Дело № 2-593/14
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 августа 2014 г. ст. Багаевская
Багаевский районный суд Ростовской области в составе:
председательствующего судьи Шкуратова Д.С.,
при секретаре Кайдаловой С.Ф.,
с участием помощника прокурора Багаевского района РО ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ростовского межрайонного природоохранного прокурора в защиту права, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, интересов РФ к ООО «СРХ Рыбколхоз Дон», третье лицо Донское бассейновое управление об обязании разработать и согласовать схему систем водопотребления и водоотведения,
установил:
Ростовский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с вышеназванным иском, ссылаясь на то, что прокуратурой по информации Донского бассейнового водного управления, полученной в ходе анализа состояния законности при использовании водных объектов на территории <адрес>, проведена проверка исполнения ООО «СРХ «Рыбколхоз Дон» требований законодательства об охране и использовании водных объектов.
ООО «СРХ «Рыбколхоз Дон»» осуществляет деятельность на основании Устава, утвержденного решением общего собрания участников (протокол от ДД.ММ.ГГГГ №2).
Юридический адрес организации: 346610, Россия, <адрес>, ст. Багаевская, <адрес>, ОГРН №, ИНН/КПП №
Проверкой выявлены нарушения законодательства об охране и использовании водных объектов, выразившееся в отсутствии в ООО «СРХ «Рыбколхоз Дон» согласованной с Донским БВУ Росводресурсов схемы систем водопотребления и водоотведения, предусмотренной Порядком ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества, утвержденном приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ № 205.
Проверкой установлено, что ООО «СРХ «Рыбколхоз Дон» является водопользователем, использует водные объекты: <адрес>, рукав Подпольная, <адрес> (Усть-Манычское водохранилище) на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование от ДД.ММ.ГГГГ № № для сброса сточных вод.
Схема систем водопотребления и водоотведения, согласованная с территориальным органом Федерального агентства водных ресурсов (Донским бассейновым водным управлением), в ООО «СРХ «Рыбколхоз Дон» отсутствует, что является нарушением п. 5 ч. 2 ст. 39 Водного кодекса РФ, пл. 4, 5 Порядка ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества, утвержденного приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ № 205. При этом указанная схема не является приложением к решению о предоставлении водного объекта в пользование или договору водопользования в виде графических материалов с пояснительной запиской.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 45 ГПК РФ, ст.ст. 27, 35 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № «О прокуратуре Российской Федерации», просит суд обязать ООО «СРХ «Рыбколхоз Дон» разработать и согласовать с Донским бассейновым водным управлением Росводресурсов схему систем водопотребления и водоотведения в соответствии с требованиями Порядка ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества, утвержденного приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ № 205, в срок до 01.11.2014.
В судебном заседании помощник прокурора заявленные требования поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, дело рассмотрено в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Представитель третьего лица в судебное заседание явился, извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие. Дело рассмотрено в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Суд, выслушав помощника прокурора, исследовав материалы дела, считает заявленные требования подлежащими удовлетворению.
Так, согласно ч.ч. 1, 2, 3 ст. 30 Водного кодекса РФ государственный мониторинг водных объектов представляет собой систему наблюдений, оценки и прогноза изменений состояния водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, собственности физических лиц, юридических лиц, является частью государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды).
Согласно ч. 8 ст. 30 Водного кодекса РФ порядок осуществления государственного мониторинга водных объектов устанавливается Правительством Российской Федерации.
Так, постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № утверждено Положение об осуществлении государственного мониторинга водных объектов.
В соответствии с п. 8 Положения государственный мониторинг водных объектов организовывается и осуществляется Федеральным агентством водных ресурсов, Федеральным агентством по недропользованию, Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды с участием уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. При проведении мониторинга используются сведения, полученные в результате наблюдений, в том числе водопользователями и недропользователями.
Согласно п. 16 Положения водопользователи в порядке, установленном Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации, ведут учет объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных, в том числе дренажных, вод, их качества; ведут регулярные наблюдения за водными объектами (их морфометрическими особенностями) и их водоохранными зонами; представляют в территориальные органы Федерального агентства водных ресурсов сведения, полученные в результате такого учета и наблюдений, в соответствии с установленными формой и периодичностью.
Кроме того, в соответствии с п. 5 ч. 2 ст. 39 Водного кодекса РФ водопользователи при использовании водных объектов обязаны вести в установленном порядке учет объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных, в том числе дренажных, вод, их качества, регулярные наблюдения за водными объектами и их водоохранными зонами, а также бесплатно и в установленные сроки представлять результаты такого учета и таких регулярных наблюдений в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти.
Приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ № в соответствии с Положением об осуществлении государственного мониторинга водных объектов утвержден Порядок ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества, который определяет последовательность действий собственников водных объектов и водопользователей при ведении ими учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества, а также представления сведений такого учета.
Так, пунктами 2, 4 Порядка установлено, что обязанность ведения учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества возлагается на физические или юридические лица, которым предоставлено право пользования водным объектом в целях забора (изъятия) водных ресурсов и (или) сброса сточных вод и (или) дренажных вод.
Для организации учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества водопользователем составляется схема систем водопотребления и водоотведения, предоставляющая информацию о размещении мест забора и сброса сточных вод и (или) дренажных вод, количестве и качестве забираемых (изымаемых) и сбрасываемых сточных вод и (или) дренажных вод, о системах оборотного водоснабжения, повторного использования вод, а также передачи (приема) воды потребителям.
Схема систем водопотребления и водоотведения подлежит согласованию территориальным органом Федерального агентства водных ресурсов в 15-дневный срок. В случае использования подземных водных объектов Схема подлежит также согласованию территориальным органом Федерального агентства по недропользованию в 15-дневный срок.
