Дело № 2-6142/16
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
14 июля 2016 года город Кызыл
Кызылский городской суд Республики Тыва в составе судьи Успуна И.И., при секретаре ППП., с участием представителя истца РРР., представителя ответчика ССС., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва к Управлению Федеральной службы судебных приставов по <адрес> об освобождении от уплаты исполнительского сбора,
У С Т А Н О В И Л:
Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва (далее –Минзем РТ) обратилась в суд с иском к Управлению Федеральной службы судебных приставов по <адрес> об освобождении об уплаты исполнительского сбора, указывая на то, что решением Кызылского городского суда Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, удовлетворен иск ВВВ. о предоставлении на условиях специализированного найма жилого помещения, соответствующего установленным нормам. По данному судебному акту возбуждено исполнительное производство №-ИП. ДД.ММ.ГГГГ в связи с неисполнением судебного решения вынесено постановление о взыскании с Минзем РТ исполнительского сбора в размере 50000 рублей. Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлении от 30 июля 2001 года №13-П, исполнительский сбор по своей правовой сути представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично - правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Исполнительский сбор является санкцией за несвоевременное исполнение требований исполнительного документа. Формирование специализированного жилищного фонда осуществляется за счет средств республиканского бюджета Республики Тыва, предусмотренных на соответствующий финансовый год, и средств федерального бюджета, предоставленных бюджету Республики Тыва на эти цели. Разработан порядок формирования специализированного фонда Республики Тыва № от ДД.ММ.ГГГГ Минзема РТ, и при исполнении решения суда Министерство руководствуется указанными правилами Порядка. Сумма исполнительных листов по данной категории дел составляет № рублей, что для бюджета республики огромное непосильное обременение. Министерством предпринимаются активные меры по исполнению судебного акта, однако, в связи с наличием объективных препятствий исполнением судебного решения в настоящее время не представляется возможным. По смыслу ч. 6 ст.112 ФЗ «Об исполнительном производстве», статьи 55 (часть 3) Конституции РФ, введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния. Следовательно, у Минзем РТ отсутствуют виновные действия, что позволяет освободить его от штрафных санкций в виде исполнительского сбора. Просит освободить истца от взыскания исполнительского сбора по постановлению от ДД.ММ.ГГГГ в размере 50000 рублей.
В судебном заседании представитель истца по доверенности РРР. исковое заявление поддержал по указанным в нем основаниям.
Представитель ответчика Управления ФССП по РТ по доверенности ССС. в судебном заседании просил отказать в удовлетворении иска.
Третье лицо ВВВ. не явилась, извещена надлежаще, об уважительности причин неявки не сообщила, в связи с чем дело рассматривается в ее отсутствие.
Выслушав участвующих лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1, ч. 3 ст.112 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа. Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее пятисот рублей с должника-гражданина и пяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина устанавливается в размере пятисот рублей, с должника-организации - пяти тысяч рублей.
В соответствии с ч.2 ст.112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
В соответствии с ч. 11 и ч.12 ст.30 Федерального закона «Об исполнительном производстве», если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона. Срок для добровольного исполнения не может превышать пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
На основании исполнительного листа серии возбуждено исполнительное производство №-ИП в отношении должника Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва об обязании предоставления в течение № месяцев со дня вступления в законную силу решения на условиях специализированного найма жилого помещения, соответствующего установленным нормам, ВВВ., по решению Кызылского городского суда Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ, вступившему в законную силу ДД.ММ.ГГГГ.
При этом в постановлении о возбуждении исполнительного производства должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документа, с момента получения должником копии постановления. А также должник предупрежден, что в случае неисполнения исполнительного срок в срок, предоставленный для добровольного исполнения, и непредставления доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, с него будет взыскан исполнительский сбор в размере 50000 рублей с должника-организации. При наличии чрезвычайных, объективно непредотвратимых обстоятельств и других непредвиденных и непреодолимых препятствий, могущих сделать невозможным добровольное исполнение исполнительного документа, должнику предлагается в срок, установленный для добровольного исполнения, надлежащим образом уведомить об этом судебного пристава-исполнителя.
Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ судебный пристав-исполнитель МОСП <адрес> по РОВИП, рассмотрев материалы исполнительного производства №-ИП установил, что исполнительный документ должником Министерством земельных и имущественных отношений Республики Тыва в срок, установленный для добровольного исполнения, не исполнен и постановил взыскать с должника Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва исполнительский сбор в размере 50000 рублей с должника-организации.
Законность данного действия судебного пристава-исполнителя заявителем не оспаривается.
Вместе с тем, согласно ч.6 ст.112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» должник вправе обратиться в суд с иском об освобождении от взыскания исполнительного сбора. При этом суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, уменьшить его размер, а при отсутствии установленных ГК РФ оснований ответственности за нарушение обязательств суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
Исходя из позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 30 июля 2001 года № 13-П "По делу о проверке конституционности положений подпункта 7 пункта 1 статьи 7, пункта 1 статьи 77 и пункта 1 статьи 81 Федерального закона "Об исполнительном производстве" в связи с запросами Арбитражного суда Воронежской области, Арбитражного суда Саратовской области и жалобой открытого акционерного общества "Разрез "Изыхский", исполнительский сбор по своей правовой сути представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. По смыслу статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Таким образом, поскольку установлено, что Минзем РТ предприняты действия, направленные на исполнение решения суда по предоставлению на условиях специализированного найма жилого помещения, соответствующего нормам, ВВВ., то следует признать, что должником предпринимались все меры для своевременного и надлежащего исполнения решения суда, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности. Поэтому имеются основания для освобождения истца от уплаты исполнительского сбора, в связи с чем, исковые требования истца обоснованы и подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва к Управлению Федеральной службы судебных приставов по <адрес> об освобождении от уплаты исполнительского сбора удовлетворить.
Освободить Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва от уплаты исполнительского сбора, взысканного постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП <адрес> по РОВИП Управления ФССП по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по исполнительному производству №-ИП.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Тыва в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения - ДД.ММ.ГГГГ, путем подачи апелляционной жалобы через Кызылский городской суд.
Судья И.И. Успун