№2а-1065/18
32RS0021-01-2018-001558-43
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
21 ноября 2018 года г. Новозыбков
Новозыбковский городской суд Брянской области в составе
председательствующего судьи Ивановой Н.П.,
при секретаре судебного заседания Конончук Е.В.,
с участием помощника Новозыбковского межрайонного прокурора Ляшковой Т.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Новозыбковского межрайонного прокурора в интересах Российской Федерации, в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления, выразившегося в не размещении в сети «Интернет» обязательной информации о деятельности органа местного самоуправления и об обязании устранить нарушения,
У С Т А Н О В И Л:
Новозыбковский межрайонный прокурор, действующий в интересах неопределенного круга лиц, в порядке ст. 39 КАС РФ обратился в суд с административным исковым заявлением в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия Шеломовской сельской администрации Новозыбковского района Брянской области, выразившегося в не размещении в сети «Интернет» обязательной информации о деятельности органа местного самоуправления и об обязании устранить нарушения.
В обоснование заявленных требований ссылается на то, что в соответствии с требованиями Федерального закона № 8-ФЗ от 09.02.2009 года « Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» распоряжением Шеломовской сельской администрации №27 от 01.08.2017 года, утвержден Перечень информации о деятельности органа местного самоуправления - Шеломовского сельского поселения, размещаемой в сети «Интернет». В связи с отсутствием своего сайта в сети «Интернет», информация о деятельности Шеломовского сельского поселения размещается на официальном сайте муниципального образования «Новозыбковский район» www.adminnovzraion.ru.
В ходе проведенной Межрайпрокуратурой проверки соблюдения законодательства об обеспечении доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления, в Шеломовской сельской администрации выявлены нарушения, выразившиеся в не размещении в сети «Интернет» обязательной информации о деятельности органов местного самоуправления в соответствии с требованиями ст. 13 Федерального закона № 8-ФЗ от 09.02.2009 года « Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», а именно:
- в не размещении Шеломовской сельской администрации на сайте Новозыбковского района в сети «Интернет» нормативных правовых актов, включая сведения о внесении в них изменений, признании их утратившими силу, а также сведений о государственной регистрации муниципальных правовых актов, что установлено подп. А п. 2 ч. 1 ст. 13 вышеназванного закона;
- в не размещении информации о закупках товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, что установлено подп. В п.2 ч.1 ст. 13 вышеназванного закона;
- в не размещении информации о результатах проверок, проведенных в органе местного самоуправления, что установлено п.5 ч.1 ст. 13 Федерального закона № 8-ФЗ от 09.02.2009 года ;
- в не размещении информации о работе органа местного самоуправления с обращениями граждан (физических лиц), организаций (юридических лиц), общественных объединений, государственных органов, органов местного самоуправления, в том числе обзоров обращений, а также обобщенной информации о результатах рассмотрения этих обращений и принятых мерах, что установлено подп. В п.9 ч.1 ст. 13 вышеназванного закона.
В результате бездействие Шеломовской сельской администрации нарушается гарантированное статьей 29 Конституции Российской Федерации право неопределенного круга граждан Российской Федерации на свободу поиска, получения, передачи, производства и распространения информации.
В судебном заседании помощник Новозыбковского межрайпрокурора Ляшкова Т.М. заявленные требования поддержала по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.
Административный ответчик в судебное заседание не явился, в представленном им в суд заявлении исковые требования признает, просит установить 3-х месячный срок для размещения информации, дело рассмотреть без его участия.
Суд, выслушав доводы административного истца, позицию административного ответчика, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Согласно части 2 статьи 24 Конституции Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомиться с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.
Статьей 3 Федерального закона № 149-ФЗ от 27.07.2006 года «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» гарантированы свобода поиска, получения, передачи, производства и распространения информации любым законным способом.
Федеральный закон от 09 февраля 2009 года N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" (далее - Закон N 8-ФЗ), регулирующий отношения, связанные с обеспечением доступа пользователей информацией, в том числе граждан, организаций и общественных объединений, к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления (пункт 3 статьи 1 и часть 1 статьи 2), закрепляет основные принципы обеспечения доступа к такой информации, относя к ним, в частности, ее открытость и доступность, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом (пункт 1 статьи 4).
Одним из способов обеспечения доступа к информации о деятельности органом местного самоуправления согласно ч.2 ст. 6 Закона N 8-ФЗ является размещение органами местного самоуправления информации о своей деятельности в сети "Интернет".
В силу ч.1 ст. 10 Закона N 8-ФЗ органы местного самоуправления для размещения информации о своей деятельности используют сеть "Интернет", в которой создают официальные сайты с указанием адресов электронной почты, по которым пользователем информацией может быть направлен запрос и получена запрашиваемая информация. В случае если орган местного самоуправления не имеет возможности размещать информацию о своей деятельности в сети "Интернет", указанная информация может размещаться на официальном сайте субъекта Российской Федерации, в границах которого находится соответствующее муниципальное образование. Информация о деятельности органов местного самоуправления поселений, входящих в муниципальный район, может размещаться на официальном сайте этого муниципального района.
