50RS0014-01-2019-000710-02
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
21 июня 2019 г. город Ивантеевка
Ивантеевский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Колчиной М.В.,
при секретаре Овсепян А.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-575/2019 по иску Школьников Н.С. к администрации городского округа Ивантеевка Московской области о признании постановления незаконным, обязании признать малоимущим и поставить на учёт нуждающихся в жилом помещении,
УСТАНОВИЛ:
Истец Школьников Н.С. обратился в суд с требованием к администрации городского округа Ивантеевка Московской области (далее по тексту – администрация города Ивантеевки) о признании незаконным постановления от 11 февраля 2019 г. № 78 об отказе в признании малоимущим в целях постановки на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
В обоснование своих требований истец указал, что в 1998 г. его мать Журавская И.П. поставлена на учёт для улучшения жилищных условий, состав семьи – 3 человека, в том числе истец. Постановка на учёт была произведена в интересах истца, которому исполнилось к тому времени пять лет, и который являлся инвалидом девства, а также по основанию проживания разнополых лиц в одной комнате. В 2015 г. Журавскую И.П. незаконно сняли с учёта. Таким образом истца, простоявшего на очереди 17 лет, незаконно сняли с учёта и лишили права на первоочередное предоставление квартиры. До настоящего времени истец не утратил оснований, по которым ему должно быть предоставлено жилое помещение в первоочередном порядке, членом семьи собственника либо нанимателя жилого помещения он не является. С целью постановки на учёт нуждающихся в предоставлении жилого помещения истец неоднократно обращался в администрацию города Ивантеевки с заявлением о признании его малоимущим. Оспариваем постановлением истцу незаконно отказано в признании малоимущим. В связи с чем истец просил признать данное постановление незаконным, обязать администрацию признать его малоимущим и поставить на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий, в том числе в первоочередном порядке.
В судебном заседании Школьников Н.С. и его представители заявленные требования поддержали в полном объеме.
Представитель администрации города Ивантеевки в судебном заседании против заявленных требований возражал и пояснил, что к заявлению истца о признании малоимущим не были приложены все необходимые документы, а именно сведения об оплате коммунальных платежей и сведения о доходах членов семьи.
Выслушав объяснения явившихся лиц, изучив материалы дела, суд находит требования истца необоснованными и подлежащими отклонению.
Материалами дела установлено, что постановлением администрации города Ивантеевки от 30 сентября 1998 г. № 1305 Журавская И.П., занимающая однокомнатную квартиру, жилой площадью 17,6 кв.м, расположенную по адресу: <адрес>, состав семьи 3 человека (она, сын Школьников Н.С., мать Журавская В.П.) поставлена на учёт для улучшения жилищных условий в общую очередь по ст.2 п.9.16 Правил…, на первоочередное предоставление жилой площади по ст.4 п.29.3 Правил... Основание: инвалид детства, проживание разнополых в одной комнате.
Постановлением администрации города Ивантеевки от 22 декабря 2015 г. № 2244 Журавская И.П. (состав семьи 3 человека) снята с учёта в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и с учёта граждан, имеющих право на первоочередное предоставление жилой площади.
Решением Ивантеевского городского суда Московской области от 22 августа 2018 г., вступившим в законную силу, Журавской И.П. отказано в удовлетворении требований о признании указанного постановления незаконным и обязании поставить Школьникова Н.С. на учет граждан, имеющих право на первоочередное предоставление жилой площади.
Решением Ивантеевского городского суда Московской области от 21 июня 2017 г., вступившим в законную силу, в удовлетворении искового заявления Школьникова Н.С. к администрации о признании постановления незаконным, обязании восстановить на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий отказано.
Постановлением администрации от 28 ноября 2018 г. № 932 Школьникову Н.С. отказано в признании малоимущим в связи с непредставлением документов, содержащих сведения о расходах гражданина, членов его семьи по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в расчётном периоде, и документов, подтверждающих доходы гражданина, членов его семьи.
Постановлением администрации от 13 декабря 2018 г. № 1006 Школьникову Н.С. отказано в постановке на учёт в качестве нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма в связи с непредставлением документов, подтверждающих право состоять на таком учёте, и в связи с отсутствием статуса малоимущего.
18 января 2019 г. Школьников Н.С. обратился в администрацию города Ивантеевки (путём подачи заявления в МФЦ города Ивантеевки) с заявлением о признании малоимущим с целью постановки на учёт нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма.
Постановлением администрации города Ивантеевки от 11 февраля 2019 г. Школьникову Н.С. отказано в признании малоимущим в связи с непредставлением документов, содержащих сведения о расходах гражданина, членов его семьи по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в расчётном периоде, и документов, подтверждающих доходы гражданина, членов его семьи.
Оценив представленные и исследованные в судебном заседании доказательства в их совокупности и правовой связи, суд не находит оснований для удовлетворения требований к администрации города Ивантеевки о признании постановления от 11 февраля 2019 г. незаконным.
