РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18 апреля 2013 года Центральный районный суд г.о.Тольятти в составе председательствующего судьи Марковой Н.В.,
с участием помощника прокурора г.о.Тольятти Трапезниковой И.А.,
при секретаре Тормозовой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлениям Сражидинова ФИО11 и ООО «Сотел-С» об оспаривании Постановления Мэрии г.о.Тольятти от 24.12.2010 года № 3790-п/1 «Об установлении перечня случаев предоставления для строительства земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством органы местного самоуправления вправе распоряжаться исключительно на торгах»,
УСТАНОВИЛ:
Сражидинов ФИО12 и ООО «Сотел-С», обратившись в суд с названными заявлениями, указали, что 24.12.2010 года было принято Постановление Мэрии г.о.Тольятти № 3790-п/1 «Об установлении перечня случаев предоставления для строительства земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством органы местного самоуправления вправе распоряжаться исключительно на торгах», противоречащее требованиям Земельного кодекса РФ, поскольку названным постановлением установлено императивное правило, согласно которому предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в г.о.Тольятти для строительства осуществляется исключительно на торгах. По мнению заявителей, названное постановление исключает возможность предоставления земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов, как один из способов предоставления земельных участков, прямо предусмотренный Земельным кодексом РФ. Кроме того, оспариваемое постановление по своему содержанию является неопределенным, и фактически определяет порядок и процедуру предоставления земельных участков, что не отнесено к компетенции органа местного самоуправления. Устав г.о.Тольятти также не содержит норм, наделяющих Мэрию г.о.Тольятти правом определения порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности.
Определением от 26.02.2013 года гражданские дела по заявлению Сражидинова ФИО13 и ООО «Сотел-С» соединены в одно производство.
Представители заявителей Амитов ФИО14 и Тарасов ФИО15., действующие по доверенностям, в судебном заседании поддержали доводы заявлений и дополнили, что Постановлением Мэрии г.о.Тольятти от 11.03.2011 года ООО «Сотел-С» было отказано в предварительном согласовании места размещения административного здания на испрашиваемом земельном участке в силу оспариваемого постановления, согласно которому земельные участки, расположенные в территориальной зоне Ж-4, могут предоставляться исключительно на торгах.
Представитель Мэрии г.о.Тольятти Рассказчикова ФИО16 действующая по доверенности, в судебном заседании с заявлениями не согласилась, пояснив, что Мэрия г.о.Тольятти наделена правом устанавливать перечень случаев предоставления земельных участков исключительно на торгах в силу прямого указания ст. 30 Земельного кодекса РФ. Считает неправильным отождествление заявителями понятий «порядок предоставления земельных участков» и «перечень случаев предоставления земельных участков исключительно на торгах». Полагает, что оспариваемое постановление служит обеспечению прозрачности процедуры предоставления земельных участков и противодействует коррупции в сфере земельных правоотношений.
Представитель Думы г.о.Тольятти Романова ФИО17 действующая по доверенности, с заявлениями не согласилась, пояснив, что установление перечня случаев предоставления для строительства земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством органы местного самоуправления вправе распоряжаться исключительно на торгах, не отнесено к компетенции Думы г.о.Тольятти ни федеральным, ни местным законодательством. Полагает, что Мэрия г.о.Тольятти, принимая оспариваемое постановление, действовала в соответствии с Земельным кодексом РФ, Уставом г.о.Тольятти и Законом РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, полагавшего заявления необоснованными, суд считает необходимым отказать в удовлетворении заявлений по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 251 ч. 1 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном законом порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Согласно п. 1 ст. 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
Статья 6 Закона Российской Федерации от 27.04.1993 № 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» предусматривает, что гражданин обязан доказать факт нарушения своих прав и свобод.
В соответствии с п. 1.2 ст. 30 Земельного кодекса РФ органы местного самоуправления вправе устанавливать перечень случаев, когда предоставление находящихся в муниципальной собственности земельных участков, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством они имеют право распоряжаться, осуществляется исключительно на торгах.
Из материалов дела видно, что 24.12.2010 года Мэрией г.о.Тольятти принято Постановление № 3790-п/1 «Об установлении перечня случаев предоставления для строительства земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством органы местного самоуправления вправе распоряжаться исключительно на торгах».
