дело № 5-913/15 г.
П О С Т А Н О В Л Е Н И Ег. Усть-Лабинск 14 июля 2015 года
Судья Усть-Лабинского районного суда Краснодарского края Слесаренко А.Д.,
с участием представителя юридического лица - сельскохозяйственного производственного кооператива «Сельскохозяйственный колхоз «Родина» по доверенности Макеева Д.М.,
рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.20 КоАП РФ, в отношении сельскохозяйственного производственного кооператива «Сельскохозяйственный колхоз «Родина» (далее СПК СК «Родина»), юридический адрес: <адрес>, ОГРН №, дата регистрации ДД.ММ.ГГГГ г., ИНН №,
у с т а н о в и л :СПК СК «Родина» совершил осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), то есть административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 19.20 КоАП РФ.
Согласно ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» с учетом положений настоящего Федерального закона.
В соответствии с п. 30 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензированию подлежит деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности.
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что на основании распоряжения руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Краснодарскому краю и Республике Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ № в СПК СК «Родина» в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проведена плановая документарная проверка соблюдения законодательства в области охраны окружающей среды и экологической безопасности в части обращения с отходами, охраны атмосферного воздуха, использования и охраны водных объектов, государственной экологической экспертизы, земельных отношений.
В ходе проверки выявлены нарушения законодательства о лицензировании деятельности по обезвреживанию отходов IV класса опасности, что зафиксировано в акте проверки № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 9-21).
ДД.ММ.ГГГГ должностным лицом Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Краснодарскому краю и Республике Адыгея в отношении СПК СК «Родина» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.20 КоАП РФ, согласно которому для СПК СК «Родина» в ДД.ММ.ГГГГ году разработан ПНООЛР на основании которого СПК СК «Родина» утверждены лимиты на размещение отходов № сроком действия ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года. Технические отчеты о неизменности производственного процесса предприятием регулярно предоставлялись. На основании ПНООЛР, лимитов на размещение отходов в результате производственной и административно-хозяйственной деятельности предприятия образуется 43 вида отходов 1- V класса опасности.
В соответствии со справками о производственной деятельности количество голов крупного рогатого скота в 3 кв. 2013 г. составило 661 голова, во 2 кв. 2014 г. составило 200 голов, в 3 кв. 2014 г. составило 582 голов, в 4 кв. 2014 г. составило 584 голов, в 1 кв. 2015 г. составило 589 голов.
Установлено, что отходы - навоз от крупного рогатого скота свежий IV класса опасности, образующийся на предприятии в результате содержания и ухода за крупным рогатым скотом, в 2013 г. в количестве 20 тонн. В 2014 году 56,37 тонн, в 1 кв. 2015 году - 14 тонн, вывозится и складируется в типовое навозохранилище.
Как указано в Проекте нормативов образования отходов и лимитов на их размещение навоз от крупного рогатого скота свежий (IV класс опасности) вывозимый в навозохранилища подлежит обезвреживанию, то есть в результате биохимических процессов гниения и окисления образуется навоз от крупного рогатого скота -перепревший (V класс опасности), процесс обезвреживания длиться 12 месяцев, далее навоз складируется на площадку и в качестве удобрения вывозится на собственные поля. В соответствии с Расчетами платы за негативное воздействие на окружающую среду в собственном производстве СПК СК «Родина» образовалось навоза от крупного рогатого скота перепревшего в 2013 году - 1687,25 тонн, в 2014 году - 1256,0 тонн.
Статьей 9 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлено, что в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 № 99-ФЗ, лицензированию подлежит деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности. В понятие обезвреживание отходов входит деятельность по уменьшение массы отходов, изменению их состава, физических и химических свойств (включая сжигание и (или) обеззараживание на специализированных установках) в целях снижения негативного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду, для осуществление данного вида деятельности при обращении с отходами предусмотрено получение лицензии на осуществление работ по обезвреживанию отходов производства и потребления, в частности на обезвреживание навоза. Лицензия на данный вид деятельности у СПК СК «Родина» по настоящее время отсутствует.
Представлен договор № от ДД.ММ.ГГГГ с ООО «<данные изъяты>» на услуги по разработке экологической документации для получения лицензии на обращение с опасными отходами.
Для оформления лицензии на данный вид деятельности необходимо наличие права собственности на объект эксплуатируемый в качестве навозохранилища. Такого права собственности на эксплуатируемый объект СПК СК «Родина» не имел.
ДД.ММ.ГГГГ СПК СК «Родина» обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с исковым заявлением о признании права собственности на следующие объекты недвижимости: навозохранилище, посадочная площадка, ангар.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ за СПК СК «Родина» признано право собственности на вышеуказанные объекты.
