АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
350063, г. Краснодар, ул. Красная, 6
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Краснодар Дело № А-32-20926/09-59/282
«22» сентября 2009 года
Арбитражный суд Краснодарского края в составе судьи Гонзус И.П.
при ведении протокола судебного заседания судьей Гонзус И.П.
рассмотрев в судебном заседании заявление
Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Новороссийске, г. Новороссийск (наименование заявителя)
к Клименко Виктории Александровне, г. Новороссийск (наименование ответчика)
о взыскании 386, 40 рублей штрафа
при участии:
от заявителя: не явился, уведомлен,
от ответчика: не явился, уведомлен
УСТАНОВИЛ:
Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Новороссийске (далее - управление) обратилось с заявлением о взыскании с Клименко Виктории Александровны (далее - предприниматель) 386,40 рублей штрафа за нарушение срока представления сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета, в частности об уплаченных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование за 2008 года.
Заявитель не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, что подтверждается почтовым уведомлением о вручении от 31.08.2009 года № 55247, доводы изложены в заявлении.
Ответчик не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, что подтверждается почтовым уведомлением от 28.08.2009 года № 55249, отзыв на заявление не представил.
Суд полагает, что в удовлетворении заявленных требований следует отказать ввиду следующего.
Клименко Виктория Александровна, 24.09.1978 года рождения, уроженка г. Новороссийска Краснодарского края, зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя 27.01.2004 года, состоит на учете в ИФНС России по г. Новороссийску Краснодарского края за основным государственным регистрационным номером 304231502700115, ИНН 231500949837, зарегистрирован по адресу: г. Новороссийск, ул. Верхнемосковская, 31.
По факту непредставления сведений определенных статьей 11 Федерального закона от 01.04.1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее - Закон № 27-ФЗ) до 01.03.2009 года заявителем составлен акт от 17.03.2009 года № 2920 о нарушении пенсионного законодательства.
А также управлением вынесено решение от 17.04.2009 года № 301 о привлечении предпринимателя к ответственности по статье 17 Федерального закона от 01.04.1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» за несвоевременное представление сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в виде штрафа в сумме 386,40 рублей.
Акт проверки № 2920 от 17.03.2009 года, в котором указано, что рассмотрение материалов проверки состоится 10.04.2009 года, направлен в адрес предпринимателя по почте 17.03.2009 года, что подтверждается реестром заказной корреспонденции.
Требованием от 17.04.2009 года № 301 ответчику предлагалось в добровольном порядке уплатить финансовые санкции в срок до 05.05.2009 года Указанное требование направлено в адрес предпринимателя по почте 17.04.2009 года, что подтверждается списком заказной корреспонденции.
В указанный срок ответчиком задолженность по финансовым санкциям не погашена, что явилось основанием для обращения управления в арбитражный суд.
Принимая решение, суд исходил из следующего.
Согласно статье 1 Закона № 27-ФЗ индивидуальным (персонифицированным) учетом является организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно абзацу пятому указанной статьи индивидуальные предприниматели, уплачивающие страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированных платежей в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", являются физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы, - застрахованными лицами.
Закон №27-ФЗ в подпунктах 1 - 8 пункта 2 статьи 6 устанавливает, что физическое лицо, самостоятельно уплачивающее страховые взносы, представляет в орган Пенсионного фонда следующие сведения: страховой номер; фамилия, имя, отчество, фамилия, которая была у застрахованного лица при рождении; дата и место рождения; пол; адрес постоянного места жительства; серия и номер паспорта или удостоверения личности, дата выдачи указанных документов; гражданство.
Пункт 1 статьи 10 Закона № 27-ФЗ определяет, что указанные сведения представляются в орган Пенсионного фонда в следующих случаях:
при начальной регистрации его для индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования;
при первичной регистрации застрахованного лица в качестве страхователя;
при снятии с учета в качестве страхователя;
при утрате им страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования в соответствии с пунктом 5 статьи 7 Закона;
при изменении сведений, предусмотренных подпунктами 2 - 5 пункта 2 статьи 6 Закона, содержащихся в его индивидуальном лицевом счете.
Пункт 2 статьи 10 ФЗ № 27 устанавливает порядок и сроки представления необходимых документов в каждом из указанных случаев.
Следовательно, Закон № 27-ФЗ установил для физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы, исчерпывающие перечень сведений и случаи, при которых они представляются в орган Пенсионного фонда Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 11 вышеуказанного закона ежегодная обязанность представлять до 1 марта сведения за застрахованных лиц возложена только на страхователя.