Пунктом 1 названного Постановления установлены и перечислены случаи предоставления для строительства земельных участков, собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством органы местного самоуправления вправе распоряжаться исключительно на торгах:
1.1 предоставление земельных участков для строительства в собственность без предварительного согласования места размещения объекта, за исключением случаев, предусмотренных действующим законодательством РФ;
1.2 Предоставление земельных участков для строительства в аренду, если на испрашиваемый земельный участок подано два и более заявления о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта;
1.3 Продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства, за исключением случаев, установленных подпунктом 5 пункта 1 ст. 24, пунктом 2.1 ст. 30 и пунктом 27 ст. 38.1 Земельного кодекса РФ;
1.4 Предоставление в аренду земельного участка для его комплексного освоения в целях жилищного строительства, которое включает в себя подготовку документации по планировке территории, выполнение работ по обустройству территории посредством строительства объектов инженерной инфраструктуры, осуществление жилищного и иного строительства в соответствии с видами разрешенного использования;
1.5 Предоставление земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства, если в течение месяца со дня опубликования сообщения о приеме заявлений о предоставлении в аренду указанного земельного участка поступили два и более заявления;
1.6 Предоставление земельных участков из земель сельскохозяйственного использования в аренду, если на испрашиваемый земельный участок подано два и более заявления о передаче в аренду;
1.7 Нахождение земельного участка на территории, в отношении которой уполномоченным органом принято решение о подготовке документации по планировке соответствующей территории и установлены границы такой территории;
1.8 Нахождение земельного участка на территории, в отношении которой уполномоченным органом утвержден проект планировки соответствующей территории;
1.9 Предоставление земельных участков для строительства в соответствии с видами разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, указанными в градостроительных регламентах, действующих в пределах территориальных зон: Ж-1А, Ж-1Б, Ж-2, Ж-3, Ж-4, Ц-1, Ц-1А, Ц-2, Ц-3С, Ц-3Т, Ц-3М, Ц-3Н, Р-1, Р-2, Р-3, Р-4, Р-6, Р-7, - установленных Правилами землепользования и застройки г.о.Тольятти, утвержденными Решением Думы г.о.Тольятти от 24.12.2008 года № 1059.
В соответствии с пунктом 2 Постановления настоящее постановление распространяется на случаи предоставления земельных участков для строительства объектов капитального строительства, установленных п. 10 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ.
Пунктом 3 Постановления определено, что оно вступает в силу с момента его опубликования.
Пункт 4 Постановления признан не противоречащим федеральному закону или другому нормативному акту, имеющим большую юридическую силу, и не нарушающим права и законные интересы граждан и юридических лиц (Определение судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 07.06.2011 года).
Пунктом 5 Постановления предусмотрены случаи предоставления земельных участков, на которые не распространяется действие настоящего постановления.
Анализ приведенных выше правовых норм позволяет сделать вывод о том, что основанием для принятия решения суда о признании нормативного правового акта органа местного самоуправления недействующим являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием (п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 01.07.1996 №6/8).
Однако заявителями не представлены доказательства нарушения чьих-либо прав оспариваемым в данном деле постановлением.
Доводы заявителей о том, что оспариваемый нормативный правовой акт нарушает их права и охраняемые законом интересы, в частности, препятствует реализации права на выбор процедуры предоставления земельного участка посредством предварительного согласования места размещения объекта, являются необоснованными, так как действующее законодательство не содержит норму, предусматривающую обязанность предоставления земельных участков исключительно по предварительному согласованию.
Напротив, Земельный кодекс РФ наделяет орган местного самоуправления, каковым является Мэрия г.о.Тольятти, правом определять случаи предоставления земельных участков на торгах (п. 1.2. ч. 1 ст. 30 Земельного кодекса РФ).
Необходимо отметить, что сам по себе факт обращения гражданина или юридического лица в орган местного самоуправления с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании мест размещения объекта не предоставляет права на земельный участок.
Кроме того, процедура предоставления земельных участков на основании решений о предварительном согласовании места размещения объектов оспариваемым постановлением не исключена, как на то ошибочно указано заявителями. Так, из представленных суду сведений усматривается, что с использованием названной процедуры в 2012 году было предоставлено 40 земельных участков, а в 2011 году – 43 земельных участка.
Оспариваемое постановление не ограничивает права заявителей на участие в торгах для приобретения прав на интересующие их земельные участки.
Нельзя согласиться и с доводами заявителей о том, что содержание оспариваемого нормативного правового акта является неопределенным, так как он не содержит четкого перечня случаев, поскольку постановление содержит исчерпывающий перечень случаев, когда предоставление находящихся в муниципальной собственности земельных участков, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством они имеют право распоряжаться, осуществляется исключительно на торгах
По мнению суда, проведение торгов соответствует принципу земельного законодательства, закрепленному в пункте 11 ст. Земельного кодекса РФ, предусматривающему сочетание интересов общества и законных интересов граждан. Согласно этому принципу регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком. В противном случае у заинтересованных лиц появляется возможность получить (предоставить) земельный участок, пользующийся повышенным спросом, без проведения торгов. Между тем целью проведения торгов является привлечение всех заинтересованных лиц и обеспечение им равных возможностей на приобретение земельного участка, а также получение органом местного самоуправления максимальной цены за объект торгов.
