указанным гражданам по их желанию может назначаться в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях» при наличии страхового стажа не менее 15 лет и величины индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30, определяемых с применением положений статьи 35 Федерального закона «О страховых пенсиях», или Федеральным законом от 15 декабря 2001 года №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» при наличии трудового стажа не менее 5 лет.
Поскольку удостоверение является только формальным закреплением специального правового статуса гражданина - ликвидатора последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, и отсутствие данного удостоверения по независящим от гражданина причинам не может препятствовать реализации его законных прав, то суд считает необходимым признать отказ ГУ Управление Пенсионного фонда в РФ в Апшеронском районе Краснодарского края в назначении Никитину Ю.Г. государственной пенсии по старости, незаконным.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-197 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Никитина Ю.Г. к ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Апшеронском районе о признании незаконным отказа в назначении государственной пенсии по старости – удовлетворить.
Признать отказ ГУ Управление Пенсионного фонда в РФ в Апшеронском районе Краснодарского края в назначении Никитину Ю.Г. государственной пенсии по старости - незаконным.
Обязать ГУ Управление Пенсионного фонда в Апшеронском районе назначить Никитину Ю.Г. государственную пенсию по старости со дня обращения с соответствующим заявлением.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Апшеронский районный суд в течение месяца со дня принятия.
Полный текст решения изготовлен 20 мая 2016 года
Судья Якименко Н.В. Решение не вступило в законную силу.