Дело № 2-1434/2016
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
28 декабря 2016 года г.Буинск, РТ
Буинский городской суд Республики Татарстан в составе: председательствующего судьи Р.Р. Шамионова, при секретаре А.Л.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда г.Буинска гражданское дело по иску И.Р.А. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Буинске Республике Татарстан (межрайонное) о восстановлении срока для обращения с заявлением о выплате пенсионных накоплений,
установил:
И.Р.А. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Буинске Республике Татарстан (межрайонное) (далее по тексту Управление ПФР в г.Буинске РТ), в котором просил восстановить срок обращения с заявлением о выплате средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета И.Ф.Г..
Исковые требования мотивированы тем, что умер ее муж И.Ф.Г., который являлся застрахованным лицом в системе обязательного пенсионного страхования, в связи с чем был открыт его индивидуальный счет. В специальной части данного лицевого счета учтены страховые взносы, уплаченные работодателем на финансирование накопительной части трудовой пенсии. Шестимесячный срок со дня смерти истек. После его смерти выяснилось, что у него имелись средства пенсионных накоплений, учтенные в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица.
В настоящее время заявитель обратился за выплатой средств пенсионных накоплений в Управление ПФР в г.Буинске РТ, однако в выплате средств пенсионных накоплений отказано в виду пропуска заявителем шестимесячного срока со дня смерти застрахованного лица (мужа). Установленный шестимесячный срок для обращения в территориальный орган пенсионного фонда пропущен им по уважительной причине, поскольку о возможности получения накопительной части средств пенсионных накоплений она не знала.
Истица И.Р.А. иск поддержала.
Представитель Управление ПФР в г.Буинске РТ Ф.Р.Р. исковое заявление не признал.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В силу п. 12 ст. 9 и п. 12 ст. 16 ФЗ N 173-ФЗ от 17.12.2001 "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в случае, если смерть застрахованного лица наступила до назначения ему накопительной части трудовой пенсии по старости средства, учтенные в специальной части его индивидуального лицевого счета, выплачиваются в установленном порядке лицам, указанным в заявлении застрахованного лица о порядке распределения средств, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета, а при отсутствии указанного заявления застрахованного лица выплата производится его родственникам, к числу которых относятся его дети, в том числе усыновленные, супруг, родители (усыновители), братья, сестры, дедушки, бабушки и внуки независимо от возраста и состояния трудоспособности.
Согласно свидетельству о смерти И.Ф.Г. умер .
В силу п. 1 ст. 38 Федерального закона от 24 июня 2002 года N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации" за счет средств пенсионных накоплений осуществляются выплаты накопительной пенсии по старости, срочные пенсионные выплаты, единовременные выплаты, предусмотренные законодательством Российской Федерации, а также выплаты в случае смерти застрахованного лица лицам, указанным в части 7 статьи 7 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 424-ФЗ "О накопительной пенсии", в случаях и порядке, которые установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 424-ФЗ "О накопительной пенсии".
Согласно п. 3 ст. 38 Федерального закона N 111-ФЗ выплата правопреемникам умершего застрахованного лица осуществляется при условии обращения за указанной выплатой в Пенсионный фонд Российской Федерации в течение шести месяцев со дня смерти застрахованного лица.
Срок обращения за выплатой правопреемникам умершего застрахованного лица может быть восстановлен в судебном порядке по заявлению правопреемника умершего застрахованного лица, пропустившего срок, установленный абзацем первым настоящего пункта.
Из уведомления Управление ПФР в г.Буинске РТ следует, что имеются в наличии средства пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого застрахованного лица И.Ф.Г..
Согласно Обзору законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2008 года, утвержденному Постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 05 декабря 2008 года восстановление срока обращения в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации за выплатой средств, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета умерших застрахованных лиц, зависит от усмотрения суда, которое по общему правилу, обусловлено наличием или отсутствием исключительных обстоятельств, связанных с личностью правопреемника, повлекших пропуск названного срока.
При рассмотрении дел по заявлениям правопреемников о восстановлении им срока обращения в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации за выплатой средств, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета умерших застрахованных лиц, необходимо выяснять как причины пропуска указанного срока, так и их уважительность.
Какого-либо перечня уважительных причин, дающих суду право восстановить пропущенный срок, законодательство не содержит. Поэтому этот вопрос решается судом по каждому делу с учетом его конкретных обстоятельств.
При рассмотрении дела суд установил, что Управление ПФР в г.Буинске РТ не выполнило обязанности, предусмотренной п. 8 Правил выплаты Пенсионным фондом Российской Федерации правопреемникам умершего застрахованного лица средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 3 ноября 2007 года N 741 (далее - Правила).
В соответствии с абз. 1 п. 8 Правил территориальный орган Пенсионного фонда по месту жительства умершего застрахованного лица, получив документ, содержащий сведения о смерти застрахованного лица, принимает меры по извещению правопреемников о возможности получения средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета умершего застрахованного лица.
При этом следует отметить, что указанные нормы возлагают на пенсионный орган обязанность по извещению правопреемников, безотносительно того, являются ли такие лица правопреемниками по закону или правопреемниками по заявлению. Данный вывод вытекает из буквального и системного толкования абзаца 1 пункта 8 Правил и пункта 2 Правил, согласно которому понятие "правопреемники" включает в себя как правопреемников по заявлению, так и правопреемников по закону.
Поскольку на момент смерти мужа у истицы И.Р.А. отсутствовали сведения о его пенсионных накоплениях, ввиду чего отсутствовала информация и о возможности реализации своих прав на их получение в пенсионных органах, пропуск срока является незначительным, то суд приходит к выводу об уважительности причин пропуска истцом срока на обращение за выплатой средств пенсионных накоплений.
При таких обстоятельствах суд считает, что требования истца обоснованными и подлежат удовлетворению.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Восстановить И.Р.А., года рождения, уроженке , срок для обращения с заявлением о выплате средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица - ее мужа И.Ф.Г., года рождения, уроженца , умершего .
Решение может быть обжаловано в Верховный суд РТ в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Буинский городской суд РТ.
Судья - Р.Р. Шамионов.