Информация о нормотворческой деятельности органа местного самоуправления включает в себя, среди прочего, административные регламенты, стандарты муниципальных услуг, целевые программы, принятые в соответствующем порядке.
Статьями 13,14 Закона N 8-ФЗ установлены требования к объему и периодичности размещаемой в сети "Интернет" информации о деятельности органов местного самоуправления.
Состав информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, размещаемой указанными органами в сети «Интернет», определен частью 1 статьи 13 Закона № 8-ФЗ.
В силу ч.7 ст. 14 Закона N 8-ФЗ перечни информации о деятельности органов местного самоуправления утверждаются в порядке, определяемом органами местного самоуправления.
В соответствии с ч.8 ст. 14 Закона N 8-ФЗ при утверждении перечней информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления определяются периодичность размещения информации в сети "Интернет", сроки ее обновления, обеспечивающие своевременность реализации и защиты пользователями информацией своих прав и законных интересов, а также иные требования к размещению указанной информации.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 8 декабря 2011 года N 1624-О-О, такое законодательное регулирование направлено на создание условий (гарантий), обеспечивающих максимальную информационную открытость государственных органов и органов местного самоуправления для граждан и иных субъектов гражданского общества, и согласуется с принятой Советом Европы 27 ноября 2008 года Конвенцией о доступе к официальным документам (преамбула, статья 3), в которой подчеркивается особое значение прозрачности деятельности государственных органов в плюралистическом и демократическом обществе и которая вместе с тем не исключает ограничений права на доступ к официальным документам при условии, что эти ограничения четко установлены законом, являются необходимыми и соразмерными целям защиты общепризнанных в демократическом обществе ценностей.
Судом установлено, что Новозыбковской межрайонной прокуратурой в рамках осуществления надзора за исполнением требований законодательства об обеспечении доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления, проведена проверка в Шеломовской сельской администрации, в результате которой выявлены нарушении, выразившиеся в не размещении в сети «Интернет» обязательной информации о деятельности органов местного самоуправления.
В состав обязательной информации, размещаемой органами государственной власти и местного самоуправления в сети «Интернет» Федеральным законом № 8-ФЗ включены:
- информация о нормотворческой деятельности государственного органа, органа местного самоуправления, в том числе нормативные правовые акты, изданные государственным органом, муниципальные правовые акты, изданные органом местного самоуправления, включая сведения о внесении в них изменений, признании их утратившими силу, признании их судом недействующими, а также сведения о государственной регистрации нормативных правовых актов, муниципальных правовых актов в случаях, установленных законодательством Российской Федерации; (подп. «а» п. 2 ч. 1 ст. 13 Федерального закона № 8-ФЗ);
- информация о закупках товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (подп. «в» п. 2 ч. 1 ст. 13 Федерального закона № 8-ФЗ);
- информация о результатах проверок, проведенных государственным органом, его территориальными органами, органом местного самоуправления, подведомственными организациями в пределах их полномочий, а также о результатах проверок, проведенных в государственном органе, его территориальных органах, органе местного самоуправления, подведомственных организациях (п. 5 ч. 1 ст. 13 Федерального закона № 8-ФЗ);
- информация о работе государственного органа, органа местного самоуправления с обращениями граждан (физических лиц), организаций (юридических лиц), общественных объединений, государственных органов, органов местного самоуправления, в том числе обзоры обращений, а также обобщенная информация о результатах рассмотрения этих обращений и принятых мерах (подп. «в»п. 9 ч. 1 ст. 13 Федерального закона № 8-ФЗ).
Распоряжением Шеломовской сельской администрации от 01.08.2017 № 27-ра утвержден Перечень информации о деятельности органов местного самоуправления Шеломовского сельского поселения, размещаемой в сети «Интернет» (далее - Перечень) (л.д. 19).
В соответствии с пунктом 2.1 Перечня муниципальные правовые акты, изданные органами местного самоуправления, включая сведения о внесении в них изменений, признании их утратившими силу, признании их судом недействующими, а также сведения о государственной регистрации нормативных правовых актов, муниципальных правовых актов в случаях, установленных законодательством Российской Федерации размещаются в сети «Интернет» еженедельно и обновляются каждую пятницу (л.д20).
Информация о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание слуг для муниципальных нужд (п.2.3 Перечня) размещается в сети «Интернет» по мере размещения заказов в сроки, предусмотренные законодательством Российской Федерации (л.д.20).
Информация результатах проверок, проведенных органом местного самоуправления в пределах их полномочий, а также о результатах проверок, проведенных в органе местного самоуправления (п. 5 Перечня), размещается в сети «Интернет» по мере проведения проверок, обновляется в течение 20 рабочих дней с момента утверждения соответствующего результата проверки (л.д.21).
Обзоры обращений граждан (физических лиц), в том числе представителей организаций (юридических лиц), общественных объединений, а также обобщенная информация о результатах рассмотрения этих обращений и принятых мерах, должны поддерживаться в актуальном состоянии и обновляться 1 раз в год (п. 9.3 Перечня).
В соответствии с п. 1 ст. 21 Устава Шеломовского сельского поселения в структуру органов местного самоуправления муниципального образования входит местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) - Шеломовская сельская администрация. Возглавляет Шеломовскую сельскую администрацию глава Шеломовского сельского поселения, руководящий ею на принципах единоначалия, и исполняющий также полномочия председателя Шеломовского сельского Совета народных депутатов (п. 3 ст. 28 Устава Шеломовского сельского поселения).
В связи с отсутствием своего сайта в сети «Интернет» информация о деятельности органов местного самоуправления Шеломовского сельского поселения размещается на официальном сайте муниципального образования «Новозыбковский район» www.adminnovzraion.ru.
Шеломовской сельской администраций вышеуказанная информация размещена в сети «Интернет» не в полном объеме.
По состоянию на 30.10.2018 года на сайте муниципального образования «Новозыбковский район» в сети «Интернет» www.adminnovzraion.ru отсутствует информация о проверках, проведенных в Шеломовской сельской администрации, в том числе о результатах прокурорских проверок, в частности - о проверке, по результатам которой было внесено представление от 28.06.2018 № 48/2018).
Полностью отсутствует информация о закупках товаров, работ, услуг.
При этом, согласно сведениям Реестра контрактов, заключенных заказчиками (размещен на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» zakupki.gov.ruШеломовской сельской администрацией только в 2017, 2018 годах произведены 5 закупок и заключены контракты от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №.
Также на сайте Новозыбковского района в сети «Интернет» размещена неактуальная редакция Устава Шеломовского сельского поселения. Текст устава приведен без последующих изменений, какие-либо отметки о внесении в него изменений в Уставе отсутствуют.
В разделе «Устав» помимо текста Устава муниципального образования размещен текст решения Шеломовского сельского Совета народных депутатов о внесении изменений в Устав от 04.12.2014 № 4/2, однако сведения о государственной регистрации Устава сельского поселения и указанного решения о внесении в него изменений отсутствуют.
При этом, согласно ч. 8 ст. 44 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования подлежат официальному опубликованию (обнародованию) после их государственной регистрации и вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).
В связи с этим, отсутствует возможность получения на указанном сайте достоверной информации о действующей редакции устава муниципального образования и действующих решениях о внесении в него изменений.
Муниципальные правовые акты, изданные Шеломовской сельской администрацией, размещены на сайте не в полном объеме: полностью отсутствую постановления за истекший период 2018 года, за 2013 год.
Наличие принятых за данный период нормативных правовых актов подтверждается представленными в межрайпрокуратуру перечнями постановлений Шеломовской сельской администрации за указанный период.
Сведения о работе органа местного самоуправления с обращениями граждан (физических лиц), организаций (юридических лиц), общественных объединений, государственных органов, органов местного самоуправления, в том числе обзоры обращений, а также обобщенная информация о результатах рассмотрения этих обращений и принятых мерах полностью отсутствует.
Приведенные обстоятельства указывают на ненадлежащее осуществление должностными лицами Шеломовской сельской администрации возложенных на нее полномочий и на нарушение основных принципов обеспечения доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, определенных статьей 4 Федерального закона N 8-ФЗ: открытость и доступность информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, достоверность информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и своевременность ее предоставления; свобода поиска, получения, передачи и распространения информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления любым законным способом.
В результате бездействие Шеломовской сельской администрации нарушается гарантированное статьей 29 Конституции Российской Федерации право неопределенного круга граждан Российской Федерации на свободу поиска, получения, передачи, производства и распространения информации.
Поскольку имеющимися в деле доказательствами подтверждено невыполнение администрацией Шеломовского сельского поселения требований ст. 13 Федерального закона № 8-ФЗ от 09.02.2009 года «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», суд находит административное исковое заявление Новозыбковского межрайпрокурора подлежащим удовлетворению с установлением срока для исполнения решения суда 3 месяца.
Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Административное исковое заявление Новозыбковского межрайонного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления, удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Шеломовской сельской администрации, выразившееся в не размещении в сети «Интернет» полной и достоверной информации о деятельности органов местного самоуправления сельского поселения.
Обязать Шеломовскую сельскую администрацию в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу разместить на сайте Новозыбковского района в сети Интернет www.adminnovzraion.ru полную и достоверную информацию о деятельности Шеломовской сельской администрации в соответствии с требованиями ст. 13 Федерального закона от 09.02.2009 N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления":
- нормативные правовые акты, включая сведения о внесении в них изменений, признании их утратившими силу, а также сведения о государственной регистрации муниципальных правовых актов;
- информацию о закупках товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
- информацию о результатах проверок, проведенных в органе местного самоуправления;
- информацию о работе органа местного самоуправления с обращениями граждан (физических лиц), организаций (юридических лиц), общественных объединений, государственных органов, органов местного самоуправления, в том числе обзоры обращений, а также обобщенную информацию о результатах рассмотрения этих обращений и принятых мерах.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Брянский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через Новозыбковский городской суд.
Судья Н.П. Иванова