Деятельность по обезвреживанию навоза в период отсутствия лицензии на обезвреживание отходов I - IV классов опасности в 2013-2015 г.г. СПК СК «Родина» на эксплуатируемом объекте навозохранилище осуществлялась, о чем свидетельствуют расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду, первичные данные по учету отходов и акты внесения перепревшего навоза на поля.
Из актов вывоза и внесения перепревшего навоза в качестве органического удобрения на собственные поля № от ДД.ММ.ГГГГ вывезено и внесено - 5474,0 тонн, № от ДД.ММ.ГГГГ вывезено и внесено - 9012,0 тонн, № от ДД.ММ.ГГГГ г., тем самым подтверждено осуществление процесса обезвреживания навоза свежего IV класса опасности, получение из данных отходов - навоза перепревшего V класса опасности и последующее его использование.
Таким образом, СПК СК «Родина» осуществляет деятельность по обезвреживанию отходов IV класса опасности без специального на то разрешения, которое является обязательным. Деятельность по обезвреживанию навоза на предприятии осуществляется с целью использования навоза перепревшего в качестве органического удобрения на собственных полях, таким образом, факт извлечения прибыли от данной легальности отсутствует.
Указанные обстоятельства подтверждаются имеющимися в деле об административном правонарушении доказательствами: распоряжением руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Краснодарскому краю и Республике Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д. 22-26), актом проверки № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 9-21), протоколом об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 2-7), а также пояснениями представителя СПК СК «Родина» Макеева Д.М., данными в судебном заседании при рассмотрении дела, согласно которым он вину юридического лица признал в полном объеме.
При таких обстоятельствах, оценив указанные доказательства на предмет допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, судья районного суда приходит к выводу, что совершенное СПК СК «Родина» деяние образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.20 КоАП РФ.
В судебном заседании по рассмотрению дела об административном правонарушении представитель СПК СК «Родина» Макеев Д.М. просил учесть, что СПК СК «Родина» заключил с ООО «<данные изъяты>» договор № от ДД.ММ.ГГГГ на услуги по разработке экологической документации для получения лицензии на обращение с опасными отходами. Однако, для оформления лицензии на данный вид деятельности необходимо наличие права собственности на объект эксплуатируемый в качестве навозохранилища. Такого права СПК СК «Родина» не имел. Поэтому ДД.ММ.ГГГГ СПК СК «Родина» обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с иском о признании права собственности на навозохранилище. Решением Арбитражного суда Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ года, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ г., за СПК СК «Родина» признано право собственности на указанный объект. Свидетельство о государственной регистрации права выдано СПК СК «Родина» ДД.ММ.ГГГГ В настоящее время СПК СК «Родина» подготовлен пакет документов для регистрации навозохранилища в государственном реестре объектов размещения отходов. После внесения данного объекта в реестр необходимый пакт документов будет передан в лицензирующий орган для получения лицензии на деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности. Также просил учесть имущественное и финансовое положение СПК СК «Родина», которое в настоящее время имеет кредиторскую задолженность перед третьими лицами в размере <данные изъяты> рублей.
Указанные обстоятельства объективно подтверждаются имеющимися в материалах дела и представленными в судебном заседании представителем СПК СК «Родина» документами.
Исследовав и оценив все обстоятельства, связанные с нарушением СПК СК «Родина» требований законодательства о лицензировании деятельности по обезвреживанию отходов IV класса опасности, учитывая характер совершенного административного правонарушения, тяжелое имущественное и финансовое положение СПК СК «Родина», отсутствие ущерба и существенной угрозы для государства и охраняемых общественных правоотношений, наличие смягчающих административную ответственность обстоятельств, которыми являются совершение правонарушения впервые, признание вины и принятие мер для получения лицензии, а также отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственность, судья районного суда приходит к выводу о необходимости назначения административного наказания в пределах нормы, предусматривающей ответственность за административное правонарушение, той меры государственного принуждения, которая с наибольшим эффектом достигнет целей восстановления социальной справедливости, исправления правонарушителя и предупреждения совершения новых противоправных деяний, а также ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.
Поэтому с учетом вышеназванных обстоятельств дела судья районного суда считает необходимым в целях восстановления социальной справедливости, исправления правонарушителя и предупреждения совершения новых противоправных деяний применить административное наказание, предусмотренное санкцией части 1 статьи 19.20 КоАП РФ, в виде предупреждения.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 29.9, 29.10 КоАП РФ,
п о с т а н о в и л :Признать юридическое лицо - сельскохозяйственный производственный кооператив «Сельскохозяйственный колхоз «Родина» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.20 КоАП РФ, и назначить ему административное наказание в виде предупреждения.
Постановление может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Усть-Лабинский районный суд в течение 10 дней со дня вручения или получения его копии.
Судья подпись