Индивидуальный предприниматель может быть отнесен к категории "страхователь" в соответствии с данным Законом только в том случае, если он осуществляет прием на работу по трудовому договору, а также заключает договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы.
Однако в настоящем деле эти обстоятельства управлением не доказаны и не подтверждены материалами дела. В связи с этим, предприниматель к страхователям, в смысле, придаваемом этому термину Законом № 27-ФЗ, не относится.
В Законе № 27-ФЗ отсутствует обязанность физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы, ежегодно являться для сверки до 1 марта в орган Пенсионного фонда и представлять сведения индивидуального (персонифицированного) учета в орган Пенсионного фонда Российской Федерации.
Предусмотренная пунктом 5 статьи 11 Закона об индивидуальном учете обязанность физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы, представлять страховой номер индивидуального лицевого счета, фамилию, имя и отчество, сумму уплаченных страховых взносов обязательного пенсионного страхования, другие сведения, необходимые для правильного назначения трудовой пенсии не обусловлена каким-либо сроком, следовательно, за нарушение этой обязанности неприменима и ответственность, предусмотренная частью 3 статьи 17 Закона.
Ссылки управления на пункт 38 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах для целей обязательного пенсионного страхования, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 15.03.1997 года № 318 не приняты судом, поскольку в Законе № 27-ФЗ отсутствуют отсылочные нормы, уполномочивающие Правительство РФ установить срок представления сведений физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы. Следовательно, пункт 38 названной инструкции противоречит Закону № 27-ФЗ и не применяется судом в силу части 2 статьи 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В связи с этим, в удовлетворении заявленных требований о взыскании с предпринимателя штрафа в сумме 386,40 рублей следует отказать ввиду отсутствия события правонарушения.
В акте № 2920 от 17.03.2009 года указано, что рассмотрение акта состоится 10.04.2009 г., в подтверждение направления копии указанного акта предпринимателю представлен реестр отправления заказной корреспонденции, на котором имеется отметка отделения почтовой связи о приеме корреспонденции, датированная 17.03.2009 года.
Рассмотрение акта состоялось 17.04.2009 года в отсутствии предпринимателя, что подтверждается решением от 17.04.2009 года № 301.
Согласно абзацу 1 статьи 2 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» № 167-ФЗ от 15.12.2001 года законодательство Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании состоит из Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, Федеральных законов "Об основах обязательного социального страхования", "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", "Об управлении средствами государственного пенсионного обеспечения (страхования) в Российской Федерации" и "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", иных федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Российской Федерации.
В силу абзаца 3 статьи 2 данного Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» № 167-ФЗ от 15.12.2001 года правоотношения, связанные с уплатой страховых взносов, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством о налогах и сборах, если иное не предусмотрено этим законом.
Закон № 27-ФЗ не регламентирует порядоквзыскания штрафов, за исключением установлениясудебного порядка их взыскания. Поэтому, при привлечении юридического лица или индивидуального предпринимателя к ответственности за нарушение законодательства об обязательном пенсионном страховании, должны соблюдаться положения статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации.
Однако, несмотря на то, что вышеуказанный акт направлен в адрес предпринимателя заказным письмом, почтовое уведомление о вручении копии акта ответчику, управлением не представлено.
Также необходимо указать, что рассмотрение управлением акта состоялось не 10.04.2009 года, как было указано в акте, а состоялось 17.04.2009 года, однако доказательств надлежащего извещения предпринимателя о рассмотрении акта 17.04.2009 года, управлением не представлено. Также не представлен протокол о рассмотрения акта 10.04.2009 года.
Следовательно, на момент рассмотрения акта проверки, у управления отсутствовали сведения о получении предпринимателем копии акта, то есть о надлежащем извещении, о дате и времени рассмотрения акта, связи с чем, управлением при рассмотрении акта допущены существенные нарушения требований статьи 101 НК РФ, направленные на реализацию права лица, в отношении которого проводилась проверка, на участие при рассмотрении материалов проверки лично или через представителя.
В силу статьи 101 НК РФ данное нарушение является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении требований управления.
С учетом изложенного и руководствуясь статьями 1, 11, 15, 17 Федерального закона от 01.04.1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», статьей 101 Налогового кодекса Российской Федерации и статьями 13, 65, 66, 110, 123, 156, 167-170, 176, 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в месячный срок с даты принятия в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Краснодарского края.