При таких обстоятельствах являются справедливыми доводы представителей Мэрии г.о.Тольятти и Думы г.о.Тольятти о принятии оспариваемого постановления в целях противодействия коррупции и для обеспечения прозрачности процедуры предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
Суд находит ошибочными и доводы заявителей об отсутствии у Мэрии г.о.Тольятти правомочий на принятие оспариваемого постановления.
Заявители исходят из того, что, приняв оспариваемое постановление, Мэрия г.о.Тольятти действовала с превышением своих полномочий, определенных Уставом г.о.Тольятти. Кроме того, заявители полагают, что определение порядка предоставления земельных участков отнесено к компетенции представительного органа местного самоуправления, то есть Думы г.о.Тольятти.
Между тем ст. 30 Земельного кодекса РФ наделяет органы местного самоуправления правом устанавливать перечень случаев, когда предоставление находящихся в муниципальной собственности земельных участков, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством они имеют право распоряжаться, осуществляется исключительно на торгах.
Кроме того, статьей 44 Федерального закона от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что полномочия органов местного самоуправления определяются уставом муниципального образования.
В ст.25 Устава г.о.Тольятти определена исключительная компетенция представительного органа местного самоуправления. При этом Дума г.о.Тольятти, как представительный орган местного самоуправления городского округа, обладает и иными полномочиями, отнесенными федеральными законами, законами Самарской области и настоящим Уставом к полномочиям представительного органа местного самоуправления городского округа (ч.3 ст. 25 Устава городского округа Тольятти).
Таким образом, действующим законодательством и Уставом городского округа Тольятти к полномочиям представительного органа местного самоуправления (Думы г.о.Тольятти) не отнесено установление перечня случаев предоставления земельных участков исключительно на торгах.
Вместе с тем согласно п. 1 ст.37 Устава г.о.Тольятти к компетенции Мэрии относится исполнение полномочий органов местного самоуправления городского округа по решению вопросов местного значения городского округа в соответствии с федеральными законами, законами <адрес>, нормативными правовыми актами Думы и постановлениями и распоряжениями Мэрии. При этом п. 15 названной статьи предусматривает, что Мэрия обладает также иными полномочиями, определенными федеральными законами, законами Самарской области и Уставом городского округа Тольятти.
В соответствии с п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2011 года «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» органы местного самоуправления муниципальных районов, городских округов осуществляют распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена (за установленными изъятиями).
По мнению суда, установление перечня случаев, когда предоставление находящихся в муниципальной собственности земельных участков, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством они имеют право распоряжаться, осуществляется исключительно на торгах, отнесено к компетенции Мэрии городского округа Тольятти в силу прямого указания Земельного кодекса РФ (ст. 30), поэтому оспариваемое постановление, принятое в соответствии с федеральным законом, не может быть признано противоречащим ему.
Не может быть признано правильным и отождествление заявителями понятий «порядок предоставления земельных участков» и «перечень случаев предоставления земельных участков исключительно на торгах», поскольку порядок предоставления земельных участков из различных категорий земель предусмотрен соответствующими статьями Земельного кодекса РФ, определяющими процедуру и условия предоставления в собственность, владение и (или) в пользование земельных участков.
В свою очередь, оспариваемым постановлением процедура и условия предоставления земельных участков не определяется, а лишь установлен перечень случаев предоставления земельных участков исключительно на торгах.
На основании изложенного, постановление мэрии городского округа Тольятти № 3790-п/1 от 24.12.2010 «Об установлении перечня случаев предоставления для строительства земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством органы местного самоуправления вправе распоряжаться, исключительно на торгах» издано в рамках компетенции исполнительного органа местного самоуправления, принято в силу прямого указания закона, в соответствии с пунктом 1.2 статьи 30 Земельного кодекса РФ, и на основании Федерального закона от 06.10.2003 № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Кроме того, оспариваемое постановление не нарушает права и законные интересы граждан и юридических лиц, поэтому в удовлетворении заявлений следует отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 12, 194-198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Отказать в удовлетворении заявлений Сражидинова ФИО18 и ООО «Сотел-С».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Центральный районный суд г.о.Тольятти в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 23.04.2013 года.
Председательствующий: