Дело 2-188/16
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
с.Ижма 29 июня 2016 года
Ижемский районный суд Республики Коми в составе:
председательствующего судьи Пестрикова В.В.
при секретаре Плаховой Е.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску: Филиппова Н.Н. к Управлению образования администрации муниципального района «Ижемский» о взыскании ежемесячного вознаграждения за выполнение функции классного руководителя, суд
У С Т А Н О В И Л:
Филиппова Н.Н. обратилась в суд с иском к Управлению образования администрации МР «Ижемский» о взыскании ежемесячного вознаграждения за выполнение функции классного руководителя, утверждая, что с 31.08.2013 года по настоящее время является классным руководителем и осуществляет педагогическую деятельность в МБОУ «Томская средняя общеобразовательная школа». На основании Постановления Правительства Республики Коми № 558 от 19.12.2012 года, в период с 01.09.2013 года по 31.12.2013 года истцу выплачивалось ежемесячное вознаграждение за выполнение функции классного руководителя из расчета 1.000 рублей в месяц, которое с января 2014 года выплачивать прекратили не ознакомив истца с документом об отмене постановлений № 38 и 558, письменно не уведомив об отмене вознаграждения за классное руководство. В связи с тем, что постановление Правительства Республики Коми № 45, которым признаны утратившим силу Постановления Правительства Республики Коми № 38 и 558 принято только 02.02.2016 года, истец просит взыскать с Управления образованием администрации МР «Ижемский» задолженность по ежемесячному вознаграждению за выполнение функции классного руководителя за период с января 2014 года по январь 2016 года в размере 42.953 рубля 90 копеек и уплаченную при обращении в суд государственную пошлину.
Определениями суда в качестве третьего лица не заявляющего самостоятельных требований на стороне ответчика привлечена администрация муниципального района «Ижемский», в качестве соответчика МБОУ «Томская средняя общеобразовательная школа».
В судебном заседании истец Филиппова Н.Н. на исковых требованиях настаивает, пояснив, что является классным руководителем, об отмене выплаты за классное руководство извещена не была и отсутствие финансирования не должно лишать её право на выплату.
Представитель ответчика МБОУ «Томская средняя общеобразовательная школа» в судебное заседание не явился, просит рассмотреть дело без его участия.
В направленном в суд отзыве представитель ответчика МБОУ «Томская средняя общеобразовательная школа» исковые требования не признает, указав, что МБОУ «Томская средняя общеобразовательная школа» осуществляет свою деятельность в соответствии с муниципальным заданием. Между Управлением образования и образовательной организацией ежегодно заключается соглашение о порядке и условиях предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания и иные цели. В соответствии с этим соглашением главным распорядителем бюджетных средств является Управление образования администрации МР «Ижемский», которое определяет размер субсидии на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания и иные цели. Постановлением администрации МР «Ижемский» № 227 от 29.10.2009 года определены выплаты компенсационного характера за работу, не входящую в круг основных должностных обязанностей работника, которые ежемесячно получает каждый работник, выполняющий функции классного руководителя. В дополнительных Соглашениях от 31.01.2012 года, 21.02.2012 года, 15.05.2012 года, 07.06.2012 года к Соглашению от 29.12.2012 года № 37 были определены субсидии на иные цели: «на выплаты денежного вознаграждения за классное руководство в образовательных учреждениях». В соглашении от 30.12.2013 года, в котором определялся размер субсидии для образовательной организации на выполнение муниципального задания на 2014 год, субсидии на выплаты денежного вознаграждения за классное руководство в образовательных учреждениях не предусмотрены, в том числе и в последующих Соглашениях, в связи с чем с 2014 года выплаты денежного вознаграждения за классное руководство в соответствии с Постановлением Правительства Республики Коми № 38 от 08.02.2012 года не осуществлялись. В целях недопущения снижения уровня заработной платы педагогических работников в сентябре 2014 года в образовательной организации разработано и принято Положение об оценке эффективности деятельности работников образовательной организации и с сентября 2014 года оплата педагогических работников образовательной организации состоит из трех частей: должностных окладов с учетом повышений, выплат компенсационного характера и выплат стимулирующего характера, как предусмотрено ст.129 Трудового кодекса РФ. 10.11.2015 года по постановлению администрации МР «Ижемский» № 227 размер доплаты за классное руководство увеличен с 25% до 35%, исходя из возможности компенсационных выплат в пределах планового месячного фонда оплаты труда с 01.03.2016 года размер доплат за классное руководство увеличен с 25% до 32%. и тем самым снижение объема заработной платы истца не наблюдается. МБОУ «Томская СОШ» не должно отвечать за действия Правительства Республики Коми которое своевременно не отменило Постановление № 38 от 08.02.2012 года.
Представитель ответчика Управления образованием администрации МР «Ижемский» ФИО3 исковые требования не признала, пояснив, что истец не является работником Управления образования и в трудовых отношениях с Управлением образования не состоит. Управление образования является распорядителем выделяемых денежных средств и не имеет право самостоятельно распределять данные денежные средства. По сравнению с 2013 годом размер заработка истца не изменился. Ни Управление образования, ни школа не могли повлиять на выплату указанного истцом денежного вознаграждения.