В силу части 2 статьи 4 Закона Московской области от 22 декабря 2017 г. № 231/2017-ОЗ «О порядке определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда» гражданин с целью признания его малоимущим подаёт заявление в орган местного самоуправления по месту своего жительства или через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр).
С заявлением должны быть представлены документы, указанные в статье 5 настоящего Закона (за исключением документов, которые запрашиваются органом местного самоуправления в порядке межведомственного информационного взаимодействия).
В соответствии с частью 1 статьи 5 указанного закона гражданин представляет следующие документы (за исключением документов, которые запрашиваются органом местного самоуправления в порядке межведомственного информационного взаимодействия):
1) документы, удостоверяющие личность гражданина и личность членов его семьи (паспорт или иной документ, его заменяющий), а также для малолетних членов семьи - свидетельство о рождении и документы, подтверждающие наличие у них гражданства Российской Федерации;
2) документы, подтверждающие семейные отношения гражданина и членов его семьи (свидетельство о рождении, свидетельство о заключении брака, решение суда о признании членом семьи);
3) документы, содержащие сведения о месте жительства, а в случае отсутствия таких сведений в паспорте или ином документе, удостоверяющем личность, - выданный органом регистрационного учета граждан Российской Федерации документ, содержащий сведения о месте жительства, либо решение суда об установлении факта постоянного проживания;
4) согласие на обработку персональных данных гражданина, членов его семьи;
5) документы, свидетельствующие об изменении фамилии, имени, отчества (в случае, если гражданин, члены его семьи изменили фамилию, имя, отчество);
6) страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования гражданина и членов его семьи;
7) выписку из домовой книги, содержащую сведения о лицах, проживающих по месту жительства гражданина, членов его семьи;
8) копию финансового лицевого счета;
9) документы, содержащие сведения о расходах гражданина, членов его семьи по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в расчетном периоде;
10) документы, подтверждающие доходы гражданина, членов его семьи;
11) документы, подтверждающие наличие зарегистрированных в соответствии с законодательством Российской Федерации транспортных средств, за исключением автомототранспортных средств и прицепов к ним;
12) справку об отсутствии права собственности на жилые помещения, выданную органом, осуществляющим технический учет и техническую инвентаризацию жилищного фонда субъекта Российской Федерации, в котором проживал гражданин и члены семьи гражданина до вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»;
13) сведения из территориальных органов Федеральной налоговой службы о размере оплаченных налогов и сборов в расчетном периоде.
Частью 1 статьи 6 указанного закона предусмотрено, что органом местного самоуправления самостоятельно запрашиваются документы (их копии или содержащиеся в них сведения), необходимые для определения размера дохода и стоимости имущества гражданина, размера среднедушевого дохода семьи и стоимости имущества семьи, в органах государственной власти, органах местного самоуправления и подведомственных им организациях, в распоряжении которых находятся данные документы (их копии или содержащиеся в них сведения) в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, если такие документы не были представлены гражданином по собственной инициативе.
Из части 2 указанной статьи следует, что к числу документов, самостоятельно запрашиваемых органом местного самоуправления, относятся:
1) сведения из Единого государственного реестра недвижимости:
а) о зарегистрированных правах гражданина, членов его семьи на объекты недвижимости, расположенные на территории Российской Федерации;
б) о кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, находящихся в собственности гражданина, членов его семьи, расположенных на территории Российской Федерации;
2) сведения из территориальных органов Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации о наличии либо отсутствии у гражданина, членов его семьи зарегистрированных в соответствии с законодательством Российской Федерации автомототранспортных средств и прицепов к ним;
3) сведения из Пенсионного фонда Российской Федерации о размере социальных выплат (включая пенсию) за расчетный период.
Согласно выписке из электронного журнала регистрации обращений о приёме документов заявителя на получение государственных и муниципальных услуг от 18 января 2019 г. к заявлению о признании малоимущим истцом была приложена одна квитанция об оплате коммунальных платежей за октябрь 2018 г. за пользование жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>, в котором зарегистрирован истец. Со стороны истца факт подачи одного платёжного поручения не оспаривался.
Также истцом не оспаривался тот факт, что к заявлению им были приложены документы, подтверждающие только свои доходы.
Вместе с тем согласно статье 2 указанного выше Закона Московской области от 22 декабря 2017 г. № 231/2017-ОЗ расчётный период - период времени, равный 12 месяцам, предшествующий месяцу, в котором гражданином подано заявление о признании его малоимущим в целях принятия на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (далее - заявление).
Таким образом истец должен был приложить документы, подтверждающие расходы по оплате жилого помещения и коммунальных услуг за последние 12 месяцев, предшествующих подаче заявления, что им не исполнено (пункт 9 части 1 статьи 5).
Доводы истца в той части, что истец не может приложить квитанции о несении таких расходов, поскольку не имеет в собственности или пользовании какого-либо жилого помещения, по которому несёт обязательства по внесению платы, суд находит неубедительными. Равно как и доводы о том, что не имеет членов семьи, о чьих доходах должен представить сведения.
Согласно выписке из домовой книги истец проживает в жилом помещении, принадлежащем бабушке Журавской В.П. Совместно с ними в квартире также проживает мать истца, Журавская И.П.
