Решение по делу № 2-732/2015 от 18.11.2015

Дело № 2-732/2015

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Удорский районный суд Республики Коми

в составе председательствующего судьи Попова В.В.,

при секретаре Матвеевой Г.А.,

с участием прокурора Пашкиной Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в селе Кослан 11 декабря 2015 года гражданское дело по исковому заявлению прокурора Удорского района Республики Коми в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО ГП «Благоево» о возложении обязанности организовать сбор и вывоз отходов с несанкционированного места размещения отходов (свалки),

установил:

Прокурор обратился в суд с иском, в обоснование которого указал, что ДД.ММ.ГГГГ в ходе патрулирования территории лесного фонда работниками ГУ РК «Ёртомское лесничество» на открытом участке местности в выделе 36 квартала 184 Чимского участкового лесничества ГУ РК «Ёртомское лесничество» выявлено несанкционированное место складирования (свалка) отходов производства и потребления с географическими координатами: <данные изъяты> на площади около 0,8 га, находящееся на землях государственного лесного фонда, но в границах муниципального образования городского поселения «Благоево». Приблизительный общий объем отходов составляет 15 куб.м., относящихся к 4 и 5 классам опасности для окружающей среды. Организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к полномочиям администрации поселения. Размещение отходов на несанкционированном месте (свалке) приводит к нарушению естественной экологической системы и негативно влияет на компоненты окружающей среды вследствие загрязнения атмосферного воздуха продуктами гниения и разложения отходов, загрязнения и захламления почвы, грунтовых и подземных вод при фильтрации осадков, поскольку не обеспечивается изоляция и обезвреживание отходов, что служит источником возникновения болезнетворных организмов, нарушает естественный природный ландшафт, ухудшает экологическую и санитарную обстановку на территории муниципального образования, что создает потенциальную опасность для здоровья населения, способствуя распространению инфекционных болезней и иных тяжких последствий, в том числе путем разнесения отходов животными и, как следствие, ведет к ущемлению гарантированных государством экологических прав и законных интересов на благоприятную окружающую среду граждан, проживающих и временно находящихся на территории муниципального образования. В связи с этим, прокурор просил суд обязать ответчика ликвидировать несанкционированное место размещения отходов (свалки), расположенного по указанным координатам.

В судебном заседании участвующий в деле прокурор требования иска уточнил, просил обязать ответчика в срок до ДД.ММ.ГГГГ включительно организовать сбор и вывоз отходов с указанного несанкционированного места размещения отходов (свалки), расположенного по указанным координатам. Доводы в обоснование иска полностью поддержал и просил суд иск удовлетворить.

Глава МО ГП «Благоево» - руководитель администрации поселения Митина Е.М. исковые требования признала, пояснив, что бытовые отходы в указанных местах скапливались длительное время; население вывозит отходы на несанкционированные для этого места, не ставя в известность администрацию поселения. Нарушения будут устранены в следующем году после схода снежного покрова.

Представители третьих лиц на стороне истца – руководитель Удорского районного комитета по охране окружающей среды Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми Кривушев Н.П. и заместитель руководителя ГУ РК «Ёртомское лесничество» Комарова О.А. в судебном заседании исковые требования поддержали в полном объеме.

Заслушав доводы прокурора, ответчика, представителей третьих лиц, исследовав письменные материалы дела и доказательства, суд приходит к следующему мнению.

Положениями статьи 42 Конституции Российской Федерации, Федерального закона от 10.01.2002 "Об охране окружающей среды", статьи 8 Федерального закона от 30.03.1999 "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлено, что каждый гражданин Российской Федерации имеет право на благоприятную окружающую среду.

Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона "Об охране окружающей среды" объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются земли, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, леса и др.

В соответствии со статьей 51 Федерального закона "Об охране окружающей среды", отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещаются сброс отходов производства и потребления, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.

В силу части 1 статьи 7 Федерального закона "Об охране окружающей среды", к вопросам местного значения городских поселений относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Такие же вопросы местного значения городского поселения указаны в пункте 18 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Такие же полномочия поселения предусмотрены пунктом 18 статьи 8 Устава МО ГП «Благоево».