В направленном отзыве Управление образованием администрации МР «Ижемский» исковые требования не признает, указав, что истец работает в МБОУ «Томская средняя общеобразовательная школа» и не состоит в трудовых отношениях с Управлением образования администрации МР «Ижемский». Управление образованием является структурным подразделением администрации МР «Ижемский» и осуществляет лишь функции по распределению, контролю и учету денежных средств. Оплата труда педагогических работников производится на основании постановления администрации МР «Ижемский» № 227. В связи с тем, что истцом заключен трудовой договор с МБОУ «Томская средняя общеобразовательная школа», оснований для взыскания с Управления образованием администрации МР «Ижемский» денежных средств не имеется. С 01.01.2011 года вознаграждение за классное руководство предоставлялось за счет субсидии из федерального бюджета республиканскому бюджету Республики Коми. С 2014 года предоставление субсидии из федерального бюджета бюджету Республики Коми на указанные цели не предусмотрено.
Представитель третьего лица администрации МР «Ижемский» ФИО4 с исковыми требованиями не согласна, пояснив, что указанная истцом выплата не была частью заработной платы и называлась «вознаграждение. Оплату за классное руководство истец получает и какого-либо норматива на оплату вознаграждения не принято. Учителям выплачиваются другие надбавки и люди в деньгах не потеряли. По нормативно-правовым актам учителям выплачивается все.
Суд, заслушав истца Филиппова Н.Н., представителя Управления образования администрации МР «Ижемский» ФИО3, представителя администрации МР «Ижемский» ФИО4 и исследовав материалы дела приходит к следующему.
В соответствии со ст.1 ГК РФ гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.
Как установлено судом, истец осуществляет педагогическую деятельность в МБОУ «Томская средняя общеобразовательная школа» в должности учителя русского языка и литературы и с 31.08.2013 года по настоящее время на неё возложены обязанности классного руководителя. л.д.25.
В связи с тем, что с 01 января 2014 года установленная постановлением Правительства Республики Коми № 38 от 08.02.2012 года выплата ежемесячного вознаграждения за выполнение функций классного руководителя была прекращена, однако постановление Правительства Республики Коми № 45 о признании утратившим силу указанное выше постановление принято только 02.02.2016 года, истец обратилась в суд с данным иском.
Согласно Постановления Правительства Республики Коми № 38 от 08.02.2012 года «О ежемесячном денежном вознаграждении за классное руководство» педагогическим работникам государственных образовательных учреждений, находящихся в ведении Республики Коми, и муниципальных образовательных учреждений на территории Республики Коми, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, было установлено ежемесячное денежное вознаграждение за выполнение функций классного руководителя из расчета 1.000 рублей, при этом согласно Постановлению Правительства Российской Федерации № 1238 от 31.12.2010 года «О порядке распределения и предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на выплату денежного вознаграждения за выполнение функций классного руководителя педагогическим работникам государственных образовательных учреждений Российской Федерации и муниципальных образовательных учреждений», с 01 января 2011 года вознаграждение за классное руководство предоставлялось за счет субсидии из федерального бюджета республиканскому бюджету Республики Коми в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном законе о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год, и лимитов бюджетных обязательств, утвержденных в установленном порядке Министерству образования и науки Российской Федерации.
В силу положений части 1 статьи 132 Бюджетного кодекса РФ под субсидиями бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, и расходных обязательств по выполнению полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.
Так как Федеральным законом № 349-ФЗ от 02.12.2013 года «О Федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015-2016 года» субсидии субъектам Федерации на выплаты ежемесячного вознаграждения за выполнение функции классного руководителя предусмотрены не были, с 01.01.2014 года, установленная Правительством Республики Коми по постановлению № 38 от 08.02.2012 года выплата ежемесячного вознаграждения за выполнение функции классного руководителя педагогам образовательных учреждений была прекращена.
В соответствии со ст.129 Трудового кодекса РФ, заработная плата работника (оплата труда работника) - вознаграждение в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Согласно части 4 статьи 86 Бюджетного кодекса РФ и части 2 статьи 53 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», размеры и условия оплаты труда работников муниципальных учреждений определяются органами местного самоуправления.
Как видно из представленного суду трудового договора, заработная плата истца состоит из установленного ей должностного оклада, районного и северного коэффициента, компенсационных выплат, доплат по Указу Главы Республики Коми и ежемесячных надбавок к окладу.
Заключенным истцом трудовым договором, дополнительным Соглашением от 01.11.2014 года и Положением об оплате труда работников МБОУ «Томская СОШ» установленное Правительством Республики Коми по постановлению № 38 от 08.02.2012 года дополнительное вознаграждение за классное руководство, как обязательная выплата не предусмотрена, в связи с чем, обязанность по соблюдению части 2 статьи 74 Трудового кодекса РФ об уведомлении в письменной форме о предстоящих изменениях условий трудового договора у работодателя отсутствовала.
