Дело № 2а-1171/2019
42RS0020-01-2019-001539-16
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г.Осинники 5 декабря 2019 года
Осинниковский городской суд Кемеровской области
в составе председательствующего судьи Лемзы А.А.
при секретаре Толочковой К.Е.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Груздева С.В. к Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Кемеровской области», военному комиссариату муниципальному (городов Осинники и Калтан Кемеровской области), Призывной комиссии Осинниковского городского округа о признании незаконным бездействия, выразившегося в уклонении от выдачи военного билета,
УСТАНОВИЛ:
Груздев С.В. обратился с административным иском ответчикам, в котором с учетом измененных требований просил признать незаконным бездействие Федерального казенного учреждения «Военный комиссариат Кемеровской области», военного комиссариата муниципального (городов Осинники и Калтан Кемеровской области), выразившееся в уклонении от выдачи военного билета; обязать ответчиков выдать ему военный билет.
Требования обосновывает тем, что он обратился в военный комиссариат муниципальный (городов Осинники и Калтан Кемеровской области) с заявлением о выдаче военного билета.
05.08.2019 военным комиссариатом муниципальным (городов Осинники и Калтан Кемеровской области) в выдаче военного билета ему было отказано.
На основании апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Кемеровского областного суда от 22.05.2019 признано незаконным решение призывной комиссии Осинниковского городского округа о признании Груздева С.В. не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.
Справка, выдаваемая гражданину взамен военного билета, является основанием для отказа в прохождении государственной гражданской службы и применения предусмотренных законом ограничений в правах.
Его право на доступ к государственной службе до настоящего времени не реализовано в связи с длящимся незаконным бездействием военного комиссариата муниципального (городов Осинники и Калтан Кемеровской области).
В судебное заседание административный истец Груздев С.В. не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
Представитель административного истца – Баранов В.В., действующий на основании доверенности, измененные требования поддержал по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.
Представитель ФКУ «Военный комиссариат Кемеровской области» - Метелева Е.Ю., действующая на основании доверенности, заявленные требования не признала. Считает, что в апелляционном определении от 22.05.2019 нет прямого указания на выдачу военного билета истцу. Обязанность по выдаче военного билета должна быть возложена на Военный комиссариат муниципальный (городов Осинники и Калтан Кемеровской области) после согласования с ФКУ «Военный комиссариат Кемеровской области».
Представители ответчиков военного комиссариата муниципального (городов Осинники и Калтан Кемеровской области), Призывной комиссии Осинниковского городского округа, представители заинтересованных лиц Министерства обороны Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела.
Выслушав пояснения представителя административного истца, представителя ФКУ «Военный комиссариат Кемеровской области», суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии со ст.59 Конституции Российской Федерации защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом.
В соответствии со ст.1 Федерального закона от 28 марта 1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» воинская обязанность граждан Российской Федерации предусматривает: воинский учет; обязательную подготовку к военной службе; призыв на военную службу; прохождение военной службы по призыву; пребывание в запасе; призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.
Согласно пп.1.1 ст.28 названного Федерального закона, вступившего в силу с 01 января 2014 г., предусмотрено, что при зачислении в запас граждан, подлежавших призыву на военную службу и не прошедших ее до достижения ими возраста 27 лет (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, пунктом 4 ст.23, ст.24 этого Федерального закона, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.
Пунктом 34 раздела 3 Положения о призыве на военную службу граждан РФ, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 11.11.2006 № 663, регламентирующего порядок и условия признания гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, при зачислении в запас граждан, не прошедших до достижения ими возраста 27 лет военную службу по призыву (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным п.п.1 и 2, подпунктом «в» пункта 3, пунктом 4 статьи 23 и статей 24 ФЗ « О воинской обязанности и военной службе», либо в связи с отметкой призывной комиссией субъекта РФ решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия на основании документов, хранящихся в отделе (муниципальном) (личное дело призывника, учетно-алфавитная книга), а для граждан, не состоявших на воинском учете, на основании справок соответствующих отделов (муниципальных) выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.
Такое заключение выносится, если гражданин не проходил военную службу, не имея на то законных оснований, начиная с 01.01.2014 г., при этом состоял (обязан был состоять) на воинском учете и подлежал призыву на военную службу.
Из анализа вышеприведенных положений следует, что при зачислении в запас необходимым условием, для признания состоящего на воинском учете гражданина, достигшего возраста 27 лет, не прошедшим военную службу по призыву, при отсутствии на то законных оснований, является наличие в документах воинского учета данных о непрохождении им военной службы без законных на то оснований после 01 января 2014 г.
По общему правилу, предусмотренному п.1 ст.25 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, осуществляется два раза в год с 01 апреля по 15 июля и с 01 октября по 31 декабря на основании указов Президента Российской Федерации.
Согласно ст. 22 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе. При этом, на военную службу не призываются граждане, которым в соответствии с Федеральным законом освобождены от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждане, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждане, не подлежащие призыву на военную службу.
Судом установлено, что на обращение Груздева С.В. по вопросу разъяснения неисполнения решения Осинниковского городского суда от 11.02.2019 военным комиссариатом муниципальным (городов Осинники и Калтан Кемеровской области) дан ответ от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому рекомендовано во избежании дальнейших проблем в связи с нарушением сроков постановки на воинский учет, явиться в военный комиссариат в ближайшее время для решения вопроса о выдаче документа персонального воинского учета. При этом указано, что в соответствии с Приказом Министра обороны РФ № от ДД.ММ.ГГГГ, гражданам не прошедшим военную службу по призыву не имея на то законных оснований, выдается справка взамен военного билета формы 1/У. Справка 1/У является основным документом персонального воинского учета граждан, пребывающих в запасе, не проходивших военную службу и характеризует его отношение к исполнению воинской обязанности. Для постановки на воинский учет и оформления соответствующего его статусу документа персонального воинского учета он был приглашен в военный комиссариат городов Осинники и Калтан. Однако по прибытию отказался заполнить заявление о выдаче документа воинского учета, о чем был составлен акт <данные изъяты>).
