РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16 августа 2016 года г. Красногорск
Московская область
Московский областной суд в составе:
председательствующего судьи Ракуновой Л.И.
при секретаре Петровой Ю.И.
с участием помощника Московского областного прокурора Смирновой М.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-479/16 по административному исковому заявлению<данные изъяты> о признании недействующим с момента вступления решения суда в законную силу решения Совета депутатов городского округа Королев Московской области № 189/33 от 16 декабря 2015 года «Об утверждении Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа Королев Московской области» в части не включения в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа Королев Московской области адресных ориентиров размещения площадок под нестационарные торговые объекты, принадлежащих индивидуальному предпринимателю Егорову Д. А. по адресам: <данные изъяты>, принадлежащих <данные изъяты>» по адресам: <данные изъяты> <данные изъяты> принадлежащих <данные изъяты> по адресам: <данные изъяты>
установил:
Советом депутатов городского округа Королев Московской области 16 декабря 2015 года принято Решение № 189/33 «Об утверждении Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа Королёв Московской области» с приложением адресных ориентиров размещения площадок под нестационарные торговые объекты (далее- Решение об утверждении схемы НТО).
Названное Решение об утверждении схемы НТО было опубликованно в печатном средстве массовой информации «Спутник» специальный выпуск № 35 от 31 декабря 2015 года.
Полагая, что не включением в Схему размещения нестационарных торговых объектов (далее- Схема НТО) на территории городского округа Королёв Московской области, принадлежащих индивидуальному предпринимателю Егорову Д.А. нестационарных торговых объектов, расположенных по адресам: <данные изъяты>, принадлежащих <данные изъяты> нестационарных торговых объектов, расположенных по адресам: <данные изъяты>, принадлежащих <данные изъяты>» нестационарных торговых объектов, расположенных по адресам: Московская <данные изъяты> нарушается право указанных лиц (далее- административные истцы) на осуществление предпринимательской деятельности, <данные изъяты> обратились в суд с административным исковым заявлением об оспаривании Решения об утверждении схемы НТО в части не включения указанных выше нестационарных торговых объектов в Схему НТО.
Определением Московского областного суда от 23 мая 2016 года административные иски объединены в одно производство (л.д. 79-80 т.1).
В судебном заседании представитель административных истцов просил об удовлетворении административного иска, ссылаясь на то, что земельные участки, расположенные под нестационарными торговыми павильонами, находятся на основании договоров аренды в пользовании административных истцов, ими добросовестно и в полном объеме вносится арендная плата. При принятии Решения об утверждении схемы НТО указанные объекты подлежали включению в Схему НТО. Представлены письменные объяснения (л.д. 151-181 т.3).
Представители Совета депутатов городского округа Королев Московской области и заинтересованного лица администрации городского округа Королев Московской области просили в удовлетворении административных исков отказать, ссылаясь на то, что Схема НТО утверждена в полном соответствии с законом Московской области от 30 декабря 2014 года № 191/2014-ОЗ «О благоустройстве в Московской области». Представлены письменные возражения (л.д.182-227 т.7)
Исследовав материалы дела, выслушав объяснения участвующих в деле лиц, заключение прокурора, полагавшего отказать в удовлетворении административного иска, суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, индивидуальному предпринимателю Егорову Д.А. принадлежат нестационарные торговые объекты, расположенные по адресам: <данные изъяты>
<данные изъяты> принадлежат нестационарные торговые объекты, расположенные по адресам: <данные изъяты>
<данные изъяты>» принадлежат нестационарные торговые объекты, расположенные по адресам: <данные изъяты>
16 декабря 2015 года Советом депутатов городского округа Королев Московской области принято Решение № 189/33 «Об утверждении Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа Королёв Московской области», об отмене которого в указанной выше части просят административные истцы.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин может обратиться в суд с требованием об оспаривании решения органа местного самоуправления, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
Основы государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации определяются положениями Федерального закона от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 381-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона № 381-ФЗ правовое регулирование отношений в области торговой деятельности осуществляется Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, Законом Российской Федерации от 7 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей», другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Органы местного самоуправления вправе издавать муниципальные правовые акты по вопросам, связанным с созданием условий для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли, в случаях и в пределах, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации (пункт 3 статьи 3 Федерального закона № 381-ФЗ).
В силу части 1 статьи 10 Федерального закона № 381-ФЗ размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
На основании части 3 названной статьи схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с положениями пункта 6 статьи 10 Федерального закона № 381-ФЗ об утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, а равно как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы.
Согласно статье 11 Земельного кодекса РФ и статье 8 Градостроительного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления относится установление правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений.