Кроме того, к вопросам местного значения поселения относится использование, охрана, защита, воспроизводство городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения (п. 19 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ).

В силу положений части 1 статьи 8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

В соответствии с пунктами 5, 6, 7 статьи 12 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» запрещается захоронение отходов в границах населенных пунктов, лесопарковых и водоохранных зонах, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.

На основании положений статьи 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. В свою очередь, органы местного самоуправления осуществляют организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований в соответствии с законодательством Российской Федерации и определяют порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, который должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека.

Согласно пункту 2 статьи 21 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» содержание территорий городских и сельских поселений должно отвечать санитарным правилам.

На основании пункта 1.2. СанПиН 42-128-4690-88. «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», утвержденных Главным государственным санитарным врачом СССР 05.08.1988 № 4690-88, система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно-бытового назначения; жидких из неканализованных зданий; уличного мусора и смета и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта).

В соответствии с пунктом 3.4. СанПиН 3.5.2.1376-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дезинсекционных мероприятий против синантропных членистоногих», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации 09.06.2003 № 126, не допускается образование свалок бытового и крупногабаритного мусора на дворовых территориях, открытых участках территории населенных пунктов и участках открытой природы, прилегающих к населенным пунктам.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в ходе патрулирования территории лесного фонда работниками ГУ РК «Ёртомское лесничество» на открытом участке местности в выделе 36 квартала 184 Чимского участкового лесничества ГУ РК «Ёртомское лесничество» выявлено место складирования (свалка) отходов производства и потребления с географическими координатами: <данные изъяты>”на площади около 0,8 га, находящееся на землях государственного лесного фонда, но в границах муниципального образования ГП «Благоево». Приблизительный общий объем отходов составляет 15 куб.м. и относится к 4 и 5 классам опасности для окружающей природной среды, в соответствии с приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 15.06.2001 № 511 (отходы из жилищ, строительный мусор, отходы обработки древесины и изделий из дерева).

Выявленное место складирования (свалки) отходов производства и потребления в качестве объекта размещения отходов в государственном реестре объектов размещения отходов не числится. Какие-либо документы, разрешающие юридическим лицам, гражданам временное накопление и хранение отходов в выделе 36 квартала 184 Чимского участкового лесничества ГУ РК «Ёртомское лесничество», отсутствуют.

Согласно пункту 4.13 ГОСТ 30772-2001. «Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения», введенного постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 28.12.2001 № 607-ст, территория, не предназначенная для размещения отходов, является несанкционированным местом размещения отходов (несанкционированной свалкой).

Из материалов дела следует, что в границах муниципального образования на землях лесного фонда, в указанных в иске местах и с указанными координатами, имеются стихийные несанкционированные свалки твердых бытовых отходов и мусора, образовавшихся в результате жизнедеятельности людей (бытовые отходы из жилищ, строительный мусор, отходы обработки древесины и изделий из дерева, и многое другое), что может оказать негативное воздействие на окружающую среду, на санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, как проживающего на территории данного поселения, так и неопределенного круга лиц. То обстоятельство, что свалки находятся на территории муниципального образования, сторонами не оспаривается.

Причиной возникновения несанкционированной свалки являются как недостаточная организация на территории поселения мест, предназначенных для сбора бытовых отходов, так и непринятие органами местного самоуправления надлежащих мер для профилактики, устранения и пресечения правонарушений в сфере загрязнения окружающей среды.

Принимая во внимание вышеизложенные нормативные положения, обязанность по организации сбора и вывоза бытовых отходов с несанкционированной свалки должна быть возложена на исполнительно-распорядительный орган муниципального образования – администрацию МО ГП «Благоево».

Расположение указанной несанкционированной свалки на землях лесного фонда не исключает обязанности муниципалитета поселения по организации сбора и вывоза указанных бытовых отходов, поскольку свалка находится в границах муниципального образования поселения, а сама свалка состоит из бытовых отходов и мусора, которые образовались в результате жизнедеятельности населения муниципального образования. Учреждения лесного хозяйства отношения к образованию несанкционированной свалки не имеют, а действующее законодательство не возлагает на них обязанности по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, образовавшегося в результате жизнедеятельности населения поселений, поэтому оснований для понуждения таких учреждений организовать и провести запрашиваемые прокурором мероприятия не имеется. К тому же положения статьи 10 и 11 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" прямо указывают на осуществление местного самоуправления на всей территории Российской Федерации в городских, сельских поселениях, муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения, а также содержат нормы о том, что в территории поселений могут входить земли независимо от форм собственности и целевого назначения. Таким образом, органы местного самоуправления осуществляют свои полномочия, в том числе по решению вопросов организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, в границах муниципального образования независимо от форм собственности и целевого назначения входящих в него территорий и земель.