Согласно ч. 2 ст. 64 КАС РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом по ранее рассмотренному гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.
Решением Осинниковского городского суда Кемеровской области от ДД.ММ.ГГГГ признано незаконным бездействие военного комиссара военного комиссариата межмуниципальный (городов Осинники и Калтан Кемеровской области), выразившееся в неуведомлении Груздева С.В. надлежащим образом о необходимости явки в военный комиссариат для прохождения военной службы; признано незаконным и отменено решение призывной комиссии Осинниковского городского округа о признании Груздева С.В. не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований <данные изъяты>
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Кемеровского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ решение Осинниковского городского суда Кемеровской области от 11.02.2019 в части признания незаконным бездействия военного комиссариата межмуниципальный городов Осинники и Калтан Кемеровской области отменено, принято в отмененной части новое решение, которым в удовлетворении требований Груздева С.В. отказано. Исключено из резолютивной части решения указание на отмену решения призывной комиссии Осинниковского городского округа. В остальной части решение суда оставлено без изменения <данные изъяты>
В апелляционном определении судебная коллегия посчитала правильным выводы суда первой инстанции о признании незаконным решения призывной комиссии Осинниковского городского округа о признании Груздева С.В. не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, а также о том, что непрохождение административным истцом военной службы имело место по независящим от него причинам.
Согласно нормам, изложенным в ч.1.1 ст.28 Закона № 53-ФЗ, и в п.34 Положения о призыве на военную службу, заключение выносится в отношении граждан, которые не проходили военную службу, не имея на то законных оснований, после 01 января 2014 года при этом состояли (обязаны были состоять) на воинском учете и подлежали призыву на военную службу.
Согласно п.15 Постановление Правительства РФ от 11.11.2006 № 663 «Об утверждении Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации», решение призывной комиссии в отношении каждого призывника в тот же день заносится в протокол заседания призывной комиссии, подписываемый председателем призывной комиссии и ее членами, а также в удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу, и учетную карту призывника.
С учетом положений вышеприведенных правовых норм и установленных по делу обстоятельств, суд считает, что поскольку Груздев С.В. достиг возраста 27 лет, решение призывной комиссии Осинниковского городского округа о признании его не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, признано незаконным вступившим в законную силу решением Осининковского городского суда от 11.02.2019, то Военным комиссариатом муниципальным (городов Осинники и Калтан Кемеровской области) не обоснованно отказано истцу в выдаче военного билета. Таким образом, выдача административному истцу справки вместо военного билета не соответствует вышеприведенным правовым нормам.
Выбранный способ восстановления нарушенного права административного истца не противоречит ч. 9 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства РФ и положениям Федерального закона от 28.03.1998 № 53- ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».
Таким образом, доводы представителя административного ответчика основаны на неверном толковании вступившего в законную силу судебного акта в отношении Груздева С.В.
В соответствии с п. 9 Положения о военных комиссариатах, утвержденного Указом Президента РФ от 07.12.2012 № 1609, в структуру военных комиссариатов входят командование, основные подразделения, в том числе военные комиссариаты муниципальных образований, подразделения обеспечения и центры (отделы) социального обеспечения.
Военные комиссариаты муниципальных образований могут создаваться в муниципальных образованиях, имеющих статус городского округа, внутригородской территории города федерального значения, муниципального района.
Каждый военный комиссариат муниципального образования (муниципальных образований) имеет печать с указанием номера военного комиссариата муниципального образования (муниципальных образований).
Из письма от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что военным комиссариатам городов и районов Кемеровской области военные билеты гражданам, достигшим возраста 27 лет, следует выдавать только после письменного разрешения военного комиссариата Кемеровской области <данные изъяты>
При таких обстоятельствах, суд считает требования о признании незаконным бездействия ФКУ «Военный комиссариат Кемеровской области» в лице военного комиссариата муниципального (городов Осинники и Калтан Кемеровской области), выразившееся в уклонении от выдачи Груздеву С.В. военного билета и обязании ответчика выдать военный билет, подлежат удовлетворению.
Согласно ч. 1 ст. 103 КАС РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.
В соответствии с ч. 1 ст. 111 КАС РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса.
При обращении в суд с административным иском Груздевым С.В. оплачена государственная пошлина в размере 300 рублей (л.д. 6), которая подлежит взысканию с ответчика Федерального казенного учреждения «Военный комиссариат Кемеровской области» в пользу истца.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-178, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Груздева С.В. удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Федерального казенного учреждения «Военный комиссариат Кемеровской области» в лице военного комиссариата муниципального (городов Осинники и Калтан Кемеровской области), выразившееся в уклонении от выдачи военного билета Груздеву С.В..
Обязать Федеральное казенное учреждение «Военный комиссариат Кемеровской области» в лице военного комиссариата муниципального (городов Осинники и Калтан Кемеровской области) выдать Груздеву С.В. военный билет.
Взыскать с Федерального казенного учреждения «Военный комиссариат Кемеровской области» в пользу Груздева С.В. судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей (<данные изъяты>).
Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение месяца.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья А.А. Лемза