Порядок разработки и утверждения органами местного самоуправления Московской области Схемы размещения НТО утвержден распоряжением Министерство потребительского рынка и услуг Московской области № 32-Р от 27 декабря 2012 года (далее-Распоряжение Министерства потребительского рынка и услуг МО № 32-Р).
В соответствии с законом Московской области от 30 декабря 2014 года №191/2014- 03 «О благоустройстве в Московской области» и распоряжением Министерства Жилищно- коммунального хозяйства Московской области от 1 июля 2015 года № 143-РВ «Об утверждении Правил благоустройства территории городского округа Королев Московской области» установка некапитальных сооружений допускается с разрешения и в порядке, установленном органом местного самоуправления Администрацией городского округа Королев Московской области.
Распоряжением Министерства потребительского рынка и услуг Московской области № 32-Р предусмотрено, что размещение нестационарных торговых объектов на территории муниципальных образований должно соответствовать градостроительным, строительным, архитектурным, пожарным, санитарным нормам, правилам и нормативам. Разработка схемы осуществляется в целях создания условий для улучшения организации и качества торгового обслуживания населения и обеспечения доступности товаров для населения; установления единого порядка размещения нестационарных торговых объектов на территории Московской области; достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов с учетом нормативов, установленных Правительством Московской области; формирования современной торговой инфраструктуры; оказания мер поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям, в том числе осуществляющим деятельность на территории Московской области.
При разработке схемы учитываются обеспечение беспрепятственного развития улично-дорожной сети; обеспечение беспрепятственного движения транспорта и пешеходов; специализация нестационарного торгового объекта; обеспечение соответствия деятельности нестационарных торговых объектов санитарным, противопожарным, экологическим требованиям, правилам продажи отдельных видов товаров, требованиям безопасности для жизни и здоровья людей.
Не допускается размещение нестационарных торговых объектов в полосах отвода автомобильных дорог; ближе 20 метров от окон жилых и общественных зданий и витрин стационарных торговых объектов; на инженерных сетях и коммуникациях и в охранных зонах нженерных сетей и коммуникаци; в случае, если размещение нестационарных торговых объектов уменьшает ширину пешеходных зон до 3 метров и менее; в случае, если размещение нестационарных торговых объектов препятствует свободному подъезду пожарной, аварийно-спасательной техники или доступу к объектам инженерной инфраструктуры (объекты энергоснабжения и освещения, колодцы, краны, гидранты и т.д.).
Согласно представленным административным ответчиком актов о проведении инвентаризации мест размещения нестационарных объектов на территории городского округа Королев, ситуационных планов, фотоматериалов по каждому из объектов, принадлежащих административным истцам, нестационарные торговые объекты истцов размещены в нарушение пункта 7.23 «СНиП 2,07.01-89*. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» на коммуникациях и инженерных сетях (л.д. 186-227т.3). Киоски по <данные изъяты>, принадлежащие <данные изъяты>, расположены на расстоянии ближе 20 метров от окон жилых и общественных зданий (л.д. 189-191, 195-200 т. 3). Киоски в <данные изъяты>, принадлежащие <данные изъяты> расположены на расстоянии ближе 20 метров от окон жилых и общественных зданий (л.д. 213-215 т.3), а киоск принадлежащий указанному административному истцу по адресу <данные изъяты> в нарушение ОСТ 218.1.002-2003 «Автобусные остановки на автомобильных дорогах. Общие технические требования» расположен в непосредственном примыкании к автопавильону (л.д. 21-221т.3).
Суд полагает, что административным ответчиком представлены доказательства размещения принадлежащих административным истцам нестационарных торговых объектов с нарушением норм и правил, предусмотренных Распоряжением Министерства потребительского рынка и услуг Московской области № 32-Р и у административного ответчика имелись основания для не включения указанных объектов в Схему НТО.
Довод административных истцом о том, что ответчиком не представлено доказательств соблюдения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов, не нашел своего подтверждения в судебном заседании.
Правоотношения в указанной выше сфере на федеральном уровне регламентированы Федеральным законом от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 184-ФЗ), Федеральным законом от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», действовавшим в период принятия оспаривания Решения об утверждении схемы НТО постановлением Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2010 года № 754 «Об утверждении Правил установления нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов» (далее - Постановление Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2010 года № 754), иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 69 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов реализации государственной политики в области торговой деятельности на территории субъекта Российской Федерации, проведения информационно-аналитического наблюдения за состоянием рынка определенного товара и осуществлением торговой деятельности на территории субъекта Российской Федерации, разработки и реализации мероприятий, содействующих развитию торговой деятельности на территории субъекта Российской Федерации, и осуществления иных полномочий, предусмотренных Федеральным законом от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ.
