Дело № 2 - 3729/2015
14 апреля 2015 года г. Архангельск
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Октябрьский районный суд города Архангельска в составе председательствующего судьи Саблиной Е.А.,
при секретаре судебных заседаний Пекишевой М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Гаджиева А. Абасмирза оглы о признании решения жилищно-бытовой комиссии Управления Министерства внутренних дел России по Архангельской области от 06 февраля 2015 года незаконным,
у с т а н о в и л:
Гаджиев А.А.о. обратился в суд с заявлением о признании решения жилищно-бытовой комиссии Управления Министерства внутренних дел России по Архангельской области (далее также УМВД России по Архангельской области) от 06.02.2015 незаконным. В обоснование заявленных требований указал, что с ДД.ММ.ГГГГ проходил службу в УМВД России по Архангельской области. 13.09.2012, в период прохождения службы по контракту, он в составе членов семьи из шести человек, включая сына Гаджиева А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, был принят на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. 06.02.2015 сын заявителя Гаджиев А.А. решением жилищно-бытовой комиссии УМВД России по Архангельской области (далее также Комиссия) был снят с учета ввиду достижения им возраста 21 года и окончанием обучения. Считает данные действия УМВД России по Архангельской области незаконными, поскольку на день увольнения со службы в органах внутренних дел, сын заявителя Гаджиев А.А. находился на его иждивении, обучался в образовательном учреждении по очной форме обучения, и до настоящего времени членом семьи быть не перестал.
В судебном заседании заявитель Гаджиев А.А.о., и его представитель по устному ходатайству <данные изъяты> доводы, изложенные в заявлении, поддержали в полном объеме. Заявитель пояснил, что его сын <данные изъяты>. находился на полном его обеспечении, учился в ФГОБУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный университет телекоммуникаций им. проф. М.А. Бонч-Бруевича», который окончил 27.06.2014, и в настоящее время проходит службу в армии по призыву.
Представитель заинтересованного лица УМВД России по Архангельской области <данные изъяты>., действующая на основании доверенности, с заявленными требованиями не согласилась, указав, что решение комиссии является законным и обоснованным.
В судебном заседании заинтересованное лицо <данные изъяты>., полагала, что заявленные требования подлежат удовлетворению. Пояснила, что с 01.12.2014 их с заявителем сын <данные изъяты>. призван на военную службу, по возвращению с которой будет проживать вместе с ними по месту своей регистрации.
Заинтересованное лицо <данные изъяты>. в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме.
Заинтересованное лица <данные изъяты>., о месте и времени проведения судебного заседания извещен надлежащим. Письменного мнения на заявление не представили.
Определением суда дело рассмотрено при данной явке.
Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, оценив все в совокупности с нормами действующего законодательства, приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 254 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее - ГПК РФ) гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
В силу положений статьи 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять:
- имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия. В случае, когда принятие или непринятие решения, совершение или несовершение действия в силу закона или иного нормативного правового акта отнесено на усмотрение органа или лица, решение, действие (бездействие) которых оспариваются, суд не вправе оценивать целесообразность такого решения, действия (бездействия), например при оспаривании бездействия, выразившегося в непринятии акта о награждении конкретного лица;
- соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка;
- соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.
Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).
Отношения, связанные с денежным довольствием и пенсионным обеспечением сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, обеспечением жилыми помещениями, медицинским обслуживанием сотрудников, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в органах внутренних дел, и членов их семей, а также с предоставлением им иных социальных гарантий регулируются нормами Федерального закона от 19.07.2011 № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный Закон № 247 - ФЗ).
Жилищный кодекс Российской Федерации на спорные отношения распространяется в части, не урегулированной законодательством Российской Федерации, регламентирующем вопросы прохождения службы в органах внутренних дел.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 4 Федерального закона № 247 - ФЗ сотрудник, имеющий стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период службы в органах внутренних дел.
Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителя иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, при условии, если сотрудник является … собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров.
Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи.
Для целей применения Федерального Закона № 247 - ФЗ определен круг членов семьи сотрудника и гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в учреждениях и органах, и лиц, находящихся на их иждивении, на которых распространяется действие настоящего Федерального закона, если иное не установлено отдельными положениями настоящего Федерального закона.
Согласно ч. 2 ст. 1 названного закона к ним относятся:
супруга (супруг), состоящие (состоявшие) в зарегистрированном браке с сотрудником;
несовершеннолетние дети, дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных организациях по очной форме обучения;
лица, находящиеся (находившиеся) на полном содержании сотрудника (гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в органах внутренних дел) или получающие (получавшие) от него помощь, которая является (являлась) для них постоянным и основным источником средств к существованию, а также иные лица, признанные иждивенцами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Судом установлено и не оспаривалось сторонами, что Гаджиев А.А.о. с ДД.ММ.ГГГГ и по ДД.ММ.ГГГГ проходил службу в УМВД России по Архангельской области. Стаж службы по состоянию на 18.04.2014 года составлял 20 лет 07 месяцев и 13 дней, что подтверждается выпиской из приказа от 14.04.2014 № 43 л/с.
Из поквартирной карточки следует, что заявитель зарегистрирован по месту жительства и проживает в <адрес> в г. Архангельске.
Вместе с ним в указанном жилом помещении зарегистрированы и проживают: его супруга <данные изъяты>., сыновья <данные изъяты>., родившийся ДД.ММ.ГГГГ, <данные изъяты>., родившийся ДД.ММ.ГГГГ, <данные изъяты> родившийся ДД.ММ.ГГГГ, дочь <данные изъяты>., родившаяся ДД.ММ.ГГГГ, внук <данные изъяты>., родившийся ДД.ММ.ГГГГ с 23.01.2015, а также невестка <данные изъяты>., имеющая временную регистрацию с 11.03.2015 по 06.03.2018.
Свидетельством о государственной регистрации права подтверждается, что <адрес> в г. Архангельске имеет общую площадь 62 кв.м. и находится в собственности Гаджиева А.А.о.
Иных помещений, занимаемых по договору социального найма и принадлежащих на праве собственности, Гаджиев А. А. о и члены его семьи не имеют. Заявитель на учете по улучшению жилищных условий для предоставления жилой площади по договору социального найма по месту службы не состоит.
29.06.2012 заявитель обратился к заинтересованному лицу с заявлением о принятии его на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, предусмотренной статьей 4 Федерального Закона № 247 - ФЗ.
Решением Комиссии, оформленным протоколом № 5 от 13.09.2012 Гаджиев А.А.о. с составом семьи из шести человек (он, супруга, три сына и дочь) был принят на учет на получение единовременной социальной выплаты, поскольку является собственником жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 кв.м. Данное решение утверждено распоряжением УМВД России по Архангельской области № 173-р от 26.09.2012.
15.01.2015 заявитель обратился к заинтересованному лицу с заявлением о сохранении за ним права на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, в связи с выходом на пенсию.
Решением Комиссии, оформленным протоколом от № 1 от 06.02.2015, сын заявителя <данные изъяты> был снят с учета на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, со ссылкой на положения п. 2 ст. 1 Федерального закона № 247 - ФЗ. В частности указано, что он не относится к числу членов семьи сотрудника и гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в органах внутренних дел, и лиц, находящихся (находившимися) на их иждивении, на которых распространяется действие Федерального закона. Данное решение утверждено распоряжением УМВД России по Архангельской области от 12.02.2015 № 17-р.
Отпариваемое решение принято правомочным органом, с соблюдением установленного порядка, что следует из приказа № 365 от 12.05.2012 и приложения к нему, а также положения об УМВД России по Архангельской области, утвержденного приказом МВД России № 293 от 27.04.2011.
Материалами дела подтверждается, что сын заявителя <данные изъяты> проходил обучение в ФГОБУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный университет телекоммуникаций им. проф. М.А. Бонч-Бруевича» по очной форме. Обучение окончил 24.06.2014, получил диплом о среднем профессиональном образовании.