МБОУ «Томская средняя общеобразовательная школа» является не коммерческим муниципальным бюджетным образовательным учреждением, финансируемым за счет бюджета муниципального района «Ижемский» и осуществляет свою деятельность на основании муниципального задания, в рамках Соглашений о порядке и условиях предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания и субсидии на иные цели, которые до 01.01.2014 года предусматривали выделение денежных средств на выплату денежного вознаграждения за классное руководство.
Дополнительным Соглашением № 37 от 30.12.2013 года, заключенным между администрацией МР «Ижемский» и МБОУ «Томская СОШ» выделение денежных средств на выплату установленной Правительством Республики Коми по постановлению № 38 от 08.02.2012 года доплаты за классное руководство не предусмотрено.
В целях недопущения снижения уровня заработной платы педагогических работников, руководителям государственных образовательных организаций и органам местного самоуправления было рекомендовано производить выплаты ежемесячного денежного вознаграждения за выполнение функций классного руководителя за счет средств, выделяемых на выполнение государственного (муниципального) задания, в пределах планового месячного фонда оплаты труда из фонда выплат стимулирующего характера.
При формировании проектов бюджетов на 2014, 2015, 2016 годы при расчете объема субвенции местным бюджетам на реализацию в 2014-2016 годах муниципальными образовательными организациями в Республике Коми основных образовательных программ образования были учтены целевые показатели по среднемесячной заработной плате педагогических работников муниципальных общеобразовательных организаций и расчет целевого показателя заработной платы производится с учетом положения ст.129 Трудового кодекса РФ.
10.11.2015 года в постановление администрации МР «Ижемский» № 227 от 29.10.2009 года «Об оплате труда работников муниципальных образовательных организаций муниципального района «Ижемский» были внесены изменения, согласно которым размер доплаты учителям, преподавателям образовательных организаций за классное руководство, установленный указанным постановлением, увеличен с 25% до 35% к должностному окладу, окладу (ставке заработной плате, тарифной ставке) и тем самым учтены размеры вознаграждения за классное руководство, установленные Постановлением Правительства Республики Коми № 38 от 08.02.2012 года, что указывает на то, что несмотря на отсутствие соответствующего финансирования, администрация МР «Ижемский» изыскивает денежные средства и исходя из своих финансовых возможностей принимает меры по недопущению снижения уровня заработной платы педагогических работников.
Установленная Постановлением Правительства Республики Коми № 38 от 08.02.2012 года доплата за классное руководство являлась дополнительным вознаграждением, не предусмотрена заключенным истцом трудовым договором и по своей сути не носит обязательного характера.
Предусмотренные Положением об оплате труда работников МБОУ «Томская СОШ» выплаты за классное руководство, истцу производятся в полном объеме, что не оспаривается истцом и подтверждается представленными суду расчетными листками. л.д.24.
В связи с тем, что МБОУ «Томская СОШ» является муниципальным бюджетным учреждением финансируемым за счет бюджета муниципального района «Ижемский и осуществляет свою деятельность в рамках муниципального задания, Соглашениями о порядке и условиях предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания и субсидии на иные цели, для выплаты установленной Постановлением Правительства Республики Коми № 38 от 08.02.2012 года доплаты за классное руководство с 01.01.2014 года не предусмотрено, субсидии из федерального бюджета не предоставляются, при указанных обстоятельствах и отсутствия соответствующего финансирования как со стороны федерального, так и местного бюджетов на осуществление соответствующих выплат, а так же, что указанная выплата не предусмотрена заключенным истцом трудовым договором, не носит обязательного характера, является дополнительным вознаграждением и выплачивалась исходя из выделяемых на эти цели денежных средств, суд оснований для удовлетворения исковых требований и взыскании с ответчиков задолженности за ежемесячное вознаграждение за выполнение функции классного руководителя за период с января 2014 года по январь 2016 года в размере 42.953 рублей 90 копеек не находит.
Доводы истца, что Постановление Правительства Республики Коми № 38 было отменено только 02.02.2016 года как основание для взыскания указанных истцом денежных сумм не могут быть признаны обоснованными и повлиять на принятое решение, поскольку несвоевременная отмена Правительством Республики Коми указанного постановления, которое фактически не применялось с 01.01.2014 года в виду отсутствия соответствующего финансирования не может возлагать на ответчиков какой-либо обязанности по выплате данных денежных средств не выделяемых на указанные цели.
Выплачиваемая истцу заработная плата и предусмотренные трудовым договором выплаты не противоречат Положению об оплате труда работников МБОУ «Томская средняя общеобразовательная школа» и соответствует требованиям трудового законодательства.
Нарушений трудовых прав истца судом не установлено.
Иных доводов и доказательств ответчиком не представлено.
В связи с отказом в истцу иске, оснований для взыскания с ответчиков государственной пошлины не имеется.
Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований Филиппова Н.Н. к МБОУ «Томская средняя общеобразовательная школа» и Управлению образования администрации муниципального района «Ижемский» о взыскании задолженности по ежемесячному вознаграждению за выполнение функции классного руководителя за период с января 2014 года по январь 2016 года в размере 42.953 рубля 90 копеек и уплаченной при обращении в суд государственной пошлины отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми в течение одного месяца с момента вынесения, через Ижемский районный суд Республики Коми.
Судья: В.В.Пестриков