Дело №2-451/13
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
29 апреля 2013 года г. Константиновск
Судья Усть-Донецкого районного суда Ростовской области Камашин С.В.
при секретаре Марченко Л.Ю.
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Константиновского судебного состава Усть-Донецкого районного суда исковое заявление Е.А.А. к Администрации Богоявленовского сельского поселения Константиновского района Ростовской области, третьи лица Администрация Константиновского городского поселения, Министерство строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области о предоставлении жилья
У С Т А Н О В И Л:
Е.А.А. обратился в суд с настоящим иском. В судебном заседании, обосновывая исковые требования, Е.А.А., его представитель по доверенности Грибенников В.В. пояснили, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Е.А.А. принимал участие в ликвидации последствий аварии Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения. Имеет III группу инвалидности по общему заболеванию, не связанному с участием в ликвидации последствий аварии на ЧАЭС. Состоял на учете в качестве нуждающегося в предоставлении жилья. 27.12.04 незаконно был снят с учета. Решением Константиновского районного суда от 21 мая 2008 года восстановлен в очереди на получение жилья с 04.03.1998 года. Состоит на учете в Богоявленовской сельской Администрации на общих основаниях. Полагает о наличии права на квартирный учет согласно ФЗ от 15.05.1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации в следствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в редакции ФЗ от 24.11.1995 г. № 179-ФЗ п. 3 ч. 1 ст. 15. По мнению истца, его представителя, Е.А.А. как участник ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС имеет право на первоочередное разовое бесплатное обеспечение благоустроенной жилой площадью, за счет средств Федерального бюджета, путем предоставления жилищного сертификата.
На основании изложенного и Федерального закона от 4 июня 2011 года о внесении изменений в п. 1 ч. 1 ст. 15 Федерального Закона от 15.05.1991 г. №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» просит обязать администрацию Богоявленовского сельского поселения Ростовской области обеспечить его бесплатной благоустроенной жилой площадью бесплатно на семью из 4 человек.
Представители администрации Константиновского городского поселения Ростовской области по доверенности Сюсина А.Н., Богоявленовского сельского поселения Костромина И.Г. исковые требования не признали, сослались на доводы, изложенные в возражениях на исковое заявление.
Представитель третьего лица Министерства строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области в судебное заседание не явился. Представила отзыв на исковое заявление, в котором просит отказать в удовлетворении исковых требований Е.А.А.. В отзыве содержится просьба о рассмотрении дела в отсутствие представителя Министерства строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области.
Дело рассмотрено в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Суд, выслушав стороны, исследовав представленные доказательства, изучив материалы дела, приходит к выводу об отсутствии оснований к удовлетворению иска.
Статьями 14 (пункт 2 части 1), 15 (пункт 1 части 1), 16 (часть 2), 17 (пункт 7), 22 (часть 1) Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ) гражданам из числа указанных в данном Законе категорий гарантируется обеспечение жилой площадью нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, принятым в рамках реформирования системы социальной защиты населения, часть льгот, ранее предоставлявшихся гражданам в натуральной форме, была заменена на денежные выплаты. В частности, изменился порядок обеспечения жильем инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы и участников ликвидации ее последствий: тем из них, кто был принят на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года, предоставляется право на обеспечение жилой площадью в размерах и порядке, установленных Правительством Российской Федерации, а принятые на учет после 1 января 2005 года обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Во исполнение указанного предписания Правительство Российской Федерации приняло Постановление от 29 декабря 2004 года N 866, согласно которому основной формой обеспечения жильем граждан, имеющих право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии со статьями 14 и 15 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", являлось предоставление им субсидий на приобретение жилья (с 2006 года обеспечение жильем названной категории граждан осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N153 путем предоставления социальной выплаты (жилищной субсидии, субсидии) для приобретения жилья).
