Гражданское дело № 2-2422/2018
Р Е Ш Е Н И Е
И м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и
Резолютивная часть решения вынесена и оглашена в судебном заседании 27 сентября 2018 года.
Решение в окончательном виде изготовлено 01 октября 2018 года.
27 сентября 2018 года г. Выборг
Выборгский городской суд Ленинградской области в составе:
председательствующего судьи Грачевой Ю.С.,
при секретаре Даниловой О.С.,
с участием прокурора Тайдаковой И.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Военного прокурора Выборгского гарнизона, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к федеральному государственному бюджетному учреждению «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации (по Западному военному округу) об обязании выполнить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
Военный прокурор Выборгского гарнизона, действуя в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в Дзержинский районный суд города Санкт-Петербурга с иском к федеральному государственному бюджетному учреждению «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации (по Западному военному округу), в котором просил обязать филиал федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации (по Западному военному округу) выполнить мероприятия по антитеррористической защищенности объекта, а именно запереть на замок люк в чердачное помещение в многоквартирном жилом доме № 15, разместить соответствующую надпись на люке о месте хранения ключей, обеспечить постоянный контроль за полнотой и своевременностью проведения подчинёнными сотрудниками мероприятий по исполнению положений Договора и требований законодательства о противодействии терроризму в указанном доме.
В обоснование иска указал, что в результате проверки проведенной Военной прокуратурой исполнения законодательства о противодействии терроризму при эксплуатации и обслуживании жилищного фонда, закрепленного за Вооруженными силами Российской Федерации, установлены нарушения положений Федерального закона от 06 марта 2006 года №35-ФЗ «О противодействии терроризму», «Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации» (далее - Концепция), утвержденной Президентом Российской Федерации 05 октября 2009 года, Жилищного кодекса Российской Федерации, Федерального закона № 384-Ф3 от 30 декабря 2009 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69- ФЗ «О пожарной безопасности», «Правил и норм технической эксплуатации жилищного зонда», утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27 сентября 2003 года № 170, договора управления жилищным фондом, закрепленным за Вооруженными Силами Российской Федерации от 02 октября 2017 года № 3-УЖФ/ЗВО-1.
В ходе проведённой 18 декабря 2017 года проверки установлено, что в нарушение вышеуказанных требований закона в многоквартирном жилом доме <адрес> люк в чердачное помещение указанного дома на момент проверки не заперт на замок, соответствующих надписей на люке о том, у кого хранятся ключи, не имеется, в связи с чем, имеется свободный и бесконтрольный доступ в чердачное помещение посторонних лиц.
Вышеуказанный многоквартирный жилой дом является потенциально опасным объектом с точки зрения антитеррористической защищенности, противопожарной безопасности и общественной безопасности. Свободное проникновение в его помещения (чердак) создает условия для проникновения граждан Российской Федерации, нелегально находящихся на территории Российской Федерации лиц, граждан без определенного места жительства, преступных элементов для совершения ими противоправных действий, складирования легковоспламеняющихся пожаровзрывоопасных веществ и материалов, вплоть до совершения террористических актов. Однако, в нарушение вышеуказанных правонарушений, мер, исключающих проникновение посторонних лиц в данном объекте, филиалом «ЦЖКУ» по ЗВО не принято.
Выявленный факт свободного доступа в чердачное помещение многоквартирного жилого дома № 15 противоречит требованиям безопасности для жизни и здоровья граждан, сохранности имущества физических лиц, не только проживающих в указанном жилом доме и соседних домах, но и находящихся в момент совершения террористического акта в непосредственной близости от него, то есть неопределенного круга лиц.
Таким образом, наличие свободного доступа неограниченного круга лиц в чердачное помещение многоквартирного жилого дома № 15, вопреки вышеуказанных требований Федеральных законов от 06.03.2006 г. № 35-Ф3 «О противодействии терроризму» и от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» существенно нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц на безопасное проживание на территории Российской Федерации.
Определением суда от 10 апреля 2018 года гражданское дело передано по подсудности в Выборгский городской суд.
В заседании суда помощник Военного прокурора Выборгского гарнизона Коротков М.Н. на требованиях настаивал.
Представитель ответчика ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации (по Западному военному округу) в заседание суда не явился, о времени и месте судебного заседания извещался по правилам ст.113 ГПК РФ, ходатайств и заявлений об отложении слушания дела, документов, подтверждающих уважительность причин своей неявки, в суд не представил.
В силу ч. 3 ст. 167 ГПК РФ неявка лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием к разбирательству дела, в связи с чем, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, исследовав и оценив собранные по делу доказательства согласно ст.67 ГПК РФ в их совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Согласно ч.2 ст. 161 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом:
1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме;
2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;
3) управление управляющей организацией.
В силу п.2 ст. 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 06 марта 2006 года N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма).
Согласно ч. 3 ст. 5 указанного Федерального закона федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий.
Согласно п. 10 Постановления Правительства РФ от 13 августа 2006 года N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность" общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем:
а) соблюдение характеристик надежности и безопасности, многоквартирного дома;
б) безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества.