Решением Ивантеевского городского суда Московской области от 25 января 2019 г., вступившим в законную силу 10 апреля 2019 г., признаны необоснованными доводы истца, о том, что он не является членом семьи собственника квартиры либо матери. При этом судом установлено, что в силу степени родства истец является членом семьи матери как в смысле, данном указанному понятию семейным законодательством, так и статьёй 31 Жилищного кодекса Российской Федерации. Равно как установлен данный факт и решением Ивантеевского городского суда Московской области от 21 июня 2017 г.
Вместе с тем, учитывая, что жилищные правоотношения носят длящийся характер, при рассмотрении настоящего спора суд также не находит обоснованными доводы истца в той части, что он не имеет членов семьи. При этом суд принимает во внимание, что со стороны истца не представлены доказательства, отвечающие требованиям относимости и допустимости, из которых бы усматривалось, что истец и иные члены семьи не ведут общего хозяйства, не имеют совместного бюджета, то есть того, что истец не имеет членов семьи.
При таких обстоятельствах суд также приходит к выводу о том, что в силу части 3 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации истец несёт солидарную с собственником жилого помещения, в котором он проживает, ответственность по обязательствам, вытекающим из пользования данным жилым помещением, в том числе по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
На основании изложенного суд соглашается с доводами администрации города Ивантеевки в той части, что при подаче заявления о признании малоимущим, истец должен был также приложить документы, подтверждающие доходы членов семьи, а также расходы свои и членов семьи по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в расчетном периоде.
Не находит суд обоснованными и доводы истца о том, что ему не была в установленном порядке направлена копия оспариваемого постановления и выписка из протокола заседания жилищной комиссии, на котором было принято оспариваемое решение об отказе в признании истца малоимущим.
В силу части 1 статьи 9 Закона Московской области от 22 декабря 2017 г. № 231/2017-ОЗ «О порядке определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда» решение о признании гражданина малоимущим или об отказе в признании гражданина малоимущим принимается органом местного самоуправления на основании заявления и документов, указанных в статьях 5, 6 настоящего Закона.
Частью 2 указанной статьи предусмотрено, что орган местного самоуправления не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия решения о признании гражданина малоимущим или об отказе в признании гражданина малоимущим направляет гражданину, подавшему заявление, уведомление о принятом решении. В случае представления гражданином заявления через многофункциональный центр уведомление о принятом решении направляется в многофункциональный центр, если иной способ получения не был указан гражданином.
Согласно выписке из электронного журнала регистрации обращений о приёме документов заявителя на получение государственных и муниципальных услуг от 18 января 2019 г. заявление о признании истца малоимущим было подано через многофункциональный центр. Также в указанной выписке, подписанной истцом, содержится сведения о том, что местом получения результата является многофункциональный центр в срок до 18 февраля 2019 г. Иной способ получения данная выписка не содержит.
В судебном заседании сторона истца не оспаривала факт получения оспариваемого постановления через многофункциональный центр.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что в установленные порядке и сроки истцом было получено оспоримое постановление. Тогда как указанная выше норма закона не содержит обязанность органа местного самоуправления направлять помимо решения, принятого на основании обращения, протоколы заседания жилищной комиссии, на котором было принято данное решение.
В связи с чем суд приходит к выводу о том, что оспариваемое постановление не противоречит требованиям закона, что исключает признание в судебном порядке истца малоимущим. При этом суд также принимает во внимание, что судом могут быть рассмотрены лишь требования об оспаривании акта органа местного самоуправления об отказе в признании гражданина малоимущим. То есть признание гражданина малоимущим возможно только в административном порядке, что исключает такое признание в судебном порядке.
Равно как суд не находит оснований и для обязания администрации города Ивантеевки поставить истца на учёт нуждающихся в жилом помещении, в том числе в первоочередном порядке. Как указано судом выше принятие гражданина на учёт нуждающихся в жилом помещении по договору социального найма возможно только в административном порядке путём принятия соответствующего решения органом местного самоуправления при наличии на то предусмотренных законом оснований, что исключает такое признание в судебном порядке. Тогда как судом могут быть рассмотрены лишь требования об оспаривании акта органа местного самоуправления об отказе в признании гражданина малоимущим либо о постановке на учёт нуждающихся в жилом помещении по договору социального найма.
При рассмотрении настоящего спора суд также учитывает, что оспариваемое постановление не нарушает прав истца, так как он не лишён возможности повторно обратиться в администрацию с заявлением о признании малоимущим с приложением недостающих документов.
Руководствуясь статьями 195-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении требований Школьников Н.С. к администрации городского округа Ивантеевка Московской области о признании постановления от 11 февраля 2019 г. № 78 об отказе в признании малоимущим незаконным, обязании признать малоимущим с целью постановки на учёт нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и обязании поставить на учёт нуждающихся в жилом помещении, в том числе в первоочередном порядке, отказать.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд путём подачи апелляционной жалобы в Ивантеевский городской суд в течение одного месяца со дня его составления в мотивированной форме.
Председательствующий Колчина М.В.