Так, в силу подпункта «б» пункта 2 статьи 21 данного закона высший исполнительный орган государственной власти разрабатывает для представления высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в законодательный (представительный) орган субъекта Российской Федерации проекты программ социально-экономического развития субъекта Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом «г» пункта 2 статьи 5 этого же акта законом субъекта Российской Федерации утверждаются программы социально-экономического развития данного публично-правового образования.
Статьей 23 упомянутого выше Федерального закона определено, что данные органы осуществляют свои полномочия самостоятельно.
Полномочие об утверждении нормативов нашло свое отражение и в Федеральном законе № 381-ФЗ (пункт 3 части 1 статьи 6).
На основании статьи 19 названного акта нормативы минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов для субъектов Российской Федерации, в том числе для входящих в их состав муниципальных образований, разрабатываются уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с методикой расчета указанных нормативов, утвержденной Правительством Российской Федерации (части 2). Нормативы минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов утверждаются в составе документов, определяющих направления социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, и учитываются в документах территориального планирования, генеральных планах, региональных и муниципальных программах развития торговли, схемах размещения нестационарных торговых объектов (часть 3).
Пунктами 2 и 3 Правил установления нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2010 г. № 754, отмечено, что такие нормативы устанавливаются по каждому субъекту Российской Федерации и входящим в его состав муниципальным районам и городским округам и разрабатываются уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с методикой расчета нормативов согласно приложению к названному акту и утверждаются в составе документов, определяющих направления социально-экономического развития субъекта Российской Федерации и муниципальных образований.
Из системного толкования приведенных положений следует, что при осуществлении деятельности в сфере государственного регулирования торговой деятельности органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе разрабатывать нормативы минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов. Утверждение указанных нормативов производится законодательным (представительным) органом власти в составе документов, разработанных высшим исполнительным органом государственной власти и определяющих направления социально-экономического развития субъекта Российской Федерации и муниципальных образований.
В судебном заседании не установлено обстоятельств, указывающих на то, что административным ответчиком при принятии Решения об утверждении схемы НТО, не были учтены нормативы, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2010 г. № 754.
Доводы административных истцом о том, что в результате не включения принадлежащих им НТО в Схему размещения НТО они лишились права на осуществление хозяйственной и предпринимательской деятельности, не нашли своего подтверждения в судебном заседании.
Согласно пунктам 3.1; 3.3; 3,6 Методических рекомендаций по размещению нестационарных торговых объектов на территории муниципальных образований Московской области, утвержденных Распоряжением Министерства потребительского рынка и услуг Московской области от 2 июня 2014 года № 16РВ-34, размещение нестационарных торговых объектов на территории муниципальных образований Московской области осуществляется на конкурсной основе, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Конкурс проводится органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области после утверждения схемы в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации и Московской области. Основанием для размещения нестационарного торгового объекта является схема и договор на право размещения нестационарного торгового объекта или иной договор, заключенный в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области, между органом местного самоуправления и хозяйствующим субъектом, предметом которого является предоставление места для размещения нестационарного торгового объекта в соответствии со схемой. Специализация нестационарного торгового объекта является существенным условием договора.
В судебном заседании установлено, что административным ответчиком проводятся конкурсы на право размещения нестационарных торговых объектов со специализацией торговой деятельности, предусмотренной Решением об утверждении схемы НТО. Административные истцы не лишены права на участие в таких конкурсах.
Имея ввиду, что на период предоставления административным истцам в 2010-2012 годах по договорам на условиях срочности в аренду земельных участков для размещения принадлежащих им торговых киосков и павильонов, специализация их торговой деятельности в указанных договорах не определялась, административный ответчик, вопреки утверждениям представителя административных истцов, не вправе был своим Решением об утверждении схемы НТО, определив по своему усмотрению в отношении административных истцов специализацию по видам товаров или печатной продукции, включить их в Схему НТО.
Предоставление административным истцам преимущественного права заключения договоров на право размещения НТО без участия в конкурсе противоречит части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», согласно которой заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением случаев, перечисленных в данной статье.
С учетом выводов, содержащихся в настоящем решении, оснований для удовлетворения административного иска <данные изъяты> не имеется.
руководствуясь ст. 177, 178, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации
РЕШИЛ:
административное исковое заявление<данные изъяты>» о признании недействующим в части с момента вступления решения суда в законную силу решения Совета депутатов городского округа Королев Московской области № 189/33 от 16 декабря 2015 года «Об утверждении Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа Королев Московской области» в части не включения в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа Королев Московской области адресных ориентиров размещения площадок под нестационарные торговые объекты, принадлежащих <данные изъяты> по адресам: <данные изъяты>, принадлежащих <данные изъяты> по адресам: <данные изъяты>, принадлежащих <данные изъяты> по адресам: <данные изъяты> оставить без удовлетворения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Московский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме и принесено апелляционное представление прокурором в тот же срок.
Судья Л.И. Ракунова.