В соответствии с п. 3.3.5 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя России N 170 от 27 сентября 2003 года (далее Постановление) входные двери или люки (для чердачных помещений с запасными, напорными и расширительными баками) выхода на кровлю должны быть всегда закрыты на замок (один комплект ключей от которого необходимо хранить у дежурного диспетчера ОДС или в комнате техника-мастера организации по обслуживанию жилищного фонда, а второй - в одной из ближайших квартир верхнего этажа), о чем делается соответствующая надпись на люке. Вход в чердачное помещение и на крышу следует разрешать только работникам организаций по обслуживанию жилищного фонда, непосредственно занятым техническим надзором и выполняющим ремонтные работы, а также работникам эксплуатационных организаций, оборудование которых расположено на крыше и в чердачном помещении.
В соответствии с п. 42 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года N 491 управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
Как следует из материалов дела, в результате проверки проведенной Военной прокуратурой исполнения законодательства о противодействии терроризму при эксплуатации и обслуживании жилищного фонда, закрепленного за Вооруженными силами Российской Федерации, установлены нарушения положений Федерального закона от 06 марта 2006 года №35-ФЗ «О противодействии терроризму», «Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации» (далее - Концепция), утвержденной Президентом Российской Федерации 05 октября 2009 года, Жилищного кодекса Российской Федерации, Федерального закона № 384-Ф3 от 30 декабря 2009 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69- ФЗ «О пожарной безопасности», «Правил и норм технической эксплуатации жилищного зонда», утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27 сентября 2003 года № 170, договора управления жилищным фондом, закрепленным за Вооруженными Силами Российской Федерации от 02 октября 2017 года № 3-УЖФ/ЗВО-1.
В ходе проведённой 18 декабря 2017 года проверки установлено, что в нарушение вышеуказанных требований закона в многоквартирном жилом доме <адрес>, люк в чердачное помещение указанного дома на момент проверки не заперт на замок, соответствующих надписей на люке о том, у кого хранятся ключи, не имеется, в связи с чем, имеется свободный и бесконтрольный доступ в чердачное помещение посторонних лиц.
Управление домом осуществляет ответчик на основании договора №3№ от 02 октября 2017 года.
Вышеуказанный многоквартирный жилой дом является потенциально опасным объектом с точки зрения антитеррористической защищенности, противопожарной безопасности и общественной безопасности. Свободное проникновение в его помещения (чердак) создает условия для проникновения граждан Российской Федерации, нелегально находящихся на территории Российской Федерации лиц, граждан без определенного места жительства, преступных элементов для совершения ими противоправных действий, складирования легковоспламеняющихся пожаровзрывоопасных веществ и материалов, вплоть до совершения террористических актов. Однако, в нарушение вышеуказанных правонарушений, мер, исключающих проникновение посторонних лиц в данном объекте, филиалом «ЦЖКУ» по ЗВО не принято.
Выявленный факт свободного доступа в чердачное помещение многоквартирного жилого дома № <адрес> противоречит требованиям безопасности для жизни и здоровья граждан, сохранности имущества физических лиц, не только проживающих в указанном жилом доме и соседних домах, но и находящихся в момент совершения террористического акта в непосредственной близости от него, то есть неопределенного круга лиц.
Таким образом, наличие свободного доступа неограниченного круга лиц в чердачное помещение многоквартирного жилого дома № 15, вопреки вышеуказанных требований Федеральных законов от 06.03.2006 г. № 35-Ф3 «О противодействии терроризму» и от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» существенно нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц на безопасное проживание на территории Российской Федерации.
В соответствии с п. 3.1 договора управления жилищным фондом, закрепленным за Вооруженными Силами Российской Федерации от 02 октября 2017 года № 3-УЖФ/ЗВО-1, заключенным Министерством обороны Российской Федерации с федеральным государственным бюджетным учреждением «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГБУ «ЦЖКУ»), обязалось осуществлять управление общим имуществом в жилищном фонде на основании условий Договора и законодательства Российской Федерации для обеспечения благоприятных и безопасных условий проживания граждан, надлежащего содержания общего имущества и ремонта в жилищном фонде, закрепленном за Вооруженными Силами Российской Федерации, а также предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в жилищном фонде.
В соответствии с п. 2.2 Договора ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ принят в управление и эксплуатацию жилищный фонд, указанный в Перечне жилищного фонда (Приложение № 1 к Договору), в том числе и многоквартирный жилой <адрес>
В соответствии с Уставом ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ, утвержденным приказом директора Департамента имущественных отношений Минобороны России 03 марта 2017года № 607, и положением о филиале ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ - федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно- коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации, утвержденного 14 июля 2017 года начальником ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ Н. Долгановым, исполнение Договора в отношении указанного многоквартирного жилого дома возложено на указанный филиал.
Разрешая заявленные требования, суд, руководствуясь положениями Федерального закона N 35-ФЗ от 06 марта 2006 года "О противодействии терроризму", Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения и размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность", Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными Постановлением Госстроя России N 170 от 27 сентября 2003 года, пришел к выводу, что заявленные прокурором требования в защиту неопределенного круга лиц подлежат удовлетворению, поскольку на ответчике лежит обязанность осуществлять меры и проводить мероприятия по обеспечению безопасности и предотвращению террористических актов, надлежащее содержание многоквартирного дома.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
р е ш и л:
░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ (░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░) ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ (░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░) ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░