В соответствии с п. 5 Порядка схема выполняется в графическом виде с приложением пояснительной записки и должна содержать:
а) ситуационный план местности с привязкой территории организации, эксплуатирующей водозаборные и (или) водосбросные сооружения, к водному объекту, используемому для забора (изъятия) водных ресурсов, сброса сточных вод и (или) дренажных вод с указанием:
наименования водного объекта - водоисточника и водоприемника;
мест размещения забора (изъятия) водных ресурсов и сброса сточных вод и (или) дренажных вод с их нумерацией;
б) план территории организации, эксплуатирующей водозаборные и (или) водосбросные сооружения, с наложением сетей водоснабжения, водоотведения и ливневой канализации с указанием:
мест установки средств измерений для учета количества забираемых (изымаемых) и сбрасываемых сточных вод и (или) дренажных вод с их нумерацией;
мест размещения очистных сооружений.
Пояснительная записка к Схеме должна содержать:
водохозяйственный баланс намечаемого водопользования, составленный на основе отраслевых индивидуальных норм водопотребления и водоотведения;
иные сведения, характеризующие количество и качество забираемых (изымаемых) и сбрасываемых сточных вод и (или) дренажных вод.
Одним из основных принципов водного законодательства является значимость водных объектов в качестве основы жизни и деятельности человека. Регулирование водных отношений осуществляется исходя из представления о водном объекте как о важнейшей составной части окружающей среды, среде обитания объектов животного и растительного мира, в том числе водных биологических ресурсов, а также в зависимости от особенностей режима водных объектов, их физико-географических, морфометрических и других особенностей (п. 1, 10 ст. 3 Водного кодекса Российской Федерации).
Согласно ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В судебном заседании установлено, что прокуратурой по информации Донского бассейнового водного управления, полученной в ходе анализа состояния законности при использовании водных объектов на территории <адрес>, проведена проверка исполнения ООО «СРХ «Рыбколхоз Дон» требований законодательства об охране и использовании водных объектов.
ООО «СРХ «Рыбколхоз Дон»» осуществляет деятельность на основании Устава, утвержденного решением общего собрания участников (протокол от ДД.ММ.ГГГГ №2).
Юридический адрес организации: 346610, Россия, <адрес>, ст. Багаевская, <адрес>, ОГРН №, ИНН/КПП №.
Проверкой установлено, что ООО «СРХ «Рыбколхоз Дон» является водопользователем, использует водные объекты: <адрес>, рукав Подпольная, <адрес> (Усть-Манычское водохранилище) на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование от ДД.ММ.ГГГГ № № для сброса сточных вод.
Схема систем водопотребления и водоотведения, согласованная с территориальным органом Федерального агентства водных ресурсов (Донским бассейновым водным управлением), в ООО «СРХ «Рыбколхоз Дон» отсутствует, что является нарушением п. 5 ч. 2 ст. 39 Водного кодекса РФ, пл. 4, 5 Порядка ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества, утвержденного приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ № 205. При этом указанная схема не является приложением к решению о предоставлении водного объекта в пользование или договору водопользования в виде графических материалов с пояснительной запиской
Неэффективное и несвоевременное исполнение возложенных федеральным законодательством обязанностей ООО «СРХ «Рыбколхоз Дон» нарушает интересы Российской Федерации как собственника водных объектов, нарушает порядок государственного мониторинга водных объектов, осуществляемого в целях своевременного выявления и прогнозирования негативного воздействия вод, а также развития негативных процессов, влияющих на качество воды в водных объектах и их состояние, разработки и реализации мер по предотвращению негативных последствий этих процессов; оценки эффективности осуществляемых мероприятий по охране водных объектов; информационного обеспечения управления в области использования и охраны водных объектов, в том числе для государственного надзора в области использования и охраны водных объектов, тем самым нарушает права неопределенного круга лиц - граждан Российской Федерации, проживающих на территории <адрес> и других прилегающих населенных пунктов, а также лиц временно находящихся на указанной территории (в связи с чем, невозможно определенно установить данный круг лиц, поскольку каждому гарантировано право свободно передвигаться по территории Российской Федерации), то есть субъектов, персонификация которых не возможна, на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии.
В связи с изложенным суд считает необходимым удовлетворить заявленные требования.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковое заявление Ростовского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить.
Обязать ООО «СРХ «Рыбколхоз Дон» разработать и согласовать с Донским бассейновым водным управлением Росводресурсов схему систем водопотребления и водоотведения в соответствии с требованиями Порядка ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества, утвержденного приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ № 205, в срок до 01.11.2014.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Багаевский районный суд Ростовской области в течение 1 месяца со дня принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 22 августа 2014 года.
Председательствующий Д.С. Шкуратов
Дело № 2-593/14
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
(резолютивная часть)
ДД.ММ.ГГГГ ст. Багаевская
Багаевский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Шкуратова Д.С.,
при секретаре ФИО1,
с участием помощника прокурора <адрес> РО ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ростовского межрайонного природоохранного прокурора в защиту права, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, интересов РФ к ООО «СРХ Рыбколхоз Дон», третье лицо Донское бассейновое управление об обязании разработать и согласовать схему систем водопотребления и водоотведения,
руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,
решил:
Исковое заявление Ростовского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить.
Обязать ООО «СРХ «Рыбколхоз Дон» разработать и согласовать с Донским бассейновым водным управлением Росводресурсов схему систем водопотребления и водоотведения в соответствии с требованиями Порядка ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества, утвержденного приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ № 205, в срок до 01.11.2014.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Багаевский районный суд Ростовской области в течение 1 месяца со дня принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение будет изготовлено 22 августа 2014 года.
Председательствующий Д.С. Шкуратов