Тем самым инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы и участникам ликвидации ее последствий, принятым на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года, было предоставлено право на участие в подпрограмме "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы (утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001 года N 675 и действует в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2009 года N 133), предусматривающей социальные выплаты на приобретение жилья (жилищные субсидии). Размер соответствующей социальной выплаты рассчитывается органом исполнительной власти, осуществляющим выдачу сертификата, исходя из утвержденной в установленном порядке стоимости 1 кв. м общей площади жилья в Российской Федерации (в некоторых субъектах Российской Федерации - с учетом утверждаемых Правительством Российской Федерации повышающих коэффициентов) и норматива обеспечения общей площадью жилья в зависимости от состава семьи. В настоящее время, положения Программы реализуются в рамках Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 г.г., утвержденной Постановлением Правительства РФ 17 декабря 2010 г. №1050.
В соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы" формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации названной подпрограммы является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
Как следует из указанных положений Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", граждане имеют право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с данным Законом (т.е. на получение социальных выплат) при соблюдении двух условий: если они относятся к числу определенных этим Законом категорий и одновременно являются нуждающимися в улучшении жилищных условий, вставшими на учет до 1 января 2005 г. Указанный срок установлен законодателем в качестве ограничительного условия лишь непосредственно в отношении времени постановки граждан на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и не связывается ни с основанием постановки на такой учет, ни со временем выдачи им соответствующих удостоверений, дающих право на меры социальной поддержки.
С учетом изложенного мера социальной поддержки в виде обеспечения нуждающихся в улучшении жилищных условий жилой площадью в размерах и порядке, установленных Правительством Российской Федерации, гарантируется Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" на равных основаниях всем гражданам, указанным в статьях 14, 15, 16, 17 и 22 данного Закона, которые встали на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 г., вне зависимости от времени получениями ими соответствующих удостоверений о праве на меры социальной поддержки, предусмотренные этим Законом.
Судом установлено, что Е.А.А. призван на специальные сборы в в/ч 11350 принимающей участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ В/ч 11350 в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ дислоцировалась в зоне отчуждения (н.<адрес>). Пнимал участие в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в 30 км. зоне в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ
ДД.ММ.ГГГГ Е.А.А. выдано удостоверение участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1988 г., серия № (л.д. 8).
Согласно справке МСЭ-2011 № от ДД.ММ.ГГГГ Е.А.А. имеет III группу инвалидности по общему заболеванию (л.д. 11).
Вступившим в законную силу решением Константиновского районного суда от 21 мая 2008 года Е.А.А. восстановлен в очереди на получение жилья как участник ликвидации последствий аварии ЧАЭС с 04.03.1998 года.
Согласно протоколу заседания жилищной комиссии при Администрации Константиновского городского поселения от 03.07.08 №3, решение суда исполнено, Е.А.А. восстановлен на квартирном учете. В адрес Е.А.А. направлено письмо с уведомлением о необходимости предоставления документов в учетное дело, а также об условиях получения жилищного сертификата в соответствии с Постановлением Правительства РФ №153 от 21.03.06. Согласно пояснениям сторон, до настоящего времени документы не получены.
Судом также установлено, мер к получению жилищного сертификата в рамках федеральной Программы «Жилище» истец не предпринимал.
В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается как на обоснование своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В судебном заседании истцом не доказаны обстоятельства нарушения его прав на получение жилья со стороны ответчика. Исковые требований, предъявленные администрации Богоявленовского сельского поселения не могут быть удовлетворены, поскольку Федеральным законодательством предусмотрен иной механизм реализации Е.А.А., как участником федеральной Программы «Жилище» своего права на предоставление жилья. В рамках указанной программы истцом не выполнено необходимых действий, однако препятствий к реализации Е.А.А. своего права со стороны ответчика, судом не установлено, в связи с чем, иск не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Е.А.А. – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в течение одного месяца в Ростовский областной суд через Усть-Донецкий районный суд Ростовской области.
Решение в окончательной форме изготовлено 08 мая 2013 года.
СУДЬЯ С.В. КАМАШИН