Не идет в рассматриваемом случае и речи об утилизации и переработке бытовых отходов, в части которой Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» полномочия возложены на муниципальные районы. Судом установлено, что администрацией МР «Удорский» полномочия в части утилизации и переработки бытовых отходов выполняются надлежащим образом. А именно администрацией МР «Удорский» учрежден МУП «Экосервис», который согласно Уставу осуществляет специализированный вид деятельности по приему отходов производства и потребления, по размещению и утилизации их на указанном полигоне в соответствии с санитарными правилами. Между администрацией МР «Удорский» и МУП «Экосервис» заключен договор аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ , согласно которому МУП «Экосервис» принял в аренду земельный участок в 319 квартале Удорского участкового лесничества площадью 75000 кв.м. для размещения межпоселенческого полигона твердых бытовых отходов, на котором фактически и осуществляется утилизации бытовых отходов.

Прокурором же в рассматриваемом случае заявлено требование о сборе и вывозе бытовых отходов с несанкционированных мест размещения отходов (свалки), организация мероприятий по которым действующим законодательством возлагается на органы местного самоуправления городских поселений.

Прокурором правильно избран способ защиты прав и интересов неопределенного круга лиц. Согласно части 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. В соответствии с пунктом 4 статьи 27 и пунктом 3 статьи 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

В силу правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении N 4-П от 14.02.2002 прокурор, обращаясь с заявлением в суд в интересах другого лица, действует как должностное лицо прокуратуры Российской Федерации и не является субъектом спорных материальных правоотношений, но в качестве лица, участвующего в деле, он пользуется соответствующими процессуальными правами. По делам по заявлениям, поданным в интересах неопределенного круга лиц, прокурор выступает представителем данного круга физических лиц в силу закона.

Таким образом, обращаясь в суд с указанным исковым заявлением, прокурор действует в защиту гарантированных Конституцией Российской Федерации прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законодательством, для предупреждения причинения вреда жизни и здоровью таким лицам.

Исследовав и оценив представленные доказательства, учитывая, что ответчиком не представлено в судебном заседании достаточных доказательств устранения выявленных нарушений, суд находит требования прокурора законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению, с установлением в соответствии со статьей 206 ГПК РФ срока для исполнения решения суда до ДД.ММ.ГГГГ включительно.

На основании пункта 19 статьи 333.36 Налогового кодекса РФ органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, в качестве истцов или ответчиков освобождены от уплаты государственной пошлины.

Руководствуясь статьями 194, 198 и 199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковое заявление прокурора Удорского района Республики Коми в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО ГП «Благоево» о возложении обязанности организовать сбор и вывоз отходов с несанкционированного места размещения отходов (свалки), удовлетворить.

Обязать администрацию МО ГП «Благоево» в срок до ДД.ММ.ГГГГ включительно организовать сбор и вывоз отходов с несанкционированного места размещения отходов (свалки), расположенного в выделе 36 квартала 184 Чимского участкового лесничества ГУ РК «Ёртомское лесничество», на территории муниципального образования городского поселения «Благоево», с географическими координатами: <данные изъяты>

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Коми через Удорский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий

Мотивированное решение принято 14 декабря 2015 года в Удорском районном суде.

2-732/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Удорского района
Ответчики
Администрация ГП "Благоево"
Другие
Удорский районный комитет по охране окружающей среды
Суд
Удорский районный суд Республики Коми
Дело на странице суда
udorasud.komi.sudrf.ru
18.11.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
18.11.2015Передача материалов судье
20.11.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
20.11.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.11.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
11.12.2015Судебное заседание
14.12.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
25.12.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.12.2015
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее