Дело № 2-112/2015
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
09 февраля 2015 год г. Котельниково
Котельниковский районный суд Волгоградской области в составе:
председательствующего судьи Бескровного Д.Г.,
при секретаре Пименовой Т.П.,
с участием пом. прокурора Котельниковского района Гайворонской О.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Котельниковского муниципального района Волгоградской области в интересах неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю, главе крестьянского (фермерского) хозяйства Стекольникову П. Н., о возложении обязанности к предоставлению информации о наличии вакантных рабочих мест,
у с т а н о в и л:
прокурор Котельниковского района Волгоградской области обратился в суд в порядке ст.45 ГПК РФ с исковыми заявлениями в интересах неопределенного круга лиц указывая, что прокуратурой Котельниковского района проведена проверка соблюдения требований законодательства о занятости отдельных категорий граждан (инвалидов).
Согласно информации, предоставленной УПФР в Котельниковском районе Волгоградской области, среднесписочная численность работников у ИП, главы К(Ф)Х Стекольникова П.Н. по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет 42 человек.
В информации ГКУ Волгоградской области «Центр занятости населения» Котельниковского района в прокуратуру района отсутствуют сведения о предоставлении ответчиком информации о наличии вакантных рабочих мест в 2014 году.
Из анализа приведенных норм следует, что при отсутствии в отчетном периоде вакантных рабочих мест работодатель также должен уведомить орган государственной службы занятости населения, что будет способствовать анализу ситуации и реализации мероприятий по содействию занятости населения на рынке труда.
Таким образом, работодателем - ИП, главой К(Ф)Х Стекольниковым П.Н., не выполнено обязательство ежемесячно представлять в службу занятости информацию о наличии вакантных мест и вакантных должностей. Тем самым, созданы препятствия к осуществлению безработными гражданами предоставленного права на свободный выбор места работы путем бесплатного посредничества органов службы занятости населения. Бездействие работодателя приводит к нарушению прав трудоспособных граждан.
Просил суд обязать ИП, главу К(Ф)Х Стекольникова П.Н.: создать рабочие места для инвалидов в размере 2% к среднесписочной численности работников учреждения и ежемесячно предоставлять в ГКУ Волгоградской области «Центр занятости населения» Котельниковского района информацию о наличии либо отсутствии вакантных рабочих мест (должностей).
В судебном заседании прокурор, участвующий по делу, поддержал заявленные требования в полном объеме.
Ответчик – ИП, глава К(Ф)Х Стекольников П.Н., в судебном заседании иск признал в полном объеме.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований – ГКУ Волгоградской области «Центр занятости населения» Котельниковского района, исковые требования прокурора поддержала в полном объеме.
Выслушав участников судебного заседания, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно положению ч.3 ст.37 Конституции РФ, каждый имеет право на труд.
В соответствии с п.2 ст.5 Закона РФ от 19.04.1991 №1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», государственная политика в области содействия занятости населения направлена на осуществление мероприятий, способствующих занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы; объединение усилий участников рынка труда и согласованность их действий при реализации мероприятий по содействию занятости населения.
В силу п.1 ст.9 названного Закона, к полномочиям Российской Федерации в области содействия занятости населения, переданным для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, относятся оказание в соответствии с законодательством о занятости населения следующих государственных услуг: содействие гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников; разработка и реализация региональных программ, предусматривающих мероприятия по содействию занятости населения, включая программы содействия занятости граждан, находящихся под риском увольнения, а также граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы.
Согласно п.1 ст.8 Закона РФ от 19.04.1991 №1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», граждане имеют право на бесплатную консультацию, бесплатное получение информации и услуг, которые связаны с профессиональной ориентацией, в органах службы занятости в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, возможности прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования.
В соответствии с ч.1 ст. 12 названного Закона, гражданам гарантируется бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве при посредничестве органов службы занятости.
В ст. 24 Федерального Закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрено, что работодатели в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов обязаны: создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов; создавать инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида; предоставлять в установленном порядке информацию, необходимую для организации занятости инвалидов.
В силу ч.1 ст.21 Федерального Закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», работодателям, численность работников которых превышает 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере от 2 до 4 процентов среднесписочной численности работников. Работодателям, численность работников которых составляет не менее чем 35 человек и не более чем 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации может устанавливаться квота для приема на работу инвалидов в размере не выше 3 процентов среднесписочной численности работников.