<данные изъяты>., родившийся ДД.ММ.ГГГГ, призван на действительную военную службу отделом военного комиссариата Архангельской области по г. Архангельску 03.12.2014, срок службы составляет 12 месяцев, в подтверждение чего представлена справка Отдела военного комиссариата Архангельской области № 492 от 25.12.2014.
На момент подачи Гаджиевым А.А.о. заявления о сохранении за ним права на единовременную социальную выплату в связи с увольнением из органов внутренних дел - 15.01.2015, сын заявителя <данные изъяты>, родившийся ДД.ММ.ГГГГ, достиг возраста 21 года и окончил учебу по очной форме обучения; с заявителем по месту жительства не проживал, проходил военную службу по контракту.
Также <данные изъяты> родившийся ДД.ММ.ГГГГ, не является лицом, находящимся на полном содержании заявителя или получающим от него помощь, которая является для него постоянным и основным источником средств к существованию, а также иным лицом, признанным иждивенцем в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Таким образом, <данные изъяты> родившийся ДД.ММ.ГГГГ, по состоянию на 15.01.2015 не может быть признан членом семьи своего отца Гаджиевым А.А.о. для целей применения Федерального Закона № 247 - ФЗ.
Положения Жилищного кодекса Российской федерации, устанавливающие более широкий круг лиц, относящихся к членам семьи, установленный Жилищным кодексом Российской Федерации, в настоящем случае применению не подлежат, так как являются общей нормой и направлены на урегулирование порядка предоставления жилого помещения, в то время как заявитель обращался за предоставлением социальной выплаты, а указанные правоотношения урегулированы специальной нормой.
Доводы о том, что обязательства УМВД России по Архангельской области по обеспечению жилым помещением не были своевременно исполнены, не могут быть приняты во внимание, поскольку по настоящему делу бездействие данного органа не является предметом рассмотрения.
Кроме того, порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации (ч. 5 ст. 4 Федерального закона).
Согласно п. 31 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2011 N 1223 (далее - Правила № 1223) единовременная выплата предоставляется сотрудникам в порядке очередности принятия на учет.
Доводы заявителя о том, что <данные изъяты> родившийся ДД.ММ.ГГГГ по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ на момент выхода Гаджиева А. А. о. на пенсию был лицом, моложе 23 лет и обучался в образовательной организации по очной форме обучения, т. е. являлся членом семьи заявителя, судом не принимаются.
Действительно, на основании положений ч. 6 ст. 4 Федерального Закона № - ФЗ право на единовременную социальную выплату сохраняется за гражданами Российской Федерации, уволенными со службы в органах внутренних дел с правом на пенсию и принятыми в период прохождения службы на учет в качестве имеющих право на получение единовременной социальной выплаты.
Указанная правовая норма не возлагает на УМВД России по Архангельской области обязанность произвести единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения исходя из состава семьи сотрудника по состоянию на дату выхода его на пенсию.
Данный вывод также соотносится с положениями п. 4 Правил № 1223, согласно которым решение руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителя иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, о предоставлении единовременной выплаты оформляется правовым актом с указанием размера единовременной выплаты, рассчитанного на день принятия соответствующего решения.
Кроме того, в силу указания п. 23 Правил № 1223 в случае изменения жилищных условий, на основании которых сотрудник принимался на учет для получения единовременной выплаты, он представляет в комиссию документы, подтверждающие такие изменения. Таким образом, размер единовременной выплаты, рассчитывается исходя из конкретных обстоятельств ( в том числе жилищных условий и семейного положения), имеющих место на день принятия соответствующего решения.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения заявленных требований не усматривается.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд,
р е ш и л:
заявление Гаджиева А. Абасмирза оглы о признании решения жилищно-бытовой комиссии Управления Министерства внутренних дел России по Архангельской области от 06 февраля 2015 года незаконным - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Архангельского областного суда в течение месяца путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд г. Архангельска.
Мотивированное решение изготовлено 20 апреля 2015 года
Судья Е.А. Саблина