Согласно ч. 1 ст.2 Закона Волгоградской области от 05.12.2005 №1127- ОД «О квотировании рабочих мест для приема на работу инвалидов» (в редакции от 13.03.2014), на территории Волгоградской области квота для приема на работу инвалидов работодателям, численность работников которых составляет 35 и более человек, устанавливается в размере двух процентов от среднесписочной численности работников.
Работодатель самостоятельно рассчитывает квоту исходя из среднесписочной численности работников.
Согласно ч.2 ст.28 Федерального Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации», к компетенции образовательной организации относится прием на работу работников, заключение с ними и расторжение трудовых договоров, распределение должностных обязанностей, создание условий и организация дополнительного профессионального образования работников. Образовательная организация выступает в отношении своих работников в качестве работодателя.
На основании ч. 3 ст. 25 Закона РФ от 19.04.1991 №1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», работодатели обязаны ежемесячно представлять органам службы занятости информацию о наличии вакантных рабочих мест (должностей).
Квота для приема на работу инвалидов представляет собой минимальное количество рабочих мест для приема на работу инвалидов в той или иной организации, включая рабочие места, на которых уже работали инвалиды. Под квотированием рабочих мест понимается резервирование рабочих мест в организациях всех форм собственности для приема на работу инвалидов.
Из изложенного выше следует, что законодатель в целях повышения конкурентоспособности на рынке труда инвалидов предусмотрел для них ряд гарантий трудовой занятости, в числе которых установление квоты для приема на работу. При этом работодатели содействуют проведению государственной политики занятости населения на основе, в том числе соблюдения установленной квоты для трудоустройства инвалидов и ее выполнения.
Из анализа приведенных норм следует, что при отсутствии в отчетном периоде вакантных рабочих мест работодатель также должен уведомить орган государственной службы занятости населения, что будет способствовать анализу ситуации и реализации мероприятий по содействию занятости населения на рынке труда.
Также, согласно Закону граждане имеют право на выбор места работы путем бесплатного посредничества органов службы занятости.
В судебном заседании установлено, что в сообщении ГКУ Волгоградской области «Центр занятости населения» Котельниковского района от ДД.ММ.ГГГГ указано, о не предоставлении ответчиком сведений о наличии вакантных рабочих мест в 2014 году.
Между тем, из материалов дела следует, что ответчиком не предоставлено доказательств, указывающих и подтверждающих предоставление органам службы занятости населения информации о наличии вакантных рабочих мест (должностей).
Кроме этого, обладая функциями работодателя, и имея достаточную численность работников, ответчик обязан создать или выделить рабочие места для инвалидов и предоставить в Центр занятости соответствующую информацию.
С учетом приведенных норм материального права и установленных обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что ИП, главы К(Ф)Х Стекольникова П.Н. следует обязать создать рабочие места для инвалидов в размере 2% к среднесписочной численности работников и предоставлять ежемесячно в службу занятости населения информацию о наличии вакантных рабочих мест (должностей).
Невыполнение ответчиком обязанности по предоставлению органам службы занятости населения информации о наличии вакантных мест (должностей) влечёт нарушение прав трудоспособных граждан на свободный выбор места работы путём бесплатного посредничества органов службы занятости населения по содействию в трудоустройстве.
При таких обстоятельствах исковое заявление прокурора, заявленное в интересах неопределённого круга лиц, подлежит удовлетворению.
руководствуясь ст.ст.196-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
обязать индивидуального предпринимателя, главу крестьянского (фермерского) хозяйства Стекольникова П. Н., создать рабочие места для инвалидов в размере 2% к среднесписочной численности работников учреждения;
обязать индивидуального предпринимателя, главу крестьянского (фермерского) хозяйства Стекольникова П. Н., ежемесячно представлять в ГКУ Волгоградской области «Центр занятости населения» Котельниковского муниципального района информацию о наличии либо отсутствии вакантных рабочих мест (должностей).
Решение принято в окончательной форме 14 февраля 2015 года и может быть обжаловано в Волгоградский областной суд через Котельниковский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Д.Г.Бескровный